В статье рассматриваются проблемы, связанные с руководством индивидуальными проектами в образовательных учреждениях СПО. Автор статьи рассматривает проблемы, которые возникают в процессе совместной работы преподавателя и студента-первокурсника. К таким проблемам отнесены такие, как слабая подготовка студентов-первокурсников к исследовательской деятельности, отсутствие мотивированности, неумение работать с литературными источниками и др.
Жеребцова Статья.docx
К вопросу об индивидуальных проектах
Жеребцова Елена Ивановна, преподаватель
ГПОУ «Сыктывкарский гуманитарнопедагогический колледж имени
И.А. Куратова»
В ФГОС нового поколения прописано, что индивидуальный проект
особую форму творческой самостоятельной работы
представляет собой
обучающихся
Индивидуальный проект относится к учебноисследовательской работе и является
одной из форм обязательной внеаудиторной работы обучающегося, получающего
среднее общее образование в пределах программ ППССЗ/ППКРС.
(учебное исследование или учебный проект).
В Сыктывкарском гуманитарнопедагогическом колледже разработано
положение об индивидуальных проектах студентов 1 курса по дисциплинам
общеобразовательного цикла.
Для данного вида деятельности студентов определены цели, а именно:
Формирование способности и готовности обучающихся:
к освоению систематических знаний,
•
пополнению, переносу и интеграции;
их самостоятельному
•
•
к сотрудничеству и коммуникации;
к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению
найденных решений в практику;
•
•
•
к использованию ИКТ в целях обучения и развития;
способности к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии;
к выполнению профессиональных задач на производстве по профилю
специальности.
К задачам отнесены следующие:
•
Обучение планированию (обучающийся должен уметь четко
определить цель, описать основные шаги по ее достижению, концентрироваться на
достижении цели на протяжении всей работы).
•
Формирование навыков сбора и обработки информации, материалов
(обучающийся должен уметь выбрать подходящую информацию и правильно ее
использовать).
•
•
Развитие умения анализировать и критически мыслить.
Развитие умения составлять письменный отчет о самостоятельной
работе над проектом (составлять план работы, четко оформлять и презентовать
информацию, иметь понятие о библиографии).
•
Формирование позитивного отношения к деятельности (обучающийся
должен проявлять инициативу, стараться выполнить работу в срок в соответствии
с установленным планом и графиком работы).
Формирование интереса к будущей профессиональной деятельности.
•
Перечисленные задачи, на первый взгляд, во многом кажутся мало
достижимыми, т.к. у студентов первого курса не сформированы навыки
планирования, следовательно, формулирование задач предстоящей работы,
описания выполненной деятельности отводится на долю преподавателя. А, если учесть, что у преподавателя набирается от 810 человек, то работа эта достаточно
трудоемкая и затратная во временном отношении. А механизмы оплаты
руководством проектами в документах не прописаны.
Темы индивидуальных проектов – это тоже серьезная проблема, т.к. она
должна быть посильна для среднего студента, чтобы он был мотивирован на
выполнение работы и интересна для сильного.
Вторая проблема
касается сбора информации и правильного ее
использования. Практика показывает, что современный студент не приучен
работать с литературными источниками, тем более, анализировать их,
сопоставлять с другими источниками, вычленять главную информацию. Как
правило, студенты используют первый попавшийся источник в Интернете, мало
соотнося его содержание с темой исследования.
Третья проблема – формирование позитивного отношения к деятельности.
Аргументами в пользу работы над проектом могут быть разные доводы, среди
которых, например, тот, что это обязательный компонент учебной деятельности
или, что это первый шаг к серьезному исследованию, к курсовому
проектированию, выпускной квалификационной работе. Для когото это
возможность показать результаты своей деятельности на научнопрактической
конференции.
Следует помнить, что результаты выполнения индивидуального проекта
должны отражать: сформированность навыков коммуникативной, учебно
исследовательской деятельности, критического мышления, способность к
инновационной, аналитической, творческой, интеллектуальной деятельности,
сформированность навыков проектной деятельности и т.д. Зачастую, качества,
формируемые в процессе деятельности, носят желаемый характер.
Результат проектной деятельности должен иметь связь с будущей
профессиональной деятельностью, иметь практическую направленность. Таким
образом, перед преподавателем стоит непростая задача связать учебный материал
по литературе с будущей профессией, например, специалиста по туризму или
графического дизайнера или социального работника.
Если вести разговор о классификации проектов (социально
ориентированный, научноисследовательский, информационный, творческий или
конструкторский), какой предпочтительней, то выбор невелик. Для литературной
темы это исследовательский либо информационный. Научноисследовательский
проект по структуре напоминает научное исследование. Он включает в себя
обоснование актуальности выбранной темы, постановку задачи исследования,
обязательное выдвижение гипотезы с последующей её проверкой и т.д. При
выполнении проекта должны использоваться методы современной науки:
моделирование, опрос и др. Т.е., перечисленные компоненты данного вида проекта
предполагают полноценное исследование. Информационный проект направлен на
сбор информации о какомлибо объекте или явлении с целью анализа, обобщения
и представления информации для широкой аудитории. Выходом проекта может
быть публикация в СМИ, в том числе в сети Интернет. Опыт работы с практической реализацией данного вида индивидуальных проектов отсутствует.
Т.о., вопрос о руководстве индивидуальными проектами, по мнению автора,
может стать предметом обсуждения для широкой аудитории.
К вопросу об индивидуальных проектах
К вопросу об индивидуальных проектах
К вопросу об индивидуальных проектах
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.