БАСНИ И.А. КРЫЛОВА
Оценка 4.9

БАСНИ И.А. КРЫЛОВА

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
русская литература
Взрослым
16.01.2019
БАСНИ И.А. КРЫЛОВА
И.А. Крылов написал более 200 басен. В своих произведениях он изображал жизнь и нравы своих современников, их недостатки. Открыто об этом говорить было нельзя. Через образы животных автор высмеивал человеческие пороки. Басни обладают чудодейственной силой, так как заключают в себе мудрые, незыблемые истины из “моря житейского”. Именно поэтому басни обретают необычайную сюжетную гибкость и являются каждый раз со свежим, неожиданным содержанием в разные эпохи, обретая второе рождение. Басни по-прежнему актуальны. Написанные замечательным русским языком, лёгкими незатейливыми стихами, басни так и просятся быть произнесёнными вслух. Чтение его басен обогащает нас знанием русского языка. В.Г. Белинский так говорил о Крылове: «Кто хочет изучить русский вполне, тот должен познакомиться с Крыловым». О смерти И.А. Крылова поэт П.Вяземский писал: «Россия радовалась и гордилась им и будет радоваться и гордиться им, доколе будет процветать наш народный язык и драгоценно будет русскому народу русское слово». В наше время тема чистоты языка актуальна. Сегодняшняя молодёжь не умеет и, возможно, не хочет говорить правильно, литературно. Наша цель - помочь обучающимся самим дойти до понимания того, что неумение владеть русским языком – позор, что грамотная, красивая речь востребована. Что же может заставить нас выучить свой язык, что вызвало бы желание научиться говорить грамотно? Но говорить мы будем не о красоте и величии языка, а о его проблемах.
И.А.КРЫЛОВ.docx
ТЕМА УРОКА: АНАЛИЗ СТИЛЕВЫХ И ЖАНРОВЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ БАСЕН И.А. КРЫЛОВА     Тема урока: Анализ стилевых и жанровых особенностей басен И.А.Крылова.  Цель   урока:  формирование   теоретических   знаний   о   басне   и   практическое   применение   знаний   в   процессе интерпретации басен  И.А.Крылова.  Задачи урока: 1) обобщить и систематизировать знания обучающихся о баснях И.А. Крылова, углубить знания о жанре басни; стимулировать познавательный интерес и поисково­исследовательскую деятельность   обучающихся;   обучить проектной деятельности; 2)   формировать   умение   работать   с   информацией,   представленной   в   электронном   варианте;   формирование практического  навыка  поиска  информации в  сети  Интернет;  развивать  умение  классифицировать,  обобщать, систематизировать информацию; развивать творческие способности обучающихся через инсценирование басен; формировать личностные качества: быстро и слаженно работать в группе; 3) воспитывать доброту, честность, справедливость. Тип урока: комбинированный  Форма проведения: урок – исследование  Используемые   образовательные   технологии:  учебное   проектирование   (проект   электронного   пособия «Избранные басни И.А. Крылова») Тип проекта: информационный   Оборудование:  портрет И.А.Крылова,  тексты басен   Крылова, опорные конспекты по теме «Басни» (ОК) у каждого учащегося, инструкции с вопросами по анализу басен (одна на группу),  рисунки А.Лаптева к басням И.Крылова Межпредметные связи: русский язык, русская литература, выразительное чтение Литература: Иван Крылов в Антологии русской поэзии Сочинения И. А. Крылова в старой орфографии Басни Крылова И. А. в проекте «Хранители сказок» Ерофеева Н. Е. «Урок дочкам» И. А. Крылова: жанр комедии «урока» Иван Андреевич Крылов. Басни, стихи, библиография, жизнь, воспоминания современников, рисунки Крылов, Иван Андреевич в библиотеке Максима Мошкова  Крылов Иван Андреевич (1769—1844) Алабин П. К биографии И. А. Крылова // Русский архив, 1868. — Изд. 2­е. — М., 1869. — Стб. 860—866. Кеневич В. Лев Андреевич Крылов (брат баснописца) // Русский архив, 1868. — Изд. 2­е. — М., 1869. — Стб. 239 —266. Рассказы об И. А. Крылове / Сообщ. В. Ф. Кеневич, С. А. Соболевский // Русская старина, 1870. — Т. 2. — Изд. 3­е. — СПб., 1875. — С. 626—627. Золотарева И. В., Егорова Н. В. Поурочные разработки по литературе. 5 класс. – М. : Вако, 2005.  Учебник­хрестоматия в двух частях. Часть 1. Авторы­составители В. Я. Коровина и др.­ М.: Просвещение, 2004. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки литературы.  Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. Версия 2004 года.   ХОД УРОКА: I. Организационный момент. II. Объявление цели и задач урока. III. Вступительное слово учителя «Почему басням суждена долгая жизнь?».   Основополагающие вопросы: Почему люди не всегда понимают друг друга? Что может заставить нас выучить свой язык?  Проблемные вопросы: Каковы причины, вызывающие речевые ошибки?  Почему распространен жаргон в среде молодежи?  Употреблять иноязычные слова значит «оскорблять здравый смысл» или следовать моде?     Учебные вопросы: Что такое язык? Что такое речь?  Что такое жаргон?  Какие слова называются заимствованными?  Какими могут быть речевые ошибки?  IV. Актуализация знаний.    ­ Прежде чем мы начнём представлять научные проекты, следует отметить, что каждая группа представляет свой  цвет, символизирующий цвет мышления: белый цвет «Биографы» ­ перечислят события и факты из жизни  И.А.Крылова; жёлтый цвет «Теоретики – лингвисты» ­ обобщат всё положительное, изданное И.А.Крыловым и  оставленное потомкам; синий цвет «Художники» ­ сформулируют общие выводы и идеи по поводу учебного  материала;  зелёный цвет «Актёры» ­ в любой оригинальной творческой форме представят результаты изученного; красный цвет «Критики» ­ выразят свои чувства, эмоции, оценочные суждения по поводу изученного материала.  V. Представление проекта­презентации «Из жизни И.А.Крылова» группой «Биографов».  ­ Каким человеком был И.А. Крылов? О чем думал, почему его волновало то, о чем он писал, с кем общался, дружил, как сложилась его жизнь, и почему его произведения живы и актуальны сегодня? Ответы на эти и другие вопросы нам дадут «Биографы». (Группа «Биографы» представляет созданные слайды и рассказывает о жизни Крылова). VI.   Представление   проекта­презентации   «По   страницам   басен   Крылова»   группой   «Теоретиков   – лингвистов».  ­ Басня как литературный жанр имеет давнюю историю.  Почему же мы так любим басни Крылова? Крылов учит людей узнавать самих себя, помогает обнаружить недостатки и подсказывает, как можно от них избавиться. Он учит мудрости жизни.    Н.В.   Гоголь   сказал   о   баснях   Крылова   так:   «Его   притчи   –   достояние   народное   и   составляют   книгу мудрости   самого   народа».  Благодаря   своей   точности,   простоте   многие   строки   басен   Крылова   вошли   в разговорную речь, стали пословицами и поговорками. Вот, например: «А Васька слушает да ест». Один говорит, стыдит, убеждает, а другой, не обращая внимания, продолжает делать что­то плохое. Говорят, когда хотят подчеркнуть, что бесполезно уговаривать в тех случаях, когда нужны решительные меры, а не слова.  «А воз и ныне там». Говорится обычно в ситуации, когда прошло много времени, а дело с места не сдвинулось. Сколько раз говорили, что надо готовиться к каждому уроку, «а воз и ныне там» ­ опять вы не подготовились. «Чем кумушек считать трудиться, не лучше ль на себя, кума, оборотиться». Вместо того, чтобы критиковать недостатки других, лучше посмотреть, нет ли их у тебя самого. Говорится обычно иронически в ситуации, когда кто­либо указывает другому на недостатки, которые есть и у него самого. Каждому из нас в той или иной мере надо прежде всего «на себя оборотиться», быть строже к себе. Отгадайте, из каких басен эти крылатые выражения? Какие строки из басен Крылова, ставшие афоризмами, вы можете еще привести?  «Своя игра».  Вопросы для игры: Термины.  Дайте определение басни как жанра литературы. Дайте определение аллегории. Что такое мораль басни? Что такое «эзопов язык»? Узнай басню по иллюстрации. Узнай басню по морали:  «У сильного всегда бессильный виноват…» «Беда, коль пироги начнет печи сапожник,  А сапоги тачать пирожник,  И дело не пойдет на лад». «Невежи судят точно так:  В чем толку не поймут, то всё у них пустяк». «Избави, бог, и нас от этаких судей». Чьи слова?  «Эх, эх!.. Вот то­то мне и духу придает,  Что я, совсем без драки,  Могу попасть в большие забияки». «Стой, братцы, стой!.. Погодите! Как музыке идти? Ведь вы не так сидите»  «Вот друга я люблю!.. Зато уж чванных не терплю.   Ну, скушай же ещё тарелочку, мой милой!». «Ты шутишь!.. Тебе за труд? Ах ты, неблагодарный!». Правила игры. Класс делится на три команды (по рядам). Побеждает та, которая набирает наибольшее количество очков. Игра состоит из четырех блоков: в каждом блоке по четыре задания. Выигрывает та команда, которая наберет большее количество баллов. Команда определяет лучшего знатока басен И.А. Крылова. Успехов вам!   (Презентация слайдов группой «теоретиков­лингвистов»). VII. Представление проекта­презентации «Крылов и его герои  на страницах газет» группой  «Художников».   ­   Басни   Крылова   иллюстрировали   многие   художники:   Г.Куприянов,   А.Лаптев,   М.Алексеев,   Е.Рачёв.   Наши «художники» также подготовили рисунки к басням. Посмотрим, какими они увидели героев басен Крылова. («Художники» защищают свои рисунки).  VII.  Представление проекта­презентации «Басня в детском саду» группой «Актёров». ­   Уважаемые   участники   проекта!   Ваша   будущая   специальность   –   «Воспитатель   дошкольных   организаций». Главное направление работы воспитателя – научить ребёнка читать, писать, мыслить. Во многом этому учат литературные произведения русской классической литературы.  И.А.Крылова можно с уверенностью отнести к таким бесценным классикам. Сейчас   мы   увидим,   как   можно   на   занятии   с   детьми   подготовительной     группы   детского   сада   разобрать произведение   И.А.Крылова   «Ворона   и   Лисица»   (представление   участниками   проекта   «Актёры»   отрывка конспекта урока по изучению басни И.А.Крылова, инсценировка басни «Ворона и Лисица»). VIII.   Представление   проекта­презентации   «Современная   проблема   глазами   баснописца»   группой «Критиков». ­ Сегодня перед нами стоят современные актуальные жизненные проблемы, которые интересуют нас, они важны и интересны для нас. Группе «Критиков» предстояло сформулировать и исследовать современные проблемы из нашей жизни, они собрали и обработали материал и представили результат в виде современных басен так, как это сделал бы И.А.Крылов, т.е. увидеть проблему «глазами И.А.Крылова». (« Критики» защищают свои проекты).  IX. Подведение итога урока. ­ Итак, к какому выводу мы сегодня пришли в результате защиты научных проектов о творчестве И.А.Крылова? Что можно сказать о стилевых и жанровых особенностях басен И.А.Крылова? Почему же басням суждена долгая  жизнь?  Основополагающие вопросы: Почему люди не всегда понимают друг друга? Что может заставить нас выучить свой язык?  Проблемные вопросы: Каковы причины, вызывающие речевые ошибки?  Почему распространен жаргон в среде молодежи?  Употреблять иноязычные слова значит «оскорблять здравый смысл» или следовать моде?   Учебные вопросы: Что такое язык?  Что такое речь?  Что такое жаргон?  Какие слова называются заимствованными?  Какими могут быть речевые ошибки?  ­ Так  чему же учат басни Крылова? X. Домашнее задание.  XI. Рефлексия. XII. Комментирование оценок.

БАСНИ И.А. КРЫЛОВА

БАСНИ И.А. КРЫЛОВА

БАСНИ И.А. КРЫЛОВА

БАСНИ И.А. КРЫЛОВА

БАСНИ И.А. КРЫЛОВА

БАСНИ И.А. КРЫЛОВА
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.