Л.П. Кабанюк, Т.В. Бабанова «Литературная студия «Пегас»
Глава 4.Роль библиопсихологии в деятельности современной школы.
– / Авт.: Л.П. Кабанюк, Т.В. Бабанова
Создавая библиопсихологическую теорию, Н.А. Рубакин первым шагом в ней считал изучение 3 главных факторов: читатель – книга – писатель. Под словом «читатель» - понимается потребность литературных ценностей; «книга» - печатное, рукописное и устное слово; «автор» - писатель, оратор. При этом необходимо указать, что читатель – книга – писатель – явления не статические, а динамические. Рациональная постановка проблемы изучения и использования этих процессов способствует усовершенствованию культуры и цивилизации: от взаимного непонимания к обоюдному максимальному пониманию. Следовательно, слушающий должен научиться максимально понимать говорящего, а читающий пишущего. Им отмечалось, что обычно каждая из частей триады рассматривается отдельно, хотя существенно их взаимодействие. Он подчеркивал, что каждый читатель избирательно усваивает и осмысливает тексты, привнося в них что-то свое.
Важнейший вклад в изучение психологии восприятия текстов внесли новаторские труды литературоведа и теоретика искусства М.М. Бахтина. В основе его концепции лежала идея диалога, понимаемого им не только как норма общения отдельных личностей, но и как норма самосознания и как способ взаимодействия личности с объектами культуры и искусства.
В наш век компьютерных таблоидов появилась реальная альтернатива бумажным страницам книг. Но все же: взаимодействие человека с текстами, будет иметь место и впредь. Связанные с этим психологические проблемы — залог сохранения библиопсихологии и ее дальнейшего развития.
В Тираспольском теоретическом лицее № 2 апробировано библиопсихологическое, этическое направление воспитательной работы, имеющее целью эстетическое воспитание учащихся и выработку у них читательской позиции.
Библиопсихология может пониматься как воспитание с помощью книг. Тем самым она имеет отношение как к медицине, так и к педагогике. В одних случаях имеется в виду лишь подбор книг для чтения, в других — обсуждение их с теми, кто нуждается в поддержке. В частности, рассматривается проблема идентификации читателя с героем литературного произведения, а иногда и с его автором. Например, в Театре нравственных миниатюр «Книга» (для 5-7 классов). Книга учит ребенка любить Отчизну, следовать принципам чести, она помогает понять простую и одновременно очень сложную истину – делать жизнь с кого.
Чтение книг укрепляет образное воображение, пробуждает сопереживания и интерес к людям. Отмечается, что знакомство с тем жизненным опытом, который отражен в произведениях литературы, может поднимать уровень самосознания и оказывать психологическую поддержку, позволяя по-новому взглянуть на свои затруднения и неприятности. Поэтому нельзя мириться с тем, когда ребенок подросткового возраста не любит книги, отказывается читать. В практическом плане «педагогика чтения» — это как искусство, так и наука. Методом анкетирования или индивидуальных бесед определялись: круг чтения, предпочитаемые жанры литературы, а также мотивы чтения.
Ученики 5-9 классов один учебный час в неделю (Тематический классный час из цикла «Основы библиотечно-библиографических знаний») проводили в библиотеке, где для них была подготовлена специальная программа по привлечению к чтению и развитию творческих способностей.
Конечно, чтение книг и библиотечное обслуживание выполняют и другие очень важные функции (информационная, помощь учению, форма отдыха). Но книги дают и нечто большее. Они могут иметь для читателя подлинно личностный смысл: утешать, воодушевлять, помогать, лучше понимать себя и других. Известно, что вовремя прочитанные книги оказывают влияние на само формирование личности. Без книг жизнь становится духовно беднее.
Для понимания роли и значения библиопсихологии, о которой шла речь вначале статьи, нужно не упускать из виду условность этого термина. Когда книга духовно развивает и тем самым позволяет справляться с некоторыми внутренними противоречиями, гармонизирует душевную жизнь, то к чему это относится больше — к воспитанию или лечению? По-видимому, в библиотечном деле могут быть одинаково полно выражены как воспитывающая, так и оздоравливающая стороны библиопсихологии.
Родители тоже прочитывают определенную часть рекомендуемых школьникам книг и дают на них свои отзывы, первые – устные, вторые – письменные (мини-сочинения анализирует словесник). Они активно участвуют в работе и на всех последующих этапах социореабилитации.
Театр – книга – ребенок: этой триадой раскрывается значение и специфика семейного чтения как реального средства влияния на взаимоотношения людей. Имеется в виду не обязательно совместное чтение вслух: ведь и когда читают порознь одни и те же книги, обычно возникают разговоры-обсуждения, позволяющие лучше понять друг друга и почувствовать то общее, что сближает.
В ходе самих репетиционных занятий юные актеры обмениваются мнениями о содержании произведений, персонажах, спорят и включаются в подготовку к театрализованному представлению по прочитанной книге, и под этим углом зрения по-новому вникают в текст.
Программа кафе для старшеклассников «Под крылышком Пегаса» обычно состоит из 2-х отделений: 1 – миниспектакль, включающий рассказ о жизни и творчестве поэта, прозаика; инсценировки по мотивам их произведений, чтение стихов, исполнение песен, романсов.
Костюмы соответствуют эпохе. В получасовом перерыве происходит чаепитие, зажигаются свечи, звучит музыка эпохи. Во 2-м отделении – конкурсы чтецов, певцов; участие в старинных играх (например, фантах). Программа длится 1.5-2 часа. Недаром, достать лишний билетик на кафе невозможно. Из 25 литературных кафе хочется назвать наиболее интересные, они были посвящены творчеству В. Высоцкого. «Поэт, артист и человек», «Бал Наташи Ростовой» (по роману «Война и мир» Л.Н. Толстого), «Великий комбинатор» (Ильф и Петров «12 стульев»), «Любовь-это сердце всего» (по творчеству А. Куприна).
Накопленный опыт позволил утверждать, что приобщение к художественной литературе, установка на вдумчивое вчитывание в текст и на чувствительность к его эмоциональной стороне, расширяя кругозор и побуждая к самоанализу, — очень действенное средство современного гуманистического личностно-ориентированного воспитания.
Здесь рассматривается системность подбора заданий и взаимообусловленность их.
Для преодоления заниженной самооценки, нерешительности, мнительности проводилось включение детей в различные театральные формы активного реагирования на содержание текстов: обсуждения-споры о смысле пьесы, право по-своему изменить судьбу ее персонажей, игры-драматизации по мотивам… Всё это развивало эмоциональную сферу детей, ярко выступало творческое начало.
Части статьи, дополняя друг друга, могут дать общее представление о направленности проводимых нами работ вот уже в течение 20 лет.
Подводя итоги, можно сказать, что в нашем лицее и библиотеке на основе интереснейших исследований и книги И.П. Иванова "Энциклопедия творческих дел КТД» создан единый комплекс литературного воспитания школьника, состоящий из 3-х ступеней, по которым он поднимается, как по лестнице, проходя все возраста. Опираясь на методику профессора И.П. Иванова, мы говорим, что КТД предполагает:
- создание коллектива на основе общего благородного дела, привлекательных идеалов, что, в конечном итоге, будет способствовать улучшению жизни;
- работа на принципах периодической сменяемости
всего
актива, коллективного планирования;
- организация художественно-инструментованных ритуалов,
традиций, законов, направленных на создание практического действия к общей
радости и пользе;
- наличие библиотекаря,
педагога, выступающего в роли
старшего товарища, способного к сотрудничеству.
Применение разнообразных методов и форм – один из путей активизации и интенсификации воспитания. Но не будучи подчинено единой системе, разнообразие переходит в эклектическую смесь, не дающую эффекта.
Библиопсихология поможет воспитанию не только читательских интересов, но и воспитанию души.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.