Качественное внедрение ФГОС в системе образования РФ через курсы повышения квалификации педагогов
Среднее качество предоставляемого образования не может быть выше среднего уровня культуры и квалификации работающих в этой среде учителей или качество формируемого и проводимого педагогом занятия прямо пропорционально его квалификации, пониманию и владению современными методиками обучения и способности управлять процессом воспитания и образования обучаемого.
Учитель никогда не был просто пересказчиком знаний, а современный учитель тем более. Развитие современных технологий расширило возможности приобретения знаний, но роль учителя не уменьшилась.
Учитель становится менеджером. Именно учитель, управляя процессом воспитания и обучения, должен ориентировать обучаемого на понимание им своей роли и места в жизни, заложить основы творческой работы с информацией, выявить и развить потенциал обучаемого, его индивидуальности, способности к самореализации в интересах общества.
В системе образования сформированы федеральные государственные общеобразовательные стандарты (ФГОС), которые определяют требования к обучаемому.
ФГОС, как элемент управления предполагает наличие современных, неравнодушных, творческих, активных учителей способных производить требуемые результаты по своей специализации.
Несомненно, что высококвалифицированный, творческий педагог, находящийся в одном информационном поле с обучаемыми, владеющий информационными технологиями на уровне не ниже выпускника
образовательного учреждения, и ориентированный на ценности общества, является ключевой фигурой современного образования.
Такой учитель будет востребован, конкурентоспособен и, соответственно, объективно защищён в силу понимания его значимости для сообществ: образовательного, родительского, ученического.
Оценивая педагога, можно говорить о уникальности личностных качеств, теоретической подготовке, его продолжительном стаже и опыте работы, но, эти разговоры не приведут к ответу на простой вопрос: “Исчерпывающе ли педагог использует свои внутренние и внешние ресурсы для развития всех компетенций, обеспечивающих успех в профессиональной деятельности? Какие результаты педагог показывает в обмене опытом, выявлении и распространении своего педагогического стиля, в инновационной работе, как он использует в своей практике информационно коммуникационные технологии, как ищет новые способы общения с учениками и родителями, как они совместно влияют на процессы понимания детьми своей роли и предназначения, что делается для социализации детей, в том числе, в рамках уличного сообщества?”
Родители и ученики “ногами” проголосуют за специалиста, способного давать лучшее воспитание и образование. Это даст толчок развитию учительского потенциала и переход к учителя к постоянной работе над собой, к совершенствованию своего профессионализма, что будет неизбежно повышать престижность и конкурентоспособность образовательного учреждения.
В условиях, когда основным критерием станут практические результаты, достигнутые учителем в обучении и воспитании обучаемых, представляется целесообразным при аттестации учителей принимать во внимание оценку педагога родительским комитетом школы / класса.
Таким образом формируется команда единомышленников и творческих учителей. Они будут определять сами, какая поддержка и какое совершенствование личного профессионального уровня в соответствии с требованиями нормативно-правовых актов необходимы. Они смогут организовать и разместить заказ образовательного учреждения на формирование и проведение курсов повышения квалификации по выбранной ими тематике, в определённых объемах и в удобные сроки, они будут заинтересованы в реальном развитии индивидуальных способностей и профессиональной компетентности педагога до уровня сформированного стандарта.
Результатами проведенной работы будут являться:
ü активизация профессионального творчества, духа состязательности в педагогическом мастерстве,
ü заинтересованность администрации в предоставлении педагогам научной и методической поддержки для полноценной самореализации индивидуальных творческих замыслов;
ü реализация на практике передового педагогического опыта, педагогических инноваций и достижений;
Разумеется, что освоение информационно-коммуникационных технологий до уровня свободного самостоятельного использования их в качестве современного средства воспитания и обучения учителем любой категории независимо от стажа является необходимым и бесспорным.
Структуры моделей повышения квалификации могут иметь разные организационные уровни, как правило, это:
ü самообразование, в том числе дистанционные курсы повышения квалификации;
ü корпоративный (общеобразовательное учреждение) ü муниципальный (РОНО ):
ü республиканский (министерства/департаменты образования республик, краёв, областей);
ü федеральный (Всероссийские форумы, практикумы, конференции);
ü международный (Международные педагогические форумы).
Первый уровень самообразование - предоставляет наибольшую творческую свободу педагогу. Содержательно он включает изучение и апробацию тех материалов, которые связаны с ближайшими рабочими потребностями учителя. Перечень вопросов, выбранных педагогом для самостоятельного освоения на предстоящий учебный год, включается в его годовой план работы и регистрируется в плане работы предметного методического объединения. В течение учебного года на заседаниях ШМО заслушиваются отчёты педагогов о проведённой работе по теме самообразования. Отчёты утверждаются методическим объединением и становятся одним из документов портфолио педагога. Самообразование осуществляется в форме изучения теоретических вопросов, освоения методик, технологий, разработки авторских программ, выполнения педагогических проектов, написания статей, подготовки конкурсных материалов и др.
Второй уровень повышения квалификации - школьный.
На школьном уровне повышение квалификации учителей происходит через:
- систему педагогических советов;
- работу предметных школьных методических объединений; - работу над методической темой школы; - организацию курсовой подготовки.
Повышение квалификации учителя через вовлечение в систему работы педагогических советов.
Например, в текущем учебном году деятельность образовательного учреждения была направлена на дальнейшую реализацию программы развития школы, основными задачами которой являлись:
1. необходимость развития мотивации учебной деятельности у всех учащихся путем создания комфортной образовательной среды на основе гуманистического, личностно-ориентированного подхода к обучающимся.
2. совершенствование содержания и качества образования и воспитания учащихся с учетом требований современного общества к выпускнику школы.
3. укрепление ресурсной базы школы с целью обеспечения её эффективного развития.
Исходя из этог формировались и темы педагогических советов. Работа над тематическим педсоветом включает в себя 4 этапа:
1. Подготовительный:
•. на совещании при директоре обсуждаются цели, задачи педсовета, форма проведения, ожидаемый результат;
•. выступление на методическом совете с сообщением по теме педсовета заместителя директора;
•. работа в творческих группах или в предметных ШМО;
•. анкетирование, опрос с целью выявления уровня понимания основных понятий, проблем или затруднений по теме педсовета,.
•. работа с литературой, Интернет источниками;
•. привлечение к участию в проведении педсовета родителей, представителей общественных организаций (по мере необходимости);
•. проведение открытых мероприятий по теме педсовета (в том числе родительские собрания, классные часы, уроки, заседания ШМО, факультативные занятия).
На этом этапе формируется информационное поле учителя, повышаются его технологические умения, развиваются проектные навыки, поисковая и исследовательская деятельность.
2. Основной этап включает в себя непосредственное проведение педагогического совета. Этому этапу свойственен поиск новых форм: например, форма проведения педагогического совета «Качество образования как стратегическая цель государственной политики, современное понимание качества образования» комбинированный, сочетающий элементы традиционного и деловой игры по типу «мозгового штурма», в форме конференции «Современные системы самоконтроля учителя», педагогический совет «Инновационные формы контроля учителя за общеучебными знаниями, умениями и навыками» прошёл в форме круглого стола. В результате повышается культура общения в рамках совместной деятельности, творчество учителя, активизируется жизненная позиция и умение отстаивать собственную точку зрения.
3. Аналитический этап включает в себя обмен мнениями на самом педсовете, где все желающие могут высказать свои комментарии и мнения. На этом этапе повышается аналитическая культура каждого педагога, и развиваются его прогностические навыки.
4. Этап выполнения решений педсовета
Одним из результатов выполнения решений является качественная организация образовательного процесса, организация деятельности коллектива по реализации актуальных идей образования, распределение полномочий и ответственности педагогов по выполнению решений. Решение проблем, поднятых на данных педсоветах отслеживается через посещение уроков, диагностику уровня мотивации учащихся, срезовые работы, промежуточную и итоговую аттестацию, через профессиональные конкурсы разного уровня и методические мероприятия.
Включенность всех педагогов в подготовку к педагогическим советам, широкий спектр деятельности при подготовке и проведении педагогического совета способствует повышению профессионализма педагогов и расширению их возможностей.
Повышение квалификации учителя через вовлеченность в работу предметных школьных методических объединений
В нашей школе действуют 7 предметных школьных методических объединений:
•. ШМО учителей русского языка и литературы, МТ “Личностно-ориентированный подход на уроках русского языка и литературы ”;
•. ШМО учителей математики, МТ «Повышение мотивации учебной деятельности обучающихся на уроках математики»;
•. ШМО учителей естественнонаучного цикла, МТ «Формирование положительной мотивации к предметам естественнонаучного цикла, используя разнообразные приёмы в обучении и воспитании»;
•. ШМО учителей иностранного языка, МТ «Личностно-ориентированный подход в обучении иностранным языкам»;
•. ШМО учителей начальных классов, МТ «Формирование у учащихся начального звена мотивации к обучению, используя разнообразные приёмы и методы в обучении и воспитании»;
•. ШМО учителей технологии и эстетического цикла, МТ «Повышение мотивации учащихся на основе личностно-ориентированного подхода»;
•. ШМО учителей истории, обществознания и права, МТ «Личностноориентированный подход и использование форм дифференцированного обучения при применении проблемного и модульного методов обучения».
Деятельность каждого МО (организационная, содержательная, процессуальная, мотивационная) осуществляется в рамках работы над методической темой, которая содержательно связана с методической темой школы «Повышение мотивации учебной деятельности обучающихся на основе личностноориентированного подхода».
Каждое ШМО планирует свою работу в учебном году в соответствии с общешкольными целями, где прописывает шаги по их реализации. В течение учебного года проходит 5 запланированных заседаний.
Члены предметных объединений не ограничиваются разбором узких вопросов, а знакомятся с результатами новейших исследований в области преподаваемой науки, методическими приемами работы, заслушивают доклады и сообщения учителей о результатах своей деятельности.
Одна из задач работы ШМО - активизация познавательного интереса к своему предмету. Этому служат предметные недели и декадники, когда проводятся открытые мероприятия, конкурсы, викторины и осуществляется печатная пропаганда (выпуск стенгазет, оформление тематических выставок, презентация творческих работ учащихся).
Например, в прошедшем учебном году учителя математики совместно с учащимися в рамках математического декадника подготовили и провели «Интеллектуальный марафон».
Во время декадника прошли общешкольные мероприятия:
5-6 классы - «Математическая карусель» (игра-путешествие).
7-8 классы - Викторина «Математика + физика»
9-11 классы - Интеллектуальная игра «С шуткой о серьёзном в математике, физике и информатике»
Оформлена выставка творческих работ учащихся.
В рамках предметного декадника по истории, обществознанию и праву были проведены следующие мероприятия:
5-9 классы - классные часы, посвященные Дню Примирения и Согласия
9 класс - классный час «России верные сыны»
9-10 классы - конкурс «Правовой статус несовершеннолетних»
8-11 классы - конкурс сочинений «Легко ли быть депутатом?»
3-7 классы - конкурс рисунков, «Каким я вижу свой город?»
8-11 классы - конкурс по избирательному праву
10-11 классы - конкурс на лучший наказ кандидату в
9 класс - интерактивная игра «Имею право!» кл. – Горшкова.
Подобные мероприятия требует от учителя непростой подготовки, и, следовательно, учитель вновь учится сам.
Каждый учитель-предметник формирует портфолио, где фиксируется степень его активности в делах школы:
•. выступления на предметных ШМО, ГМО, семинарах, педсоветах;
•. участие в КТД;
•. подготовка учащихся к олимпиадам, конференциям, конкурсам;
•. открытые мероприятия и т.д.
Вся эта работа развивает личностные качества учителя и его эмоциональную сферу, повышает уровень его компетентности.
Повышение квалификации учителя в ходе работы над методической темой школы
Прошлый год был завершающим годом работы над методической темой «Повышение мотивации учебной деятельности обучающихся на основе личностно-ориентированного подхода».
Работа над данной темой осуществлялась через:
1. коллективные формы профессионального взаимодействия:
•. проведён единый методический день «Использование личностно ориентированного подхода для повышения мотивации учебной деятельности», который показал, что многие учителя работают над освоением и использованием технологии уровневой дифференциации, успешно идет внедрение технологий модульного обучения, проектного обучения, ИКТ, игрового обучения, здоровьесберегающих технологий;
•. проведены теоретические и практические семинары, мастер-классы (например, семинар «Интерактивные методы обучения», мастер-класс по данной теме);
•. творческие отчёты педагогов;
•. малые педсоветы, психолого-педагогические консилиумы;
•. обобщение опыта работы по данной теме через публикации во внутришкольном журнале «Методический вестник»;
2. взаимную педагогическую деятельность:
•. проходила работа временных творческих групп;
•. работа ГКУ (годичной команды учителей, по реализации ПО ППП);
•. методический совет школы
Повышение квалификации учителя через организацию курсовой подготовки
Ежегодно в конце учебного года формируется заявка на прохождение курсовой подготовки педагогами школы. Причины могут быть различны:
- аттестация педагога;
– переход на новую программу (учебник);
– недостаток информации по организации работы при подготовке детей к ЕГЭ, олимпиадам;
– знакомство с современными требованиями к преподаванию учебных дисциплин; – знакомство с положительным опытом работы других школ и др.
Повышение квалификации учителей на школьном уровне проходит через систему педагогических советов, работу ШМО, работу над методической темой школы и организацию курсовой подготовки
Третий уровень повышения квалификации – муниципальный.
На муниципальном уровне повышение квалификации производится по плану отдела по делам образования муниципального образования.
Региональный уровень повышения квалификации
Данный уровень отличается наибольшим разнообразием форм и методов повышения квалификации. Формы повышения квалификации:
- очная, квалификационные, проблемные, целевые курсы, семинары, научнопрактические конференции, конкурсы:
- очно - заочная и заочная, форма повышения квалификации, использующая дистанционные образовательные технологии; - форма стажировки, проводится, на базе школ.
Повышение квалификации на данном уровне производится по заявкам муниципального органа образования и удостоверяется соответствующим сертификатом. Обучение на курсах повышения квалификации регионального уровня является нормативным требованием для всех педагогических работников. Для реализации педагогом возможностей непрерывного образования, самостоятельного конструирования индивидуального образовательного маршрута повышения квалификации с учетом своих профессиональных потребностей, согласованных с потребностями образовательного учреждения, и выбора наиболее приемлемых для себя сроков его прохождения он может использовать ресурсы накопительной системы повышения квалификации.
В качестве инновационных образовательных технологий повышения квалификации на всех трех уровнях используются цифровые образовательные ресурсы.
Современный учитель должен отвечать новым требованиям жизни, ему необходимо учиться самому, повышать квалификацию, расширять кругозор.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.