"Как читать ребенку сказки?" консультация для родителей
Оценка 4.6

"Как читать ребенку сказки?" консультация для родителей

Оценка 4.6
doc
16.01.2023
"Как читать ребенку сказки?" консультация для родителей
Kak_chitat_rebyonku_skazki.doc

Как читать с ребёнком сказку?

 

                                                                             

Чтение должно царить  в семье,

и, надышавшись этой атмосферой,                                                       ребёнок без особого труда,

без болезненных переживаний                                                 настроится на  чтение.                                                                                                                                                                                                                                                                          Ш.А.Амонашвили

                  

Подобно тому, как древний человек, будучи не в силах объяснить явления природы, создал мифическую картину мира, сказка помогает современному ребёнку построить свою картину мира, помогает преодолеть хаос в восприятии окружающего мира. Она раскрывает перед ребёнком проблемы добра и зла. Именно в сказке ребёнок знакомится с такими сложными понятиями, как жизнь и смерть, любовь и ненависть, бескорыстие и зависть. Сказка проста и доступна по форме, но невероятно сложна по своему содержанию, она наполнена подлинно философским смыслом. Сложное философское содержание сказки, раскрывающее глобальное проблемы борьбы добра и зла, соответствует глобальному характеру мировоззренческой схемы ребёнка-дошкольника (Д.Б.Эльконин).

      Взрослея, слушая знакомую сказку, ребёнок каждый раз заново волнуется, переживает вместе с литературным героем, он учится понимать и воспринимать литературные произведения и посредством этого формируется как личность. Сопереживание и содействие героям даёт возможность малышу представить события и поступки, в которых он непосредственно не участвовал, и тем самым обогатить свой жизненный и духовный опыт. Этот опыт становится для него личным, предопределяя его действия и поступки в дальнейшем. Испытывая в процессе чтения (слушания) произведения разнообразные чувства, ребёнок делает и свой нравственный выбор: защищает добро и вместе с героем противостоит злу. Постепенно маленькому читателю открывается духовный мир человека, сложность человеческих взаимоотношений, нравственных понятий и принципов, которыми определяются поступки людей.

 Все психологи-исследователи едины в том, что сказка необходима для здорового, полноценного духовного и душевного развития ребёнка. Многие исследователи волшебной сказки независимо друг от друга пришли к выводу, что в сказке в символически-образной форме запечатлён процесс взросления человека. В начале её кто-то незначительный, маленький и слабый, проходя через серию испытаний, трудностей, обретает помощников и к концу сказки становится сильным, красивым, мудрым, уважаемым. Сказка способна вселить в ребёнка веру во взросление.

      Учёными доказано, что чтение сказок необходимо для развития мышления малыша. Сказка учит ребёнка думать, оценивать поступки героев, тренирует память и внимание, развивает речь. Язык сказок ритмичен, в тексте много повторов и устойчивых оборотов (например, «жили-были», «в некотором царстве, в некотором государстве») – это значительно облегчает понимание сказок, что особенно важно для детей, у которых плохо развито слуховое внимание. Персонажам сказок даны яркие и интересные прозвища (например, «мышка-норушка», «лягушка-квакушка», «лисичка-сестричка», «зайчик-побегайчик» и другие), а поступки и действия героев открывают ребёнку мир человеческих взаимоотношений.

Обычно взрослые только читают ребёнку сказку или рассматривают с ним иллюстрации в книге, не задумываясь о том, что возможности сказки безграничны. Не для забавы созданы народные сказки. Они являются мудрым воспитателем ребёнка. Сказка всегда поучительна. Она впервые знакомит ребёнка с искусством своего народа, его моральными убеждениями, культурой.

  Недостаточно просто прочитать ребёнку сказку или ограничиться самыми общими вопросами (понравилось – не понравилось), нужно поговорить о том, что оказалось для него самым важным, интересным в произведении, что вызвало смех или, наоборот, грусть. Приобщение дошкольников к книге, стремление формировать у них полноценное восприятие литературного произведения приводит к необходимости уделять внимание анализу художественного текста на доступном для них уровне. Дети 5-6 лет способны не только воспроизводить последовательность событий в сказке, но и отвечать на вопросы, направленные как на постижение содержания и выразительных средств языка сказки, так и на развитие их речи, эмоциональной культуры и творческого воображения.

  Одно из самых любимых занятий малыша – игра. Ребёнок играет большую часть дня. Игра развивает мыслительные способности малыша, так как с помощью игры он накапливает знания о свойствах предметов и обобщает свои знания об окружающем мире. Играя со сказкой, ребёнок постигает мир, побеждает свои страхи и изживает комплексы, проникается оптимизмом, осваивает правила общежития, демонстрирует свою социальную позицию, развивает математические способности, а также душевные и нравственные задатки.

  Как читать с ребёнком сказку?

  Прочитайте сказку целиком. Дайте малышу время, чтобы внимательно рассмотреть иллюстрации. Поговорите с ним  о том, что он видит на картинке: какие герои нарисованы, что они делают. Отвечая на ваши вопросы, ребёнок  лучше запомнит сюжет и усвоит смысл прочитанной сказки.

  Затем прочитайте фрагмент сказки, который поможет ребёнку вспомнить сюжет, и предложите ответить на вопросы, касающиеся содержания.

  На следующем этапе предложите игровые задания, которые

*         помогут развить:  ­– речь («Составь словосочетания», «Закончи предложения», «Назови ласково», «Похвастайся, как заяц», «Найди в предложении ошибку», «Скажи, кто, где спрятался»),

        – память («Выучи стихотворение, загадку»);

        – мышление («Найди лишнее», «Чего не хватает?», «Отгадай загадки»);

        – внимание (лабиринты, «Найди отличия», «Найди недостающий фрагмент», «Найди два одинаковых», «Что перепутал художник?»);

        – мелкую моторику («Сложи из спичек», «Выложи из ниток», «Обведи по точкам и раскрась» и т.д.);

*        дадут представление об окружающем мире;

*    научат ориентироваться в пространстве, отличать предметы по размеру, цвету, форме («Назови, что /кто/ находится справа, слева», «Кто из героев самый толстый /высокий/?», «Какие фигуры напоминают герои сказки?»);

*        научат считать («Реши примеры», «Сосчитай, сколько …»);

*    расширят кругозор («Назови зимнюю и летнюю одежду», «Назови детёнышей домашних /диких/ животных», «Назови предметы, дающее тепло /холод/», «Что зайчик ест зимой, а что летом?», «Что сделано из дерева /глины/?»).

     Важно помнить, что ребёнку необходимо внимание взрослых и общение с ними. Обучение малыша превратится в увлекательную игру, как только начнётся путешествие вместе с героями сказок, в котором ребёнок поможет персонажам справиться с трудностями и выйти из сложных ситуаций.

     Нужно помнить, что в дошкольном возрасте ребёнок очень активен и подвижен, поэтому выбрать время для занятий нужно с учётом эмоционального настроя ребёнка. Наибольшая концентрация внимания ребёнка не превышает 20-30 минут. Занимаясь с малышом, делайте перерыв, как только заметите, что ребёнок устал. Вернитесь к занятиям чуть позже или на следующий день.

     Главное, чтобы игровые занятия доставляли вам и вашему малышу радость. Не забывайте хвалить малыша, помогайте ему, терпеливо разъясняя смысл заданий. Если у ребёнка что-то не получается, объясните, в чём он ошибся, и вернитесь к заданию через некоторое время.

     После того как ребёнок выполнит  игровые задания, предложите ему самостоятельно пересказать сказку. Для этого можно использовать иллюстрации, которые помогут ребёнку вспомнить сюжет. Если ребёнку трудно справиться с этим заданием, попросите его договорить последние слова в предложении. Например, «жили-были …» (взрослый показывает на изображение дедушки и бабушки и просит ребёнка назвать то, что нарисовано на картинке). Затем можно попросить ребёнка пересказать сказку по вопросам.

     Если ребёнок легко справился с этим заданием, задачу можно усложнить – прочтите небольшой отрывок и попросите малыша угадать, из какой сказки этот эпизод.

      Полезно обсудить с ребёнком поведение персонажей, обстоятельств произошедшего, попросить малыша представить себя на месте какого-либо персонажа и проиграть ситуацию.  

      Старшим дошкольникам оказываются доступны и интересны «толстые» книжки, так называемое «чтение с продолжением». Чтобы ребёнок ждал продолжения, можно использовать такой приём: прерывать чтение на самом интересном месте. Перед тем, как продолжить чтение новой части, нужно вместе с ребёнком вспомнить содержание предыдущей. Можно, прервав чтение, предложить ребёнку самому придумать продолжение (представить, что дальше могло произойти с героями), а потом проверить правильность своих предположений.

      Важно помнить, что общение с взрослыми имеет большое значение для развития малыша, расширяет его кругозор, развивает любознательность, память, внимание и мышление, а игра позволяет сделать занятия интересными и увлекательными.

     Любовь к сказкам и счастливая способность верить им должна остаться с детьми навсегда!

 

 

 

 

 

 

 


Как читать с ребёнком сказку?

Как читать с ребёнком сказку?

Сказка способна вселить в ребёнка веру во взросление

Сказка способна вселить в ребёнка веру во взросление

Затем прочитайте фрагмент сказки, который поможет ребёнку вспомнить сюжет, и предложите ответить на вопросы, касающиеся содержания

Затем прочитайте фрагмент сказки, который поможет ребёнку вспомнить сюжет, и предложите ответить на вопросы, касающиеся содержания

Затем можно попросить ребёнка пересказать сказку по вопросам

Затем можно попросить ребёнка пересказать сказку по вопросам
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.01.2023