Как научить детей быть успешными
(рекомендации для родителей)
Задумываясь о прошлой жизни, взрослые люди приходят к выводу, что ощущение счастья, необходимости другим часто связано с ситуацией «собственного успеха». Одно свершение ведёт за собой другое, в сутках как будто добавляется лишний час, и всё, ну просто всё, получается. Как бы хотелось, чтобы ситуация успеха сопровождала по жизни. А ещё хотелось бы научить своих детей быть успешными.
Понятно, что добиться успеха непросто. Для этого нужна вера в свои силы, упорство, настойчивость, целеустремлённость. Ведь для достижения поставленной цели необходимо прилагать усилия.
А что это такое – прилагать усилия? Такой вопрос очень часто задают дети.
Прилагать усилия, значит преодолевать трудности, чтобы с ними справиться. Трудности бывают «внешние» («они не хотят со мной играть») и «внутренние» («я никогда не смогу это сделать», «боюсь»). Когда ребёнок старается что-то сделать раз, два, три и в результате добивается желаемого, он становится самостоятельнее, увереннее, испытывает чувство гордости: «Смотрите, я смог!!! У меня получилось!!!» Это чувство победы дорогого стоит. Оно окупает затраченные усилия, затраченное время. Ребёнок чувствует себя победителем, тем, кто достоин восхищения. Для того чтобы испытать это чувство ещё раз, он готов делать что-нибудь ещё. Он растёт, учась планировать усилия и время. Это важный этап взросления. Из жизни «теперь», «сейчас» ребёнок входит в мир планирования, получения желаемых результатов.
Постепенно к ребёнку (с помощью взрослых) приходит ощущение, что будущее зависит и от него, причём в очень значительной степени. Но от взрослых тоже требуются усилия. Например, остановить себя вовремя, когда, глядя на криво-косо написанную страницу, хочется её порвать, а автору выдать, всыпать, раскрыть глаза, привести пример из своего собственного детства. Но ребёнок в этом не виноват. Ему хочется от взрослого поддержки, одобрения. Кстати, они выступают мощными стимулами в любой деятельности ребёнка. Так что же, хвалить за несовершенство? Нет, просто найти в работе то, что можно похвалить, например: «Какой ты молодец, что понял, как это нужно сделать», «Мне очень нравится, как получилось вот здесь и здесь. А вот здесь нужно поработать, но ты легко с этим справишься».
В некоторых семьях, желая воспитать ребёнка скромным, ответственным, «не зазнайкой», его всё время критикуют, не хвалят (зачем хвалить за отличные отметки. Это его обязанность. Я же каждый день хожу на работу, и меня никто за это не хвалит). Взрослые уверены, что таким образом готовят его к жёсткому миру, который редко бывает ласковым и щедрым. Ребёнку говорят: «Будь жёстче, будь смелее, агрессивнее», тем самым показывая, что сейчас он не такой, как бы взрослым хотелось, они от него не восторге, он не такой как надо, у него не получается как надо. Устав, ребёнок думает, а зачем тогда вообще что-то делать? Активность снижается, качество выполнения падает. Но это только начало. А затем ребёнок начинает думать, что если он такой слабый, неумелый, то как же он ОДИН справится со сложным и жестоким миром за порогом родного дома (школы)? Желание быть самостоятельным, активным пропадает. «Ну и что из того, что я мало сделал. Ведь сегодня мало ругали. Это хорошо»,- думает ребёнок. Самооценка снижается, уровень притязаний падает, желание говорить о своих трудностях с родителями близко к «0».
Так как же хвалить ребёнка, чтобы ему хотелось быть успешным?
1. Хвалить искренне.
2. Хвалит за дело, выполнить которое было нелегко (сложная учебная задача, доклад, помощь по дому)
3. Если ребёнок сделал что-то достаточно лёгкое, хвалить за скорость, качество работы, сноровку.
4. Хвалить по этапам выполнения, хвалить за общий результат
5. Хвалить сразу же, пока ребёнок помнит, что он сделал. Похвала типа «Да, а помнишь, в прошлом году ты сделал что-то очень хорошо, я тогда забыл тебе это сказать», - некорректна
6. Хорошо хвалить за
поступок, показывая похвалой, что этот поступок способствует личностному росту
ребёнка.
«Какой ты взрослый» (подростку)
«Ты – мой герой»
«Самый лучший для меня» (в Березниках, во всём мире, на всей планете)
7. Если же вы считаете, что в похвале должны прозвучать какие-то подробности, реальные аспекты, то можно рекомендовать использовать фразы типа – «Для первого раза отлично», «Вот здесь ты меня по-хорошему удивил», «Оригинальный ход», «Очень нестандартно», «Сделано с выдумкой».
Успешным и активным ребёнку быть легче, если:
1. Наметить четкую, конкретную цель (привлекательную для ребёнка);
2. Договориться о поощрении в конце, когда цель будет достигнута (выучил ноты – записал собственный ринг-тон на мобильный телефон или папа взял титульный лист моей творческой работы в качестве заставки на свой мобильный телефон)
3. Сделать так, чтобы ребенок имел возможность применять или использовать то, чего он достиг, чему научился (хорошо занимался на музыкальном инструменте – поехал на конкурс или фестиваль)
4. Если возлюбленное чадо «забастовало», родителям нужно разобраться в причинах. Если ребёнку помочь разобраться в ситуации, лень и пофигизм быстро испарятся.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.