Как деятельность человека изменяет поверхность суши
Оценка 4.7

Как деятельность человека изменяет поверхность суши

Оценка 4.7
docx
30.12.2020
Как деятельность человека изменяет поверхность суши
Окружающий мир docx.docx

Технологическая карта урока окружающего мира

по теме: «Как деятельность человека изменяет поверхность суши»

 

 



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема: «Как деятельность человека изменяет поверхность суши»

Класс: 4

УМК: Планета знаний

Тип урока: изучение нового

Цель: формирование представления об изменениях поверхности суши под воздействием деятельности человека.

Задачи:

Образовательные:

- Формировать представления о формах поверхности суши, возникших по воле человека;

-Рассмотреть определения понятий «курганы», «валы», «рвы», «насыпи», «карьеры», «отвалы»;

-Сравнить влияние воздействия человека на формы поверхности суши с влиянием процессов, которые происходят по естественным причинам.

Развивающие:

-Развивать внимание, наблюдательность, умение работы с текстом, анализировать, делать выводы, обобщать;

-Развивать интерес к расширению знаний по теме, к умению применять их в новой ситуации.

Воспитательные:

-Воспитывать мотивацию и интерес к урокам окружающего мира через использование игровых методов в ходе изучения воздействия человека на изменение поверхности суши.

Планируемые результаты:

Предметные:

- Имеют представления о  формах поверхности суши, возникших по воле человека;

- Понимают значение определений понятий «курганы», «валы», «рвы», «насыпи», «карьеры», «отвалы»;

- Сравнивают влияние воздействия человека на формы поверхности суши с влиянием процессов, которые происходят по естественным причинам.

Метапредметные:

Познавательные:

- Проявляют следующие познавательные умения: умение наблюдать, сравнивать, классифицировать, анализировать и обобщать, делать выводы.

Регулятивные:

- Оценивают собственную деятельность, деятельность своих одноклассников

 

Коммуникативные:

- Ведут диалог с учителем и сверстниками, коллективно обсуждают проблемы и вопросы занятия, проявляют инициативу и активность в стремлении высказываться;

Личностные:

- Проявляют интерес к урокам окружающего мира.

 

Оборудование:

Для учителя: конспект, презентация, учебник, видеоролик.

Для учащихся: учебник, тетрадь, канцелярские принадлежности

Видеоролик: «Как деятельность человека изменяет поверхность суши» https://www.youtube.com/watch?v=rEmiYzd6mMk

План урока:

1) Организационный этап (1 мин)

2) Актуализация знаний и умений (7 мин)

3) Открытие новых знаний (20)

4) Первичное закрепление (5 мин)

5) Включение нового знания в систему. Повторение (6 мин)

6) Домашнее задание и инструктаж по его выполнению(2 мин)

7) Подведение итогов. Рефлексия учебной деятельности (3 мин)


 

Ход урока

Этап урока

Задачи этапа

Методы и приемы

Дидактические средства

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Форма организации

Формы взаимоконтроля

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Орг. этап

Создать эмоциональный настрой учащихся на урок

Речь учителя

Беседа

Прием стихотворного начала

Слайд 1

- Не беда, что идти нелегко.

Не боимся, что путь будет труден. Достижения крупные людям

Никогда не давались легко.

Ребята я рада видеть вас и надеюсь, что сегодняшний урок принесет вам пользу, и вы узнаете много нового

- Проверьте, все ли у вас готово к уроку? У вас на партах должны быть :учебник, тетрадь, письменные принадлежности

Слушают.

 

 

 

 

 

 

Приветствуют учителя, садятся на места.

Проверяют готовность, достают необходимое.

Фронтальная

Самоконтроль

 

РУУД.: учащиеся самостоятельно определяют свой уровень готовности к уроку

Проявляют мотивацию и интерес к урокам окружающего мира.

 

Актуализация знаний и умений

Обеспечить воспроизведение опорных знаний

Речь учителя

Беседа, кроссворд

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 5

 

 

 

 

Запишите в тетради число, классная работа

- Прежде чем приступить к изучению новой темы давайте вспомним, то что мы уже знаем, для этого я предлагаю вам разгадать кроссворд

У вас на столах лежат листочки, в парах попробуйте разгадать кроссворд, время на выполнение задания 5 минут

1) Место, где склоны переходят в равнину. 2) Глубокая длинная с крутыми склонами впадина на поверхности земли.  3) Самая высокая точка холма, горы.  4)Относительно ровная поверхность с небольшими колебаниями высот.  5) Небольшая возвышенность, округлой или овальной формы, с пологими склонами и слабо выраженным подножием.   6) Обширные высоко поднятые над равнинами и резко расчленные участки земной поверхности со значительными перепадами высот.  7) Наклонная поверхность холма или горы.  8) Совокупность всех неровностей земной поверхности. 

 

Итак, давайте проверим, что у вас получилось, посмотрите на слайд, сверьте ответы, кто все выполнил верно поднимите руки

-Молодцы

Кто допустил 1-2 ошибки

Молодцы, но нужно немного повторить дома

Кто допустил больше двух ошибок, дома еще раз повторите предыдущие темы.

Итак, какое слово получилось по середине кроссворда?

Правильно, а кто догадался, почему именно это слово там написано?

 

 

 

 

Да, совершенно верно, какие формы поверхности вы знаете?

 

 

Каким путем образовываются эти формы поверхности?

Да совершенно верно, горы, равнины, холмы и овраги образуются естественным путем, без вмешательства человека

А знаете ли вы еще какие-нибудь формы поверхности и существуют ли они вообще?

  Может ли человек влиять на образование форм земной поверхности?
Кто догадался, о чем мы будем говорить на сегодняшнем уроке?

 

 

Да, сегодня мы поговорим о том , как деятельность человека изменяет поверхность суши

Какие задачи мы можем поставить перед собой на этот урок?

 

 

 

 

 

 

 

 

Давайте приступим к изучению данного вопроса.

 

 

 

 

 

 

Подошва, овраг, вершина, равнина, холм, гора, склон, рельеф

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-поверхность

 

- потому что все слова кроссворда относятся к формам поверхности

-горы, равнины, овраги, холмы,

- естественным

 

 

 

 

 

 

-высказывают свои предположения

 

 

 

-О формах поверхности , образованных человеком

 

Узнать о формах поверхности образованных из-за человеческого вмешательства, узнать как они влияют на землю , положительно или негативно

Фронтальная, парная

Самоконтроль

Имеют представления о различных явлениях природы, об их многообразии и взаимосвязи.

 

КУУД:

Включаются в диалог с учителем и сверстниками, в коллективное обсуждение проблем и вопросов, проявляют инициативу и активность в стремлении высказываться, задают вопросы;

 

Проявляют мотивацию и интерес к урокам окружающего мира.

 

Открытие новых знаний

Обеспечить усвоение знаний и способов действий по теме

Речь учителя

Беседа

Рассказ

Видеоролик

Метод наблюдения

Объяснение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайды 8-12

Рассказ о формах поверхности, работа с учебником, запись определений в тетрадь, просмотр видеоролика

Ребята давайте подумаем, как действия человека могут повлиять на поверхность земли?

 - А как вы думаете, когда воздействие человека на поверхность земли было значительнее в прошлом или в современном мире? Почему?

- А как вы думаете вредят ли действия человека поверхности земли?

- Ветер, солнце, вода тоже влияют на поверхность земли как мы вы уже знаете

Как мы видим на поверхность влияют как естественные факторы, так и действия человека.

Давайте сравним их влияние на поверхность земли

Для начала давайте выделим общие черты

 

 

 

 

 

 

А в чем же тогда различия?

 

Человек порожден природой, он ее часть. Когда-то он полностью зависел от всего, что его окружало, находился в полном согласии со средой, почти не влияя на ее жизнь, подчиняясь во всем ее власти. Но постепенно он стал высвобождаться от этой зависимости. Люди стали выжигать леса, чтобы высвободить участки земли под посевы. Добывая полезные ископаемые, он срезал до основания горы или выкачивал нефть. Под землей образовывались обширные пустоты, нарушал равновесие земной коры. Заботясь об орошении засушливых земель или получении электроэнергии, он возводил плотины, создавая искусственные водохранилища, меняя направление течения рек. Все это оказалось далеко не безвредным. Нарушились связи между различными элементами природы. Только сейчас люди стали понимать, что они должны не покорять природу, а найти способ жить в согласии с ней.

Сейчас вам нужно разделиться на группы по 5 человек.

Сейчас вы будете работать с учебников

Задача каждой группы, прочитать всю информацию, выделить и записать в тетради информацию каждая группа, про определенную форму поверхности земли

Откройте учебник на стр 41

Читаем информацию со страницы 41 по страницу 43

1 группа записывает информацию о курганах

2 о валах и рвах

3 о насыпях

4 о карьерах

5 об отвалах

Время на обсуждение и запись 7 минут

Теперь каждая группа должна выбрать одного человека, который выступит в роли учителя. Этот человек должен выйти к доске и рассказать ребятам о форме поверхности, которую они с группой разбирали, остальные ребята должны внимательно слушать и записывать, в конце рассказа ребята из группы так же могут дополнить рассказ своего товарища.

Поднимите руку те, для кого задание не понятно, я объясню еще раз.

 

 (Учитель во время выступления каждого ученика демонстрирует картинки).

 

Итак, давайте подведем итог

С какими формами поверхности мы познакомились?

Как они создаются?

Сейчас я предлагаю вам посмотреть небольшой видеоролик по теме нашего занятия, по ходу вы можете записывать себе какую-то информацию, или вопросы , которые у вас возникают

Просмотр видеоролика

https://www.youtube.com/watch?v=rEmiYzd6mMk

Ребята, в процессе просмотра видео у вас возникли какие-нибудь вопросы?

 

 

 

 

 

 

 

-высказывают предположения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- под воздействием и человека и природы поверхность изменяется и т.д

Природные факторы постепенно меняют форму поверхности, а действия человека резко и часто из-за этого наносят вред земной поверхности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Делятся на группы, читают параграф, выполняют задание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Представитель от группы рассказывает информацию классу(учитель и др. участники группы дополняют)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Фронтальная, групповая

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Имеют представление о  формах поверхности суши, возникших по воле человека;

Знают определения понятий«курганы», «валы», «рвы», «насыпи», «карьеры», «отвалы»;

 

 

ПУУД:

Проявляют следующие познавательные умения: умение наблюдать, сравнивать, классифицировать, анализировать и обобщать, делать выводы

 

РУУД:

Оценивают уровень владения определенным учебным действием

 

 

 

 

 

 

 

Первичное закрепление

Обеспечить усвоение способов действий на уровне применения в знакомой и измененной ситуации

Речь учителя

Объяснение

Тест

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 13

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 14

 

 

 

Да/нет

Сейчас я раздам вам листочки, где будут написаны утверждения, ваша задача написать напротив каждого да или нет, т.е верное или не верное утверждение

1.Курганы- это большие углубления в земле для добычи полезных ископаемых

2.Горы и равнины образуются руками человека

3. В древности, вокруг городов возводили валы и овраги для защиты от врагов

4.Курганы- холмы над могилами вождей

5.Отвалы-искуственные возвышения похожие на холмы

6. Человек не влияет на поверхность суши

7.Насыпи часто превращают в водоемы

8.карьеры-громадные ямы

9.насыпи- искусственные возвышения из песка

10.Стройка не влияет на поверхность земли

- Свои работы вы сможете проверить по правильно выполненному образцу на доске, который я выведу немного позже. Ваша задача – обменяться с соседом по парте своими работами, и проверить, допустил ли он ошибки, или нет. Если допустил, отметьте их и знаком «-», правильные ответы знаком «+». Посчитайте кол-во всех знаков, и в итоге поставьте тот, кол-во которого в тесте больше.

Сейчас мы поработаем в парах

Вам необходимо составить .

«Синквейн». Составим пятистишье на слово «Человек», чтобы в нем отразилась тема нашего урока, работаем в группах. У вас на столах много слов, выбрать нужные слова для синквейна.

1 – Человек

2 прилагательных (1 группа)

3 глагола (2 группа)

Предложение (3 группа)

Синоним. (4 группа)

 

Выполняют тест.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполняют взаимопроверку

 

Составляют синквейн, несколько пар читают свои варианты

 

 

 

 

 

Индивидуальная, парная

Самоконтроль, взаимоконроль, оценивание по эалону

Сравнивают влияние воздействия человека на формы поверхности суши с влиянием процессов, которые происходят по естественным причинам.

ПУУД:

Проявляют следующие познавательные умения: умение наблюдать, сравнивать, классифицировать, анализировать и обобщать, делать выводы.

 

Проявляют мотивацию и интерес к урокам окружающего мира.

 

Включение нового знания в систему. Повторение

Оценить уровень усвоение материала по теме урока

Речь учителя

Беседа

Объяснение

Игровой прием

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 15

 

Сейчас мы снова поработаем в группах, разделитесь также, как в начале урока

Представьте, что вы великие ученые, и вам предстоит решить серьезную экологическую проблему, вам нужно составить небольшой доклад от вашей ученой коллегии, о том, как решить проблему. У каждой группы буде своя ситуация. После каждого выступления остальные ученики могут задать вопросы группе.

Форма представления доклада любая, можете что-то нарисовать, спеть, рассказать в стихах и т.д главное отразить тему доклада

В докладе обязательно должны быть отражены следующие вопросы

1.      Вид деятельности человека.

2.      Как влияет на поверхность земли

3.       Какие возникают проблемы.

4.       Ваши предложения по устранению этих проблем.

 

Темы для групп:

1.      Вырубка лесов, для постройки шоссе

2.      Организация мест добычи полезных ископаемых в населенных пунктах и непосредственной близости

3.      Организация свалок в лесах

4.       Закапывание мусора в почву

5.      Осушение болот в ходе стройки

Работают в группах, выступают с докладами

Групповая, фронтальная

Контроль

Знают о различных формах поверхности, умеют отличать их друг от друга.

 

КУУД:

Включаются в диалог с учителем и сверстниками, в коллективное обсуждение проблем и вопросов, проявляют инициативу и активность в стремлении высказываться, задают вопросы;

Проявляют мотивацию и интерес к урокам окружающего мира.

 

Домашнее задание и его инструктаж

Организовать объяснение домашнего задания

Речь учителя

Объяснение

Учебник

Тетрадь

 

 

- Итак, запишите ваше домашнее задание:

1) Повторить записанный материал в тетради по теме.

2) С. 45 вопросы 4,5,6 письменно

В этих вопросах вам нужно будет найти информацию о формах поверхности созданных человеком в нашей местности, в которой мы живем

3) прочитать информацию на стр. 44-45( по желанию)

Записывают задание

Фронтальная

Самоконтроль

 

КУУД:

Включаются в диалог с учителем и сверстниками, в коллективное обсуждение проблем и вопросов.

 

Подведение итогов. Рефлексия.

Организовать подведение итогов урока и оценку собственной  деятельности учениками

Речь учителя

Беседа

Прием «ладошка»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 16

Давайте подведем итог занятия

 О чем мы сегодня говорили?

 

 

 

Что нового вы сегодня узнали?

 

 

 

 

-Сейчас я предлагаю вам оценить свою работу на уроке. Вам нужно на листе обвести свою руку. (позиции продублированы на слайде) Каждый палец – это позиция, по которой необходимо высказать своё мнение. Большой палец – для меня важно и интересно;

Указательный палец - мне было трудно (не понравилось);

Средний – для меня было недостаточно;

Безымянный палец – мое настроение; Мизинец – мои предложения.

Вы молодцы! На уроке были активными, старательными учениками.

Благодарю за активную работу. Урок окончен.

 

- о воздействии человека на поверхность суши

-Что такое Курганы, насыпи и т.д

Выполняют задание, несколько учеников озвучивают свои варианты

Фронтальная,индивидуальная

Самооценка

 

РУУД:

Оценивают уровень владения определенным учебным действием (отвечают на вопрос: что я знаю? (не знаю) и что умею? (не умею).

Проявляют мотивацию и интерес к урокам окружающего мира.

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Технологическая карта урока окружающего мира по теме: «Как деятельность человека изменяет поверхность суши »

Технологическая карта урока окружающего мира по теме: «Как деятельность человека изменяет поверхность суши »

Тема: « Как деятельность человека изменяет поверхность суши»

Тема: « Как деятельность человека изменяет поверхность суши»

Коммуникативные: - Ведут диалог с учителем и сверстниками, коллективно обсуждают проблемы и вопросы занятия, проявляют инициативу и активность в стремлении высказываться;

Коммуникативные: - Ведут диалог с учителем и сверстниками, коллективно обсуждают проблемы и вопросы занятия, проявляют инициативу и активность в стремлении высказываться;

Ход урока Этап урока

Ход урока Этап урока

Слайд3

Слайд3

Слайд 4

Слайд 4

Давайте приступим к изучению данного вопроса

Давайте приступим к изучению данного вопроса

Слайд 6

Слайд 6

Слайд 7

Слайд 7

Итак, давайте подведем итог

Итак, давайте подведем итог

Слайд 13 Слайд 14

Слайд 13 Слайд 14

Да/нет Сейчас я раздам вам листочки, где будут написаны утверждения, ваша задача написать напротив каждого да или нет, т

Да/нет Сейчас я раздам вам листочки, где будут написаны утверждения, ваша задача написать напротив каждого да или нет, т

Организация свалок в лесах 3

Организация свалок в лесах 3

Подведение итогов. Рефлексия

Подведение итогов. Рефлексия
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.12.2020