Тема: «Как Россия у Европы «училась»
Цель: Формировать у детей целостное представление об эпохе Российской
империи как части истории России.
Планируемый результат обучения, в том числе и формирование УУД:
Личностные УУД:
1) формирование готовности и способности, обучающихся к саморазвитию;
2) формирование мотивации к обучению и познанию;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению.
Метапредметные:
Регулятивные УУД:
1) освоение
начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
Познавательные УУД:
1) формирование умения адекватно, осознанно и произвольно строить речевое
высказывание в устной речи;
Коммуникативные УУД:
1) формирование умения слушать и вступать в диалог.
Предметные:
1)используя дополнительные источники информации (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете), находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям своих предков; на основе имеющихся знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов.
Необходимое техническое оборудование: компьютер, презентация, раздаточный материал, учебник «Окружающий мир» часть 2.
Ход урока
Задача. |
Этап. |
Учебная ситуация |
Формируемые УУД |
|
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
|||
Организовать детей на деятельность, Создать благоприятный настрой учащихся на работу, активизировать внимание детей. |
Организационно – мотивационный. |
- Здравствуйте, ребята, тихо садитесь! Психологический настрой. -Повернитесь друг к другу, посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь друг другу, пожелайте друг другу хорошего рабочего настроения на уроке. Теперь посмотрите на меня. - Сегодня мы опять продолжим наше увлекательное путешествие по страницам всемирной истории.
|
- Дети слушают учителя. Настраиваются на дальнейшую работу.
|
Личностные УУД: |
Усвоение ранее изученного.
Подвести детей к теме и цели урока.
|
Актуализация Знаний.
Постановка темы и цели урока |
-Ребята, давайте начнём нашу работу. -Ребята сейчас мы поиграем в игру которая называется да, нет, я буду задавать вам вопросы, а вы будите поднимать карточки да или нет, которые лежат у вас на столе. -Итак начинаем игру. 1.Во все времена правители заботились о простом народе. 2.При Петре I открывалось много школ, мастерских. 3.Поданные с удовольствием шли в армию, на флот. 4.Екатерина II тоже приумножала славу государства. 5.Простым людям становилось легче жить в Российской империи. 6.Крепостные крестьяне не хотели уходить от своих помещиков, так хорошо им жилось. 7.После преобразований Петра I в истории нашей страны начались изменения. -Молодцы, ребята. - А какими качествами должен обладать человек, чтобы изменить жизнь целой страны? - А для чего менять жизнь? - Какому великому человеку можно отнести эти слова? – А. С. Пушкин писал о Петре I: То академик, то герой, То мореплаватель, то плотник – Он всеобъемлющей душой На троне вечный был работник. -Ребята, сейчас вы поработаете в парах, давайте вспомним правила работы в паре. - У вас на столе лежит карточка с заданием, давайте посмотрим что вам надо сделать. -Давайте проверим ответы по эталону. -Оцените себя по алгоритму самооценки. Определение проблемы. -Посмотрите на слайд, что вы видите?
-Давайте сравним эти памятники культуры, что можно сказать о них?
-Молодцы ребята!(на доске появляется запись). До XVIII в. культура России и Европы сильно отличалась. -Посмотрите на следующий слайд, что вы можете сказать об этих памятниках русской культуры? (На доске появляется запись) После XVIII в. культура России становится похожа на европейскую. -Посмотрите на доску, какое вы заметили противоречие? -Ребята так какой же возникает вопрос? (проблема урока вывешивается на доску). – Давайте и мы постараемся в течение нашего урока выяснить, действительно ли после XVIII века Россия отказалась от своей культуры и приняла европейскую? -Ребята, какая же будет тема урока? (или откройте учебник на стр.74). |
-Нет.
-Да.
-Нет.
-Да.
-Нет.
-Нет.
-Да.
-Трудолюбие, требовательность, настойчивость. -Предположения.
-Петру Великому.
-Вспоминаю правила работы в парах.
-Читают задание, выполняют. -Проверяют.
-Оценивают.
Памятники культуры России времён Московского государства, памятники культуры европейских стран XV–XVII веков. -Произведения художников и архитекторов России и Европы сильно отличаются.
- Они тоже отличаются, но и имеют сходство между европейскими памятниками культуры и русскими времён империи.
-Получается, что Россия забыла свою культуру и приняла новую. -Действительно ли после XVIII века Россия отказалась от своей культуры и приняла европейскую?
-Как Россия у Европы «училась». |
Личностные УУД: формирование готовности и способности, обучающихся к саморазвитию. Познавательные УУД: формирование умения адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной речи.
Личностные УУД: |
Познакомить обучающихся с эпохой Российской империи как части истории России.
|
Открытие новых знаний.
|
-Как вы думаете, что произошло с культурой России после XVIII века?(от главного вопроса, три стрелочки под ними предложения).
-Ребята, давайте составим план работы на уроке.
-Ребята посмотрите на доску по ходу изучения материала мы будем заполнять это дерево. -Ребята, какой у нас первый пункт плана? -Давайте вспомним, какие корни имела русская культура к XVII в. В нижней части дерева, около корней, пишутся «Традиции, обряды, достижения русской культуры». - Давайте, понаблюдаем, изменилось ли что-либо в культуре России после реформ Петра I. -Прочитайте первый абзац текста «Жажда науки». Что поменялось в России?
- Давайте обратимся к схеме дереву и образно представим достижения европейской культуры в виде воды, льющейся из лейки на корни дерева. -Дочитайте до конца текст «Жажда науки». -Кто первым из россиян смог быть с европейскими «учителями» на равных? -Ребята, давайте расскажем о Ломоносове. (дети по очереди выходят с карточками). -Ребята, какой у нас следующий пункт плана. -Посмотрите на слайд. Русские традиции + европейская образованность = расцвет русской культуры, который назвали “Золотой век русской культуры”. -Почему? Чтобы ответить на этот вопрос, прочитаем текст «Золотой век русской культуры» -Так почему же расцвет русской культуры назвали «Золотым веком русской культуры»?
-На дереве на листочках появляются имена талантливых людей. -Ребята, какой мы можем сделать вывод?
-Давайте послушаем об одном из талантливых людей (один ученик выходит к доске и читает). -Какой вывод можно сделать?
|
-Россия отказалась от своей культуры и переняла европейскую. -Россия не отказалась от своей культур и не приняла европейскую. -Россия частично отказалась от своей культуры и частично приняла европейскую. 1) Жажда науки 2)Золотой век русской культуры
-Жажда науки. -Русь жила по православным законам, соблюдала обычаи и традиции. Издревле люди украшали свои дома, строили храмы и города вокруг них. Развивались ремесла, появилось книгопечатание.
-Читают. -Деятельность Петра I сильно повлияла на развитие отечественной культуры – Россия заимствовала много нового из более образованной к тому времени Европы.
-Читают.
- Михаил Васильевич Ломоносов.
-Рассказывают.
- Золотой век русской культуры.
-Читают.
- Россия сумела восхитить весь мир своими талантами: писателями, композиторами, художниками. За сравнительно короткий срок россияне создали новую яркую культуру, обогатив своими достижениями всё человечество.
- талант всех этих людей развивался на богатых русских традициях. Но без хорошего европейского образования это было бы невозможно.
-Слушают. -Развитию таланта А.С.Пушкина способствовали, с одной стороны, богатые традиции культуры и истории Руси, а с другой стороны, то, что он получил прекрасное образование европейского образца в Царскосельском лицее – одном из самых прогрессивных учебных заведений того времени. |
Личностные УУД: Предметные УУД: используя дополнительные источники информации (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете), находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям своих предков; на основе имеющихся знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов. |
Применить полученные знания на практике. |
Применение знаний на практике.
|
-Откройте рабочие тетради на стр. 35 и выполните задание 1 и 2. -Давайте проверим что у вас получилось. -А теперь чтобы обобщить все знания которые вы получили на уроке выполните тест который состоит из 5 заданий.
|
-Выполняют.
-Проверяют.
|
Регулятивные УУД: |
Подведение итогов урока. Выполнить оценочно – рефлексивную деятельность. |
Итог урока. Оценочно – рефлексивная деятельность. |
-Ребята, какой вопрос мы ставили на уроке?
-Давайте ответим на наш главный вопрос, какое предложение подходит больше? -Хорошо. -Ребята все ли пункты плана мы разобрали? -Что нового вы узнали на уроке? -Ребята, домашнее задание будет выполнить в рабочей тетради задание № 3 на стр. 36. -Ребята оцените свою работу на уроке, если вам было всё понятно и не было никаких затруднений поднимите зелёный кружочек, если у вас были какие-либо затруднения поднимите жёлтый кружочек, а если вы ничего не поняли и у вас ничего не получилось поднимите красный кружочек. -Спасибо за урок, мне было очень приятно работать с вами, до свидания.
|
- Действительно ли после XVIII века Россия отказалась от своей культуры и приняла европейскую? -Россия частично отказалась от своей культуры и частично приняла европейскую.
-Да.
-Отвечают.
-Оценивают. |
Регулятивные УУД: освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.