"Как хорошо, что доброта живет на свете вместе с нами"

  • docx
  • 17.01.2023
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала классный час.docx

ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ

для обучающихся 6-9 классов с ОВЗ по теме:

«Как хорошо, что доброта живет на свете вместе с нами»

 

Цель занятия: на основе имеющихся знаний расширить первоначальные представления у обучающихся, что такое добро, доброта, доброжелательность, добрые дела; создавать условия для проявления чувства сопереживания и сочувствия к тем, кто нуждается в помощи, желания помочь; мотивировать детей к проявлению доброжелательности, учить выстраивать поведение с позиции нравственных норм.

Формирующиеся ценности: социальное служение, милосердие, гуманизм.

Продолжительность занятия: 30 минут.

Рекомендуемая форма занятия: эвристическая беседа. Занятие предполагает также использование видеофрагментов, презентационных материалов, включает в себя анализ информации, коллективную работу.

Комплект материалов:

-         сценарий

-         видеоролики

-         интерактивные задания

 

Структура занятия.

Часть 1. Мотивационная. Вступительное слово учителя.

                            Настрой на работу, мотивация по методу Ш.А.Амонашвили.

Часть 2. Основная. Организация деятельности обучающихся.

 

 

Методы: лейтмотив-девиз про доброту, спящий режим, шепни на ушко, слова-подарки

ИКТ-сайт для создание ребуса.

       Часть 3. Заключение. Рефлексия. Вариант творческого задания

Заключительная рефлексия, обобщение материалов занятия.

 

 

Прием –переживаний, дорисовывания.

 

 

 

 

 

 

СЦЕНАРИЙ ЗАНЯТИЯ

Часть 1. Мотивационная Вступительное слово учителя.

 (до 5 минут).

Учитель.

Доброе утро, ребята! Я очень рада, что вы все пришли сегодня на занятие. Закройте глаза и послушайте ( пауза, звучит музыка) я благодарна вам, что вы все стоите передо мной. Сегодня у нас с вами очень важный разговор, нам предстоит большая работа. В совместной работе, мы будем думать, мыслить, говорить.

Я верю, что наше занятие не пройдет бесследно. Желаю вам удачи! Скажите мысленно- учитель мы поможем тебе.

Откройте глаза, садитесь, пожалуйста.

Часть 2. Основная. Организация деятельности обучающихся.

 

Учитель.

-Скажите, что вы слышали во время нашего разговора?

-Музыку, а вы любите музыку? А песни?

Сейчас я вам предлагаю послушать одну песню, слушайте внимательно и попробуйте определить тему занятия?

Ответы обучающихся.

(в дополнение к ответам детей) Да, сегодня мы с вами будем говорить о таких словах, как добро и доброта.

-кто знает значение этих слов?( разбор по словарю Ожегова)

-всегда ли доброта одна ходит?

-какие еще качества рядом с добротой?

-кто несет доброту?

Как называются эти люди?

Какие это люди?

Да,  это люди, которые помогают другим просто так, не требуя ничего взамен. Они своими ежедневными делами делают наш мир добрее и счастливее.

Я хочу, чтобы нашим девизом сегодня были следующие слова:

Собираю добро по крупинкам,

По частицам, по малым пылинкам

В сундуке, как купец не храню,

Собираю и вновь раздаю.

Как  говорится в начале было слово- добро, я вас попрошу составить свой словарь добрых слов

Ответы обучающихся.

С добрым утром! Добрый день! Добрый вечер! Будьте добры... Мы часто произносим эти слова. Доброта - это стремление делать добро другим. Добрым мы называем человека, готового помочь людям, отзывчивого, стремящегося делать добро тем, кто его окружает.

- как вы думаете, есть ли противоположенное слово к слову-добро? Какое ?

Просто в жизни мне всегда тепло

От того, что есть цветы и дети

Просто делать доброе на свете

Во сто крат приятнее, чем зло.

Да, ребята первый шаг к доброте, конечно  доброе слово.

 

Составьте пословицу и постарайтесь объяснить ее значение.

Доброе слово человеку, что дождь в засуху.

-Как вы понимаете эту пословицу?

Давайте не забывать наш девиз.

Кто составил может шепнуть мне на ушко.

Ответы обучающихся.

Дополняю. Любой человек нуждается в добрых словах, как земля в дожде. Когда идет дождь, на земле начинает все расти, так же и от доброго слова, человек расцветает.

Слово обладает большой силой.  В трудную минуту доброе слово поддержки способно одобрить человека, вдохнуть в него жизнь, укрепить силы.

Учитель. А сейчас мы с вами посмотрим небольшой видеоролик и попробуем ответить на вопрос - а что же такое добро и добрые дела?

Обсуждение просмотренного с обучающимися

-почему мальчик вышел из класса?
- у него не было еды, чтобы покушать на перемене.
- как поступили одноклассники?
- они поделились едой с ним.
почему они это сделали?
посочувствовали однокласснику.

Просмотр второго видео «Бумеранг добра»

- почему мальчик решил помочь мужчине?
- он добрый, отзывчивый мальчик.
- почему мужчина отдал черепаху девочке?
-он видел, как девочка расстроилась, и решил ей помочь.
- кому подарила девочка черепаху?
- мальчику, который выручил этого мужчину.

Дари добро, что так необходимо.
Ему любой безмерно будет рад…
Не забывай, что наша жизнь взаимна
И всё к тебе вернётся во сто крат!
Так, где же ещё живёт доброта?

Чудесные ответы! Спасибо! Мне кажется, что наш класс наполнился цветом, музыкой и ароматом добра!

Скажите мне пожалуйста, а все таки, где живет добро?

Ответы обучающихся

В словах, в делах, в поступках, в сердце.

Пауза. (звучит музыка  М. Огинского «Полонез»)

 

Положите руку на сердечко, закройте глаза, опустите голову и прислушайтесь к своему биению сердца. Слышите, как оно стучит, это ваша доброта, любовь, милосердие, вера, тепло. все есть в ваших сердечках Внимательно слушайте и мысленно рисуйте картину того, о чём я буду рассказывать. В моих руках ларец. В нём находятся волшебные зёрнышки Добра. Сейчас я каждому из вас раздам по зёрнышку. Держите очень бережно, чтобы оно не упало.

(Учитель подходит к каждому и, нежно прикасаясь к ладоням детей, кладёт в них невидимое зёрнышко.)

А теперь очень осторожно, чтобы не обронить зёрнышко, посадите его внутрь себя. Теперь это зёрнышко внутри вас. Почувствуйте, как добро входит в вас, доставляя вам радость. Пусть оно прорастёт в ваших душах и сердцах. Но не забывайте об одном условии – оно прорастает только тогда, когда вы не на словах, а на деле будете совершать добрые дела.

Нарисуйте в своём воображении цветок добра. Положите его на обе ладони. Почувствуйте, как он согревает вас: ваши руки, ваше тело, вашу душу. От него исходит удивительный запах и приятная музыка. И вам хочется её послушать. Мысленно поместим всё добро и хорошее настроение этого цветка внутрь себя, в своё сердечко.

Вас овевает тёплый и ласковый ветерок. У вас доброе, согревающее душу настроение. А теперь откройте глаза, вы все молодцы, а скажите, кроме своего сердца откуда мы можем черпать доброту?

У меня для вас сюрприз. Посмотрите внимательно, а я потом вам что-то скажу.

Видео-обращение от сельского  библиотекаря М.Н. Тимофеевой «Доброречие»

Ребята я знаю, вы очень много читаете сами и своим младшим братьям и сестрам. Спасибо вам.

       Часть 3. Заключение. Рефлексия. Вариант творческого задания

Заключительная рефлексия, обобщение материалов занятия.

 

Да ребята вы молодцы, что читаете книги, учитесь доброму, светлому, добываете знания и самое главное растете хорошими людьми.

 

Интерактивное задание «Что делать?»

Учитель. Ребята, а давайте попробуем прямо сейчас совершить добрые  дела. Обсуждать поведение других людей легко. А как бы вы сами поступили в этих ситуациях? Сейчас я зачитаю ситуации, а вы найдите ошибки, обсудите и скажите, в чем дети были не правы.

 

Ситуация первая

Витя сказал маме, что пойдет во двор и вер­нется домой к 7 часам вечера. Ребята увлеклись игрой, а потом Витю пригласил к себе Миша смотреть телевизор. Витя согласился. Передача бы­ла интересная, и Витя забыл о своем обещании прийти к 7 часам. И вот уже 9 часов, а Вити все нет. Мама волнуется, к соседям побежала, спрашивает у Вовы, Витиного товарища, не видел ли он сына. «Нет, не видел.» — отвечает Вова. У ма­мы на глазах слезы. Где же Витя? А в это время Витя спокойно смотрит телевизор и весело смеется.

Ситуация вторая.

Миша пришел домой к Пете, чтобы вместе делать уроки. Работали они добросовестно, серь­езно. В это время пришла Петина мама с тяжелыми сум­ками и сказала: «Петя, помоги мне отнести в кухню сум­ки». Петя ответил: «Мама, мы ведь серьезным делом заня­ты - уроками».

- Что вы скажете о поведении мальчиков? Как нужно было поступить?

 

Анализ ситуаций.

- В чём ошибка этих детей? Можно ли сказать, что они думают о своих родителях? (Обсуждение.)

 

Учитель. Какие вы молодцы! Давайте, поблагодарим другу друга за чудесное решение и ответы, нашими аплодисментами!

Учитель: А вот еще одна добрая история из реальной жизни. Можно даже сказать исторический факт. Это было не в нашей стране….

В начале двадцатого века один шотландский фермер возвращался домой и
проходил мимо болотистой местности. Вдруг он услышал крики о помощи.
Фермер бросился на помощь и увидел мальчика, которого засасывала в свои жуткие бездны болотная жижа. Мальчик пытался выкарабкаться из страшной массы болотной трясины, но каждое его движение приговаривало его к скорой гибели.
Мальчик кричал от отчаяния и страха. Фермер быстро срубил толстый сук,
осторожно приблизился и протянул спасительную ветку утопающему. Мальчик выбрался на безопасное место. Его пробивала дрожь, он долго не мог унять слезы, но главное - он был спасен!

- Пойдем ко мне в дом, - предложил ему фермер. - Тебе надо успокоиться, высушиться и согреться.

 - Нет-нет, - мальчик покачал головой, - меня папа ждет. Он очень  волнуется, наверное.

С благодарностью посмотрев в глаза своему спасителю, мальчик убежал..


 Утром, фермер увидел, что к его дому подъехала богатая карета,
запряженная роскошными породистыми скакунами. Из кареты вышел богато одетый джентльмен и спросил:

 - Это вы вчера спасли жизнь моему сыну?

 - Да, я, - ответил фермер.

 - Сколько я вам должен?

 - Не обижайте меня, господин. Вы мне ничего не должны, потому что я
 поступил так, как должен был поступить нормальный человек.

- Нет, я не могу оставить это просто так, потому что мой сын мне очень
 дорог. Назовите любую сумму, - настаивал посетитель.

- Я больше ничего не хочу говорить на эту тему. До свидания. - Фермер
 повернулся, чтобы уйти. И тут на крыльцо выскочил его сынишка.

 - Это ваш сын? - спросил богатый гость.

 - Да, - с гордостью ответил фермер, поглаживая мальчика по головке.

 - Давайте сделаем так. Я возьму вашего сына с собой в Лондон и оплачу  его образование. Если он так же благороден, как и его отец, то ни вы, ни я  не будем жалеть об этом решении.

Прошло несколько лет. Сын фермера закончил школу, потом - медицинский университет, и вскоре его имя стало всемирно известно, как имя человека, открывшего пенициллин. Его звали Александр Флемминг.  Перед самой войной в одну из богатых Лондонских клиник поступил с тяжелейшей формой воспаления легких сын того самого джентльмена. Как вы думаете, что спасло его жизнь в этот раз? - Да, пенициллин, открытый Александром Флеммингом.

Имя богатого джентльмена, давшего образование Флеммингу, было Рандольф Черчилль. А его сына звали Уинстон Черчилль, который впоследствии стал премьер-министром Англии. Уинстон Черчилль как-то сказал: Сделанное тобой добро к  тебе же и вернется. Творите добро бескорыстно... и будет вам ДОБРО!

 

Учитель: Дорогие ребята, давайте и мы будем делать друг другу маленькие приятности. От этого не только наши души, но и весь мир станет светлее и добрее.

 

Учитель: Давайте начнем с малого. Возьмите лист бумаги (формат А4) , сложить его пополам. Положите одну руку на бумагу и обведите свою ладошку карандашом. Ножницам вырежьте эти две ладошки. Отложите их в сторону, они нам еще пригодятся.

 

Вы готовы работать со мной творчески? Давайте поработаем с вами  немного.

1.     Сначала работаем в парах. Я раздаю вам листочки с ребусами. Там зашифрована одна известная народная мудрость.

.    

Учитель: А сейчас возьмите свои «ладошки», вырезанные из бумаги и на одной из них впишите, что у вас получилось, на второй ладошке напишите доброе и хорошее пожелание своим родителям, братику, сестричке, другу, подружке, соседу по парте, кому хотите. А сейчас  возьмите свои две ладошки и сложите их так как я.

Показываю, у нас получились как бы птички.

Я сейчас буду читать стихотворение  «Доброта», а вы и я будем заставлять наших птичек махать крылышками.

 

Наш сегодняшний разговор подошёл к концу, я желаю всем вам только добра и давайте вспомним наш девиз

Собираю добро по крупинкам,

По частицам, по малым пылинкам

В сундуке, как купец не храню,

Собираю и вновь раздаю.

Вот и закончилось наше занятие. Вы учились совершать добрые поступки и помогли героям и мне стать  чуть-чуть лучше.

- Скажите, какие чувства вы испытывали, во время занятия?

- Что самым интересным было на нашем занятии?

-А самым трудным?

-Хотели бы вы и дальше помогать другим?

Хорошо! Нужно стараться быть добрыми всегда. Учитесь помогать друг другу. Поддерживайте своих друзей, родных и близких в трудную для них минуту. Замечать тех, кто рядом с тобой, прощать, дарить радость маме с папой, бабушке и дедушке, взрослым и своим друзьям – только и всего, что требуется от вас!

Ведь каждый человек мечтает, чтобы его окружали хорошие, добрые люди. А для этого и самому нужно быть таким же. Пусть в сердце каждого из вас поселятся доброта, отзывчивость, милосердие, забота и другие хорошие качества.

      В память о нашей встрече мне бы хотелось подарить вам маленькие книжки- малышки, я их тоже собирала по крупинкам. очень надеюсь, что мой подарок послужит вам настольной книгой и когда вам плохо или вам сделали больно загляните в нее, а лучше каждое утро читать по одному высказыванию  и сделать его своим девизом дня. Спасибо всем, занятие окончено.

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru