КАК КОНСПЕКТИРОВАТЬ

  • doc
  • 18.03.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала КАК КОНСПЕКТИРОВАТЬ.doc

КАК КОНСПЕКТИРОВАТЬ, СОКРАЩАТЬ

СЛОВА И СЖИМАТЬ ФРАЗЫ.

 

II. 1. Конспектирование и структура конспекта

 

·         конспектирование - это процесс краткого письменного изложения содержания книги, урока, лекции и т.п.

·          конспект - продукт конспектирования - средство активизирующее умственную деятельность, позволяющее полнее и глубже усвоить знания;

·          конспект рекомендуется вести по каждому предмету (курсу) в отдельной тетради;

·         рекомендуется следующая структура  расположения конспекта на листе:

 

 

·         все конспекты одного человека относятся к одному-двум разделам науки  (предметным областям), поэтому в ней можно ввести элементы записи, специфичные для этих наук;

·          конспект пишется от руки, поэтому  в нем можно использовать такие приемы записи, которые нельзя выполнить ни одной наборной полиграфической машиной;

·          конспект надо писать быстро: на лекции пишущий ограничен во времени, в библиотеке такого ограничения нет, но все же жалко тратить время; поэтому способ записи должен  обеспечивать скорость конспектирования;

·          конспект необходимо  легко читать, поэтому нужны формы записи, ориентированные на  быстрое чтение;

·          конспект должен облегчать и запоминание текста, т.е.. приемы записи должны быть мнемоничны*;

·         конспект - это записка  себе, а не произвольному читателю, поэтому  в нем можно использовать формы записи, понятны только автору конспекта;

·         по конспекту не требуется однозначно восстанавливать исходный текст, т.е.. конспект - это запись смысла, а не запись текста..

·         *Мнемоника - совокупность специальных приёмов и способов, облегчающих запоминание нужной информации и увеличивающих объём памяти путём образования ассоциаций (связей).

 

Вот пять ключей к успешному конспектированию:

Записывать * Сокращать * Излагать * Отображать * Просматривать

II. 2. Квантор

КВАНТОР – техника сокращения слов - перевернутая  начальная буква слова

КВАНТОР - эффективно использовать для сокращения вспомогательных слов типа “каждый”, “рассмотрим” и т.д.

Пример:

         из одной минуты, затраченной на чтение, мы 58 секунд считываем промежутки между буквами и только 2 секунды затрачиваем на чтение букв?!;

          скорость речи - до 140 сл/мин., а скорость  записи без особой подготовки -30 сл/мин?!;

          “Одна из особенностей моей памяти заслуживает того, чтобы о ней сказать особо: она служит мне только до тех пор, пока я на нее полагаюсь. Как только я доверяю

то, что она хранит, бумаге, она  изменяет мне, и я уже  больше не помню то, что записал”. (Жан Жак Руссо)

           на все изучаемые предметы в вузе достаточно порядка 50 сокращений!

          чтобы успеть привыкнуть к сокращениям - необходимо всего 1-3 недели!!

II. 3 Буква в обертке

БУКВА В ОБЕРТКЕ – техника сокращения слов - берется  самый длинный и часто используемый термин, оставляется  первая буква, и, не отрывая пера от бумаги,” оборачивется эта буква линией

БУКВУ В ОБЕРТКЕ - эффективно использовать для сокращения терминов, характерных для  данного раздела науки. 

Пример:

II. 4 «Корейская грамота»

“КОРЕЙСКАЯ ГРАМОТА” -  техника сокращения слов,  когда в письме  используются иероглифы, которые пишутся одним росчерком пера, не отрывая пера от бумаг.

            “КОРЕЙСКАЯ ГРАМОТА” - эффективно использовать в  качестве дополнительного приема, если почему-либо нельзя использовать другой прием .

Пример:

 

      Пользуются иероглифами  генетики: например, обозначения мужского и женского пола — это заимст­вованные из астрономии обозначения Марса и Венеры. Пользуются ими и астрономы для обозначения планет, зодиакальных созвездий и т.п..

            Изобрети себе несколько иероглифов.

II. 5 «Древнеегипетская грамота»

“ДРЕВНЕЕГИПЕТСКАЯ ГРАМОТА”- техника сокращения слов, в которой  используются пиктограммы (упрощенные стилизованные рисунки);

“ДРЕВНЕЕГИПЕТСКАЯ ГРАМОТА”- следует широко применять везде, где только можно: этот прием дает блестящие результаты и в ускорении записи,  в удобстве чтения и запоминания. Придумывайте свои пиктограммы.                                                                                      

Пример:

 

II. 6 «Арабская грамота»

“АРАБСКАЯ ГРАМОТА”- техника сокращения слов, которая основывается на том, что согласные несут больше информации, чем гласные,  то, по аналогии с арабскими  языками,  записывают только согласные  буквы. Если слово начинается с гласной, то гласная пишется первой буквой.

“АРАБСКАЯ ГРАМОТА” - можно широко использоваться, т.к. пропущенные гласные при чтении почти незаметны.

Пример:

 

II. 7 Буквы и знаки

БУКВЫ И ЗНАКИ  – техника сокращения слов, когда вместо слова используется соответствующее устоявшееся буквенное  или знаковое обозначение.

 БУКВА И ЗНАКИ -  следует вводить с осторожностью: к ним не привыкают, а потому они несколько затрудняют чтение конспекта.

Пример:

 

 

рН-кислотность

L     - индуктивность

V     -  объем

 l   -  длина  и др.

 

 

   >    - больше

   <    - меньше

  =   - равно

%  - процент

 
 

 


           

 

II. 8 Приставки, суффиксы и окончания

 

ПРИСТАВКИ, СУФФИКСЫ, ОКОНЧАНИЯ- техника сокращения слов,   которая основывается на типовых  концовках слова, которые  можно дописать к любому сокращению.

Пример типовых концовок слова:

 

 

Пример сокращений:

 


·         реш       -  решение

·          социалист    - социалистический

·          реш      - решающий

 

II. 9 ПРОСТРАНСТВЕННАЯ ЗАПИСЬ

Пространственная запись — это прием сокращения фраз, позволяющий полностью использовать пространство листа бумаги.

Пространственная запись —  один из простейших и мощ­нейших способов скоростного конспектирования, который основан на особенностях именно рукописной записи.

Пример:

дхвн

 

 

Сравните, сколько слов было в исходном тексте и сколь­ко осталось в конспекте, а также сколько времени необходимо затратить на чтение и осознание исходного текста и конспекта .

 

II. 10 Скобки

Скобки — это прием сокращения фраз, позволяющий полностью использовать пространство листа бумаг, т. к. если размещать элементы записи не последо­вательно, а используя и длину и ширину листа бумаги, то можно значительно сократить число слов, которые надо записать. При этом улучшается восприятие записи и информация  приобретает целостный «образ», который  легко запоминается.

Пример:

 

           Многие языки  обладают избыточностью порядка 80%. Это означает, что если из текста убрать 80% символов, то еще можно  будет понять, о чем шла речь.

            Если из текста убрать не 80%, а меньше, и не случайным  образом, а по некоторым правилам, то текст можно  существенно сократить, но не потерять информативность. Конспектирование фраз - творческая работа.

 

II. 11 Контекст

Контекст- это прием сокращения фраз за счет простого выбрасывания слов.

Основное правило “контекста” - выбрасываются те слова, которые можно без труда восстановить.

Что можно  удалять:

-  группу подлежащего (например, если темой лекции являет­ся болтовое соединение, то из фраз "Болтовое соединение применяется для...", "Достоинствами болтового соединения являются..." можно оста­вить: "Применяется для...", "Достоинства: ...". )

- часть словосочетания, которая дублирует другую ее часть (например, на лекции сравни­ваются по своим характеристикам крыло самолета и ротор/винт  верто­лета. Если лектор и произносит полностью словосочетания "крыло самоле­та" и "ротор вертолета", то при записи их можно сократить до "крыло" и "ротор" соответственно, ибо и так понятно, что к какому виду летательно­го аппарата относится).

II. 12 Преобразование фраз

Преобразование фразы – это процесс, который  предполагает  нахождение  фразы, эквивалентной  данной, но более короткую.

Преобразование фаз осуществляется в два этапа:

·         подбор более  коротких синонимов для слов, составляющих фразу;

·         сформулировать фразу другими словами.

Применение этого приема способствует  более  полному  пониманию конспектируемого  текста, творческой его переработки и развитию довольно высокой скорости мышления.

Этот прием наиболее эффективный по ускорению записи.

 

Человек мыслит примерно в 10 раз быстрее, чем пишет. Если для записи полного

текста необходимы 30 с, то за 10 с вполне можно  обдумать, как записать текст так, чтобы запись отняла  гораздо меньше оставшихся 20 с.!!!

 

II. 13 Опорный конспект

Опорный конспект – это лаконичное изложение информации с использованием опорных сигналов с соблюдением особенностей восприятия и памяти.

Опорные сигналы – это краткое изложение информации (при помощи заглавной буквы, условных обозначений и т.п.).

Опорный конспект – это особые “ключевые” слова, фразы, которые связаны между собой графически. Составные части схемы записываются на бумаге  последовательно, с учетом логики рассуждений. Изложение учебного материала через анализ и синтез, проходит через следующие этапы:

·         организация внимания на изучаемом объекте;

·         определение элементов объекта как системы;

·         определение возможных отношений, взаимосвязи между элементами объекта;

·         определение свойства объекта;

·         определение отношений изучаемого объекта к другим объектам (внешняя среда объекта) – пространственные, временные, функциональные, причинно-следственные.

При составлении опорного конспекта соблюдай следующие правила:

·         конспект должен содержать 7+\-2  информационных блока;

·         информационные блоки располагаются следующим образом:

-     в центре -  главные блоки

-     второстепенные блоки – в соответствии с логическим порядке и указанием логических связей

·         выделение главных информационных единиц заглавными буквами

·         использование цветов (не более трех)

·         очерчивание конспект рамкой.

Примеры:

А) Опорный конспект к теме «Бриз»

 

 Надпись:

 

 

 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Б) Опорный конспект к теме «Свет»

 

 

 

*             Память человека способна сохранить до 90% из того, что человек делает, 50% — из того, что он видит, и 10% — из того, что он слышит.

 

 

 

 

 

 

 


Скачано с www.znanio.ru