Как младшеклассникам написать ВПР на высокий балл

  • docx
  • 18.02.2023
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Статья _Формирование орфографических и фонетических умений учащихся 1-4 классов.docx

 

Формирование орфографических и фонетических умений учащихся

1-4 классов при подготовке к  Всероссийской  проверочной  работе

 по русскому языку

 

Всероссийские проверочные работы – новая процедура оценки качества образования в начальной школе, которая была необходима в целях осуществления мониторинга результатов перехода на ФГОС.

Проводятся они в 4 классах по трём основным предметам: русский язык, математика и окружающий мир.

Подробнее хочу акцентировать внимание на подготовке к ВПР по русскому языку.

Всероссийская проверочная работа по русскому языку нацелена на оценку уровня общеобразовательной подготовки обучающихся 4 класса в соответствии с требованиями ФГОС и диагностику достижения предметных и метапредметных результатов.

Ежегодный анализ результатов ВПР по русскому языку показал, что чаще всего обучающихся допускают орфографические и фонетические ошибки при написании данной работы.

С целью предупреждения подобных ошибок  мною проводится следующая работа:

1.    Работа по формированию орфографических умений.

2.   Работа по формированию фонетических  умений.

Знание типичных трудностей и проведенное систематическое повторение позволяет подготовить учеников к написанию итоговой работы по русскому языку. Подготовка проходит в рамках урочной и внеурочной деятельности, с использованием платформы Учи.ру.

Рассмотрим каждый компонент работы более подробно.

 

Работа по формированию орфографических умений.

Первая часть ВПР включает в себя написание диктанта. Поэтому я много внимания уделяю умению писать тексты под диктовку, соблюдая при письме изученные орфограммы и нормы пунктуации.

Для соблюдения учащимися в практике письма изученных орфографических норм, следует формировать у них орфографические умения, такие как:

-       ставить орфографические задачи, т.е. обнаруживать орфограммы (орфографическая зоркость);

-       устанавливать тип орфограммы, соотносить её с определённым правилом (выбирать способ решения задачи, чаще всего – орфографическое правило);

-       применять правило (верно выполнять предписываемый им способ решения поставленной задачи);

-       проверять написанное, осуществлять орфографический самоконтроль.

Для формирования данных орфографических умений на уроках я использую:

-       орфографические минутки

Вариант 1. Учитель составляет задание на определенную орфограмму.

Задание. Запишите слова под диктовку, подчеркните орфограмму «Разделительный ь или ъ знак».

Листья, шьют, отъезд, вьюга, подъезд, деревья, объедение, пьеса, объявление, съел, пью, муравьи, братья, объект, ученье.

Вариант 2. Учитель составляет задание, в котором ученикам в словах   встретятся несколько орфограмм.

Задание. Запишите слова под диктовку, подчеркните все орфограммы, которые вам встретятся. Устно объясни написание слов.

Ногти, лесник, блюдце, звездный, варежка, далекий, гигантский, скользко, наполнять, пассажир, просьба, удивлять, тонна.

Вариант 3. Учитель готовит к уроку карточки для индивидуальной работы.

Задание. К  данным  словам  подбери и  запиши  проверочное слово.   Вставь  пропущенные буквы.

Г…лодать - …, ст…рожка - …, в…здушный - …, в…сёлый - …, д…лёкий - …, ч…совщик - … .

Вариант 4. Учитель использует задания из учебника.

Задание. Учебник  «Русский язык» 4 кл. авторы С.В. Иванов, М.И. Кузнецова упражнение 3 стр. 58. Выпиши только те слова, в которых пропущен ъ.

В…юга, об…явление, под…езд, трёх…ярусный, трёх…этажный, раз…ярённый, в…юнок,  солов…и, с…ёмка, двух…русный, пол…ём, об…ём, крыл…я, пол…ют, ноч…ю, раз…яснение, в…ехал.

 

-       списывание текстов с пропущенными буквами

Вариант 1. Учитель использует для составления задания дополнительный материал.

Задание. Спишите предложения. Вставьте пропущенные буквы.

Поз_ней ос_н_ю бывает так чудес_но и прекрас_но! После н_ч_ного д_ждя с трудом начинает р_деть н_ч_ная мгла. Радос_но на небе обозначится со_нце. Везде падают с д_рев_ев гиган_ские капли, будто каждое дер_во умывается.

Вариант 2. Учитель использует задания из учебника.

Задание. Учебник  «Русский язык» 4 кл. упр. 4 стр. 12. 

Спиши, вставь пропущенные буквы.

Ваза ж…ла на маленьк…м стол…ке с резными но…ками. Кр…сивая ваза ст…ринного гранёного ст…кла. …

Вариант 3. Учитель использует задания из рабочей тетради  «Пишем грамотно»  М.И. Кузнецова

Задание. 2 кл. упр. 3 стр. 10 . Догадайся, какие буквы исчезли, впиши их.

 

-       списывание с исправлением орфографических ошибок

Вариант 1. Учитель использует для составления задания дополнительный материал.

Задание. Найдите и исправьте допущенные ошибки.

Слитеть,малчком, еденица, канёк, честюля, поизд, гребник, арёл, питёрка, ленейка, звирёк, махнатый, лецо, зимной.

Вариант 2. Учитель использует задания из учебника.

Задание. «Русский язык» 4 кл. упражнение 5 стр. 142

Проверь работу Толи. Не допустил ли он ошибок? Спиши без ошибок.

Я пошол через поляну – укрыца в тени под старыми берёзами – и неожиданно на самом крою, среди кустов, увидел что-то тёмное, похожее на вход в пещеру.

Вариант 3. Задания из рабочей тетради  «Пишем грамотно» 

Задание. 2 кл. упр. 6 стр. 42 . Найди ошибки и исправь их.

 

-       систему различных видов диктантов по формированию орфографического навыка (зрительные, объяснительные, предупредительные, выборочные)

1.            Зрительный диктант

Механизм этого диктанта заключается в записи предложений на основе зрительного образа слов. После завершения диктанта учитель дает время на окончательную проверку всего текста. Начинать нужно с одного предложения с постепенным нарастанием. Для начала нужно давать учащимся предложения, которые не очень сильно насыщены орфограммами.

Например: Затрещала и смолкла неизвестная птица.

Здесь есть одна орфограмма на безударную гласную в корне (затрещала), непроизносимая согласная (неизвестная) и правильное оформление предложения на письме.

Постепенно количество орфограмм в предложении увеличивается. Например: Светлый вечер в осеннем лесу.

В этом предложении учащиеся находят слова с безударной гласной в корне (вечер, осеннем, лесу), слово с удвоенной согласной (осеннем), написание предлогов (в осеннем). Отмечают правильное оформление предложения на письме (начало предложения с большой буквы, слова в предложении пишутся раздельно, точка в конце предложения). Параллельно тому, что учащиеся отрабатывают умение находить орфограммы, они определяют тип орфограммы, применяют правило и осуществляют самоконтроль.

 

2.             Выборочный диктант

В результате такой работы формируется умение опознавать орфограмму.

1. Прослушайте стихотворения. Выпишите слова с сомнительными

звонкими и парными согласными. Подчеркните буквы, обозначающие

звонкие согласные, одной чертой, а глухие – двумя.

Нашу речку, словно в сказке,

За ночь вымостил мороз,

Обновил коньки, салазки,

Ёлку из лесу привёз. 2. Прослушайте словосочетания. Выберите и запишите словосочетания с непроизносимыми согласными.

Вкусный пирог, прелестная мелодия, поздняя осень, интересный фильм, чудесный вечер, ненастная погода, радостная встреча, опасные приключения, ужасный конец, известный спортсмен, прекрасные люди.

 

3.            Предупредительный диктант

  В результате такой работы формируется умение устно объяснять орфограммы до записи текста. Диктуемый  учителем текст подвергается орфографическому разбору до записи его учащимися (сначала объяснение, затем запись).

 Например, учитель читает предложение: Гриб походил на тарелку с водой.

После  чего задаёт вопросы: о чем говорится в этом предложении? Что говорится? Какое это предложение? Что нужно поставить в конце его? Как нужно писать первое слово в предложении? Как и почему нужно писать слово «гриб» («походил»)? Как напишем «на тарелку, с водой»? Далее учитель сам поясняет написание слова «тарелку». К слову «водой» подберите проверочное. После такого разбора под диктовку учителя учащиеся записывают предложение в тетрадь.

 

4.            Объяснительный диктант

Этот вид диктанта формирует умение анализировать орфограммы после записи предложения или текста в целом, развивает орфографическую зоркость.

Сначала происходит запись диктуемого, а потом даются объяснения. В процессе записи учащиеся подчёркивают орфограммы, требующие проверки.

Такой диктант можно проводить на уроках закрепления изученного материала, а также при повторении ранее пройденного.

Например, при проведении диктанта по тексту «Клён» (3 класс; тема «Правописание окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе») все написания объясняются после записи текста.

 

                                Клён.

В русском лесу нет дерева красивее клёна. Это светолюбивое дерево с гладким чистым стволом. Весёлый клён растёт вместе с могучим дубом, кудрявой берёзой. В жаркие дни приятно отдыхать под развесистым клёном. (По И. Соколову-Микитову).

 

Для закрепления орфографических умений использую задания учебника «Русский язык» авторы С.В. Иванов, М.И. Кузнецова.

Задания из учебника разного уровня сложности:

1.            Спиши, вставь пропущенные буквы.

2.            Спиши, вставь пропущенные буквы, выдели часть слова, где пропущена орфограмма.

Ш…пот, зайч…нок, девч…нка, ш…лк, друж…к, ж…лтый, галч…нок, больш…й, ш…рох, пч…лы, деш…вый, врач..м, лиц…м.

3.          Распредели слова по группам в зависимости от орфограммы.

1 группа – слова с орфограммой «Безударные проверяемые гласные в корне слова»

2 группа - слова с орфограммой «Непроверяемые гласные в корне слова»

3 группа - слова с орфограммой «гласные после шипящих и ц в корне слова»

Вода, цыплёнок, шов, золото, чёрный, картина, зайцы, зелёный, город, спина, гроза, тропинка, пенал, цирк, шёпот, тетрадь.

4.         Определи место орфограммы в слове.

Упражнение 4 стр. 56.

Задание. Распредели слова по столбикам. В первый запиши слова с орфограммой в приставке, во второй – слова с орфограммой в корне, в третий – с орфограммой в суффиксе. Не забудь подчеркнуть орфограммы.

Труд, война, утёнок, запахи, подруги, друг, грязь, радость, рассказы, полёты, узкий, молодой, подъезд, ключик, ёжик, подснежник, поделка, поезд, звёздный, устный, закладка.

   ¬                                                         ^

запахи                  труд                              утёнок

подруги                война                            радость

рассказы               друг                              ключик

полёты                  грязь                             ёжик

подъезд                 узкий

В этом упражнении учащиеся в каждом слове находят орфограмму, определяют её вид.

5.        Исправь ошибки, допущенные в предложениях.

 

Работа по формированию фонетических умений

Определенную трудность у учащихся вызывает планируемый результат «умение различать звуки и буквы». Активно со звуковой формой слова учащиеся работают в 1 и 2 классе, в последующих классах акцент смещается на буквенную форму слова. При этом для успешного обучения русскому языку и в начальной, и в основной школе важно, чтобы учащиеся продолжали обращать внимание на звуковую оболочку слова, на различение звуков и букв. Целесообразно на всем протяжении обучения в начальной школе предлагать задания на сравнение звуковой и буквенной формы слова, обращать внимание на случаи расхождения, а в 4 классе организовать углубленное повторение «Фонетики» в целом и отработку именно этого результата. Важно еще раз обратить внимание на буквы, которые могут обозначать два звука (я, е, е, ю), на буквы, которые звука не обозначают (ь, ъ), очень важ­но организовать повторение, обратив особое внимание на непарные по твердости — мягкости согласные звуки, звуки [ж], [ш], [ц] — твердые согласные,  [ч’], [щ’], [й’] — мягкие согласные.

Виды заданий на умение различать звуки и буквы.

1.              Подчеркни слова, в которых звуков больше, чем букв.

Объясни, Елена, Татьяна, поясок, ясельная, старый, сражение.

 2. Подчеркни слова, в которых звуков меньше, чем букв.

Львята, вьюга, звёздная, блюдце, поезд, счастье, монета.

3. Подчеркни слова, в которых количество звуков и букв совпадает.

Овечья, честный, Ульяна, корзина, объём, зимний, ручьи, бульканье.

4. Рассмотри звуковой состав слов. Подумай, по какому принципу подобраны слова и в каждой строке зачеркни 1лишнее слово.

Письмо, мель, известный, калькулятор, ельник.

Яма, июльская, вьюжная, рояль, яблоня, тёплое.

Виды заданий на умение  различать гласные и согласные звуки.

1. Отметь ряд, в котором все слова начинаются с согласного звука.

 □ радио, юла, олень, ульи;

□ тетрадь, нога, альбом, цифра;

□ ель, кровать, торт, йод;

□ попугай, мороз, электричество, щека.

2.  Подчеркни слова, в которых согласных звуков больше, чем гласных.

Мастер, Алиса, электрики, жёлуди, увеличить, линейка.

3.Подчеркни в тексте все слова, начинающиеся с гласного звука.

Юля нашла во дворе маленького котёнка. Она взяла его в дом, напоила молочком, накормила котлетой. Котёнок поел и стал умываться. Он остался жить в доме. Девочка назвала его Яшей. К осени котёнок подрос. Яша стал большим котом. Юля любила с ним играть.

Виды заданий на умение различать твёрдые и мягкие согласные звуки.

1. Отметь ряд, в котором все слова начинаются с мягкого согласного звука.

□сестра, бирка, керамика, ива;

□ жираф, лисица, пенал, люстра;

□ люди, мель, вилка, ширина;

□ единица, пень, синица, львята.

2. Подчеркни слова, в которых все согласные звуки мягкие.

Шире, печь, чаща, жители, хитрец, лисички, чижи, деревенька, вещи, юноша.

3. Подчеркни слова, в которых все согласные звуки твёрдые.

Самовар, морщинка, живот, цифра, роща, бочка, часы, масло, мыши, силуэт.

4. Подчерни слова, в которых есть звук [з].

Витязь, зимородок, заморозки, зима, мороз, заноза, салазки, скользить, груз.

5. Посчитай сколько в предложении мягких согласных звуков.

Елена Юрьевна купила Яночке чулочки и чашечки. _____мягк. согл. зв.

6.Проанализируй в словах согласные звуки. Подумай, по какому принципу подобраны эти слова и найди лишнее.

Кладовка, холода, походка, шипы, вода, доктор, голосок, чашка, жив.

Зеленеть, щавель, семья, зверёк, ясень, девять, кисель, питьё, чаща.

 7.Укажи слово, в котором второй звук – мягкий согласный.

□ ужи             □ серьги       □ сцена           □ слива

8. Подчеркни2 слова, в которых есть 4 мягких согласных звука.

Поженились, хищение, цветочки, рыбёшечка, линейки, сильный.

9.Укажи два слово, в котором количество мягких и твёрдых согласных звуков совпадает.

□ желаю       □редька     □ белая         □ жить  

Виды заданий на умение характеризовать заданный звук.

1. Выбери правильное утверждение о звуковом составе ель:

□ первый звук гласный

□ первый звук мягкий согласный

□ второй звук твёрдый согласный

□ второй звук мягкий согласный

□ второй звук гласный ударный

 2. Прочитай слова: корка, мошка, цифра, чашка.

Подчеркни слово, которое соответствует данной звуковой характеристике:

1 звук – согласный, твёрдый непарный, глухой непарный

2 звук – гласный, ударный

3 звук – согласный, твёрдый парный, глухой парный

4 звук - согласный, звонкий непарный, твёрдый парный

5 звук – гласный, безударный

5 звук – согласный, парный твёрдый, парный глухой

3. Подчеркни транскрипцию к слову лисьи:

[ л и с и ]   [ л ' и с' й' и ]   [ л' и с ' и ]

 

 

 Виды задания из учебника «Русский язык»:

1.            Запиши транскрипцию слов.

2.            Спиши слова, заменяя транскрипцию буквенной записью.

«Русский язык» 4 кл. упр. 3 стр.12

3.            Выполни фонетический разбор слова.

4.            Исправь ошибки, допущенные в фонетическом разборе.

«Русский язык» 4 кл. упр.2 стр. 6

Задания позволяют проверить достижение планируемого результата на базовом и на повышенном уровне.

Для более глубокого повторения наиболее целесообразным является повторение по разделам. После того как будут выполнены все тренировочные задания разде­ла, учащимся предлагаются мини-работы. Они состоят из 4-6 заданий и рассчитаны на 10-15 минут. Выполнение этих работ способствует систематизации знаний учащихся. Все мини-работы содержат по одному заданию (базового уровня) к каждому планируемому результату данного раздела курса, включают одно задание повышенного уровня к одному из планируемых результатов. Таким образом, можно получить информацию о способности четвероклассника применить знания в стандартной и нестандартной ситуации.

  В зависимости от того, какие результаты продемонстрировал класс при выполнении мини-работы, принимаю решение о необходимости коррекционной работы по данному разделу. Если практически все учащиеся справились с мини-работой, класс переходит к работе со следующим разделом, а учитель индивидуально работает с отдельными учащимися, не справившимися с работой. Если много учащихся не выполнили работу или какие-либо задания в ней, педагог принимает решение о возврате к отработке всего раздела или того планируемого результата, овладение которым не было продемонстрировано.

 

Использование ЦОР для формирования орфографических и фонетических умений

Многие учителя нашей школы работают на платформе Учи.ру.

Учи.ру — это cистема адаптивного интерактивного образования, полностью соответствующая ФГОС и значительно усиливающая классическое школьное образование. Это интернет портал, где ученики в интерактивной форме выполняют  задания. Учитель предлагает выполнить уже готовые проверочные работы, а так же, работы, которые он составил с учетом повторения данного раздела. На данной платформе ученики могут по желанию выполнять тренировочные упражнения из разных разделов учебника. Так же есть возможность участвовать в онлайн-олимпиаде по русскому языку.

      В результате такой работы у обучающихся к концу 4 класса значительно повысился уровень орфографических и фонетических знаний и умений.       Грамотно спланированная подготовка учащихся к ВПР помогла добиться хороших результатов. Все показатели нашей школы выше, как по региону, так и по России. Подтверждающие данные представлены на диаграммах и в таблицах.

 

МБОУ "СШ № 33"(162 уч.)

 

 

Всероссийские проверочные работы 2019 (4 класс)

Дата: 15.04.2019-19.04.2019

Предмет: Русский язык

Гистограмма соответствия отметок за выполненную работу и отметок по журналу

 

         Кол-во уч. %     

Понизили ( Отм.< Отм.по журналу)     11      7      

Подтвердили(Отм.=Отм.по журналу)  52      32    

Повысили (Отм.> Отм.по журналу)     99      61    

Всего*:      162    100  

        

 

 

 

 

 

МБОУ "СШ № 33"(162 уч.)

 

 

Всероссийские проверочные работы 2019 (4 класс)

Дата:

15.04.2019-19.04.2019

Предмет:

Русский язык

Статистика по отметкам

 

Максимальный первичный балл: 38

ОО

Кол-во уч.

Распределение групп баллов в %

 

2

3

4

5

 

Вся выборка

1536144

4.6

25.8

46.9

22.7

 

Смоленская обл.

8941

3.4

24.7

46.9

25

 

город Смоленск

3312

1.9

19.1

47.7

31.3

 

(sch673212) МБОУ "СШ № 33"

162

0

8.6

40.1

51.2

 

 

 

Общая гистограмма отметок

 

Распределение отметок по вариантам

 

 

 

Отметка

 

Вариант

3

4

5

Кол-во уч.

 

1

5

35

43

83

 

2

9

30

40

79

 

Комплект

14

65

83

162

 

 

 

 

 

 

 

 

Всероссийские проверочные работы 2019 (4 класс)

Дата: 15.04.2019-19.04.2019

Предмет: Русский язык

Достижение планируемых результатов в соответствии с ПООП НОО и ФГОС

Блоки ПООП НОО

Макс
балл

По ОО

Средний % выполнения

1

 

выпускник научится /

получит возможность научиться

или проверяемые требования (умения) в соответствии с ФГОС

По региону

По России

 

 

 

162 уч.

8941 уч.

1536144 уч.

1К1

Умение писать текст под диктовку, соблюдая в практике письма изученные орфографические и пунктуационные нормы. Писать под диктовку тексты в соответствии с изученными правилами правописания; проверять предложенный текст, находить и исправлять орфографические и

4

74

65

63

1К2

пунктуационные ошибки / Осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки; при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающие предотвратить ее в последующих письменных работа

3

94

91

89

2

Умение распознавать однородные члены предложения. Выделять предложения с однородными членами

3

90

74

70

3(1)

Умение распознавать главные члены предложения. Находить главные и второстепенные (без деления на виды) члены предложения

1

94

90

87

3(2)

Умение распознавать части речи. Распознавать грамматические признаки слов; с учетом совокупности выявленных признаков (что называет, на какие вопросы отвечает, как изменяется) относить слова к определенной группе основных частей речи

3

85

83

80

4

Умение распознавать правильную орфоэпическую норму. Соблюдать нормы русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объеме представленного в учебнике материала)

2

95

79

78

5

Умение классифицировать согласные звуки. Характеризовать звуки русского языка: согласные звонкие/глухие

1

90

84

82

6

Умение распознавать основную мысль текста при его письменном предъявлении; адекватно формулировать основную мысль в письменной форме, соблюдая нормы построения предложения и словоупотребления. Определять тему и главную мысль текста

2

75

57

58

7

Умение составлять план прочитанного текста (адекватно воспроизводить прочитанный текст с заданной степенью свернутости) в письменной форме, соблюдая нормы построения предложения и словоупотребления. Делить тексты на смысловые части, составлять план текста

3

72

62

63

8

Умение строить речевое высказывание заданной структуры (вопросительное предложение) в письменной форме по содержанию прочитанного текста. Задавать вопросы по содержанию текста и отвечать на них, подтверждая ответ примерами из текста

2

83

70

68

9

Умение распознавать значение слова; адекватно формулировать значение слова в письменной форме, соблюдая нормы построения предложения и словоупотребления. Определять значение слова по тексту 

1

86

74

73

10

Умение подбирать к слову близкие по значению слова. Подбирать синонимы для устранения повторов в тексте

1

80

73

73

11

Умение классифицировать слова по составу. Находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень, приставку, суффикс

2

87

72

68

12(1)

Умение распознавать имена существительные в предложении, распознавать грамматические признаки имени существительного. Распознавать грамматические признаки слов, с учетом сово-

1

84

77

75

12(2)

купности выявленных признаков относить слова к определенной группе основных частей речи /

2

82

73

71

Проводить морфологический разбор имен существительных по предложенному в учебнике алгоритму; оценивать правильность проведения морфологического разбора; находить в тексте предлоги с именами существительными, к которым они относятся

13(1)

Умение распознавать имена прилагательные в предложении, распознавать грамматические признаки имени прилагательного. Распознавать грамматические признаки слов, с учетом сово-

1

81

73

72

13(2)

купности выявленных признаков относить слова к определенной группе основных частей речи /

2

82

65

64

Проводить морфологический разбор имен прилагательных по предложенному в учебнике алгоритму, оценивать правильность проведения морфологического разбора

14

Умение распознавать глаголы в предложении. Распознавать грамматические признаки слов, с учетом совокупности выявленных признаков относить слова к определенной группе основных частей речи

1

90

84

83

15(1)

Умение на основе данной информации  и собственного жизненного опыта обучающихся определять конкретную жизненную ситуацию для адекватной интерпретации данной информации, соблюдая при письме изученные орфографические и пунктуационные нормы. Интерпретация содержащейся в тексте информации

2

70

49

49

15(2)

Умение на основе данной информации  и собственного жизненного опыта обучающихся определять конкретную жизненную ситуацию для адекватной интерпретации данной информации, соблюдая при письме изученные орфографические и пунктуационные нормы. Интерпретация содержащейся в тексте информации

1

59

43

42

 


Список литературы

1. Авторская программа «Русский язык» для начальной школы, разработанной Ивановым С.В., Кузнецовой М.В., Евдокимовой А.О., Петленко Л.В., Романовой В.Ю. в рамках проекта «Начальная школа XXI века» (научный руководитель Виноградова Н.Ф.)

 

1.  Иванов С.В., М.И.Кузнецова. Русский язык : 4 класс. Комментарии к урокам. – М.: Вентана-Граф, 2011.

2. Романова В.Ю., Петленко Л.В. Русский язык: оценка достижения планируемых результатов обучения: контрольные работы, тесты, диктанты, изложения:2-4 класс.- 3-е изд.,перераб.-М: Вентана-Граф, 2012.

3. Русский язык: 4 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2-х ч. Ч. 1,2 / С.В. Иванов, А.О. Евдокимова, М.И. Кузнецова М.: Вентана-Граф, 2014 г.

4. Пишем грамотно: 4 класс: рабочие тетради для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2-х ч. Ч. 1,2 / М.И. Кузнецова М.: Вентана Граф, 2014г.

5. Кузнецова М.И. Учебное пособие для общеобразовательных организаций. Готовимся к Всероссийской проверочной работе. Русский язык. 4 класс. –М: Просвещение, 2016г.

6. Романова В.Ю.,Петленко Л.В. Русский язык. 4 класс: тетрадь для контрольных работ. –М: Вентана-Граф, 2015г.

7. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. - М.:Просвещение, 2010.

 


Посмотрите также