Как научить первоклассника правильно делить слова на слоги
Первый класс начальной школы во многом определяет успешность учащегося в изучении русского языка. Именно в начальных классах закладываются умения, которые пригодятся на протяжении всего обучения в школе. Одно из них: деление слов на слоги. Если учащийся не умеет делить слова на слоги, то он может допустить ошибку в переносе слова с одной строки на другую.
Опираться нужно на то, что деление слов на слоги выполняется в соответствии с количеством гласных звуков, а также учитывая особенности звукового состава слов.
Помним, что фонетический слог — это наименьшая единица речи, которую составляет гласный звук или гласный с одним или несколькими согласными. Слог произносится одним толчком выдыхаемого воздуха.
Существует три вида слогов:
- слог составляет один гласный звук: у-рок, со-я;
- слог составляет гласный с согласным: со-ро-ка, ма-ли-на;
- слог образует гласный с несколькими согласными: кра-ска, кол-ба.
Слова делят на фонетические слоги в соответствии с количеством гласных звуков. В слове содержится столько слогов, сколько в нем звучит гласных. Один гласный звук в окружении согласных создает односложное слово: нос, гвоздь.
Чтобы можно было разделить слово на слоги, в нем должно быть не менее двух гласных звуков, которые образуют двусложные слова: ё-жик, сто-лик. При этом, один гласный может быть слогом, а один согласный нет.
Нужно помнить следующие правила.
1. Буквы ь, ъ (которые не означают звуков), й нельзя отрывать от предыдущего слога:
лай-ка, конь-ки, подъ-езд (ла-йка, кон-ьки, под-ъезд — неправильно).
2. Если сонорный согласный находится между двумя гласными, то он отходит к следующему слогу: на-род, во-рон, до-мик.
3. При делении на слоги учитываем, что слог заканчивается гласным, а группа последующих шумных согласных в сочетании с сонорным звуком или без него отходит на границе слогораздела к следующему фонетическому слогу: кро-шка, кре-сло.
4. Только непарные звонкие согласные в середине слова могут закрыть слог: ал-маз, май-ка.
5.
Согласные буквы, образующие один звук, нельзя разносить в разные
слоги. Один звук образуют сочетания зж [ж:], тся, ться [ц:].
у-е-зжать, но-си-тся, де-ла-ться (в традиционной школе верно также:
у-ез-жать, но-сит-ся, де-лать-ся).
6.
Сдвоенные согласные в середине слова относят к следующему слогу:
кла-ссный, хо-ккей, те-ннис (в традиционной школе верно также: клас-сный,
хок-кей, тен-нис).
Получился алгоритм деления слов на слоги:
1)прочитаем слово;
2)подчеркнем гласные звуки;
3)посчитаем количество гласных звуков;
4)посмотрим, есть ли в слове двойные согласные, непарные звонкие согласные, «ь» или «ъ»;
5)разделим слово после каждого гласного на слоги, учитывая указанные особенности.
Хочется отдельно сказать о том, что не стоит запутывать учащихся начальных классов терминами «открытый-закрытый-прикрытый слог». Это теория. После ознакомления с составом слова в школьной практике при переносе учащиеся опираются на морфемное строение слова. Они выполняют перенос, не отрывая одну или две буквы от приставки, корня или суффикса ( рас-править, а не ра-справить).
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.