Как научить первоклассника правильно делить слова на слоги

  • docx
  • 21.11.2022
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Представлен алгоритм деления слова на слоги с объяснением его шагов.
Иконка файла материала Как научить первоклассника правильно делить слова на слоги.docx

     Как научить первоклассника правильно делить слова на слоги

       Первый класс начальной школы во многом определяет успешность учащегося в изучении русского языка. Именно в начальных классах закладываются умения, которые пригодятся на протяжении всего обучения в школе. Одно из них: деление слов на слоги. Если учащийся не умеет делить слова на слоги, то он может допустить ошибку в переносе слова с одной строки на другую.

  Опираться нужно на то, что деление слов на слоги выполняется в соответствии с количеством гласных звуков, а также учитывая особенности звукового состава слов.

  Помним, что фонетический слог — это наименьшая единица речи, которую составляет гласный звук или гласный с одним или несколькими согласными. Слог произносится одним толчком выдыхаемого воздуха.

Существует три вида слогов:

- слог составляет один гласный звук: у-рок, со-я;

-  слог составляет гласный с согласным: со-ро-ка, ма-ли-на;

- слог образует гласный с несколькими согласными: кра-ска, кол-ба.

Слова делят на фонетические слоги в соответствии с количеством гласных звуков. В слове содержится столько слогов, сколько в нем звучит гласных. Один гласный звук в окружении согласных создает односложное слово: нос, гвоздь.

Чтобы можно было разделить слово на слоги, в нем должно быть не менее двух гласных звуков, которые образуют двусложные слова: ё-жик, сто-лик. При этом, один гласный может быть слогом, а один согласный нет.

 Нужно помнить следующие правила.

1.      Буквы ь, ъ (которые не означают звуков), й нельзя отрывать от предыдущего слога:

              лай-ка, конь-ки, подъ-езд (ла-йка, кон-ьки, под-ъезд — неправильно).

2.      Если сонорный согласный находится между двумя гласными, то он отходит к следующему слогу: на-род, во-рон, до-мик.

3.      При делении на слоги учитываем, что слог заканчивается гласным, а группа последующих шумных согласных в сочетании с сонорным звуком или без него отходит на границе слогораздела к следующему фонетическому слогу: кро-шка, кре-сло.

4.      Только непарные звонкие согласные  в середине слова могут закрыть слог: ал-маз, май-ка.

5.      Согласные буквы, образующие один звук, нельзя разносить в разные слоги. Один звук образуют сочетания зж [ж:], тся, ться [ц:].
у-е-зжать, но-си-тся, де-ла-ться (в традиционной школе верно также: у-ез-жать, но-сит-ся, де-лать-ся).

6.      Сдвоенные согласные в середине слова относят к следующему слогу:
кла-ссный, хо-ккей, те-ннис (в традиционной школе верно также: клас-сный, хок-кей, тен-нис).

Получился алгоритм деления слов на слоги:

1)прочитаем слово;

2)подчеркнем гласные звуки;

3)посчитаем количество гласных звуков;

4)посмотрим, есть ли в слове двойные согласные, непарные звонкие согласные, «ь» или «ъ»;

5)разделим слово после каждого гласного на слоги, учитывая указанные особенности.

  Хочется отдельно сказать о том, что не стоит запутывать учащихся начальных классов терминами «открытый-закрытый-прикрытый слог». Это теория. После ознакомления с составом слова в школьной практике при переносе учащиеся опираются на морфемное строение слова. Они выполняют перенос, не отрывая одну или две буквы от приставки, корня или суффикса ( рас-править, а не ра-справить).