Как не нужно воспитывать детей: 10 "не"
Многие спрашивают, что
хуже – ребенок, заброшенный работающей мамой, или ребенок, который только и
видит замученную домашними заботами маму. Есть мнение, что нужно выбирать –
либо самореализация, либо дети.
На самом деле, если вы сидите с детьми и вам
скучно и плохо – меняйте ситуацию. Если вы вышли на работу на полный день, а
вам неуютно и мучает совесть, что бросили ребенка, – опять меняйте ситуацию.
Это не значит, что нужно отказаться от работы. Просто здесь есть поле для
размышлений и творчества – подумайте, какая вам нужна работа и какая степень
занятости. Нужно отзываться на свои внутренние неудовлетворенности. Эмоции –
наш главный путеводитель.
Человек становится более счастливым, когда
разные части его души и разума договариваются между собой. Не нужно подавлять
никакую часть себя, ни в отношении детей, ни супругов, ни работы. Будьте более
чувствительны к себе, избавьтесь от схематичных рассуждений: либо кастрюли,
либо успех в обществе. Такие упрощения – не про настоящую жизнь с чувствами и с
волей к изменениям. Не бойтесь рисковать и менять свои жизненные траектории.
✒ Не ждите чуда
Как–то одна мама спросила: «Если папа
возвращается домой за пятнадцать минут до того, как мальчик ложится спать, как
сделать, чтобы они вошли в контакт?» Войти в контакт они могут. Но стать
полноценным папой этому ребенку за пятнадцать минут в день у него не получится.
В памяти ребенка останутся мама, бабушки, тети,
няни и их установки, характеры, образ мышления и отношение к миру – но не
папины. Потому что очень многое передается ребенку не через прямую речь, а
через наблюдения за близкими и их отношениями. И эти отношения дети потом
воспроизводят в своей жизни. Поэтому, к сожалению, такой мальчик не сможет
потом полноценно воспитывать своего сына, он просто не будет знать как – ведь
его самого папа не воспитывал. Тут чудес не бывает.
✒ Не заставляйте себя играть с ребенком
До школьного возраста главный способ
существования ребенка – игра. Но важно не сколько часов и минут вы с ним
проводите, а качество ваших с ним игр. Не заставляйте себя играть с ребенком
через силу. Он чувствует и слышит, что вам с ним скучно. Ищите то, что вам
самим интересно делать вместе с ребенком.
Кроме совместных игр, ребенок должен уметь
самостоятельно занимать себя и играть. «Сам делаю», «сам придумываю» переходит
в дальнейшем в «сам мыслю». Вы же не сможете за него строить ход его мыслей.
Поэтому важно, чтобы было не только «мы вместе», но и «я сам». Нужно отпускать,
чтобы он перестал всегда полагаться на маму: а что мне сейчас делать? А чем
заняться? Важно деликатно убирать себя из игры, чтобы ребенок играл сам.
Более того, родителям вообще не стоит по поводу
действий ребенка говорить «мы». «Мы пошли в детский сад», «мы перешли во второй
класс», «мы готовимся к поступлению в школу», а потом и «мы поступили в вуз».
Важно, чтобы дети различали, где «мы с мамой», а где «я».
✒ Не «воспитывайте» ребенка
Ребенка часто воспитывают исходя из того, что
считают главным мама и папа, из их представлений о том, как должен себя вести
ребенок и как должна быть организована его жизнь. Бесспорно, ребенку нужно
обеспечивать безопасность и во многом ограничивать, хотя бы для того, чтобы он
не свалился из окошка с шестого этажа и умел переходить дорогу.
Важно, чтобы он вовремя ел, спал и был приучен к
горшку. Но для душевного контакта с ребенком этого совсем недостаточно.
Понимать ребенка – значит понимать, чего он хочет, что ему трудно, что ему
совсем невозможно, о чем он мечтает и что для него главное. Часто дети
обнаруживают свои желания в резких формах: «спать не хочу», «хочу мороженое»,
«хочу, чтобы ты не уходила на работу».
Все эти прямые «хочу» и «не хочу» на самом деле
воспроизведение с разным знаком родительских «надо», которые мы и называем
воспитанием. Нам надо, чтобы он спал и вовремя ел, нам надо на работу. А что
надо ему? Скажу, может быть, резко и парадоксально: если вы хотите установить
душевный контакт с ребенком – перестаньте его воспитывать.
✒ Не будьте всегда правы
Чаще всего воспитание в нашей родительской
практике – это приучение. Мы говорим: делай так. Если ребенок так не делает, мы
поправляем его. То есть управляем им. В лучшем случае работает ваша
настойчивость: «Читай, читай, читай – это нужно». В худшем – запугивание:
«Будешь утыкаться в компьютер – у тебя появится зависимость, как у алкоголиков…
Не будешь хорошо учиться – выгонят из школы и будешь подметать улицы». Наше
воспитание придает ребенку нужную нам форму, а критика, запугивания и наказания
эту форму замораживают: «Так нельзя!», «Так надо!».
Если ребенок ошибся, мы первым делом спешим
поправить: «Ну ты же знаешь, как нужно складывать, мы же учили…». А вы возьмите
и ошибитесь специально, напишите первокласснику: 2+5=6. Как будет счастлив ваш
ребенок, что родители тоже ошибаются! Дети привыкли, что ими управляют, их
давят. А сами они – ничто. Не поучайте ребенка – поиграйте с ним. Ведь на самом
деле в ребенке чудесным образом уже от рождения заложено очень много здоровой
энергии. Он по большей части развивается сам. Уже в год ребенок – личность. И
нужно уважать его интересы и давать ему
возможность самоопределения.
✒ Не останавливайте – пусть идет куда хочет
Мы нервно натягиваем на ребенка колготки, потому
что опаздываем в детский сад. А он сидит, развалившись, и думает о чем–то
своем. Потому что он уже знает: его оденут, поведут, сдадут – когда и куда
родителям надо. Его будут формировать. А сам он чего хочет? Какие у него самого
интересы? Спросите его, пока он маленький, – он все вам расскажет. Иначе потом
будет поздно – в подростковом возрасте он уже будет скрывать от вас свои
интересы – он привык, что он объект воспитания, а не субъект построения своей
собственной жизни.
Мотивацию ребенка, его интересы нужно блюсти как
зеницу ока и развивать. Возможность и умение находить себя – это секрет
счастливого человека. Ребенок все время что–то хочет, и если подбрасывать пищу
для его интересов, то он пойдет по пути счастливости. Дайте ребенку найти себя
и не паникуйте: «Ой–ой! Куда же он пошел себя искать?!» Пусть идет. Двухлетний
ребенок еще не умеет произносить «с», но уже говорит: я шам!
✒ Не пугайте жестоким миром
Нередко я слышу такой вопрос: «Вот вы, Юлия
Борисовна, проповедуете гуманизм и уважение к ребенку. А наше общество
проповедует насилие, жестокость и хитрость. И если дома ребенок будет только
белый и пушистый, то как он подготовится хотя бы к школе, где работает подавление
и приказная система?»
На подобные вопросы у меня есть ответ. Чем в
более сохранном виде ребенок выходит из дома в мир, тем более он подготовлен и
укреплен. Чем больше его понимали и уважали, чем больше он смог реализовать
свои интересы, чем лучше развивалось его самоопределение, тем более будут
развиты его способности к резистенции, то есть выше его сопротивляемость в
жестоких условиях. И наоборот: если вы жестко воспитываете ребенка, он ослаблен
при выходе в мир.
✒ И не забывайте говорить о чувствах
Как показывают исследования, развитие так
называемого эмоционального интеллекта имеет большое значение для того,
насколько успешно в будущем ребенок сможет справляться со сложными ситуациями.
Чтобы развивать у детей эмоциональный интеллект, нужно использовать в общении
словарь эмоций.
Чаще употребляйте слова, описывающие ваше
состояние и состояние ребенка, называйте своими именами разные переживания,
аффекты и чувства. Эмоции ребенка нужно слушать и озвучивать их ему же: «ты
хочешь», «ты недоволен», «ты злишься», «ты плачешь», «ты очень–очень хочешь
мороженое, а я тебе запретила, и ты расстроился из–за этого».
Рассказывайте ребенку о нем самом, о его
состояниях, динамике его переживаний. Переводите детские истерики и манипуляции
в разговор о его чувствах. Но делайте это не с раздражением, а с пониманием. И
не надо спрашивать: «Почему ты не слушаешься? Мы же договорились…». Ребенок,
скорее всего, не знает ответа на эти вопросы. А вы только запираете
эмоциональный контакт, переводя разговор с ним на логический уровень.
И не забывайте доносить свои чувства до него:
«Ты сейчас отказываешься одеваться, и меня это очень огорчает», «Мне очень
жаль, что я не могу тебе позволить десятое мороженое» (здесь еще и искорка
юмора).
✒ Не увещевайте
«Ты же сам обещал, что это последний мультик!»
Это «же» называется увещеванием, и оно очень вредно. Лучше не запрещать
что–либо безоговорочно, а вводить правило. Правила не обсуждают и по их поводу
не торгуются.
Ребенок говорит: «Я не хочу ложиться спать».
Пойдите навстречу его настроению: «Тебе не хочется спать? И ты очень расстроен,
что у нас такое правило? Лучше бы таких правил не было! Да, некоторые правила
бывают очень противные… Но я ничего не могу с этим поделать, ведь это правило».
Такой разговор облегчит всем жизнь.
«Ты же знаешь, что машинки можно только на день
рождения» – это снова увещевание. Если ребенку что–то нужно, не вступайте в
переговоры, не оспаривайте его слова, но ставьте ему ограничения. А главное, не
читайте ему нотации, просто поймите его: «Тебе очень нужна машинка. Ты очень ее
хочешь. Сейчас у меня нет возможности. Но я запомню, что тебе такая нужна».
Но не забывайте, что, кроме правил, у детей
должны быть права. Если ребенок не получает того, что ему действительно нужно,
он будет ваши правила нарушать, будет спорить, врать и скрываться. Он станет
уважать ваши правила, если вы будете уважать его мотивы и права.
✒ Не заменяйте реальный мир гаджетами!
Особенность новых технологий заключается в том,
что они дают мгновенную обратную связь. То есть ребенок, выращенный на
гаджетах, не привык к тому, что реакция на его действия может быть запоздалой,
отложенной. Еще одна особенность: это взаимодействие физически ограниченное.
С гаджетами небольшие манипуляции руками
приносят огромный поток информации. В результате они не дают возможности
изучать физические законы взаимодействия предметов. И третья характерная черта
новых технологий: эмоциональные отношения в компьютерных играх и социальных
сетях куцые, ограниченные заданными формами.
Родителю стоит понимать богатства реального мира
и его параметры. Осознавать, какие из этих параметров в технологиях урезаны.
Когда вы ограничиваете взаимодействие детей с гаджетами, заполняйте
освободившееся время активностями, в которых ребенок получит то, что технологии
ему не дают.
Подвижные занятия, реальные действия с
предметами, эмоциональное общение с мамой и папой – на это стоит обращать
особое внимание. В социальных сетях нет ни запахов, ни прикосновений, ни
интонаций. Если делиться эмоциями с ребенком, прививать ему вкус к реальному
миру, то к моменту, когда он пойдет в школу, лимиты гаджетов будут ему хорошо
известны. И он сам не захочет сидеть в телефоне больше получаса.ействия с
предметами, эмоциональное общение с родителями всё это не заменит ни один
гаджет , я поделюсь советами...
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.