Конспект урока русского языка в 5 классе
Как образуется повелительное наклонение глагола
Тип урока: изучение нового материала
Цели урока:
Обучающие: познакомить учеников со значением,
образованием и правописанием глаголов повелительного наклонения; формировать
умение образовывать формы повелительного наклонения, правильно
использовать их в речи; работать над орфографической и пунктуационной грамотностью.
Развивающие: развивать речевую культуру, память
и кругозор учащихся, мыслительные
операции: исследование, наблюдение, анализ, обобщение; формировать
умение высказывать свои мысли связно и логично;
Воспитательные: воспитывать ценностное отношение к слову, его значению;
прививать любовь к родному языку, чувства самостоятельности, ответственности,
любви к ближнему.
ОБОРУДОВАНИЕ:
- мультимедиа
- учебник «Русский язык. 5 класс» М.М. Разумовская, С.И. Львова и др.
- карточки с заданиями для групп
- карточки-тесты (для группы)
ХОД УРОКА
I. Мотивация к учебной деятельности
Учитель: Здравствуйте, ребята! Как вы уже знаете, в этом 2020 году ровно 200 лет со дня открытия Антарктиды. Сегодня, мы с вами будем мореплавателями-путешественниками, которые должны добраться до Антарктиды, преодолевая препятствия на нашем пути. Поделитесь, пожалуйста, на 3 группы, условно 3 корабля, выберите капитана своей команды.
Читаем вместе установку на урок.
Не понял сегодня-
Разберись завтра,
Не знаешь – спроси,
Не умеешь – научись.
Мне очень бы хотелось, чтобы эти слова
стали вашим девизом не только на сегодняшнем уроке, но и на всём жизненном
пути.
Сегодня мы познакомимся с ещё одним наклонением глагола, научимся находить глаголы в повелительном наклонении, образовывать формы повелительного наклонения, правильно использовать их в речи.
II. Проверка домашнего задания
- Сколько наклонений имеет глагол? (Три наклонения)
- С каким наклонением мы уже познакомились? (С условным и изъявительным)
- Какое действие обозначают глаголы в сослагательном наклонении? (Которое возможно при каком-либо условии)
- Какое действие обозначают глаголы в изъявительном наклонении?
(Означает, что действие происходит, происходило и будет происходить)
III. Изучение темы урока
Чтение п.81, стр.198
IV. Закрепление изученного
1. Запись под диктовку
Трудись,
покамест служат руки, - Как вы понимаете союз «покамест»? Замените его синонимом. (Пока, до тех пор). - Подчеркните главные члены предложения, дайте характеристику предложения «Спасибо…» (Сложное, союзное, СПП) -
Найдите однородные члены. (Трудись, не сетуй, не ленись, не трусь). |
- В каком наклонении употреблены эти глаголы? Докажите.
- Выделите типичные суффиксы и окончания повелительного наклонения.
- Назовите примеры инверсии. (Служат руки, спасибо скажут внуки, разбогатеет Русь).
- Как вы понимаете смысл этого четверостишия?
2. Работа по группам
- Запишите предложения, расставьте знаки препинания. Найдите и подчеркните глаголы в повелительном наклонении. Выделите типичные суффиксы и окончания повелительного наклонения.
1 группа
Отвори потихоньку калитку
И войди в тихий садик как тень.
- Назовите средства выразительности.
2 группа
Дай Джим на счастье лапу мне.
- Сделайте схему обращения.
3 группа
Не смейся над старым, если ты молодой.
- Подчеркните главные члены предложения, дайте характеристику предложения. Составьте схему. (Сложное, союзное, СПП)
Общее задание в группах:
- Найдите и подчеркните глагол в повелительном наклонении.
- Выделите типичные суффиксы и окончания повелительного наклонения.
- Как вы понимаете смысл этого предложения?
- Давайте прочтём этот текст до конца.
3. Чтение стихотворения
Не смейся над старым, если ты молодой;
и над бедным, если ты богатый;
и над хромым, если ты проворный;
и над слепым, если ты зрячий;
и над больным, если ты здоровый;
и над тупым, если ты способный;
и над глупым, если ты мудрый.
- Почему нельзя смеяться? Почему плохие мысли и слова опасны для человека?
- Какие мысли, на ваш взгляд, должны всегда быть в голове человека? Для чего нужны добрые и хорошие мысли?
4. Запись под диктовку
Вставайте и засыпайте с мыслью, что вы здоровы.
- Подчеркните главные члены предложения, дайте характеристику предложения. Составьте схему. (Сложное, союзное, СПП)
- Найдите и подчеркните глагол в повелительном наклонении.
- Выделите типичные суффиксы и окончания повелительного наклонения.
- Как вы понимаете смысл этого предложения?
5. И вот, наконец-то, мы добрались до Антарктиды. Познакомьтесь с текстом и выполните задания.
Открытие Антарктиды.
Ещё в давние времена люди считали, что в южной полярной области лежит большая, никем не изведанная земля. О ней ходили легенды. Говорили всякое, но чаще всего, что богата она золотом и алмазами. Отважные моряки отправлялись в путь к Южному полюсу. В поисках таинственной земли они открыли немало островов, но увидеть загадочный материк никому не удавалось.
4 июля 1819 года из порта Кронштадт вышли два российских корабля. На одном из них – на шлюпе «Восток» - командиром был капитан Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен. Вторым шлюпом, «Мирным», командовал лейтенант Михаил Петрович Лазарев. Оба офицера – опытные и бесстрашные моряки – к тому времени уже успели совершить кругосветное путешествие. Теперь же им дали задание: как можно ближе подойти к Южному полюсу и открыть неизвестные земли. Начальником экспедиции назначили Беллинсгаузена.
Через четыре месяца оба шлюпа вошли в бразильский порт Рио-де-Жанейро. Команды получили небольшую передышку. После того, как трюмы были пополнены запасами воды и продовольствия, корабли снялись с якорей и продолжили свой путь. Всё чаще разыгрывалась непогода. Становилось холоднее. Налетали шквалы с дождём. Густой туман обволакивал всё вокруг. Чтобы не потеряться, корабли не отходили далеко один от другого. Ночью зажигали на мачтах фонари. С каждым днём «Восток» и «Мирный» ближе и ближе подходили к таинственной земле. Когда утихал ветер, и небо прояснялось, моряки любовались игрой солнца в сине-зелёных водах океана, с интересом наблюдали за китами, акулами и дельфинами, которые появлялись поблизости и подолгу сопровождали корабли. На льдинах стали появляться тюлени, а затем и пингвины – большие птицы, которые забавно вышагивали, вытянувшись столбиком. Таких удивительных птиц русские люди до сих пор не видывали. Поразил путешественников и первый айсберг – плавающая ледяная гора. Пробиваясь между тяжёлыми льдами, «Восток» и «Мирный» при каждом удобном случае старались найти проход на юг. Вскоре рядом со шлюпами было уже так много льдин и айсбергов, что приходилось то и дело лавировать между ними, чтобы не быть раздробленными. 16 января 1820 года с «Мирного» и с «Востока» увидели на горизонте высокую полосу льдов. Моряки вначале приняли их за облака. Но когда туман рассеялся, стало ясно, что перед кораблями предстал берег бугристых нагромождений льдов. Что это? Южный материк? Но Беллинсгаузен не позволил себе сделать такой вывод. Исследователи занесли всё увиденное на карту, но опять надвинувшийся туман и снег помешали определить, что же находится за бугристыми льдами. Позже, много лет спустя, именно 16 января стали считать днём открытия Антарктиды. Подтвердили это и фотографии с воздуха, сделанные уже в наше время: «Восток» и «Мирный» действительно находились в 20 километрах от шестого континента. Продвинуться ещё глубже на юг русские корабли не смогли: сплошные льды перекрыли путь. Не прекращались туманы, мокрый снег шёл беспрерывно. А тут ещё новая напасть: на шлюпе «Мирный» льдиной пробило обшивку, в трюме образовалась течь. Капитан Беллинсгаузен принял решение направиться к берегам Австралии и там, в Порт-Джексоне (теперь Сидней), отремонтировать «Мирный». Ремонт оказался непростым. Из-за него почти месяц простояли шлюпы в австралийском порту. Но вот русские корабли подняли паруса и, отсалютовав из пушек, вышли из порта. Пока в Южном полушарии длилась зима, экспедиция решила обследовать тропические широты Тихого океана. Вернувшись в Порт-Джексон, шлюпы стали готовиться к новому тяжелому походу в страну вечного холода. Через три недели после выхода из порта корабли вошли в зону льдов. Теперь русские корабли обходили Антарктиду с противоположной стороны. «Вижу землю!» - такой сигнал поступил с «Мирного» на флагманский корабль 10 января 1821 года. Все члены экспедиции в волнении высыпали на борт. И в это время солнце, будто желая поздравить моряков, на короткий миг выглянуло из разорванных облаков. Впереди виднелся скалистый остров. На следующий день к нему подошли поближе. Собрав команду, Беллинсгаузен торжественно объявил: «Открытый остров будет носить имя создателя русского флота Петра Первого». Троекратное «Ура!» прокатилось над суровыми волнами. Спустя неделю экспедиция обнаружила берег с высокой горой. Землю назвали Берегом Александра I. Сами же воды, омывающие эту землю и остров Петра I, позже были названы морем Беллинсгаузена. Более двух лет продолжалось путешествие «Востока» и «Мирного». Завершилось оно в родном Кронштадте 24 июля 1821 года. Русские моряки прошли на шлюпах более чем двойной путь вокруг земного шара. Кому же принадлежит шестой континент, на котором глубоко подо льдами обнаружены ценные минералы и полезные ископаемые? На разные части материка претендовало много стран. Разработка полезных ископаемых, конечно, привела бы к гибели этого самого чистого континента на Земле. Но человеческий разум победил. Антарктида стала всемирным природным заповедником – «Страной науки». Теперь здесь работают только учёные и исследователи из 67 стран на 40 научных станциях. В честь экспедиции Беллинсгаузена и Лазарева русские научные станции на Антарктиде носят названия «Восток» и «Мирный».
1. чём рассказывается в тексте? Выбери только один ответ и запиши. A) О русских мореплавателях, совершивших кругосветное путешествие.
Б) О научных исследованиях, которые проводятся в Антарктиде.
B) Об открытии и освоении Антарктиды.
Г) О гибели самого чистого континента на Земле.
2.Когда началась российская экспедиция?
A) 4 июля 1819 года.
Б) 16 января 1820 года.
B) 10 января 1821 года.
Г) 24 июля 1821 года.
3.Как ты думаешь, по какой причине именно Беллинсгаузен и Лазарев были назначены командирами шлюпов? Выбери наиболее правильный ответ.
A) Они были российскими морскими офицерами.
Б) Их любили матросы на шлюпах «Восток» и «Мирный».
B) Они были опытными и бесстрашными моряками.
Г) Они знали устройство морских кораблей.
4. Какое поручение было дано российской экспедиции? Запиши.
5. Для чего российские корабли зашли в порт Рио-де-Жанейро? Укажи две причины.
6.Днём открытия Антарктиды считается 16 января 1820 года, потому что в этот день русские моряки:
A) Увидели берег Антарктиды.
Б) Открыли остров Петра Первого.
B) Увидели Берег Александра I.
Г) Вошли в зону льдов.
7.Почему Беллинсгаузен принял решение направиться к берегам Австралии? Укажи две причины.
8.После того, как корабль «Мирный» был отремонтирован, российская экспедиция не сразу поплыла второй раз к Антарктиде. Почему?
A) Им нужно было пополнить запас воды и продовольствия.
Б) У них было поручение обследовать тропические широты Тихого океа¬на.
B) Они ждали, когда в Южном полушарии закончится зима.
Г) Они хотели обойти Антарктиду с другой стороны.
9. Для чего ночью на мачтах шлюпов зажигали фонари?
10. Сколько времени заняло плавание от Австралии до зоны льдов?
11. Как ты думаешь, почему первый открытый мореплавателями остров было решено назвать именем Петра Первого?
12. Какие открытия были сделаны российской экспедицией? Приведи два примера.
13. В честь экспедиции Беллинсгаузена и Лазарева дано несколько названий. Запиши их.
14. Что сейчас люди делают в Антарктиде?
A) Добывают полезные ископаемые.
Б) Проводят научные исследования.
B) В Антарктиде сейчас нет людей.
Г) Посещают её в качестве туристов.
15. Почему Антарктиду долго не удавалось открыть? Укажи две причины.
16. Впиши в предложение пропущенные слова.
Пробиваясь между тяжелыми , «Восток» и «Мирный» при
каждом удобном случае старались найти проход.
17. Какое выражение используется в тексте для описания айсберга?
18. В тексте есть выражения, образно описывающие Антарктиду. Выпиши два из них.
19. Составь план текста.
20. Из какой книги мог быть взят этот текст?
A) Сказки и легенды народов мира.
Б) Рассказы о загадках природы.
B) Рассказы о знаменитых мореплавателях.
Г) Толковый словарь.
21.Представь себя участником этой экспедиции. Используя текст, опиши
что-то одно, что тебе понравилось бы, и что-то одно, что тебе не понравилось
бы. Объясни, почему.
Что тебе понравилось бы и почему:
Что тебе не понравилось бы и почему:
22.Что тебе показалось самым интересным в этом тексте? Объясни, почему.
6. Составление «Рецепта счастья»
Сильная группа
- Как вы думаете, для человека важно быть счастливым? Почему?
- Из чего состоит счастье, на ваш взгляд?
На доске записана часть предложения, вам необходимо составить свой рецепт счастья. Все глаголы запишите в повелительном наклонении. Выделите типичные суффиксы и окончания повелительного наклонения.
(Взять) чашу терпения и (влить) в неё …
(Добавить) две горсти…
(Посыпать)…
(Плеснуть) немного…
И (добавить) как можно больше…
Всё это хорошо (перемешать), (намазать) на кусок отпущенной вам жизни и (предлагать) каждому, кого (встретить) на своё пути.
Слабая группа
Выполните тест:
1. Укажите глагол в повелительном наклонении. Выделите типичные суффиксы и окончания повелительного наклонения.
а)
отдохните;
б) помогаешь;
в) сделал бы.
2. Укажите глагол в повелительном наклонении. Выделите типичные суффиксы и окончания повелительного наклонения.
а)
улыбается;
б) соберется;
в) отправься.
3. Укажите глагол в повелительном наклонении. Выделите типичные суффиксы и окончания повелительного наклонения.
а)
тишь;
б) брешь;
в) режь.
4. Глагол ОТКРОЙ-КА находится в форме :
а)
условного наклонения;
б) изъявительного наклонения;
в) повелительного наклонения.
7. Запись под диктовку
Ложное говорит: «Дайте!»
Истинное говорит: «Берите!»
7. Рефлексия учебной деятельности.
- Наш урок подошёл к концу. Давайте подведём итог.
- Чему был посвящен урок?
- С каким наклонением мы познакомились?
- Для чего служит повелительное наклонение?
- Назовите типичные суффиксы и окончания повелительного наклонения.
- Оцените свою деятельность на уроке, пользуясь диагностической картой.
? |
Научился находить глаголы в повелительном наклонении, выделять типичные для этого наклонения суффиксы, но остался вопрос по теме урока. Поставлю знак вопроса. |
! |
Научился находить глаголы в повелительном наклонении, выделять типичные для этого наклонения суффиксы, но не уверен, что самостоятельно смогу отличить повелительное наклонение от условного. Скажу себе: « Я работал хорошо!» |
! ! ! |
Научился находить глаголы в повелительном наклонении, выделять типичные для этого наклонения суффиксы и могу объяснить тему товарищу. Скажу себе: «Молодец!» |
-Запишите домашнее задание:
1) Параграф 81;
2) Задание на выбор:
А) Записать 5 пословиц с глаголами в повелительном наклонении.
Б) Записать рецепт «Моё любимое блюдо».
В) Составить рекламное объявление.
- Закончить урок мне бы хотелось стихотворением С.Я.Маршака
ПОЖЕЛАНИЯ ДРУЗЬЯМ
Желаю вам цвести, расти,
Копить, крепить здоровье.
Оно для дальнего пути —
Главнейшее условье.
Пусть каждый день и каждый час
Вам новое добудет.
Пусть добрым будет ум у вас,
А сердце умным будет.
Вам от души желаю я,
Друзья, всего хорошего.
А всё хорошее, друзья,
Дается нам недешево! (С.Я.Маршак)
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.