Как подготовить ребенка к школе

  • doc
  • 25.04.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Как подготовить ребенка к школе.doc

Тема: Как подготовить ребенка к школе

    Цель:

      Познакомить родителей замещающих семей с особенностями адаптации детей к  обучению в  школе после летних каникул.

Задачи:

     1. Раскрыть особенности взаимоотношений в семье в адаптационный период.

     2. Предложить практические советы по адаптации ребенка к школе.

    Оборудование: Ноутбук; проектор; доска; ручки

 

Xод занятия:

I. Орг.момент.

-Знакомство с родителями

II. Работа по теме:

1. Вступление:

Множество ребят с нетерпением ожидают дня, когда они переступят порог школы после летних каникул. Проходят дни, и у части школьников эмоциональная приподнятость исчезает. Они столкнулись с первыми трудностями. У них не все получается. Они разочарованы. И это естественно. После беззаботного лета, ребятам сложно вновь принять правила школьной жизни. Родители отмечают, что не то чтобы ребенок становится непослушным, скорее, он становится непонятным.  Что же происходит? Ребенок теряет наивность, непосредственность, простодушие, и его поведение по контрасту представляется неестественным для тех, кто знал его раньше. После беззаботного лета у ребят появляются обязанности: в школе он не волен распоряжаться своим временем, должен подчиняться правилам дисциплины, которые не всегда кажутся ему разумными. Почему нужно сидеть смирно целый урок? Почему нельзя шуметь, кричать, бегать? После динамичных, эмоциональных игр, которые длились на протяжении трех месяцев, новая жизнь кажется утомительной и не всегда интересной. Школьная дисциплина требует большого напряжения.

Резко меняется и характер деятельности. Прежде всего, волнует и захватывает сам процесс игры. В учебе же на первый план все больше выдвигается результат, его оценка. Поэтому возникает кризис и в ценностных ориентациях ребенка, а за ним и первые неожиданности и разочарования. И не только у детей, но и у родителей тоже.

Краеугольный вопрос: как добиться, чтобы адаптация ребёнка в школе прошла безболезненно и быстро после летних каникул? Сегодня мы и поговорим о трудностях адаптационного периода.

2. Родительский практикум

- Прошу родителей, дети которых xодили в школу в предыдущем году поделиться впечатлениями, который оставил первый  учебный школьный год в душе ребенка, как его поздравляли члены семьи, какие подарки получил ребенок в кругу семьи в честь того, что он стал школьником.

3. Игра «Корзина чувств». Уважаемые родители!
У меня в руках корзина, на дне которой находятся самые разнообразные чувства, позитивные и негативные, которые может испытывать
человек. После того, как ваш ребенок переступит школьный порог, в
вашей душе, в вашем сердце прочно поселятся  чувства и эмоции, которые заполнят  все ваше существование. Опустите руку в корзину и
возьмите одно из  чувств, которое вас возможно переполнит более всего в тот период времени, что ваш ребенок переступит порог школы, и назовите это чувство.

(Родители называют чувства, которые их переполняют, от которых они страдают. Такое задание позволяет выявить проблемы и трудности семей, связанные со школьным обучением ребенка и помогает обсудить эти проблемы в ходе занятия)

4.  Обсуждение вопроса «Физиологические условия адаптации ребенка к школе» ( Памятки)

     Необxодимо обратить внимание на:

§   Изменение режима дня ребенка в сравнении с летом, увеличение физической нагрузки.

§   Необходимость смены учебной деятельности ребенка дома, создание условий для двигательной активности ребенка между выполнением уроков.

§   Наблюдение родителей за правильной позой во время домашних занятий, соблюдение правил освещения рабочего места.

§   Предупреждение близорукости, искривления позвоночника, тренировка мелких мышц кистей рук.

§   Обязательное введение в рацион ребенка витаминных препаратов, фруктов и овощей.

§   Организация правильного питания ребенка.

§   Забота родителей о закаливании ребенка, максимальное развитие двигательной активности, создание в доме спортивного уголка, приобретение спортивного инвентаря: скакалки, гантели и т. д.

5. Обсуждение вопроса «Взаимоотношение с ребёнком в семье».

-Родительский практикум Благополучны ли ваши отношения с ребенком?  

Прежде всего Ваш ребенок, конечно, общается с Вами, и климат в семье для него в основном зависит от Вас и от Ваших эмоций. А климат семьи — индикатор того, как все-таки в доме живется ребенку, что чувствует он, находясь рядом с Вами, унижен ли или парит в небесах. Все это подскажет Вам тест Благополучны ли ваши отношения с ребенком?  

Допустимые ответы: «да», «нет», «иногда», «отчасти»

За каждое «да»- 2 балла

«Иногда», «отчасти»-1балл

«Нет»- 0 баллов

1. Считаете ли вы, что в вашей семье есть взаимопонимание с детьми?

2. Говорят ли с вами дети « по душам», советуются ли «по личным делам» ?

3. Интересуются ли они вашей работой?

4. Знаете ли вы друзей ваших детей?

5. Участвуют ли дети вместе с вами в хозяйственных делах?

6. Проверяете ли вы, как они готовят домашние задания по предметам?

7. Есть ли у вас с детьми общие занятия и увлечения?

8. Участвуют ли дети в подготовке семейных праздников?

9. Хотят ли дети, чтобы вы были  с ними на детских праздниках, или предпочитают проводить  их без взрослых?

10. Обсуждаются ли в семье  с участием детей телевизионные  передачи и фильмы?

11. Обсуждаете ли вы с детьми  прочитанные  книги, газеты, журналы?

12. Бываете ли вы с детьми в театрах, музеях, на выставках и концертах?

13. Совершаете ли вы совместные  с детьми прогулки?

14. Стремитесь ли вы проводить отпуск вместе с детьми?

 

КЛЮЧ:

Более 20 баллов. Ваши отношения с детьми можно считать благополучными.

От 10 до 20 баллов. Отношения можно расценивать как удовлетворительные, но недостаточно многосторонние.

Менее 10 баллов. Контактов с детьми явно не хватает, необходимо принимать срочные меры для их увеличения.

 6. Правила, которые помогут ребёнку в общении. (Памятки) 

Известный педагог и психолог Симон Соловейчик, имя которого значимо для целого поколения учеников, родителей и учителей, в одной из своих книг опубликовал правила, которые могут помочь родителям подготовить ребенка к самостоятельной жизни среди своих одноклассников в школе в период адаптационного периода. Родителям необходимо объяснить эти правила ребенку, и, с их помощью, готовить ребенка к взрослой жизни.

§   Не отнимай чужого, но и своё не отдавай.

§   Попросили — дай, пытаются отнять — старайся защищаться.

§   Не дерись.

§   Зовут играть — иди, не зовут — спроси разрешения играть вместе, это нестыдно.  Играй честно, не подводи своих товарищей.

§   Не дразни никого, не канючь, не выпрашивай ничего. Два раза ни у кого ничего не проси.

§   Будь внимателен везде, где нужно проявить внимательность.

§   Из-за отметок не плачь, будь гордым. С учителем из-за отметок не спорь и на учителя за отметки не обижайся. Старайся все делать вовремя и думай о хороших результатах, они обязательно у тебя будут.

§   Не ябедничай и не наговаривай ни на кого.

§   Старайся быть аккуратным.

§   Почаще говори: давай дружить, давай играть, давай вместе пойдем домой.

§   Помни! Ты не лучше всех, ты не хуже всех! Ты — неповторимый для самого себя, родителей, учителей, друзей!

Фразы для общения с ребёнком.

Не рекомендуемые фразы для общения: 

Я тысячу раз говорил тебе, что…

-Сколько раз надо повторять…

-О чём ты только думаешь…

-Неужели тебе трудно запомнить, что…

-Ты становишься…

-Ты такой же как,…

-Отстань, некогда мне…

-Почему Лена(Настя, Вася и т.д.) такая, а ты — нет…

Рекомендуемые фразы для общения: 

-Ты у меня умный, красивый (и т.д.).

-Как хорошо, что у меня есть ты.

-Ты у меня молодец.

-Я тебя очень люблю.

-Как хорошо ты это сделал, научи и меня этому.

-Спасибо тебе, я тебе очень благодарна.

-Если бы не ты, я бы никогда с этим не справился.

5. Несколько советов  «Как прожить хотя бы один день без нервотрёпки». 

— Будите ребёнка спокойно. Проснувшись, он должен увидеть Вашу улыбку и услышать ваш голос.

— Не торопитесь. Умение рассчитать время – Ваша задача. Если вам это плохо удаётся, вины ребёнка в этом нет.

     - Не прощайтесь, предупреждая и направляя: «Смотри, не балуйся!», «Чтобы сегодня не было отметок!». Пожелайте удачи, найдите несколько ласковых слов.

— Забудьте фразу: «Что ты сегодня получил?». Встречая ребёнка после школы, не обрушивайте на него тысячу вопросов, дайте немного расслабиться, вспомните, как Вы сами чувствуете себя после рабочего дня.

— Если Вы видите, что ребёнок огорчён, молчит – не допытывайтесь; пусть успокоится и тогда расскажет всё сам.

— Выслушав замечания учителя, не торопитесь устраивать взбучку. Постарайтесь, чтобы Ваш разговор с учителем проходил без ребёнка.

— После школы не торопитесь садиться за уроки. Ребёнку необходимо 2 часа отдыха. Занятия вечерами бесполезны.

-Не заставляйте делать все упражнения сразу:

 20 минут занятий – 10 минут перерыв.

-Во время приготовления уроков не сидите «над душой». Дайте ребёнку работать самому. Если нужна Ваша помощь – наберитесь терпения: спокойный тон, поддержка необходимы.

-В общении с ребёнком старайтесь избегать условий:

 «Если ты сделаешь, то..».

-Найдите в течение дня хотя бы полчаса, когда будете принадлежать только ребёнку.

-Выбирайте единую тактику общения с ребёнком всех взрослых в семье. Все разногласия по поводу педтактики решайте без него.

-Будьте внимательны к жалобам ребёнка на головную боль, усталость, плохое самочувствие. Чаще всего это объективные показатели переутомления.

-Учтите, что даже «большие дети» очень любят сказку перед сном, песенку, ласковое поглаживание. Всё это успокоит ребёнка и поможет снять напряжение, накопившееся за день.

IY. Итог занятия.

   

-Помогать преодолевать детям адаптационный период после летних каникул.

-Оказывать детям поддержку.

-Обеспечить ребёнку достойные условия проживания и обучения.