Как подготовиться к инновационной деятельности преподавателям
(Научно-исследовательская работа)
Актуальность: Прогрессивные изменения образовательной реальности связаны, как правило, с новыми педагогическими разработками. Создать педагогическое новшество мало. Для внедрения новых форм, методик, педагогических технологий требуется понимание того, как эти новшества внедрять, осваивать и сопровождать.
Проблема подготовки к инновационной деятельности педагогов является значимой для нас, т.к. нужны специалисты, которые могли бы разобраться во всем многообразии происходящих инновационных процессов.
Цель данной работы: составить программу по подготовке преподавателя к инновационной деятельности.
В рамках этого исследования необходимо решить следующие задачи:
а) изучить сущность инновационной деятельности;
б) выявить составляющие компоненты подготовки к инновационной деятельности;
в) разработать программу подготовки преподавателя к инновационной деятельности;
г) обосновать эффективность системы подготовки преподавателя к инновационной деятельности
объектом исследования является: образовательный процесс
предмет: особенности подготовки преподавателя к инновационной деятельности
гипотеза: подготовка преподавателей к инновационной деятельности будет эффективной при использовании разработанной программы;
методы: целесообразно использовать совокупность методов эмпирического исследования и общелогических методов.
Теоретико-методологическая основа состоит из нескольких взаимосвязанных концептуальных идей. Так свой определенный смысл в понятие «инновация» вкладывают М.В. Кларин, М.С. Бургин, В.И. Загвязинский, С.Д. Поляков, В.М. Полонский, М.М. Поташник, Н.Р. Юсуфбекова.
Важные аспекты инновационной деятельности преподавателя отображены в трудах К. Ангеловськи, Л.С. Подымовой, В.А. Сластена; аспекты педагогического творчества, совершенствования технологий подготовки педагогов рассмотрены в трудах И.М. Богдановой, С.В. Кузьминой, С.О. Сысоевой. Разные аспекты подготовки к ИД в процессе получения профессионального образования исследовали Л.М. Ващенко, Е.Г. Козлова. В. Малыхина связывает инновационную деятельность с экспериментальной деятельностью.
Теоретическая и практическая значимость:
Рассматривая вопрос о подготовке преподавателя к инновационной деятельности, можно выделить несколько компонентов:
а) наличие мотива включения в исследовательскую деятельность;
б) компетентность в области педагогической инноватики – комплекс знаний о современных нормативных требованиях к результатам образования, инновационных технологиях, совокупность знаний и способов решения задач этой деятельности, которыми владеет педагог.
В процессе исследовательской деятельности необходимо определить механизм подготовки преподавателей к использованию инновационных технологий:
а) сформировать потребность педагога к использованию инноватики в педагогической деятельности;
б) создать условия для повышения компетенции и профессиональной квалификации педагога;
в) создать условия для использования и распространения своего педагогического опыта в овладении технологии инновационной деятельности;
г) создать систему мониторинга инновационной деятельности;
д) разработать систему стимулирования педагогов, активно использующих инноватику.
Осознавая значимость и необходимость в подготовке педагога к инновационной деятельности, нужно определить перспективы исследования в этой области, спланировать провести и описать мероприятия, направленные на формирование готовности педагога к данной деятельности.
Предлагаю выделить четыре этапа в подготовке преподавателей к инновационной деятельности (двухгодичного исследования):
этапы |
Цель |
Действия (методы) |
Ожидаемый результат |
сроки |
мотивационный |
Способствовать развитию у препод-ей потребности в освоении новшеств, обосновать эффект-сть системы подготовки препод-ля к ИД. |
Изучение сущности Инд (лекции, семинары, круглый стол) (инновация, педагогическая инновация, новые технологии) |
Потребность в использовании инноватики в своей педагогической деятельности |
Сентябрь-декабрь |
практический |
Способствовать развитию способности к разработке и освоению инноватики. |
Кейсы, игра, мастер-класс; практикум творческой направленности, требующий многовариантных решений; мини-проекты. |
Развитие способности к разработке и освоению новшеств, формирование творческой активности преподавателя. |
Январь-май(1г. |
внедренческий |
Освоение технологии инновационной деятельности и овладение ее приемами |
Семинары, ознакомление с проектами своих студентов, представления продуктов Н-И.Д., использование общественных ресурсов (выставка, экскурсия), дискуссия, тренинг педагогического мастерства, консультации по составлению авторских программ. |
Уметь использовать и транслировать технологию инновационной деятельности в своей работе. |
Сент-апрель(2 год |
рефлексия |
Осмысление своего опыта по ИД и умение формировать рефлексивную позицию. |
Выступление разработчиков проектов, авторских программ; методических разработок; методических рекомендаций; пользователей новых технологий; преподавателей-экспериментаторов, участие в конференциях, конкурсах на различных порталах. |
Овладение преподавателем рефлексивных умений и навыков. |
Май-июнь2 года |
Ожидаемые результаты научно-исследовательской работы
В результате реализации программы по подготовке педагога к инновационной деятельности участники будут:
«Знать»
-теоретическую информацию об инновационной деятельности;
-методы и приемы инновационной технологии.
«Уметь»
-грамотно использовать инновационные технологии
-транслировать свой педагогический опыт
«Владеть»
- способами внедрения инновационных технологий.
Критерием результативности может быть:
-улучшение качества знаний по преподаваемому предмету
-повышение профессиональной компетентности и квалификации педагога.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.