Адаптация
Адаптация – процесс приспособления ребенка к школе, новым условиям существования, новому статусу ученика, новому виду деятельности и новым нагрузкам
Выделяют три уровня адаптации детей к школе
Высокий уровень. Ребенок положительно относится к школе, адекватно воспринимает требования, которые ему предъявляют. Он легко усваивает учебный материал, решает усложненные задачи, внимательно слушает объяснения учителя, прилежен. Проявляет большой интерес к самостоятельной работе. Охотно и добросовестно выполняет общественные поручения. Пользуется авторитетом среди одноклассников.
Средний уровень. Первоклассник положительно относится к школе, она не вызывает у него отрицательные переживания. Школьник понимает учебный материал, если учитель излагает его подробно и наглядно. Усваивает основное содержание учебных программ, самостоятельно решает типовые задачи. Но задания и поручения выполняет только тогда, когда его контролирует взрослый. Бывает сосредоточенным, если занят чем-то для него интересным. Общественные поручения выполняет добросовестно. Дружит со многими одноклассниками.
Низкий уровень. Первоклассник отрицательно или равнодушно относится к школе. Часто жалуется на здоровье, находится в подавленном настроении, нарушает дисциплину.
Учебный материал воспринимает фрагментарно, испытывает трудности при самостоятельной работе с учебником. Его необходимо постоянно контролировать, систематически напоминать и побуждать к действиям. Ребенок сохраняет работоспособность при удлиненных паузах для отдыха.
Общественные поручения выполняет под контролем, без особого желания. Ни с кем из класса близко не дружит. Знает по именам и фамилиям часть одноклассников.
Признаки школьной дезадаптации
боится идти в школу;
худеет, теряет аппетит, плохо спит, часто болеет;
жалуется на усталость и головную боль;
проявляет необоснованную агрессивность;
ведет себя замкнуто;
не обращается за помощью к учителю;
может заблудиться в здании школы;
теряет навыки самообслуживания – не может сам переодеться к физкультуре, забывает вещи, учебники;
может начать заикаться, часто моргать глазами, покашливать;
не усваивает учебный материал, на уроках невнимательный.
Причины
Недостаточная подготовленность ребенка к школе.
Соматическая ослабленность ребенка.
Органические повреждения центральной нервной системы: травмы головного мозга, гипоксия, нейроинфекции.
Тревожность, которая сформировалась в дошкольном возрасте под влиянием семейных отношений и конфликтов.
Завышенные ожидания родителей, когда средние успехи ребенка воспринимаются как неудачи, а реальные достижения не учитываются, оцениваются низко или обесцениваются.
Проблема 1. Ребенок плохо успевает по всем предметам
Причины: родители психологически не подготовили школьника к обучению, не поддерживают ребенка.
Что делать родителям: не говорить ребенку слово «неудачник», не требовать от него больше, чем он может в силу возраста. Поощрять даже небольшой прогресс в обучении и не сравнивать ребенка с одноклассниками.
Стараться заинтересовать ребенка учебой, вызывайте любопытство – учение начинается с удивления.
Помогите ребенку определиться, кем он хочет стать в будущем, а затем объясните важность обучения для достижения цели.
Проблема 2. Ребенок не может самостоятельно регулироватьсвое поведение
Причины: ребенка строго контролируют или, наоборот, позволяют всё.
Что делать родителям: развивать у ребенка волевые качества,
Позаботиться о том, чтобы у него были посильные домашние обязанности.
Соблюдать режим дня;
Обсуждать с ребенком причины и последствия его поведения; хвалить за хорошее поведение.
Проблема 3. Первоклассник не уверен в себе, боитсяродителей и школу
Причины: недостаток внимания, завышенные требования, частые наказания и унижения. Родители перекладывают на ребенка ответственность за свое самочувствие и переживания – «только от тебя зависит, как я себя буду чувствовать на родительском собрании».
Что делать родителям: формировать у ребенка положительный образ школы, например, приводите положительные примеры из собственной школьной жизни; хвалить и искренне радоваться даже скромным достижениям ребенка, стимулировать его самостоятельность в разных видах деятельности.
Проблема 4. Ученик часто опаздывает в школу,не успевает выполнять задания на уроке, сильно устает
Причины: слабая нервная система, задержка развития, неправильное воспитание в семье.
Что делать родителям: приучать ребенка все делать вовремя, поменять нагрузки в течение дня, отложить запись в секции и кружки на следующий год; обеспечить ребенку полноценный отдых.
Проблема 5. Ребенок не запоминает, пропускает заданияучителя, постоянно переспрашивает
Причины: слабо развито произвольное внимание.
Что делать родителям: развивать внимание ребенка с помощью специальных игр и упражнений, развивать речь; проконсультироваться с педагогом-психологом, учителем-дефектологом.
Проблема 6. Ученик конфликтует с одноклассниками,у него нет друзей
Причины: родители игнорируют психологические потребности ребенка – в любви, принятии, общении, самостоятельности; ребенок копирует модель поведения кого-то из родителей.
Что делать родителям: проанализировать взаимоотношения в семье. Расскажите, как помочь ребенку найти друзей. Например, побуждать к совместным играм со сверстниками;
На материале сказок, рассказов, художественных и мультипликационных фильмов показать, как вести себя, чтобы подружиться с другими детьми.
«Как помочь ребенку избежатьсрывов и болезней в первый годобучения»
Создайте в семье условия, которые помогут ребенку адаптироваться в школе
Провожайте и встречайте ребенка из школы с улыбкой.
Говорите ему как можно чаще: «У тебя всё получится».
Интересуйтесь его настроением, как он провел день.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.