Получение удовольствия от процесса познания
Что точно пригодится ребенку
в школе? Умение решать задачи, а также не ссориться
и общаться. Для всего этого не обязательно ходить на курсы или
мучить его занятиями (психологи вообще настаивают, что детство надо проживать,
а не превращать этот этап в подготовку к школе).
Но научить всему этому ребенка можно
и в игре!
Ещё Альбер Эйнштейн
говорил: «Я не особо талантливый, зато очень любопытный».Психологи проводили
много исследований, направленных на оценку уровня любознательности, и всегда
получали одинаковый результат. Если ребёнок обладает высоким IQ, то к 50 годам
он останется таким же любознательным.В то же время было доказано, что дети, не
подающие особых надежд, вырастают более ленивыми к процессу обучения. Конечно,
бывают исключения.Большинство интеллектуальных людей получают искреннее
удовольствие от познания чего-то нового или развития имеющегося потенциала.
1. Считать
Когда занимаешься с ребёнком математикой,
самое главное — чтобы он об этом не догадался. Иначе
он сразу заскучает и будет считать минуты до момента, когда
можно будет вернуться к игре.
Используйте предметы, которые вас окружают
на прогулке или дома. Играйте по ролям, пусть ребенок предстанет
в амплуа официанта или продавца, ведь детям так это нравится.
2. Общаться
Чем старше ребёнок, тем больше самых разных
людей он встречает. Лучше, если он не будет тыкать в них
пальцем — для этого можно заранее показать, как устроена городская жизнь
и ответить на все вопросы дома.
Больше общайтесь с ребенком, рассматривайте
фото и игрушечные города, рисуйте и обсуждайте персонажей детской
литературы.
3. Мыслить творчески, рассуждать
и аргументировать
Творческое мышление и ситуативный
выбор — то, что точно понадобится вашему ребенку для гармоничного развития.
Для тренировки этого навыка подойдут раскраски, задания, где необходимо
дорисовать историю или пройти лабиринт. В любом конфликте (например, при
отказе купить новую игрушку), обязательно объясняйте свою позицию и учите
аргументировать ребенка. «Просто потому что я. так сказал(а)» —
худшая фраза для обучения рассуждению.
4. Рассказывать истории
Умение выстроить связную историю, проследить
причинно-следственные связи и навыки грамотной речи точно понадобятся
не только в жизни, но и в школе.
Гуляя по улице мечтайте
и придумывайте: о чем может думать это дерево (наверняка, ему сонно
или холодно, ведь осень, кто живет в лесу и чем сейчас занимаются
зверушки.
5. Работать вместе, не ссорясь
Командная работа, а также постоянное
общение с другими детьми — вот что предстоит вашему ребенку
в школе. Научите его делиться, играть вместе и разделять задания
на части. Для начала придется контролировать процесс со стороны,
разбирая причины ссор (например, если у вас в гостях другие дети).
Для развития навыков командной работы пригодятся
игрушки, которые позволяют вовлекать сразу несколько участников —
конструкторы, пазлы, настольные игры.
. Попросить подобрать более подходящее слово
Учащиеся часто начинают определять новую для них
концепцию наипростейшим языком. Предлагая использовать более точные слова или
недавно выученные термины, вы решаете важнейшую задачу — развиваете
словарный запас детей.
Учитель: Саша, почему Оля ахнула?
Ученик: Потому что вода, в которую она
прыгнула, была очень холодная.
Учитель: А не могла бы
ты найти другой эпитет, который лучше передаст, насколько холодной была
вода?
Ученик: Оля ахнула, потому что вода была
холоднющая.
Учитель: Хорошо, а как насчет одного слова
из нашего словаря?
Ученик: Оля ахнула, потому что вода была
ледяная.
Учитель: Очень хорошо.
Попросить представить доказательства
Чем старше ученики, тем чаще их просят
обосновать, аргументировать и отстоять свои выводы и мнение. Это
особенно относится к гуманитарным предметам: какова тема романа, что хотел
сказать писатель тем или иным эпизодом? Прося учеников представлять
доказательства правоты их выводов и заключений, вы подчеркиваете
важность веских аргументов в окружающем нас большом мире, где правильные
ответы зачастую далеко не так очевидны. Кроме того, благодаря этому вы сможете
обоснованно прервать слабую или излишне субъективную интерпретацию —
а эта задача многим учителям представляется весьма сложной. Вам
не придется говорить, что вы не согласны с мнением
ученика, — вы просто попросите его представить доказательства его
правоты.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.