Считается, что существует несколько видов внимания: произвольное, непроизвольное и послепроизвольное.
Произвольное внимание базируется на силе воли индивидуума. Это оно помогает заставить себя делать домашние дела, несмотря на такие помехи, как лень.
Непроизвольное внимание срабатывается независимо от нашего желания, когда сила посторонних раздражителей, затмевает другие моменты. Например, мы пытаемся уснуть, но вдруг начинаем прислушиваться к скрипам и шорохам в соседней комнате.
Послепроизвольное внимание возникает в результате сосредоточения. Преодолевая трудности во время произвольной концентрации, человек привыкает к ним, и сама деятельность начинает вызывать интерес. Именно в этом состоянии выполняется и решается большинство жизненных задач.
Игры и упражнения для повышения внимания.
Игр для развития памяти и внимания невероятное количество, и каждый день придумываются новые. Мы приведем здесь ряд, наиболее интересных упражнений, способствующих общему развитию мозговой деятельности.
Упражнения можно выполнять всей семьей, превратив личную тренировку, в развлечение для всех домочадцев.
АКТИВНАЯ РАЗМИНКА ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ КОНЦЕНТРАЦИИ ВНИМАНИЯ - "АЛФАВИТ"
Одна из любимейших игр для детей младшего школьного возраста.
Упражнение улучшает концентрацию и внимательность ребенка.
Пояснения:верхний ряд – буквы, которые нужно называть вслух,
нижний ряд – обозначение какую руку поднимать вверх (правая, левая, обе)
Задача:
одновременно называйте верхнюю букву и поднимайте нужную руку.
Варианты игры:
Случайное расположение заданий относительно букв.
Задания разделены на гласные и согласные буквы. В зависимости от вида буквы, поднимается правая, левая или обе руки.
Используем в задании цветные карточки. Случайное расположение заданий относительно букв.
Используем в задании цветные карточки. Задания разделены на гласные и согласные буквы. В зависимости от вида буквы, поднимается красная, синяя или зеленая карточки.
ИЗВЕСТНАЯ И ВЕСЕЛАЯ РАЗМИНКА ДЛЯ УМА "ЦВЕТНЫЕ СЛОВА"
Часто используется в качестве разминки на занятиях как с детьми, так и со взрослыми.
Упражнение способствует формированию связей полушарий мозга, улучшает концентрацию и внимательность. Кроме того, данное упражнение используется в профилактики болезни Альцгеймера.
Задача:
Нужно произнести вслух ЦВЕТ написанного слова, а не читать слово как есть.
Мы усложнили данную игру, и предлагаем использовать несколько вариантов заданий.
Варианты:
Цветные слова- назвать цвет слова
Фигуры- назвать цвет фигуры
Назвать цвет слова, написанного в фигуре
ИГРА НА ВНИМАТЕЛЬНОСТЬ «НЕЛЕПИЦЫ»
Помимо внимательности, игра развивает логическое мышление и воображение. Рекомендовано детям младшего школьного возраста, в качестве умственной разминки.
Задание:
На картинках изображены сюжеты известных сказок, но в этих сказках, пошло что-то не так.
Все перепуталось, появилось то чего быть не должно, а нужное пропало. А вот что именно не так- предстоит определить Вам.
ИГРА ДЛЯ РАЗВИТИЯ КОНЦЕНТРАЦИИ ВНИМАНИЯ «ЗМЕЙКА»
Игра развивает концентрацию внимания и оперативную память. Данную игру можно использовать в качестве разминки во время занятий.
Правила игры:
Двигаясь по часовой стрелке от ячейки к ячейке, постарайтесь запомнить количество повторений каждого рисунка.
Задачи в игре могут изменяться:
запоминание количества определенных предметов;
запоминание количества цветов;
запоминание последовательности предметов или цветов.
Варианты:
Для разнообразия игры, картинки могут быть одного или разного цвета.
Можно использовать одну картинку, но в разных цветах. В этом случае, нужно будет назвать сколько картинок было того или иного цвета.
ИГРА ДЛЯ РАЗВИТИЯ ВНИМАНИЯ «ПОИСК ПРЕДМЕТА»
Игра развивает концентрацию внимания и оперативную память. Задания простые и подходят для любого возраста.
Задача:
Запомнить предметы на картинке, после чего вспомнить и назвать их.
Варианты игры:
1 ) Запомнить предметы на первой картинке. На второй картинке представлен измененный набор предметов. Необходимо назвать, что появилось, и что пропало.
2) Запомнить какие предметы и где расположены на первой картинке. Посмотрев на вторую картинку, назовите где и что лежало.
3) Запомнить последовательность предметов на первой картинке. Посмотрев на вторую картинку, требуется вспомнить последовательность.
4) На первой картинке, требуется запомнить список предметов. На второй картинке, необходимо найти предметы из списка.
Подобные игры можно найти в мобильных приложениях, или установить на компьютер.
Интересный вариант игры: на столе помещаются предметы, ребенку дается время запомнить их. После чего ребенка просят отвернуться, и часть предметов убирают, а остальные меняют места. Задача ребенка, повернувшись, определить, что пропало.
МИНИ ИГРЫ НА ВНИМАТЕЛЬНОСТЬ
Подборка небольших игр-разминок для развития внимания и памяти.
Задание:
На каждой картинке написано задание. Задания легкие и задача должна решаться в течении минуты.
Задание на развитие внимания "Найди букву (цифру)"
Ребятам предлагаются бланки с напечатанными буквами. Можно использовать обычные газетные или журнальные страницы с крупным шрифтом. На данном бланке или странице учащиеся отмечают две любые буквы: одну зачёркивают, другую обводят в кружок. Необходимо объяснить детям, что вычёркивать и обводить буквы нужно, просматривая каждую строчку слева направо. Данное упражнение рекомендуется проводить как можно чаще, так как оно хорошо тренирует основные свойства внимания, и расширяет его объём.
ИГРА НА РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ И ВНИМАНИЯ «ПОСЧИТАЙ СКОЛЬКО»
Задание:
На картинках изображены наборы предметов:
Рыбалка. Злые акулы загнали стаи рыб. Рыбки испугались, перемешались и требуется сосчитать, сколько рыбок каждого вида спаслось от акул.
Охота. Лисы и Кошки собрались на охоту. Требуется сосчитать, сколько кошек и лис вышли на охоту и сколько Мышек и Зайчиков, не попались охотникам.
Мячики. Дети расшалились и раскидали мячики. Требуется сосчитать сколько мячиков каждого цвета, разбросанно в зале.
Игрушки. Привезли в магазин игрушки. И требуется сосчитать, сколько и каких игрушек прибыло в магазин.
Задание на развитие внимания "Человечки"
Предлагаются бланки с изображением человечков с разными положениями рук и ног, расположенные по девять в ряду. Варианты заданий:а) / закрась , / подчеркни, заштрихуй, сосчитай / человечков, которые стоят на одной ножке;б ) / закрась , / подчеркни, заштрихуй, сосчитай / человечков, которые стоят на одной ножке и расставили руки в стороны; в)/ закрась / подчеркни, заштрихуй, сосчитай / человечков, которые расставили ноги шире плеч и раскинули руки в стороны;г)/ закрась , / подчеркни, заштрихуй, сосчитай / человечков, которые расставили руки и ноги на ширину плеч;д)/ закрась / подчеркни, заштрихуй, сосчитай / человечков, которые опустили руки и поставили близко ноги / друг другу /.
Задание на развитие внимания "Раставь цифры под рисунками"
Распечатайте форму и предложите заполнить пустые клетки по аналогии с первой строкой. Разумеется, не стоит заполнять сразу все линии. Лучше делать это упражнение регулярно, 2–3 раза в неделю.
Задание на развитие внимания "Буренки"
Предлагаются бланки с изображением буренок, расположенных по восемь в ряду. Варианты заданий:а) / подчеркни , / сосчитай / буренок с одним рогом / двумя /;б) / подчеркни , / сосчитай / буренок с одним ушком / с двумя /;в)/ подчеркни , / сосчитай / с одним рогом, одним ушком. / и наоборот /и другие варианты.
Количество учебных задач вводите постепенно.
РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ ПО ТАБЛИЦАМ ШУЛЬТЕ.
Вам понадобятся таблицы с разбросанными хаотично цифрами.
Задача – как можно быстрее найти их по-порядку от 1 до 25. Детям можно показывать на цифры пальцем (ручкой), взрослым достаточно пробежать по ним глазами.Засеките время по секундомеру на прохождение каждой таблицы. Закончив поиск цифр на одной таблице, запишите время, и переходите к следующей.Средние нормативы на одну таблицу: 7-9 лет – 1 мин 10 сек. Взрослые – 40 сек.
Таблицы Шульте можно использовать и как тренажер, то есть проделывая выше сказанное регулярно Вы:
натренируете внимание, улучшите его отдельные показатели
концентрацию, распределение, переключение, устойчивость к стрессовым воздействиям,
повысите скорость чтения (скорочтение),
улучшите быстроту реакций.
Упражнение: Найди среди букв слова
ПЕСИОФВТАСТРА
ПОЛЕАБЛИСТЮЭХО
ЪЫЗОНТЯГМАК
АДЖУКРПСИЛА
БПВОЬЮЛУКОНЕ
МИТРВНДРОСТ
ГНОМИТЛАПА
Упражнение: Развитие способностей распределять и переключать внимание
Задание 1: найдите и прочитайте предложение.
Я Л Ю . Т Д Ы X
Б Л Ю О ! АТЬ
Ответ: Я люблю отдыхать.
Задание 2: найди и прочитай предложения.
НАС как ПИ ЛО хо
ТУ шо ЛЕ ТО ро
Ответ: Наступило лето. Как хорошо.
Упражнение: Развитие устойчивости и концентрации внимания
Перед собой вы видите зашифрованные
строчки из стихотворения.
Прочитай это четверостишие.
НисмАьит ШмгнАТпеАкНдлжЯГекуРОеуеМКфывОП- ЛонвАапрЧЕгмдТ,
УсмаРрнгОавыфНждзхИждЛукАВтеРвыЕыу
кфывЧвм КпиУ имМмЯвЧ иИдК.
ТимпИимаШтпроЕ,ТкенАапрролНбьтЕЧит
КыукА,яНй цЕапоПлдЛдАкЧхЬ,
НмьЕУмиТтОНитььборЕТВРкеолЕьбюдЧмб
бКЕМсмия- ЯЧ.
Правильный ответ:
Наша Таня громко плачет,
Уронила в речку мячик.
Тише, Танечка, не плачь,
Не утонет в речке мяч.
Упражнение : Придумай слово
Учитель: Ва (та, за, ря, ся, ля, ня), но (та, ты, ша, ра, га, сы, ры), вес (на, ти), ви ( на, тя), мя(та, со, чи), би (та, нокль), лас (ты, точка, тик, ка), пла (та, ти, ны, мя), да (ры, та, ша, ма, вай, ча, ри).
Без ошибок переписать следующие строчки:
а) АММАДАМА РЕБЕРГЕ АССАМАСА ГЕСКЛАЛЛА ЕССАНЕССАС ДЕТАЛЛАТА
б) ЕНАЛССТАДЕ ЕНАДСЛАТ ЕТАЛЬТАРРС УСОКГАТА ЛИММОДОРА КЛАТИМОР
в) РЕТАБРЕРТА НОРАСОТАННА ДЕБАРУГА КАЛЛИХАРРА ФИЛЛИТАДЕРРА
г) ГРУММОПД
д) ВАТЕРПРООФЕТТА СЕРАФИННЕТАСТОЛЕ ЕММАСЕДАТОНОВ
е) ГРАСЕМБЛАДОВУНТ
ж) ГРОДЕРАСТВЕРАТОНА ХЛОРОФОНИМАТА
Упражнения на развитие мыслительных процессов
»Найди лишнее слово».
Старый, дряхлый, маленький, ветхий.
Храбрый, злой, смелый, отважный.
Яблоко, слива, огурец, груша.
Молоко, творог, сметана, хлеб.
Час, минута, лето, секунда.
Ложка, тарелка, кастрюля, сумка.
Платье, свитер, шапка, рубашка.
Мыло, метла, паста зубная, шампунь.
Береза, дуб, сосна, земляника.
Книга, телевизор, радио, магнитофон.
Закончи пословицу о дружбе?
1. Нет друга — ищи, а нашел — ….
2. Один за всех и все ….
3. Старый друг лучше ….
4. Без беды друга …..
5. Без друга в жизни ….
6. Вдруг не станешь …..
7. Для друга ничего …..
8. Говорил правду — потерял ….
9. Для дружбы нет …..
10. Истинный друг познается …..
Закончи пословицу о семье?
1. В семье и каша …..
2. На что и клад, когда в семье ….
3. Без отца — пол сироты, а без матери и …..
4. И ворона воронят …..
5. Каково семя, таково и …...
6. Мед сладок, а ребенок …..
7. У милого дитяти много …..
8. Яблоко от яблони недалеко …..
9. Чем бы дитя ни тешилось,…..
10. На свете все найдешь, кроме….
Пословицы и поговорки о Родине.
1. Человек без Родины, что соловей ….
2. Жить — Родине ….
3. Родина — мать, умей за нее …..
4. Всякая птица свое гнездо ….
5. Где кто родится, там и …..
6. Всякому мила …..
7. Дома и стены ….
8. Родная сторона — мать, чужая — …..
9. И собака свою …...
10. Своя земля и в …...
Пословицы и поговорки о труде?
1. Без труда не выловишь и рыбку ….
2. Делу время, потехе ….
3. Терпенье и труд …..
4. Без труда нет ….
5. Семь раз отмерь, один раз….
6. Всякая птица своим носом …..
7. Глину не мять — горшков …..
8. Дерево смотри в плодах, а человека …...
9. Играть играй, да …..
«Отвечаем на вопросы». (развитие словесно-логического мышления)
Ребенок отвечает на вопросы:
1. Какое из животных больше — лошадь или собака?
2. Утром люди завтракают. А вечером?
3. Днем на улице светло, а ночью?
4. Небо голубое, а трава?
5. Черешня, груши, сливы, яблоки...; — это что?
6. Почему, когда идет поезд, опускают шлагбаум?
7. Что такое Москва, Санкт-Петербург, Хабаровск?
8. Который сейчас час? (Ребенку показывают часы и просят назвать время.)
9. Маленькая корова — это теленок. Маленькая собака и маленькая овечка — это?..
.
10. На кого больше похожа собака — на кошку или на курицу?
11. Для чего нужны автомобилю тормоза?
12. Чем похожи друг на друга молоток и топор?
13. Что общего между белкой и кошкой?
14. Чем отличаются гвоздь и винт друг от друга?
15. Что такое футбол, прыжки в высоту, теннис, плавание?
16. Какие ты, знаешь виды транспорта?
17. Чем отличается старый человек от молодого?
18. Для чего люди занимаются спортом?
19. Почему считается плохим, если кто-то не хочет работать?,,
20. Для чего на конверт необходимо наклеивать марки?
Правильные ответы:
1. Больше лошадь.
2. Вечером ужинают.
3. Темно.
4. Зеленая.
5. Фрукты.
6. Чтобы не было столкновения поезда с автомобилем.
7. Города.
8. Правильный ответ по часам и минутам. (Четверть седьмого, без пяти минут восемь и т.п.)
9. Щенок, ягненок.
10. На кошку, так как у них 4 ноги, шерсть, хвост, когти (достаточно назвать хотя бы одно подобие).
11. Правильным считается любой ответ, указывающий на необходимость снижать скорость автомобиля.
12. Это инструменты.
13. Это животные, умеющие лазить па деревьям, которые имеют лапы, хвост, шерсть и т.д.
14. Гвоздь — гладкий, а винт — нарезной; гвоздь забивают молотком, а винт вкручивают.
15. Виды спорта (спорт)
16. Как минимум ребенок должен назвать 3 вида транспорта: автобус, трамвай, метро, троллейбус..
17. Три существенных признака как минимум: "Старый человек ходит медленно, с палочкой, у него много морщин, он часть болеет и" т.д.
18. Чтобы быть здоровым, сильным, красивым и т.д.
19. Не будет денег, чтобы покупать продукты и одежду, оплачивать квартиру и др:
20. Так платят за пересылку письма.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.