Как преодолеть у ребенка возникновение хронической неуспешности.
(рекомендации для родителей)
Какие родители не хотят, чтобы их ребенок с удовольствием посещал школу, хорошо учился, пользовался уважением и любовью не только педагогов, но и сверстников?
Хроническая неуспешность — психологический синдром, складывающийся в конце дошкольного или в младшем школьном возрасте и проявляющийся в стойком снижении результатов, достигаемых ребенком.
Риск возникновения синдрома хронической неуспешности появляется тогда, когда родители особенно озабочены достижениями ребенка и оценивают его по успешности и неуспешности в деятельности, и зачастую это проявляется как постоянная негативная оценка, замечания, недовольство. «Хорошим» оказывается прежде всего тот ребенок, который много знает, успешно учится, с легкостью решает задачи. К трудностям и неудачам, почти неизбежным в период школьного обучения, родители часто относятся резко отрицательно.
В результате у ребенка возникает и поддерживается высокий уровень тревожности. У него падает уверенность в себе, снижается самооценка. Позиция школьника с хронической неуспешностью - это представление о себе как о безнадежно плохом ученике.
Кроме повышенной тревожности существует еще одно условие, без которого хроническая неуспешность не возникает. Это - достаточно высокая степень социализированности ребенка, установка на исполнительность, послушность, некритическое выполнение требований взрослых. Если такой установки нет, то ему более или менее безразлично несоответствие его достижений ожиданиям взрослых. Конечно, и у такого ребенка тоже может повышаться уровень тревожности, но по другим причинам.
В чем именно проявляется синдром школьной неуспешности, кроме неуспеваемости?
- Постоянно высокий уровень тревоги;
- низкая мотивация к учебе;
- нарушения внимания, памяти;
- неусидчивость или замкнутость;
- заниженная (или неадекватная) самооценка, представление о себе как о «безнадежном», «плохом ученике»;
- неверие в возможность удачи;
- ожидание постоянной помощи от других.
Первичные причины, приводящие в конечном итоге к хронической неуспешности, также могут быть различными:
- Трудности адаптации. Наиболее уязвимыми для формирования школьной неуспешности являются: первый класс, переход в среднюю школу и подростковый возраст.
- Недостаточная подготовленность ребенка к школе, приводящая к затруднениям с первых дней обучения. Так, например, недоразвитие мелкой моторики (умения управлять тонкими движениями пальцев и кисти руки) сразу вызывает неудачи при обучении письму. Несформированность произвольного внимания приводит к трудностям в организации всей работы на уроке; ребенок не запоминает, «пропускает мимо ушей» задания и указания учителя.
- Нарушение обучаемости, несоответствие применяемых методов обучения возможностям ребенка.
- Завышенные ожидания родителей. Нормальные, средние школьные успехи ребенка, воспринимаются родителями (а значит, и им самим) как неудачи. Реальные достижения не замечаются или оцениваются недостаточно высоко. В результате начинает работать механизм, приводящий к росту тревожности и вследствие этого к реальной неуспеваемости.
- Возникновение тревоги в областях, не связанных со школой (конфликты в семье между родителями, конфликты ребенка со сверстниками) приводит к склонности панически реагировать на любые трудности, постепенно перенося их и на школьную жизнь.
Независимо от исходной причины развитие по типу хронической неуспешности протекает примерно одинаково. В конечном итоге во всех случаях наблюдается сочетание низких достижений, резко повышенной тревожности, неуверенности в себе и низкой оценки ребенка окружающими (родителями, учителями).
Все эти нарушения обратимы, но, пока они не преодолены, успехи в учебе, разумеется, продолжают снижаться. Часто родители, пытаясь преодолеть возникшие у ребенка трудности, устраивают ежедневные дополнительные занятия. Это повышает утомляемость и, следовательно, усиливает общее неблагополучие ситуации, еще более тормозит развитие.
Рекомендации родителям при хронической неуспешности у ребенка.
1. Постарайтесь увидеть в своем ребенке «успешную» личность, способную добиться хорошего результата в различных областях. От того как взрослый воспринимает ребенка, так и ребенок оценивает себя.
2. Оценивайте уровень актуального развития ребенка с целью определения его возможностей при изучении различных учебных предметов.
3. Обеспечивайте ребенку ощущение успеха: ни в коем случае не сравнивайте его результаты с эталоном (требованиями школьной программы, образцами взрослых, достижениями более успешных одноклассников). Ребенка нужно сравнивать только с ним самим и хвалить его лишь за одно: за улучшение его собственных результатов. (Если во вчерашней контрольной он правильно сделал только один пример из десяти, а в сегодняшней - два, то это надо отметить как реальный успех, который должен быть высоко и без всякой снисходительности или иронии оценен взрослыми. Если же сегодняшний результат ниже вчерашнего, то выразить твердую уверенность в том, что завтрашний будет выше).
4. Найдите какую-нибудь сферу, в которой ребенок может оказаться успешным, реализовывая себя. Этой сфере надо придать высокую ценность в его глазах. В чем бы он ни был успешен: в спорте, в чисто бытовых домашних делах, в компьютерных играх или в рисовании, - это должно стать предметом живого и пристального интереса родителей. Ни в коем случае нельзя ставить в вину ребенку неуспехи в школьных делах. Напротив, следует подчеркивать, что раз он что-то научился делать хорошо, то постепенно научится и всему остальному.
5. Излечитесь от нетерпения: ждать успехов в учебе придется долго, так как снижение тревожности не может произойти за одну неделю, к тому же еще необходимо устранить накопившиеся пробелы в знаниях.
6. Не показывайте ребенку свою озабоченность его учебными неудачами. Искренне интересуясь его школьной жизнью, не смещайте акценты своих интересов на отношения детей в классе, подготовку к праздникам, дежурствам по классу, экскурсии и походы, не фиксируйте на области неуспеха - школьных отметках.
7. Подавляйте в себе искушение немедленно использовать любую ошибку ребенка для его критики. Помогая ему выполнять домашнее задание, делайте иногда преднамеренные ошибки, чтобы у ребенка был шанс исправить Вас, испытать удовлетворение от обнаружения ошибки. Только так он сможет осознать действие контроля, которое постепенно станет самоконтролем.
8. Проводите с ребенком как можно больше времени.
9. Пересмотрите (или снизьте) дополнительные нагрузки ребенка. Помимо того, что у сегодняшних школьников довольно сложная программа, выполнение домашнего задания, многие родители организуют для детей дополнительные занятия (художественная и музыкальная школы, кружки, спортивные секции), что часто приводит к переутомлению, а как следствие и снижение мотивации к различным видам деятельности.
Литература:
1. Венгер А.Л. «Готов ли ребенок к школе?» – М.: Просвещение, 1994
2. Немов Р.С. «Психология»– М.: ВЛАДОС ИМПЭ им. А.С. Грибоедова, 2002
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.