Как преодолеть у ребенка возникновение хронической неуспешности (рекомендации для родителей)
Оценка 4.9

Как преодолеть у ребенка возникновение хронической неуспешности (рекомендации для родителей)

Оценка 4.9
doc
27.04.2020
Как преодолеть у ребенка  возникновение хронической неуспешности (рекомендации для родителей)
как преодолеть хроническую неуспешность.doc

Как преодолеть у ребенка  возникновение хронической неуспешности.

(рекомендации для родителей)

 

 

Какие родители не хотят, чтобы их ребенок с удовольствием посещал школу, хорошо учился, пользовался уважением и любовью не только педагогов, но и сверстников?

Хроническая неуспешность — психологический синдром, складывающийся в конце дошкольного или в младшем школьном возрасте и проявляющийся в стойком снижении результатов, достигаемых ребенком.

 Риск возникновения синдрома хронической неуспешности появляется тогда, когда родители особенно озабочены достижениями ребенка и оценивают его по успешности и неуспешности в деятельности, и зачастую это проявляется как  постоянная негативная оценка, замечания, недовольство. «Хорошим» оказывается прежде всего тот ребенок, который много знает, успешно учится, с легкостью решает задачи. К трудностям и неудачам, почти неизбежным в период школьного обучения, родители часто относятся резко отрицательно.

В результате у ребенка возникает и поддерживается высокий уровень тревожности. У него падает уверенность в себе, снижается самооценка. Позиция школьника с хронической неуспешностью - это представление о себе как о безнадежно плохом ученике.

Кроме повышенной тревожности  существует еще одно условие, без которого хроническая неуспешность не возникает. Это - достаточно высокая степень социализированности ребенка, установка на исполнительность, послушность, некритическое выполнение требований взрослых. Если такой установки нет, то ему более или менее безразлично несоответствие его достижений ожиданиям взрослых. Конечно, и у такого ребенка тоже может повышаться уровень тревожности, но по другим причинам.

В чем именно проявляется синдром школьной неуспешности, кроме неуспеваемости?

-       Постоянно высокий уровень тревоги;

-       низкая мотивация к учебе;

-       нарушения внимания, памяти;

-       неусидчивость или замкнутость;

-       заниженная (или неадекватная) самооценка, представление о себе как о «безнадежном», «плохом ученике»;

-       неверие в возможность удачи;

-       ожидание постоянной помощи от других.

 

 

 

Первичные причины, приводящие в конечном итоге к хронической неуспешности, также могут быть различными:

-       Трудности адаптации. Наиболее уязвимыми для формирования школьной неуспешности являются: первый класс, переход в среднюю школу и подростковый возраст.

-       Недостаточная подготовленность ребенка к школе, приводящая к затруднениям с первых дней обучения. Так, например, недоразвитие мелкой моторики (умения управлять тонкими движениями пальцев и кисти руки) сразу вызывает неудачи при обучении письму. Несформированность произвольного внимания приводит к трудностям в организации всей работы на уроке; ребенок не запоминает, «пропускает мимо ушей» задания и указания учителя.

-       Нарушение обучаемости, несоответствие применяемых методов обучения возможностям ребенка.

-       Завышенные ожидания родителей. Нормальные, средние школьные успехи ребенка, воспринимаются родителями (а значит, и им самим) как неудачи. Реальные достижения не замечаются или оцениваются недостаточно высоко. В результате начинает работать механизм, приводящий к росту тревожности и вследствие этого к реальной неуспеваемости.

-       Возникновение тревоги в областях, не связанных со школой (конфликты в семье между родителями, конфликты ребенка со сверстниками) приводит к склонности панически реагировать на любые трудности, постепенно перенося их и на школьную жизнь.

Независимо от исходной причины развитие по типу хронической неуспешности протекает примерно одинаково. В конечном итоге во всех случаях наблюдается сочетание низких достижений, резко повышенной тревожности, неуверенности в себе и низкой оценки ребенка окружающими (родителями, учителями).

 Все эти нарушения обратимы, но, пока они не преодолены, успехи в учебе, разумеется, продолжают снижаться. Часто родители, пытаясь преодолеть возникшие у ребенка трудности, устраивают ежедневные дополнительные занятия. Это повышает утомляемость и, следовательно, усиливает общее неблагополучие ситуации, еще более тормозит развитие.

 

Рекомендации родителям при хронической неуспешности у ребенка.

 

1.     Постарайтесь увидеть в своем ребенке «успешную» личность, способную добиться хорошего результата в различных областях. От того как взрослый воспринимает ребенка, так и ребенок оценивает себя.

2.     Оценивайте уровень актуального развития ребенка с целью определения его возможностей при изучении различных учебных предметов.

3.     Обеспечивайте ребенку ощущение успеха: ни в коем случае не сравнивайте его результаты с эталоном (требованиями школьной программы, образцами взрослых, достижениями более успешных одноклассников). Ребенка нужно сравнивать только с ним самим и хвалить его лишь за одно: за улучшение его собственных результатов. (Если во вчерашней контрольной он правильно сделал только один пример из десяти, а в сегодняшней - два, то это надо отметить как реальный успех, который должен быть высоко и без всякой снисходительности или иронии оценен взрослыми. Если же сегодняшний результат ниже вчерашнего, то выразить твердую уверенность в том, что завтрашний будет выше).

4.     Найдите какую-нибудь сферу, в которой ребенок может оказаться успешным, реализовывая себя. Этой сфере надо придать высокую ценность в его глазах. В чем бы он ни был успешен: в спорте, в чисто бытовых домашних делах, в компьютерных играх или в рисовании, - это должно стать предметом живого и пристального интереса родителей. Ни в коем случае нельзя ставить в вину ребенку неуспехи в школьных делах. Напротив, следует подчеркивать, что раз он что-то научился делать хорошо, то постепенно научится и всему остальному.

5.     Излечитесь от нетерпения: ждать успехов в учебе придется долго, так как снижение тревожности не может произойти за одну неделю, к тому же еще необходимо устранить накопившиеся пробелы в знаниях.

6.     Не показывайте ребенку свою озабоченность его учебными неудачами. Искренне интересуясь его школьной жизнью, не  смещайте акценты своих интересов на отношения детей в классе, подготовку к праздникам, дежурствам по классу, экскурсии и походы, не фиксируйте на области неуспеха - школьных отметках.

7.     Подавляйте в себе искушение немедленно использовать любую ошибку ребенка для его критики. Помогая ему выполнять домашнее задание, делайте иногда преднамеренные ошибки, чтобы у ребенка был шанс исправить Вас, испытать удовлетворение от обнаружения ошиб­ки. Только так он сможет осознать действие контроля, которое посте­пенно станет самоконтролем.

8.     Проводите с ребенком как можно больше времени.

9.     Пересмотрите (или снизьте) дополнительные нагрузки ребенка. Помимо того, что у сегодняшних школьников довольно сложная программа, выполнение домашнего задания, многие родители организуют для детей дополнительные занятия (художественная и музыкальная школы, кружки, спортивные секции), что часто приводит к переутомлению, а как следствие и снижение мотивации к различным видам деятельности.

 

Литература:

 

1.     Венгер А.Л. «Готов ли ребенок к школе?» – М.: Просвещение, 1994

2.     Немов Р.С. «Психология»– М.: ВЛАДОС ИМПЭ им. А.С. Грибоедова, 2002

 


Как преодолеть у ребенка возникновение хронической неуспешности

Как преодолеть у ребенка возникновение хронической неуспешности

Трудности адаптации . Наиболее уязвимыми для формирования школьной неуспешности являются: первый класс, переход в среднюю школу и подростковый возраст

Трудности адаптации . Наиболее уязвимыми для формирования школьной неуспешности являются: первый класс, переход в среднюю школу и подростковый возраст

Если же сегодняшний результат ниже вчерашнего, то выразить твердую уверенность в том, что завтрашний будет выше)

Если же сегодняшний результат ниже вчерашнего, то выразить твердую уверенность в том, что завтрашний будет выше)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.04.2020