Материалы для родительского собрания в 5 классах "Психологические причины снижения успеваемости"
Оценка 4.7

Материалы для родительского собрания в 5 классах "Психологические причины снижения успеваемости"

Оценка 4.7
doc
21.04.2020
Материалы для родительского собрания в 5 классах "Психологические причины снижения успеваемости"
Причины неуспеваемости 5 класс.doc

 

Психологические причины снижения успеваемости в 5-х классах

 

1.     Переход выпускников начальной школы на новую ступень обучения совпадает с началом переходного возраста, поэтому многие психологические проблемы адаптации обусловлены возрастными особенностями младших подростков. В этот период развивается самосознание, самоуважение, формируется самооценка, растет потребность в самоутверждении, формируется характер. Для подростков характерно постепенное обретение чувства взрослости, стремление к независимости. Обретение себя как личности связано с потребностью в отчуждении от всех, кто до этого привычно оказывал влияние. Отсюда – негативизм по отношению к родителям, учителям и взрослым вообще, который может проявляться уже у некоторых пятиклассников. Для большинства пятиклассников мнение учителей всё ещё является важным, но постепенно более значимыми становятся сверстники.

 

2.     Ведущий вид деятельности. В этом возрасте ярко выражено стремление к установлению доверительно-дружеских отношений со сверстниками. Постепенно ведущей деятельностью становится не учёба, а личностное общение.

 

3.     Особенности мышления. В возрасте 11-14 лет наблюдается прогрессивный рост интеллектуального развития. У большинства школьников возрастает общая осведомленность, умение проводить аналогии и обобщать, развиваются комбинаторные способности. Из суждений выводятся следствия, высказываются предположения; мышление становится гипотетико-дедуктивным. При этом школьники начинают ориентироваться не на внешние, наглядные признаки и связи объектов, а на внутренние, существенные свойства и отношения. Темпы развития словесно-логического мышления превосходят темпы развития наглядно-образного, но развивать у пятиклассников нужно обе формы мышления. Начиная примерно с 11 лет, школьники становятся способны к формальным логическим операциям, которые выполняются в уме, но на первых порах желательна опора на внешние, наглядные данные. Недостаточное развитие понятийного, словесно-логического, абстрактного, пространственного мышления приводит к снижению успеваемости 5-классников.

 

4.     Особенности памяти. Механическая память в этом возрасте обычно хорошо развита. Необходимо совершенствовать смысловую память

 

5.     Особенности внимания. У пятиклассников преобладает непроизвольное внимание. Внешние впечатления являются сильным отвлекающим фактором. Детям бывает трудно сосредоточиться более чем на 15-20 минут. У некоторых внимание устойчивое, но плохо переключается (они испытывают трудности при смене деятельности); некоторые внимание переключают легко, но поэтому и легко отвлекаются. А некоторые ученики своё внимание концентрируют не на уроке, а на чём-то другом, поэтому попросту часто «выпадают» из урока (слушают, но не слышат). У большинства пятиклассников обычно бывают затруднения с распределением и переключением внимания, что следует учитывать при смене видов деятельности на уроке. Важным условием успешной учебы в среднем звене является формирование произвольного внимания в процессе обучения приёмам самостоятельной работы, что связано с развитием у школьников умений самостоятельно ставить цель и контролировать свои действия.

 

6.     Учебные мотивы. Учебная деятельность невозможна без мотивации. Идеальный вариант – учебно-познавательные мотивы, в основе которых лежат познавательная потребность и потребность в саморазвитии. У пятиклассников ещё достаточно сильно желание хорошо учиться, так, чтобы взрослые были довольны. В 6 классе этот мотив заметно снижается, а более важными становятся мотивы самосовершенствования, собственного роста, развития своих способностей. Школьники должны уметь радоваться тому, что узнали что-то новое, поняли трудный материал, чему-то научились. 
Важно формировать интерес не только к содержанию, но и к процессу деятельности, анализируя при рефлексии не только результат (чему научились?), но и способы достижения результатов (что мы для этого делали?). 
На мотивацию учения очень сильно влияют успех или неуспех деятельности. 
В этот период особенно сильно проявляется неуверенность в себе.

 

7.     Эмоциональное состояние. Для пятиклассников характерно преимущественно эмоциональное отношение к любой деятельности, которую они выполняют. Исследования показывают, что практически все пятиклассники считают себя способными к тому или иному учебному предмету, причём критерием такой оценки служит не реальная успешность по этому предмету, а субъективное отношение к нему. 
Это приводит к тому, что дети охотно берутся за многие дела, будучи уверены, что они смогут это сделать, но при первой же трудности их бросают, не испытывая при этом особых угрызений совести. Стандартное объяснение – «не хочу, разонравилось, не смогу».Для познавательного развития ребенка этого возраста большое значение имеет юмор. Дети очень любят шутить, рассказывать анекдоты, которые взрослым часто кажутся несмешными, глупыми и грубыми. Важно понимать значение юмора для развития детей, были терпимым к детским шуткам и умело использовать юмор в своих целях. 
Однако, слишком сильные или длительные позитивные эмоции могут оказать такое же отрицательное влияние, как и сильные отрицательные эмоции: они приводят к эмоциональной усталости, проявляющейся в раздражительности, капризах, и даже «скандалах». Таким образом, чрезмерное увлечение эмоциональной стороной, стремление максимально позитивно окрасить любую деятельность могут привести к обратному эффекту. 

 

8.     Волевое поведение. Причиной снижения успеваемости может быть слабая произвольность поведения и деятельности – нежелание, «невозможность», по словам школьников, заставить себя постоянно заниматься.

 

9.     Взаимоотношения с учителями. Пятиклассникам приходится выстраивать отношения с разными педагогами, приспосабливаться к разному темпу, стилю преподавания, особенностям речи, требованиям десятка новых учителей. При этом не следует забывать, что учитель – это значимый для них человек и на него хочется произвести самое благоприятное впечатление.  Многие испытывают трудности и страхи в отношениях с новыми учителями, часто боятся, что их неправильно поймут и недооценят.

 

 

Золотые правила воспитания:

 

1.     Любите своего ребенка, и пусть он никогда не усомнится в этом. 

2.     Принимайте ребенка таким, какой он есть, — со всеми достоинствами и недостатками. 

3.     Опирайтесь на лучшее в ребенке, верьте в его возможности. 

4.     Стремитесь понять своего ребенка, загляните в его мысли и чувства; почаще ставьте себя на его место. 

5.     Создайте условия для успеха ребенка; дайте ему возможность почувствовать себя сильным, умелым, удачливым. 

6.     Не пытайтесь реализовывать в ребенке свои несбывшиеся мечты и желания. 

7.     Помните, что воспитывают не слова, а личный пример. 

8.     Не сравнивайте своего ребенка с другими детьми, особенно не ставьте их в пример. Помните, что каждый ребенок неповторим и уникален.

9.     Не рассчитывайте на то, что ребенок вырастет таким, как вы хотите. 

10. Помните, что ответственность за воспитание ребенка несете именно вы.


Психологические причины снижения успеваемости в 5-х классах 1

Психологические причины снижения успеваемости в 5-х классах 1

Учебные мотивы . Учебная деятельность невозможна без мотивации

Учебные мотивы . Учебная деятельность невозможна без мотивации

Любите своего ребенка, и пусть он никогда не усомнится в этом

Любите своего ребенка, и пусть он никогда не усомнится в этом
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.04.2020