Психологические причины снижения успеваемости в 5-х классах
1. Переход выпускников начальной школы на новую ступень обучения совпадает с началом переходного возраста, поэтому многие психологические проблемы адаптации обусловлены возрастными особенностями младших подростков. В этот период развивается самосознание, самоуважение, формируется самооценка, растет потребность в самоутверждении, формируется характер. Для подростков характерно постепенное обретение чувства взрослости, стремление к независимости. Обретение себя как личности связано с потребностью в отчуждении от всех, кто до этого привычно оказывал влияние. Отсюда – негативизм по отношению к родителям, учителям и взрослым вообще, который может проявляться уже у некоторых пятиклассников. Для большинства пятиклассников мнение учителей всё ещё является важным, но постепенно более значимыми становятся сверстники.
2. Ведущий вид деятельности. В этом возрасте ярко выражено стремление к установлению доверительно-дружеских отношений со сверстниками. Постепенно ведущей деятельностью становится не учёба, а личностное общение.
3. Особенности мышления. В возрасте 11-14 лет наблюдается прогрессивный рост интеллектуального развития. У большинства школьников возрастает общая осведомленность, умение проводить аналогии и обобщать, развиваются комбинаторные способности. Из суждений выводятся следствия, высказываются предположения; мышление становится гипотетико-дедуктивным. При этом школьники начинают ориентироваться не на внешние, наглядные признаки и связи объектов, а на внутренние, существенные свойства и отношения. Темпы развития словесно-логического мышления превосходят темпы развития наглядно-образного, но развивать у пятиклассников нужно обе формы мышления. Начиная примерно с 11 лет, школьники становятся способны к формальным логическим операциям, которые выполняются в уме, но на первых порах желательна опора на внешние, наглядные данные. Недостаточное развитие понятийного, словесно-логического, абстрактного, пространственного мышления приводит к снижению успеваемости 5-классников.
4. Особенности памяти. Механическая память в этом возрасте обычно хорошо развита. Необходимо совершенствовать смысловую память
5. Особенности внимания. У пятиклассников преобладает непроизвольное внимание. Внешние впечатления являются сильным отвлекающим фактором. Детям бывает трудно сосредоточиться более чем на 15-20 минут. У некоторых внимание устойчивое, но плохо переключается (они испытывают трудности при смене деятельности); некоторые внимание переключают легко, но поэтому и легко отвлекаются. А некоторые ученики своё внимание концентрируют не на уроке, а на чём-то другом, поэтому попросту часто «выпадают» из урока (слушают, но не слышат). У большинства пятиклассников обычно бывают затруднения с распределением и переключением внимания, что следует учитывать при смене видов деятельности на уроке. Важным условием успешной учебы в среднем звене является формирование произвольного внимания в процессе обучения приёмам самостоятельной работы, что связано с развитием у школьников умений самостоятельно ставить цель и контролировать свои действия.
6. Учебные
мотивы. Учебная деятельность невозможна без мотивации. Идеальный
вариант – учебно-познавательные мотивы, в основе которых лежат познавательная
потребность и потребность в саморазвитии. У пятиклассников ещё достаточно
сильно желание хорошо учиться, так, чтобы взрослые были довольны. В 6 классе
этот мотив заметно снижается, а более важными становятся мотивы самосовершенствования,
собственного роста, развития своих способностей. Школьники должны уметь
радоваться тому, что узнали что-то новое, поняли трудный материал, чему-то
научились.
Важно формировать интерес не только к содержанию, но и к процессу деятельности,
анализируя при рефлексии не только результат (чему научились?), но и способы
достижения результатов (что мы для этого делали?).
На мотивацию учения очень сильно влияют успех или неуспех деятельности.
В этот период особенно сильно проявляется неуверенность в себе.
7. Эмоциональное
состояние. Для пятиклассников характерно преимущественно
эмоциональное отношение к любой деятельности, которую они выполняют.
Исследования показывают, что практически все пятиклассники считают себя
способными к тому или иному учебному предмету, причём критерием такой оценки
служит не реальная успешность по этому предмету, а субъективное отношение к
нему.
Это приводит к тому, что дети охотно берутся за многие дела, будучи уверены,
что они смогут это сделать, но при первой же трудности их бросают, не испытывая
при этом особых угрызений совести. Стандартное объяснение – «не хочу,
разонравилось, не смогу».Для познавательного развития ребенка этого возраста
большое значение имеет юмор. Дети очень любят шутить, рассказывать анекдоты,
которые взрослым часто кажутся несмешными, глупыми и грубыми. Важно понимать
значение юмора для развития детей, были терпимым к детским шуткам и умело
использовать юмор в своих целях.
Однако, слишком сильные или длительные позитивные эмоции могут оказать такое же
отрицательное влияние, как и сильные отрицательные эмоции: они приводят к
эмоциональной усталости, проявляющейся в раздражительности, капризах, и даже
«скандалах». Таким образом, чрезмерное увлечение эмоциональной стороной,
стремление максимально позитивно окрасить любую деятельность могут привести к
обратному эффекту.
8. Волевое поведение. Причиной снижения успеваемости может быть слабая произвольность поведения и деятельности – нежелание, «невозможность», по словам школьников, заставить себя постоянно заниматься.
9. Взаимоотношения с учителями. Пятиклассникам приходится выстраивать отношения с разными педагогами, приспосабливаться к разному темпу, стилю преподавания, особенностям речи, требованиям десятка новых учителей. При этом не следует забывать, что учитель – это значимый для них человек и на него хочется произвести самое благоприятное впечатление. Многие испытывают трудности и страхи в отношениях с новыми учителями, часто боятся, что их неправильно поймут и недооценят.
Золотые правила воспитания:
1. Любите своего ребенка, и пусть он никогда не усомнится в этом.
2. Принимайте ребенка таким, какой он есть, — со всеми достоинствами и недостатками.
3. Опирайтесь на лучшее в ребенке, верьте в его возможности.
4. Стремитесь понять своего ребенка, загляните в его мысли и чувства; почаще ставьте себя на его место.
5. Создайте условия для успеха ребенка; дайте ему возможность почувствовать себя сильным, умелым, удачливым.
6. Не пытайтесь реализовывать в ребенке свои несбывшиеся мечты и желания.
7. Помните, что воспитывают не слова, а личный пример.
8. Не сравнивайте своего ребенка с другими детьми, особенно не ставьте их в пример. Помните, что каждый ребенок неповторим и уникален.
9. Не рассчитывайте на то, что ребенок вырастет таким, как вы хотите.
10. Помните, что ответственность за воспитание ребенка несете именно вы.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.