«Самое ценное - дружба»
1-4 классы
Цель: Создание условий для формирования у учащимся понимания необходимости и ценности правил этики, ориентирования на конструктивное социальное взаимодействие.
План:
1. Актуализация опыта.
Как вы думаете, кому можно говорить приятные слова (родителям, друзьям, одноклассникам)? А еще соседям.
Кто такие соседи? (в одном доме, в одном классе). У кого есть соседи?
Как надо жить с соседями, как исправить отношения об этом наш с вами разговор.
2. Чтение и обсуждение сказки «Дружба с соседями».
Жили – были …Нет, не в тридесятом царстве, а в обычном городе, не в тридесятом государстве, а в первом подъезде четырехэтажного дома, по улице…Неважно, какой. Это могло произойти везде.
Жила на первом этаже старушка по прозвищу Норушка. Потому что очень тихая была.
А сосед сверху у нее был очень громкий. То есть он по вечерам очень громко топал. (Что чувствовала старушка?) Старушка называла его Медведем.
И сосед в самом деле по вечерам превращался в медведя, который топает и ворчит.
(Как нужно жить с соседями? В мире. Надо соблюдать правила этикета. Предложите свой вариант.
Итог: Будь внимателен к соседям. Если кто – то старенький или заболел, предложи свою помощь: сходить в магазин, в аптеку).
А над соседом Медведем жила медсестра Анечка. После работы она забиралась в ванну и плескалась там, как утка. Вода переливалась через край и протекала на Медведя.
(Какие чувства испытывал медведь?)
Медведь сердился и называл ее Уткой. И Анечка в самом деле превращалась в Утку. (Какое правило следует из этого?
Итог: Будь аккуратен. Если у вас пролилась вода – извинись. Принято предупреждать соседей о ремонте своей квартиры, чтоб не сердились из – за временных неудобств.)
А над Анечкой жил веселый студент Игорек. У него каждый вечер собирались друзья и подружки. Танцевали, прыгали – скакали.
(Какое настроение было у Игорька?)
- У, мартышки неугомонные! – шептала про себя Анечка. (Какие чувства испытывала Анечка?)
Игорек от этих слов тут же превращался в Мартышку. Съезжал по перилам и корчил рожи.
(Как должен вести себя Игорек?
Итог: Не включай громкую музыку, не прыгай дома. Если затевается праздник, предупреди соседей. Извинись. Принеси кусочек торта, чтоб не сердились из – за временных неудобств. Постарайтесь и сами не сердиться, если у соседей расплакался ребенок или разлаялась собака. Вы ведь тоже вчера, например, стучали молотком.
(Плохо или хорошо жилось соседям друг с другом? Как вы думаете, чем закончилась эта история? Выберите: так они и продолжали жить в ссоре и обидах или надоело им так жить и решили они измениться. Послушайте продолжение.)
Так они жили и не дружили: Мышка – Норушка, Медведь, Утка и Мартышка.
Но однажды Анечке привезли огромный книжный шкаф. И сосед Медведь взвалил его на плечо, втащил в квартиру и поставил там, где нужно.
- Да, вы просто богатырь! Илья Муромец! – воскликнула Анечка.
И медведь тут же превратился в сказочного богатыря.
Старушка сшила ему мягкие тапочки – и топота сверху уже не было слышно.
- Да, вы ж просто мастерица, Василиса Премудрая! – восхитился сосед.
И старушка тут же лет на двадцать помолодела и превратилась в Василису Премудрую.
А у бывшего Медведя разболелась спина – шкаф – то все – таки был тяжеленный. Анечка растерла ему спину специальным средством – она ведь была медсестра.
- Какая же ты Утка! – сказал сосед. Ты – Царевна – Лебедь. А царевны никогда не устают и не засыпают в ванне. Так что потопы у Ильи Муромца прекратились.
Игорек пригласил царевну к себе в гости. Анечка развеселилась, расплясалась и призналась:
- Глупо было обзывать вас мартышками! Вы просто веселые люди.
И теперь в первом подъезде живут и дружат Василиса Премудрая, Илья Муромец, Царевна – Лебедь и веселый человек Игорек.
О чем заставила задуматься сказка? А вы со своими соседями по дому дружите? А с соседом по парте?
3. Игра «И я» - выберите то, что подходит вам, отвечайте «И я!»
Не ссорюсь с соседом по парте.
Во время урока болтаю с соседом, мешаю ему заниматься.
Знаю день рождения своего соседа.
Делюсь с соседом по парте, если он что – то забудет.
Всегда делим парту.
Часто сержусь на своего соседа.
Обращаюсь за помощью.
4. Правила общения с соседями.
5. Итог. Просмотр мультфильма на выбор учителя.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.