Семинар для педагогов "Профилактика суицида в школе"
Оценка 4.8

Семинар для педагогов "Профилактика суицида в школе"

Оценка 4.8
doc
21.04.2020
Семинар для педагогов "Профилактика суицида в школе"
Профилактика суицида в школе.doc

Семинар для педагогов

Профилактика суицида в школе

 

Цели: формирование психологической готовности участников семинара к работе с подростками 12 – 17 лет группы суицидального риска.

Задачи:

-       Сориентировать участников на изучение психолого-педагогических, клинико-психологических теоретических, педагогических основ, необходимых для работы по профилактике суицидов.

-       Изучить и проанализировать практико-теоретические основы, имеющие рекомендательный характер, по работе с подростками группы суицидального риска.

-       Проанализировать известные случаи суицидальных попыток; ответить на вопрос: что может сделать школа для предотвращения трагедии?

 

…Для веселия планета наша мало оборудована,
Надо вырвать радость у грядущих дней,
В этой жизни помереть не трудно.
Сделать жизнь значительно трудней.

В. Маяковский «Сергею Есенину»

 

Зигмунд Фрейд в свое время ввел понятие «инстинкт смерти» - стремление к саморазрушению, очевидно, заложенное в нем от природы – если все живое вокруг изо всех сил борется за существование, то отдельные человеческие индивиды, наоборот, вкладывают недюжинную энергию в то, чтобы полностью испортить себе жизнь, а иногда и расстаться с нею. Поистине человек – странное создание: только он способен на самоуничтожение, лишь ему присуще загадочное влечение к смерти – никакому другому живому существу это не свойственно.

Суицид - это умышленное лишение себя жизни, совершаемое человеком в состоянии сильного душевного расстройства, когда  собственная жизнь утрачивает для него смысл.

По официальной статистике, каждый год совершают самоубийство 
1 100 000 человек,  среди них 55 тысяч русских (на третьем месте). По Новосибирской области за 2015 год - 72 попытки, 12 – летальный исход, по Новосибирску 43 попытки, 4 летальный исход.

Статистика суицида в подростковой среде

-         За последнее десятилетие  число самоубийств среди молодежи  выросло в 3 раза.

-         Среди причин смерти детей и подростков суицид занимает второе место.

-         Ежегодно каждый двенадцатый  подросток в возрасте 15-19 лет   пытается совершить  попытку самоубийства.

-         Число законченных суицидов  среди юношей  в среднем в 3 раза больше,  чем  среди девушек.

-         С другой стороны - девушки пытаются покончить с собой  в 4 раза чаще, чем юноши,  но выбирают «щадящие» способы,  которые реже приводят к смерти.

  Чаще подвержены:

-         подростки, страдающие тяжелыми соматическими или психическими заболеваниями;

-         девочки – подростки, имеющие межличностные любовные конфликты;

-         подростки с повышенной тревожностью, зацикленные на негативных эмоциях, с пониженным фоном настроения;

-         подростки, которые по тем или иным причинам считают себя виновными в проблемах близких людей.

Пойти на самоубийство, когда у тебя за плечами 15-16 лет? Когда жизнь только-только начинается? Это немыслимо… Почему же подростки, молодежь видят в самоубийстве единственный выход из затруднительного положения? Суициды были всегда. Но в наше время число таких случаев растет и растет, особенно среди подростков. Почему? Кто повинен в этом? Данные статистики в ответ на эти вопросы - 92% случаев суицида в среде подростков спровоцированы школой и семьей. Давайте задумаемся над этим фактом.

 

   Виды суицидов. 

-       Истинный суицид. Никогда не бывает спонтанным. Такому суициду всегда предшествуют угнетенное настроение, депрессивное состояние или просто мысли об уходе из жизни. Причем окружающие, даже самые близкие люди, нередко такого состояния человека не замечают.

-       Скрытый суицид.     Это завуалированное самоубийство. Человек погибает от внешних сил, по большей части, им же спровоцированных. Например,  рискованная езда на автомобиле (транспортное средство используется как инструмент для совершения суицида),  занятия экстремальными видами спорта, алкогольная или наркотическая зависимость,  т.е. саморазрушающее  поведение. И сколько угодно можно твердить человеку о том, что все это опасно для жизни, как правило, именно этой опасности они жаждут.

-       Демонстративный суицид. Самоубийство, как способ привлечь внимание к своей личности, оказание давления на окружающих лиц с целью изменения конфликтной ситуации в благоприятную сторону. Проявляется в виде порезов вен, отравлении лекарствами, изображения повешания. Большинство самоубийц, как правило, хотели вовсе не умереть - а только достучаться до кого-то, обратить внимание на свои проблемы, изменить невыносимую ситуацию.

  

Причины суицида

-       Проблемы и конфликты в семье. Часто у детей в разводящихся семьях появляется чувство, что родители расстаются по их вине(не слушался, плохо учился).

-       Слишком жесткое воспитание в виде морализаторства, очень строгого контроля и запретов, лишающих свободы личного выбора (запрет на друзей, любимые занятия, игры, предпочитаемую одежду).

-       Конфликты с друзьями, проблемы в  школе. Ребенок – изгой в школе. Чувство мести и бессильной злобы могут способствовать суициду.

-       Несчастная любовь, одиночество.

-       Страх перед будущим.

-       Потеря смысла жизни.

-       Подражание кумирам.  В  Челябинске 15- летние школьницы спрыгнули с крыши многоэтажного дома.  В предсмертных записках написали, что совершают самоубийство в память Игоря Сорина, солиста группы, который ровно год назад в Москве выбросился из окна шестого этажа. Родителям следует насторожиться в отношении суицидальной активности своего ребенка,  если он фанат погибшего кумира.

-       Высокие ожидания, повышенные притязания к успехам ребенка, критика и наказание со стороны родителей. Иногда высокие ожидания родителей не совпадают со слабыми способностями и возможностями ребенка. У него появляется чувство вины, что он плохой, не оправдывает надежды родителей, позорит их. Любая критика и самый невинный вид наказания могут оказаться невыносимым.

-       Прессинг успеха. Сегодня в нашей стране, как никогда прежде, велик престиж высшего образования. Искренне желающие ребенку добра близкие родственники и учителя постоянно настраивают его на обязательный успех: поступление в вуз, получение престижной профессии. В такой ситуации подросток просто вынужден тянуться за хорошими отметками, доказывать, что он лучше, умнее, успешней других своих сверстников. Причем это насильственное рвение часто поддерживается буквально жертвенным поведением родителей, готовых для оплаты репетиторов потратить последние деньги, влезть в долги...

-       Перегрузки и строгие требования в школе, страх не оправдать чаяний дорогих людей, безостановочная гонка за успехом, да и собственные высокие притязания - напряжение, которое не всякому взрослому по плечу. Зависимость между подростковыми депрессивными расстройствами и прессингом успеха подтверждает ежегодный всплеск молодежных самоубийств  после объявления результатов вступительных экзаменов в Японии и Южной Корее - странах, где престиж высшего образования невероятно высок. Стоит задуматься, не слишком ли высока цена даже за самые блестящие перспективы.

 Мотивы

-       Призыв. Способ попросить помощи.

-       Уход от проблем, потерял надежду изменить жизнь к лучшему.

-       Месть. Попытка сделать больно другому человеку: «Они еще пожалеют»

-       Самонаказание. Ребенок решает, что он не заслуживает права жить. Желание облегчить жизнь своей семье.

-       Бегство от наказания. Совершил проступок, знает, что за этим последует наказание, легче самому уйти из жизни.

        Признаки готовящегося самоубийства

80 % задумавших совершить самоубийство детей предварительно дают знать о своих намерениях окружающим. Способы сообщения могут быть завуалированы, и чрезвычайно необходимо их понять!

Словесные признаки

-       Часто говорит о своем душевном   состоянии, о своей никчемности, беспомощности, о своем безнадежном положении.

-       Шутит на тему самоубийства.

-       Проявляет нездоровую заинтересованность вопросами смерти. Упоминает об эпизодах суицидов в фильмах и романах.

Поведенческие признаки.

-       Раздача ценных вещей.  Люди, собирающиеся уйти из жизни, часто раздают вещи, которые очень многое для них значат. Подросток может начать раздавать свои любимые компакт-диски, видеокассеты, плакаты. Это должно насторожить окружающих, особенно, если это преподносится со словами: «Мне эта вещь больше уже не понадобится» или «Я хочу, чтобы у тебя что-то осталось от меня на память».

-       Приведение дел в порядок. Одни кинутся убирать дом, другие поспешат расплатиться с долгами, сядут за письмо, на которое должны были ответить давным-давно, или же захотят вернуть вещь, взятую у приятеля, вымыть пол в комнате, разобрать ящики письменного стола. Во всех этих поступках нет ничего подозрительного; напротив, сам по себе каждый из них совершенно нормален и закономерен. Однако в сочетании с другими «предупреждающими знаками» такая вдруг возникшая тяга к порядку может означать, что подросток  долго задерживаться в этом мире не собирается.

-       Прощание.

-       Демонстрируют радикальные  перемены. Вдруг начинают вести себя непривычно.

Ситуационные признаки.

-       Социально изолирован.

-       Живет в нестабильном состоянии.

-       Ощущает себя жертвой насилия.

-       Перенес тяжелую потерю.

Суицид подростков имеет следующие черты:

-       суициду предшествуют кратковременные, объективно нетяжелые конфликты в сферах близких отношений (в семье, школе, группе);

-       конфликт воспринимается как крайне значимый и травматичный, вызывая внутренний кризис и драматизацию событий;

-       суицидальный поступок воспринимается в романтически-героическом ореоле: как смелый вызов, как решительное действие, как мужественное решение и т.п.

-       суицидное поведение демонстративно, в нем есть признаки «игры на публику»;

-       суицидальное поведение регулируется скорее порывом, аффектом, в нем нет продуманности, взвешенности, точного просчета;

-       средства самоубийства выбраны неумело (прыжок с балкона 2-3 этажа, малотоксические вещества, тонкая веревка и т.п.).

-       Учитывая актуальность профилактики суицида, многие авторы задаются вопросом: нельзя ли заранее распознать суицидента и помешать его намерению? Абсолютно точных признаков суицидального риска нет, но наиболее общими являются:

-       Признаки замышляемого суицида. К ним относятся: разговоры на темы самоубийств, смерти, сны с сюжетами катастроф, сны с гибелью людей или собственной гибелью, повышенный интерес к орудиям лишения себя жизни, рассуждения об утрате смысла жизни, письма или разговоры прощального характера.

-       Наличие опыта самоубийства в прошлом, наличие примера самоубийств в близком окружении, особенно родителей и друзей; максималистические черты характера, склонность к бескомпромиссным решениям и поступкам, деление мира на белое и черное.

-       Объективная тяжесть жизненных обстоятельств: детство, прошедшее в неблагополучной семье; плохие отношения с близкими в данный период; потеря дорогого человека, общественное отвержение; тяжелое заболевание и т.д.

-       Снижение ресурсов личности, позволяющих противостоять трудностям: депрессия, стрессовые состояния, беспомощность, болезни, насилие в близком окружении, истощенность физического или психического плана, неопытность и неумение преодолевать трудности.

Синдромы поведения подростков, указывающие на готовность к суициду следующие:

-       тревожно-ажитированное поведение, внешне даже похожее на подъем, однако, с проявлениями суеты, спешки;

-       затяжные нарушения сна: подростка преследуют страшные сны с картинами катаклизмов, катастроф, аварий или зловещих животных;

-       напряжение аффекта, периодически разряжаемого внешне не мотивированной агрессией;

-       депрессия, апатия, безмолвие: подросток тяжел на подъем, уходит от обязанностей, бессмысленно проводит время, в поведении видно оцепенение, сонливость;

-       выраженное чувство несостоятельности, вины, стыда за себя, отчетливая неуверенность в себе. Этот синдром может маскироваться нарочитой бравадой, вызывающим поведением, дерзостью;

-       тяжело протекающий пубертат с выраженными соматическими эндокринными и нервно-психическими нарушениями;

-       употребление алкоголя, токсикомания, наркомания.

Внешние обстоятельства суицидального подростка:

-       неблагополучная семья: тяжелый психологический климат, конфликты родителей, алкоголизм в семье, утрата родителей;

-       беспризорность подростка, отсутствие опоры на значимого взрослого, который бы занимался подростком;

-       неблагоприятное положение подростка в семье: отвержение, назойливая опека, жестокость, критичность к любым проявлениям подростка;

-       отсутствие у подростка друзей, отвержение в учебной группе;

-       серия неудач в учебе, общении, межличностных отношениях с родственниками и взрослыми.

Как предотвратить суицид?

Ощущение ценности жизни невозможно без осознания двух очень важных вещей:

-       нам нужно хорошо к себе относиться;

-       нам нужно, чтобы нас любили.

Для того чтобы ценить себя и свою жизнь, все мы должны ощущать любовь к себе. 
Потребность любви — это потребность быть любимым;  потребность любить; потребность быть частью чего-то.

  Если эти три «потребности» присутствуют в жизни большую часть времени, мы в состоянии справляться с жизнью, решать встающие перед нами проблемы. Подросткам, которых не любят, которые сами не испытывают симпатии к своим одноклассникам и учителям,  которые чувствуют себя чужими  дома,  в школе, во дворе, справляться с неприятностями гораздо сложнее. Из-за того, что они плохо учатся, не ладят с родителями, друзьями и учителями, их самооценка снижается, они ощущают свою никчемность, одиночество, отверженность. Отсюда и неспособность решать многие наболевшие проблемы.

Кроме этого нужно:

-         Сформировать у подростка четкую установку: «Из любой трудной жизненной ситуации можно найти выход». 

-         Приучить с малых лет, что неудач не стоит бояться, они неотъемлемая часть пути к главной победе. «Упал - встань и продолжай идти!»

-         Воспитывать у подростков позитивный взгляд на все аспекты жизни. (Положительные эмоции,  оптимизм) Ребятам нужно объяснить, что когда настроение хорошее, человек терпимее относится к тому, что, быть может, ему не  совсем по душе. Положительный заряд энергии   помогает хорошо учиться, в полную силу работать, находить контакт со сверстниками и  взрослыми.

-         Вовлекать  подростков в полезные виды деятельности. 
Подросток должен помнить о  том, что в трудной жизненной ситуации он может обратиться к людям, которым доверяет: родителям, классному руководителю, психологу. 

-         Гармоничные отношения в семье, предполагающие создание и сохранение теплых и   доверительных отношений с ребенком.


Правила: 
 «Глаза в  глаза» Контакт глаз – разговор двух душ, возможность передать невыразимое словами.

«Чудо прикосновения»Дотронуться до руки, похлопать по плечу, приобнять. Не менее 9 объятий необходимо для поддержания нормального душевного состояния ребенка в любом возрасте. 

«Безраздельное внимание» Это 20-30 минут, которые родитель посвящает своему ребенку каждый день, ни на что не отвлекаясь. Чем заняться в такие минуты, не имеет значения. Можно прогуляться, почитать, поговорить. Главное, чтобы ребенок почувствовал: «Я один на один с мамой (папой). Она (он) в моем полном распоряжении. Я для неё (него) сейчас самый главный».

Вести работу по просвещению  родителей. Необходимо проводить тематические родительские собрания по проблемам воспитания. Рекомендовать  подходящую литературу для чтения. Каждому родителю необходимо знать, что при первом подозрении на суицидальные намерения ребенка необходимо проконсультировать у детского или подросткового психиатра или психоневролога.

Роль педагога в работе с такими подростками можно обозначить так: помощь в своевременном выявлении таких детей и первичная профилактика (сбор анамнестических сведений). Схема работы по выявлению таких учащихся может выглядеть следующим образом:

Факторы суицидального риска


       Помощь педагога в заблаговременном выявлении таких детей может выразиться в том, что, часто общаясь с ребенком, он может увидеть признаки проблемного состояния: напряжение, апатию, агрессивность и т.п. Педагог может обратить внимание школьного врача, родителей, администрации школы на этого подростка. Старшему подростку он может предложить разъяснительную беседу, в которой пояснит, что видит его состояние и советует обратиться к психологу, психотерапевту, так как оно требует работы специалиста.

Даже такая роль педагога приносит свои плоды. Важно лишь педагогу вложить в такую работу немного искреннего сочувствия и душевного тепла. Осуществляя психопрофилактику суицида, мы должны знать, что в каждом возрастном периоде у детей появляются психологические новообразования, сензитивные к психологическому воздействию. В связи с этим необходимо осуществлять непрерывную психопрофилактику, с самого первого класса, учитывая основные виды деятельности учащихся во все школьные психологические периоды:

 

Класс

Основные виды деятельности

На что обратить внимание

1 – 4

Становление и развитие самооценки учащихся. В 9 лет, как правило, проявляется интерес к смерти.

Естественно, если в этом возрасте самооценка слегка завышена. Рискованные поступки могут совершаться из-за интереса к смерти.

5

Адаптация к среднему звену
Активизация интереса к коллективной деятельности.

Коррекция детской застенчивости; развитие эмоциональной сферы ребенка

6

Активизация интереса к эмоционально-волевой сфере человеческой жизни

Развитие и коррекция эмоционально-волевой сферы; Рефлексия понятий «герой, героизм, патриот»

7

Резкое падение самооценки; повышение агрессивности, тревожности, ранимости, неадекватности реагирования в общении

Развитие навыков общения,
Формирование навыков саморегуляции, реализация потребности в эмоциональной поддержке со стороны взрослых (семьи, педагогов)

8

Незначительно снижение тревожности и агрессивности сочетается с нестабильной самооценкой; Активизация сферы профессиональных интересов

Развитие навыков общения; формирование навыков  саморегуляции; первичное исследование сферы профессиональных интересов

9

Активизация сферы профессиональных интересов; рост потребностей в психологических знаниях о себе; поиск целей и смысла жизни; просыпается конфликт «отцов и детей»

Психологическая, педагогическая подготовка учащихся к профильному выбору; Обучение построению жизненных перспектив и планов с учетом психологических знаний о себе

10-11

Профессиональное самоопределение. Раздумья о любви, о семейных отношениях. Юношеский максимализм, идеализм, высокий уровень критики жизненного устройства, радикальность мнений и поступков. Появление собственной внутренней философии, отношения к жизни и ее смыслу

Нетрадиционные педагогические и психологические приемы обучения, общения, воспитания. Готовность педагога помочь найти ответ на вопросы, которые ставят перед ним учащиеся

 

Жизнь – это шанс,  не упусти   его! Жизнь – это мечта,  осуществи её! 
Жизнь – это любовь, так люби! Жизнь – это долг,  исполни его! 
Жизнь – это счастье,  сотвори его сам!  Жизнь  прекрасна…Не разрушай её!

 

Рефлексия:

-         Оптимален ли уровень притязаний педагога по отношению прогнозируемым достижениям учащихся?

-         Каковы будут методы поощрения и критики в адрес учащихся?

-         Найдите ответ на вопрос: какие новые психологические качества появляются и сензитивны (наиболее благоприятны для развития определенных качеств) к развитию в различные возрастные периоды?

 

Литература
1.Аверин В.А. Психология детей и подростков. – С.-П., 1994. 
2.Волкова А.Н. Психолого-педагогическая поддержка детей суицидентов//Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. – 1998, №2 – с. 36-43. 
3.Лебедев В.И. Личность в экстремальных условиях. – М., 1987. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Скачано с www.znanio.ru

Семинар для педагогов Профилактика суицида в школе

Семинар для педагогов Профилактика суицида в школе

Пойти на самоубийство, когда у тебя за плечами 15-16 лет?

Пойти на самоубийство, когда у тебя за плечами 15-16 лет?

Высокие ожидания, повышенные притязания к успехам ребенка, критика и наказание со стороны родителей

Высокие ожидания, повышенные притязания к успехам ребенка, критика и наказание со стороны родителей

Приведение дел в порядок. Одни кинутся убирать дом, другие поспешат расплатиться с долгами, сядут за письмо, на которое должны были ответить давным-давно, или же захотят…

Приведение дел в порядок. Одни кинутся убирать дом, другие поспешат расплатиться с долгами, сядут за письмо, на которое должны были ответить давным-давно, или же захотят…

Синдромы поведения подростков, указывающие на готовность к суициду следующие: - тревожно-ажитированное поведение, внешне даже похожее на подъем, однако, с проявлениями суеты, спешки; - затяжные нарушения…

Синдромы поведения подростков, указывающие на готовность к суициду следующие: - тревожно-ажитированное поведение, внешне даже похожее на подъем, однако, с проявлениями суеты, спешки; - затяжные нарушения…

Воспитывать у подростков позитивный взгляд на все аспекты жизни

Воспитывать у подростков позитивный взгляд на все аспекты жизни

Помощь педагога в заблаговременном выявлении таких детей может выразиться в том, что, часто общаясь с ребенком, он может увидеть признаки проблемного состояния: напряжение, апатию, агрессивность…

Помощь педагога в заблаговременном выявлении таких детей может выразиться в том, что, часто общаясь с ребенком, он может увидеть признаки проблемного состояния: напряжение, апатию, агрессивность…

Профессиональное самоопределение

Профессиональное самоопределение
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.04.2020