ТЛ. Шклярова
Как работать над ошЩ6каТи
рекомендации для
взрослых памятки для детей
Т.В. Шклярова
Как работать над ошибками
русский язык математика
рекомендации для взрослых памятки для детей
издательство
Грамотей
Оглавление
Русский язык
Математика
Буквосочетания
З, Жи-ши
4. Ча-ща
5. Чу-щу
6. -ОРО-, -ОЛО-,
7. -чк-, -чн-, -нч-,
8. Двойная согласная Корневые
12. Непроизносимая согласная
Предлог или приставка? „
13. Для имён существительных и прилагательных —10
14. Для глаголов-- -11
15. Для местоимений
Мягкий и твёрдый знаки
16, Мягкий
17. Раздетительный мягкий знак 11
18. Мягкий знак после шипящих в именах существительных1 1
19. МЯГКИЙ знак во втором лице единственного числа глаголов12
20. Мягкий знак в начальной форме глаголов перед 'СЯ- 12
21. Твёрдый знак -- 12
22. Перенос слов 12
Правописание окончаний 13 23. Имя существительное 1.3
24. Имя прилагательное -- 1.3
25. Глагол — 14
„ 15
26. Задачи - 15
27. Примеры 15
28. Уравнения 15
29, Преобразования 15
1. Зачем нужно делать рабоху над ошибками
— И зачем нужно делать работу над ошибками? Столько времени зря тратить!
— Для тощ чтобы этих ошибок уже больше не genanu,!
— Мой же четвёрку получил! Какая работа над ошибками? За что же Ваш сын получил четвёрку?
— Да не помню я! Пример вроде какой-то неправильно решил. А я помню. Он ошибся в примере на ge,.eHue с остатком, Вы не боитесь, что завтра эта четвёрка превратится в тройку или gBotikY? Веуь если он не освоит эту тему, значит позже 6ygym сложности с Оугими, более сложными примерами, например с ge..nuuervt в столбик.
— Ну прописали мы это слово 5 раз! А что ещё что-то нужно?
Все слова нашего языка наизусть учить 6ygeM или разберёмся, в чём ошибка заключается?
Вы даже представить себе не можете, сколько раз за двадцать лет работы в начальной школе я участвовала в подобных диалогах!
Это пособие поможет родителям и учителям понять, насколько важно делать работу над ошибками и делать её правильно (а то действительно — только время зря терять!), а детей научит с первого класса анализировать свои ошибки и не допускать в дальнейшем аналогичных;
— скрупулёзно и добросовестно выполнять любую работу;
— понимать, что они отвечают за то, что делают, — это поможет Вашим детям не только в учёбе, но и в жизни.
2. Как делать работу над ошибками
Русский язык*
Прежде чем делать работу над ошибками, нужно понять, что это за ошибки:
1. Если то не ошибка в употреблении заглавной буквы (п.п. 1, 2) , буквосочетании (п.п. З— 7), правописании Ь (п. 16— 20) или в переносе слова (п. 22), нужно узнать, в какой части слова допущена ошибка. для этого слово с ошибкой
* Чтобы как можно реже делать работу над грамматическими ошибками, прочитайте книжку «Как научить Вашего ребёнка пи— сать без ошибок» ТВ. Шкляровой.
2. Ошибка в приставке. Три типа ошибок:
а) на правописание приставки — нужно запомнить эту приставку, следовательно, написать 5 различных слов с ней и показать эту приставку в каждом слове;
б) приставка написана отдельно (или наоборот — преддог написан слитно) — см. раздел «Предлог или приставка ? »;
в) пропущен Ъ — см. пункт 21.
З. Ошибка в корне. См, раздел «Корневые орфограммы».
4. Ошибка в ОКОНЧаНИИ. См. раздел «Правописание окончаний».
5. Есть ещё чип ошибок, которые у учителей называются замена, пропуск, искажение.
Если Ваш малыш часто пропускает гласные буквы, значит, в первом классе мало внимания уделялось звуковым схемам. Стоит к ним вернуться.
Если ребёнок подменяет одну букву другой, например вместо т пишет ф, или искажает слова, например, вместо усь пишет кусы стоит обратиться к логопеду.
Иногда ребёнок пугает буквы. потому что они похожи, например ш и щ. Лучше запомнить эти буквы можно при помощи уиражнений. Напишите вперемешку на большом листе бумам буквы, которые ребёнок пугает. Пусть зачеркнёт, или раскрасит, или обведёт сначала все буквы ш, а потом щ. Напишите часть букв правильно, часть — неправильно. Пусть ребёнок обведёт правильно написанные буквы и исправит неправильное написание. Можно придумать слова-картинки, чтобы щ, например, ассоциировалась у малыша с щукой, потому что у неё, как и у буквы щ, есть хвост, а ш — с шоколадкой, потому что у шоколадки хвоста нет.
6. Если маленький ученик получил «не 5» за плохой почерк или большое количество исправлений, разберитесь в причине. Это может быть обычная недобросовестность, тогда в качестве работы над ошибками подойдёт чистописание. Или Ваш малыш пишет медленнее, чем остальные дети в классе, не успевает и поэтому пишет так некрасиво. Тогда можно ежедневно понемногу заниматься гшсьмом на время, отмечать и сравнивать результаты: три дуя назад пять слов за пять минут, а сегодня уже шесть слов. Молодец!
Математика
1. Ошибка в задаче. Два типа ошибок. В вычислениях (см. п. 2 этой главы и раздел 27).
р. ходе решения задачи (см. раздел 26).
Работа над ошибкой в ходе решения задачи — одна из самых сложных. Опять докапываемся до причины.
4
Самое простое: ребёнку лень было думать, и он просто посмотрел, что на что делится, а что легко сложить. В этом случае кусть Ваш ученик расскажет Вам, как он будет рассуждать, и решит эту задачу с вопросами. Если Вы увидите, что он легко справился с заданием, можно успокоиться — ребёнок всё понимает.
Если он не понимает смысла задачи, нужно разыграть её содержание. Например, при решении задачи на движение поставьте на стол две машинки, и пусть они помогут Вам проимюстрировать содержание задачи. Опять не понял? Разберите составную задачу на несколько простых. Решите их. Снова «соберите» задачу. Решите её. А теперь вместе придумайте аналогичную задачу, и цусть ребёнок сам решит её.
Даже если учитель не требует краткой записи, пишите её обязательно. Это научит ребёнка выделять главное в задаче и систематизировать данные, Грамотная краткая запись — начало правильного решения.
Задачу можно решить по действиям с вопросами, по действиям с пояснениями, выражением.
Очень важно, чтобы ребёнок решал задачу по действиям с вопросами. Т. е. сначала задавал вопрос, а потом писал действие. А не наоборот: писал действие и думал, wro это он узнал!
Понятное и подробное объяснение того, как решать все типы задач, изучаемых в 1 — 6 классах, Вы найдёте в моей книжке «Как научить Вашего ребёнка решать задачи».
2. Ошибка в примере (см. раздел 27).
Примеры, кспорые дети решают в начальной школе, делятся на типы: сложение и вычитание в пределах десяти (З + 4, 9 — 5) ; сложение и вычитание однозначных чисел с переходом через десяток (7 + 5, 11 — 7) и т. д. Каждый из ЭТИХ типов примеров имеет свою «короткую дорожку» к правильному ответу.
Чтобы помочь ребёнку разобраться в ошибке на вычисление, нужно понять, в чём именно она заключается, и показать малышу правильный путь решения. В этом Вам помогут книги «Как научить Валшего ребёнка быстро считать. 1 —4 классы» СА. Есениной и мой «Справочник для начальных классов» (стр. 90 — 100).
З. Ошибка в уравнении (см. раздел 28).
До сих пор с ужасом вспоминаю, как меня мама до школы пыталаск, научить решать уравнения. Она писала мне в тетрадке уравнения, а потом с рабсеы звонила и спрашивала, как я их решаю. Я, ничетшеньки не понимая, с замиранием сердца говорила: «Здесь нужно прибавить». И, если угадывала, вздыхала с облегчением.
Очень часто Ваши дети поступают так же. Решение уравнений на сложение и вычитание очень просто объяснить на конфетах. А когда дело дойдёт до множителей, делимых и делителей, ребёнок уже не будет впадать от них в ступор и наверняка справится с ними сам. Если нет — опять конфеты в помощь! Хорошо бы, конечно, и правила выучить!
Есть ещё одно средство, которое значительно облегчит Вам работу над уравнениями — «волшебные треугольники». Их Вы найдёте в моём «Справочнике для начальных классов» на стр. 83 — 86.
И обязательно нужно выучить с ребёнком названия компонентов каждого действия (слагаемые, сумма; уменьшаемое, вычитаемое, разность; множители. произведение; делимое, делитель, частное). Без этого ни правила, ни треугольники не помогут.
4. Ошибка в преобразовании (см. раздел 29).
Преобразование — работа с именованными числами — у многюс детей вызывает сложности, потому что они не представляют о чём ид&г речь.
Ну, написано в учебнике, что в 1 м 10 дм. А что это такое? Не поленитесь — покажите ребёнку наглядног что такое миллиметр, сантиметр, дециметр и метр. Для этого достаточно вырезать соответствующие полоски бумаги или картона и поупражняться. Сначала пусть ребёнок покажет и назовёт Вам самую маленькую меру длины, потом — самую большую из предложенньж. Потом можно посмотреть, сколько раз сантиметр уместится в дециметре, дециметр в метре и т. п. Покажите ему на этих же полосках, что значит, например, 5 дм З см. Аналогичную работу проведите с мерами веса и особенно площади — тут и многие взрослые теряются.
Самое к•лавное в работе над ошибками — докопаться до причины ошибки и устранить эту причину.
Пусть Ваш маленький ученик поймёт и почувствует, что хорошо учиться намного легче и шриятнее, чем плохо. И тогда все одиннадцать школьных лет в Вашей семье будут царить мир и спокойствие.
И ещё: никотда не ругайте Вашего ребёнка за плохие оценки! Вы же не станете его ругать, если у него, например, поднимется темпратура. Плохая оценка — сигнал тревоги: Ваш ребёнок нуждается в Вашей помощи! Спокойно разберитесь с маленьким учеником в причинах ошибки и добросовестно сделайте работу над ошибками.
З. Памятки и примеры
Русский язык
|
Заглавная буква в начале предложения. |
Начало предложения пишется с большой буквы. В конце предложения ставятся следующие знаки: точка (Л, вопросительный знак восклицательный знак многоточие
Уђюиеап,ањ бет,елкњ.
Придумай и напиши ещё З предложения, выдели заглавную букву и знак в конце предложения.
|
Заглавная буква в имени собственном. |
Имена людей, клички животных, географические на— звания (названия городов, деревень, рек, озер, морей, океанов и т. д.) называются именами собственными. Имена собственные пишутся с большой буквы.
—/erz,aw Саид но
Напиши 3—5 различных имён собственных, выдели заглавную букву, с одним из них придумай и запиши предложение.
Жи—ШИ пиши С гласной И. ушибси,оа,
Запиши 3—5 слов с этой орфограммой, орфограмму выдели.
Ча—ща пиши с гласной А. иеа.$аюь
Запиши 3—5 слов с этой орфограммой, орфограмму выдели.
|
Чещу. |
Чу—щу пиши с гласной У.
Запиши 3—5 слов с этой орфограммой, орфограмму выдели.
|
-ОРО-, -ОЛО- -ЕРЕ-. |
чьобо ca.406ew
Запиши 3—5 слов с этой орфограммой, орфограмму выдели.
|
-ЧК-, -ЧН-, -ЧТ-, -ЩН-, -НЧ-, -НЩ-, -РЩ-. |
—ЧК—, —ЧН—, —ЧТ—, —ЩН—, —НЧ—, —НИД—, —РИД— пиши без мягкого знака.
70740, ЧОЩОЙ, ПЮИ.ООЦЩИЋ,
Запиши 3—5 слов с этой орфограммой, орфограмму выдели.
8 Двойная согласная.
Двойная согласная может быть в корне (класс, аппе— шт), может образоваться при помощи приставки и кор— ня (рассказ), корня и суффикса (осенний), может быть в суффиксе (измученный).
Иосей46, naazv,
Пропиши слово, в котором ошибся, 5—7 роз, подбери к нему три однокоренных слова.
9. Проверяемая безударная гласная (А, О, Е, И, Я).
Чтобы проверить безударную гласную в корне сло— ва, попробуй подобрать однокоренное слово или изме— нить слово так, чтобы на эту гласную падало ударение.
Рассуждай так: прежде чем написать слово, ставим в нем ударение: м—р». В этом слове безударная глас— ная в корне слова. Проверочное слово море. Значит, в слове моря безударная гласная О.
Запиши 3—5 слов с этой орфограммой, напиши проверочные слова, оформи орфограмму.
10. Непроверяемая безударная гласная.
Слова с непроверяемой безударной гласной надо за— помнить или посмотреть их в словаре. папою, плахопъ
Нопиши слово, в котором ошибся, 5—7 раз, выдели безударную гласную; запиши 3—5 однокоренных слов.
11. Парная по глухости—звонкости в слабой позиции (Б-п, В-О, Г-К, Д-Т, Ж-Ш, 3-и.
Слабая позиция конец слова, перед глухой со— гласной.
Сильная позиция — перед гласной или сонорной (не— ЗВОНКОЙ Л, М, Н,
Чтобы проверить парную по глухости—звонкости, под— бери однокоренное слово или измени слово так, чтобы после этой согласной была гласная или сонорная.
Рассуждай так: ЗУ.. — в этом слове парная по глухости— звонкости на конце слова. Подбираю проверочное слово — зубы. Услышать согласную Б помогла гласная Ы. Зна— чит, в слове зуб пишем звонкую согласную Б. Запиши 3—5 слов с этой орфограммой, нопиши проверочные слова, оформи орфограмму.
|
Непроизносимая согласная. |
1) В некоторых словах согласные Т, Д Л, В пишутся, но не произносятся. Чаще всего такие «опасные» места бывают перед суффиксом Н. Эти слова, как правило, можно проверить. Для этого попробуй подобрать одно— коренное слово, в котором нет суффикса Н.
Запиши 3—5 слов с этой орфограммой, подбери проверочные слова, орфограмму выдели.
2) Если в сочетании СОГГЮСНЫХ при изменении слова согласный не СЛыШИтся, писать его не нужно. Вот наи— более часто встречающиеся слова с сочетанием СН: Не чудесно, не прекрасно, а ужасно и опасно Букву Т писать напрасно в словах вкусный, интересный.
Запиши слово с сочетанием СН и слова с непроизносимой согласной. Нопиши проверочные слова.
З) В словах лестница, праздник, чувства непроизно— симая согласная не проверяется. Эти слова надо за— помнить.
Напиши слово, в котором ошибся, 5—7 роз, подбери к нему 1—2 однокоренных слова.
Предлог или приставка?
13. Для имён существительных и прилагательных.
Между предлогом и словом можно вставить другое слово.
Запиши 3—5 слов с предлогами. ДокажИ, что это предлоги.
|
Для глаголов. |
У глаголов нет предлогов. р., уа,ањ
Напиши 3—5 глаголов с приставками и покажи их.
|
Для местоимений. |
Местоимения могут иметь предлоги. vtze,4-aw Напиши 3—5 местоимений с предлогами.
|
Мягкий знак, обозначающий мягкость согласных |
(Ь—м), может стоять в конце или в середине слова.
Запиши 3—5 слов с этой орфограммой, подчеркни Ь и согласную, мягкость которой он обозначает.
|
Разделительный мягкий знак (Ь—р). |
Разделительный мягкий знак показывает, что соглас— ный звук не сливается с последующим гласным. Ь—р пи— И-РТСЯ после согласной перед гласными И, Е, Ё, Ю, Я.
Запиши 3—5 слов с этой орфограммой, подчеркни три буквы — согласную, Ь и гласную.
|
Мягкий знак после шипящих |
в именах существительных.
В именах существительных женского рода в именитель— ном падеже в конце слова после шипящих пишется Ь. В именах существительных мужского рода после шипя— щих Ь не пишется.
Запиши по 3—5 имён существительных женского и мужского рода с шипящими на конце, оформи орфограмму.
19. Мягкий знак
во втором лице единственного числа глаголов.
В окончаниях глаголов настоящего и будущего времени во втором лице единственного числа пишется Ь.
Запиши словосочетания с глаголами во 2-м лице единственного числа без -СЯ и с ним.
20. Мягкий знак в начальной |
о ме глаголов |
перед —СЯ.
Чтобы узнать, пишется ли перед —СЯ мягкий знак, нужно задать вопрос к глаголу. он начал (что делать?) смеяться он (что делает?) смеется
Запиши 3—5 словосочетаний с глаголами с Ь перед -СЯ и без мягкого знака. Докажи вопросами, что сделал правильно.
|
Твёрдый знак. |
Твердый знак (Ь) пишется после приставок, оканчи— ВЕЖ)ЩИХСЯ на согласную, перед корнями, начинающими— ся с гласных Е, Ё, Ю, Я.
Запиши 3—5 слов с Ъ, покажи приставку, подчеркни согласную в приставке и гласную, с которой начинается корень.
|
Перенос слов. |
Слова переносятся по слогам1.
Перенеси слово правильно, зопиши ещё 3—5 слов и правильно перенеси их. Напиши 3—5 слов, которые нельзя переносить.
* Подробно о правилах переноса см. на стр. 15 в «Справочнике для начальных классов» ТВ. Шкляровой.
(«опасные» гласные А, О, Е, И, Я, У, Ю)
Чтобы правильно написать безударное окончание в слове, прежде всего следует определить, к какой части речи относится это слово.
4] Имя существительное.
Если имя существительное стоит в единственном числе:
1) поставь слово в И. п. и определи склонение;
2) задай к слову оба падежных вопроса и определи падеж; З) запиши окончание.
Если имя существительное стоит во множественном чис— ле, то склонение определять не нужно.
/ СИИ. 8 „т«ь,
Определи склонение и подеж слова, в котором допущена ошибка, впиши правильное окончание, напиши словосочетания ещё с 3—5 именами существительными с безударными падежными окончаниями. Определи их окончания.
|
Имя прилагательное. |
Окончания имён прилагательных проверяй вопросами от имен существительных.
Определи окончание в слове, в котором допущено ошибка, впиши правильное окончание, нопиши словосочетания ещё с 3—5 именами прилагательными с безударными падежными окончаниями. Определи их окончания.
25. Глагол.
Определи время глагола.
Если глагол стоит в настоящем или будущем времени: 1) поставь глагол в начальную форму;
2) посмотри, не относится ли этот глагол к глаголам—исклю-
Чен ИЯМ ;
З) определи спряжение,
4) впиши окончание. ОНО
Определи окончание в слове, в котором допущена ошибка. Напиши словосочетания с 3—5 глаголами с безударными личными окончаниями и определи их.
Если глагол стоит в прошедшем времени, то у него мо— жет быть два «опасных» места:
безударный суффикс перед суффиксом прошедше— го времени (Л);
— безударное родовое окончание. Особенно обрати внимание на окончание, если оно стоит перед СЬ [СЯ).
1. Чтобы определить суффикс. поставь глагол в на— чальную форму и посмотри, какой суффикс стоит перед ТЫ Тот же суффикс будет и перед Л.
Стропою стъл,оцпъь, спълюаю
Определи суффикс в слове, в котором допущена ошибка. Напиши 3—5 глаголов в прошедшем времени с безударными суффиксоми и определи их.
2. Определить окончание тебе помогут местоимения онд оно, они.
Определи окончание в слове, в котором допущена ошибка, впиши правильное окончание. Напиши словосочетания с 3—5 глаголами с безударными родовыми окончаниями и определи их.
Математика
|
задачи. |
Реши задачу правильно.
Придумай и реши похожую задачу.
|
Примеры. |
Реши пример правильно. Выполни проверку. Придумай и реши 5 похожих примеров.
|
Уравнения. |
Кокой компонент действия нужно было найти в уравнении? Кок его найти?
Реши уравнение, выполни проверку.
Придумай и реши уравнение но нахождение другого компонента действия.
|
Преобразования. |
Выполни преобразования правильно.
Придумай и выполни 5 похожих преобразований.
Татьяна Васильевна Шклярова
Как работать над ошибками
Рекомендации для взрослых Памятки для детей
Главный редактср: ТБ. Шкюяроеа Художник: К. Мипинчук
Подписано 8 печать 15.01.2015 Формат 60х90 1/8 Объем 1 п. п
Бумага писчая. Печаль офсетнан_ Гарнитура Европа. Тираж 0,000 экзИздательство «Грамотей» 8-906- 774 28-99 e-rnail: gpamote'#mail-pu; Наш сайт: имм-ргатог,еи.ги
ВЕШИ пожапания, замечания. ВОПРОСЫ и знакомство с иовыми авторами e-rnail:
Купить любую книгу нашего издательства
или заказать пособия на класс Вы сможете:
в сети магазинов московский ДОМ КНИГИ; те,г: (495)789 35--91 в магазине «ДОМ КНИГИ» в Медведково адрес: Заревой проезд. ц. 12: е rnaik info©beapjooks.pu теп. для предварительных заказов: (495) а 76 13-90. (493473-00 23 не книжной ярмарке в «ОЛИМПИйСКOМ» тегу предварительных заказов: (493589-84 86; (495)688-53-во:
магазине „молодая ГВАРДИЯ»; справок: (4951780-33 70
Адреса и телефоны большинства магазинов в Москве и других городах см. на нашем сайте в разделе «Где купить».
Заходите на наш сайт www.gramoteu.ru. Там вы сможете скачать некоторые наши книги бесплатно, без вирусов, без регистрации, без смс, без разархивирования. |
95.2.р-924
Ш 103—р
ТВ. Шклярова
Как работать над ошибками. Пособие цпя взрослых и детеи 8-1 О пет. Издание щля дополнительного образозанињ Серия «Книги для детей и взрослых»,
М: 000 «грамотей», с.
охраняется законом РФ [К авторском 8сг.пппи:ик.ценле в,зеь• кили ипи пюбаи запре.иается без изцзтепж Нарушение закомп преснецуется в порядке
(Э ТВ. Шклярова зэ 000 «Грамотей» lSBN 978-5-89769-604- В
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.