Как работать с агрессивным ребенком?
Агрессия (от лат. aggressio-нападение)-
индивидуальное или коллективное поведение или действие, направленное на
нанесение физического или психического вреда либо даже на уничтожение другого
человека или группы.
Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее частых проблем в
детском коллективе. Она волнует не только педагогов, но и родителей. Те или
иные формы агрессии характерны для большинства дошкольников. Но обычно с
усвоением правил и норм поведения проявления детской агрессивности проходят. Но
у определенной категории детей агрессия не только сохраняется, но и
развивается, переходя в устойчивое качество личности. В итоге снижается
продуктивный потенциал ребенка, сужаются возможности полноценного общения,
деформируется его личностное развитие.
В психологических исследованиях выявляют факторы влияющие на
агрессивное поведение:
- стиль воспитания в семье (гипер- и гипоопека)
- повсеместная демонстрация сцен насилия (сцены насилия, демонстрируемые с экранов
телевизоров, способствующие повышению уровня агрессивности зрителя, и в первую
очередь детей.)
- нестабильная социально- экономическая обстановка;
- индивидуальные особенности человека;
- социально-культурный статус семьи;
- постоянное агрессивное поведение родителей, которым подражает ребенок и у
которых «заражается» их агрессивностью;
- проявление нелюбви к ребенку, формирование у него ощущения беззащитности,
опасности и враждебности окружающего мира;
- длительные или частые фрустрации, источником которых являются родители или
какие-либо обстоятельства;
- унижения, оскорбления ребенка со стороны родителей, учителей;
- взаимодействие во время игр со сверстниками, проявляющими агрессию, от
которых дети узнают о преимуществах агрессивного поведения.
Часто неожиданные агрессивные реакции могут проявляться в период возрастного
кризиса. Или из-за внутренней неудовлетворенности ребенка его статусом в группе
сверстников, особенно если ему присуще стремление к лидерству или если
сверстники по какой либо причине не признают ребенка.
Можно полагать, что уже в дошкольном возрасте складываются определенные
внутренние предпосылки, способствующие проявлению агрессивности, что дети
склонные к агрессии, отличаются от сверстников не только по внешнему поведению,
но и по своим психологическим характеристикам.
Агрессивное поведение может принимать разнообразные формы.
В психологии принято выделять вербальную и физическую агрессию, а каждая из них может иметь прямые и косвенные формы.
Вербальная агрессия.
1. Косвенная вербальная
агрессия.
Направлена на обвинение или угрозы сверстнику, которые осуществляются в
различных высказываниях.
- жалобы
- демонстративный крик, направленный на устранение сверстника
- агрессивные фантазии
2. Прямая
вербальная агрессия.
Представляют собой оскорбления и вербальные формы унижения другого.
Традиционными детскими формами прямой вербальной агрессии являются:
- дразнилки,
- оскорбления.
Физическая агрессия.
1. Косвенная физическая агрессия.
Направлена на принесение какого-либо материального ущерба другому через
непосредственные физические действия.
Это могут быть:
- разрушение продуктов деятельности другого;
- уничтожение или порча чужих вещей.
2. Прямая физическая агрессия.
Представляет собой непосредственное нападение на другого и нанесение ему
физической боли и унижения. Она может принимать символическую и реальную форму:
- символическая агрессия подразумевает угрозы и запугивание,
- прямая агрессия - непосредственное физическое нападение (драка), которая у
детей может включать укусы, царапанье, хватание за волосы, использование в
качестве оружия палок и т.д.
Но об агрессивности нужно судить не только по внешним проявлениям, необходимо
знать ее мотивы и сопутствующие ей переживания. Каждый агрессивный акт имеет
определенный повод и осуществляется в конкретной ситуации.
Среди чаще всего встречающихся причин, провоцирующих агрессивность детей,
выделяются следующие:
- привлечение к себе внимания сверстников;
- ущемление достоинств другого, с целью подчеркнуть свое превосходство;
- защита и месть;
- стремление быть главным;
- стремление получить желаемый предмет.
В большинстве случаев
агрессивные действия детей имеют инструментальный, или реактивный, характер.
Хотя в тоже время у некоторых детей наблюдаются агрессивные действия, не
имеющие какой-либо цели и направленные исключительно на причинение вреда
другому. Физическая боль или унижение сверстника вызывают у этих детей
удовлетворение, а агрессия выступает при этом как самоцель. Такое поведение
может свидетельствовать о склонности ребенка к враждебности и жестокости, что
может, вызывает особую тревогу. Главной отличительной чертой агрессивных детей
является их отношение к сверстнику. Другой ребенок выступает для них как
противник, как конкурент, как препятствие, которое нужно устранить. У агрессивного
ребенка существует предвзятое мнение о том, что поступками окружающих руководит
враждебность, он приписывает другим враждебные намерения и пренебрежение к
себе.
Агрессия может быть направлена:
- на окружающих людей вне семьи;
- только на близких людей;
- на животных;
- на себя (свое тело и личность);
- на внешние физические объекты (например поедание несъедобного);
- на символические и фантазийные объекты ( в форме рисунков, увлечение играми
агрессивного содержания).
Наиболее важным для работы с агрессивным поведением является распределение
всех форм агрессивного поведения на две группы:
1. Несоциализированные формы агрессивного поведения (не имеют целью причинение ущерба другому человеку, а также не носят враждебного характера).
2. Социализированные формы агрессивного поведения (направляются враждебностью, имеют своей целью причинение ущерба или боли другому человеку).
Поэтому ведущей задачей при
работе с такими детьми, является определение доминирующих мотивов агрессивного
поведения, его направленности.
Так же для работы с агрессивными детьми необходимо знать их характерологические
особенности:
1. Воспринимают большой круг
ситуаций в качестве угрожающих, враждебных по отношению к ним.
2. Сверхчувствительны к негативному отношению к себе.
3. Заранее настроены на негативное восприятие себя со стороны окружающих.
4. Не оценивают собственную
агрессию как агрессивное поведение.
5. Всегда винят окружающих в собственном деструктивном поведении.
6. В случае намеренной агрессии (нападение, порча имущества и т. п.) отсутствует
чувство вины либо вина проявлена очень слабо.
7. Склонны не брать на себя ответственность за свои поступки.
8. Имеют ограниченный выбор реакций на проблемную ситуацию.
9. В отношениях проявляют низкий уровень эмпатии.
10. Слабо развит контроль над своими эмоциями.
11. Слабо осознают свои эмоции, кроме гнева.
12. Боятся непредсказуемости в поведении родителей.
13. Имеют неврологические недостатки: неустойчивое, рассеянное внимание, слабую
оперативную память, неустойчивое запоминание.
14. Не умеют прогнозировать последствия своих действий (эмоционально застревают
на проблемной ситуации).
15. Положительно относятся к агрессии, т.к. через агрессию чувствуют
собственную значимость и силу.
Т. П. Смирнова дополнительно выделяет еще три
характерологические
особенности подобных детей:
- имеют высокий уровень личностной тревожности;
- имеют неадекватную самооценку, чаще низкую;
- чувствуют себя отверженными.
Для диагностики ребенка существуют критерии агрессивности:
Для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.
1. Часто (чаще по сравнению с поведением других детей, окружающих ребенка)
теряют контроль над собой.
2. Часто спорят, ругаются с детьми и взрослыми.
3. Намеренно раздражают взрослых, отказываются выполнять просьбы взрослых.
4. Часто винят других в своем «неправильном» поведении и ошибках.
5. Завистливы и мнительны.
6. Часто сердятся и прибегают к дракам.
О ребенке, у которого в течение 6 и более месяцев одновременно устойчиво
проявлялись 4 критерия, можно говорить как о ребенке, обладающем агрессивностью
как качеством личности. Таких детей можно называть агрессивными.
Для детей среднего школьного возраста и подростков:
1. Угрожают другим людям (вербально, взглядом, жестом).
2. Инициируют драки.
3. Используют в драке предметы, которые могут ранить.
4. Жестокости по отношению к людям и животным (намеренно причиняют физическую
боль).
5. Воруют у человека, который не нравится.
6. Намеренно портят имущество.
7. Шантажируют, вымогают.
9. Совершают побеги.
10. Не хотят учиться.
В данной возрастной категории качеством агрессивности обладают дети, у которых в течение 6 и более месяцев одновременно проявляются как минимум 3 критерия.
Работа с агрессивными детьми.
Самое главное в общении с ребенком, это уважительное отношение к его личности,
положительное внимание к внутреннему миру. Постараться принять все недостатки
ребенка, полюбить его таким, какой он есть! Не в коем случае нельзя внушать
ребенку, что он плохой, это может снижать его самооценку, что негативно
сказывается на взаимодействии с окружающим миром. Нельзя унижать ребенка, не
загонять ребенка в угол, ожесточая его. Можно обучать такого ребенка осознавать
его собственные чувства, мысли и желания в каждый момент времени и
согласовывать их с окружением.
Очень важно, чтобы все взрослые окружающие такого ребенка придерживались одного
стиля воспитания. Ликвидировать все агрессивные формы поведения среди близких
ребенку людей, помня, что ребенок, подражая, видит все. Не наказывать ребенка
физическими способами, ведь чем более жестоко наказывают ребенка, тем более он
жесток к окружающим. Не учить ребенка подавлять свой гнев, загонять его в себя.
Детям нужно разрешить выражать свои чувства. Эти чувства сильны, и их нельзя
отвергать. Поэтому необходимо учить ребенка освобождаться от гнева, приемлемыми
для наших социальных норм способами. Например, можно разрешить ребенку остаться
одному, поплакать или закричать. С ребенком можно сочинить сказку, в которой
появится возможность выплеснуть ему свои негативные эмоции, или поиграть в спортивные
игры.
Если взрослые хорошо знают ребенка, они могут разрядить обстановку во время
эмоциональной вспышки уместной шуткой. Неожиданность подобной реакции и
доброжелательный тон взрослого помогут ребенку достойно выйти из
затруднительной ситуации.
Независимо от причины агрессивного поведения ребенка существует общая стратегия
окружающих по отношению к нему:
1. Если это, возможно, сдерживать агрессивные порывы ребенка непосредственно
перед их проявлениями, остановить занесенную для удара руку, окрикнуть ребенка.
2. Показать ребенку неприятность агрессивного поведения, физической и
вербальной агрессии по отношению к неживым предметам, а тем более живым людям.
3. Установить четкий запрет на агрессивное поведение, систематически напоминать
о нем.
4. Представить детям альтернативные способы взаимодействия на основе развития у
них эмпатии, переживания.
5. Обучать консультативным способом выражения гнева как естественной присущей
человеку эмоции.
Психологическая коррекция агрессивного поведения детей
Коррекция агрессивного поведения должна носить системный, комплексный характер,
предусматривать проработку каждой характерологической особенности данного
ребенка.
По Т.П. Смирновой существует 6 ключевых направлений, в рамках которых
необходимо строить коррекционную работу:
1. Снижение уровня личностной тревожности.
2. Формирование осознавания собственных эмоций и чувств других людей, развитие
эмпатии.
3. Развитие позитивной самооценки.
4. Обучение ребенка отреагированию (выражению) своего гнева приемлемым способом,
безопасным для себя и окружающих, а также отреагированию негативной ситуации в
целом.
5. Обучение ребенка техникам и способам управления собственным гневом. Развитие
контроля над деструктивными эмоциями.
6. Обучение ребенка конструктивным поведенческим реакциям в проблемной
ситуации. Снятие деструктивных элементов в поведении.
Задачи психокоррекционной работы с агрессивными детьми:
1. Развитие умения понимать
состояние другого человека;
2. Развивать умения выражать свои эмоции в социально приемлемой форме
3. Обучать способам снижения напряжения;
4. Развивать навыки общения;
5. Формировать позитивное самовосприятие на основе личностных достижений.
Существуют специальные
упражнения, направленные на обучение ребенка приемлемым способам разрядки гнева
и агрессивности, а также на отреагирование негативной ситуации в целом.
Для первой стадии отреагирования гнева наиболее эффективными и широко
используемыми психологами в работе с детьми являются следующие
Методы и способы:
1. Комкать и рвать бумагу;
2. Бить подушку или боксерскую грушу;
3. Топать ногами;
4. Громко кричать, используя «стаканчик» для криков или «трубу», сделанную из
ватмана;
5. Пинать ногой подушку или консервную банку (из-под «Пепси», «Спрайта» и т.
п.);
6. Написать на бумаге все слова, которые хочется сказать, скомкать и выбросить
бумагу;
7. Втирать пластилин в картонку или бумагу;
8. Использовать водяной пистолет, надувные дубинки, батут (в домашних ситуациях).
Список литературы:
1.Платонова Н.М. Агрессия у детей и подростков/ СПб: Речь 2004
2.Рожков О. П. Коррекция агрессивного поведения детей от 5 до 14 лет/ М-Воронеж
2007
3. Смирнова Е.О., Холмогорова В.М. Межличностные отношения дошкольников,
диагностика, проблемы, коррекция/М: Владос 2005
4. Смирнова Т.П. Психологическая коррекция агрессивного поведения детей/
Ростов-на-дону «Феникс» 2005
Примерные упражнения:
«Письма гнева» (для детей старше 9 лет)
1. Психолог просит ребенка
подумать о том человеке, который вызывает у него злость и активное неприятие, а
также о тех ситуациях, связанных с этим человеком, где данное чувство
проявлялось особенно остро.
2. Психолог просит ребенка написать письмо этому человеку (чаще это один из
родителей или оба родителя, одноклассник, педагог).
Пусть в этом письме ребенок честно и искренне расскажет, что он переживает,
когда видит этого человека, когда слышит упреки, замечания, а возможно, и
оскорбления в свой адрес, что ему хочется сделать в ответ.
Важно, чтобы ребенок полностью выразил свои чувства, освобождаясь от них
(предупредите ребенка, что кроме него это письмо никто никогда не увидит и не
прочтет).
3. После того, как ребенок напишет письмо, его спрашивают, что ему хочется
сделать с ним: разорвать, скомкать, сжечь, просто выбросить, привязать к
ниточке улетающего воздушного шарика и т. п. Важно не предлагать ребенку
варианты действий, а услышать его желание. Часто дети хотят уничтожить письмо,
символически освобождаясь от негативного чувства.
4. Необходимо обсудить с ребенком:
— трудно ли ему было писать письмо;
— все ли он высказал или что-то осталось невысказанным;
— изменилось ли его состояние после написания письма.
Пластическое изображение гнева, отреагирование гнева через движение
(можно выполнять как в группе, так и индивидуально)
1. Психолог просит детей встать в произвольную позу (или сесть). Затем просит
их подумать о той ситуации (человеке), которая вызывает у них наибольшее
чувство гнева.
2. Психолог просит их сосредоточиться на своих ощущениях и отметить, в каких
частях (части) тела они наиболее сильные.
3. Затем просит их встать (если они сидели) и начать совершать движения таким
образом, чтобы максимально выразить те чувства (негативные ощущения), которые
они испытывают. Причем побудительный импульс движения должен исходить из той
части тела, где негативные чувства (ощущения) наиболее сильные. При этом не
нужно контролировать свои движения, важно выразить свои чувства.
4. Психолог обсуждает с
детьми:
— легко ли было выполнить упражнение;
— в чем они испытывали затруднение;
— что они чувствовали во время выполнения упражнения;
— изменилось ли их состояние после выполнения упражнения.
Рисование собственного гнева
(лепка гнева из пластилина, глины; выполняется индивидуально)
Для выполнения упражнения понадобятся листы бумаги для рисования, цветные
мелки, фломастеры (пластилин, глина).
1. Психолог просит ребенка подумать о той ситуации (человеке), которая вызывает
максимальное чувство гнева, агрессии с его стороны.
2. Психолог просит ребенка отметить, в каких частях (части) тела он максимально
ощущает свой гнев. Обсуждает это с ребенком.
3. Когда ребенок будет рассказывать о своих ощущениях, его спрашивают: «На что
похож твой гнев?», «Можешь ли ты изобразить его в виде рисунка или слепить свой
гнев из пластилина?»
4. Важно обсудить с ребенком его рисунок, проявляя при этом искренний интерес,
и отметить:
— что изображено на рисунке;
— что чувствовал ребенок, когда рисовал свой гнев;
— может ли он поговорить от лица своего рисунка (для выявления скрытых мотивов
и переживаний);
— изменилось ли его состояние, когда он полностью прорисовал свой рисунок.
5. Далее ребенка спрашивают,
что ему хочется сделать с
этим рисунком.
Т. П. Смирнова отметила, что некоторые дети мнут рисунок, некоторые рвут и
выбрасывают, кто-то бьет по нему, но большинство детей говорят, что их «рисунок
уже стал другим». В этом случае стоит попросить ребенка изобразить измененный
вариант и также обсудить его с ребенком:
— что он чувствует, когда рисует новый вариант;
— может ли он поговорить от лица нового рисунка;
— каким стало его состояние теперь.
6. Т. П. Смирнова пишет (по И. Фурманову), что часто дети
в ходе рисования (лепки) своего гнева (ярости, агрессии)
начинают высказывать все, что они думают по поводу
своей ситуации и своего обидчика. Не нужно мешать им,
поскольку чем полнее они выскажутся, тем более это будет способствовать
изменению образа в позитивную сторону, а следовательно, позитивному изменению
их эмоционального состояния в целом.
Список литературы:
1.Платонова Н.М. Агрессия у детей и подростков/ СПб: Речь 2004
2.Рожков О. П. Коррекция агрессивного поведения детей от 5 до 14 лет/ М-Воронеж
2007
3. Смирнова Е.О., Холмогорова В.М. Межличностные отношения дошкольников,
диагностика, проблемы, коррекция/М: Владос 2005
4. Смирнова Т.П. Психологическая коррекция агрессивного поведения детей/
Ростов-на-дону «Феникс» 2005
ПРОГРАММА ГРУППОВОЙ РАБОТЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ПРЕОДОЛЕНИЯ ШКОЛЬНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ.
Занятие 1.
Цель: установить правила работы, создать благоприятную рабочую атмосферу.
Необходимые материалы: звездочки-основы для визиток, парные «варежки», вырезанные из бумаги, цветные карандаши, фломастеры, скотч, игрушка «талисман группы», ватман, маркер, текст сказки «Шапка-невидимка».
Ход занятия:
1. Вводное слово ведущего.
Краткое выступление ведущего с целью информирования участников группы о целях и форме занятий.
2. Знакомство, изменение стереотипов, связанных с восприятием работы группы как урока, демонстрация стиля взаимоотношений с ведущим группы и ее членами.
В общем кругу каждый называет свое имя. Работа разворачивается по принципу «снежного кома»: первый называет свое имя, следующий – имя предыдущего участника и только потом свое («Тебя зовут Аня, а я – Оле») и т.д. Если имя соседа забылось, нужно его вежливо попросить повторить. В завершении задания выясняется, кто «самый памятливый»: желающие могут попытаться назвать по именам всех присутствующих. Затем каждый оформляет себе «визитку» на заранее приготовленных ведущим «звездочках». Если ребенок затрудняется написать свое имя, ему помогает ведущий. На визитке нужно отразить что-то, что ее автор любит. По окончании работ визитки представляются группе (с небольшим комментарием), после чего «надеваются» - приклеиваются скотчем (одежду это не портит). Если ребенок испытывает трудности с определением «что я люблю», ведущий может предложить ему несколько альтернативных вариантов «на выбор».
3. Упражнение «Варежки» для развития сплоченности группы – через совместную деятельность.
В случайном порядке раздаются парные заготовки « варежек» (на тот случай, если участников окажется нечетное количество, необходимо приготовить одну «тройку» варежек). Задача - найти свою пару (тройку) договориться и вместе раскрасить варежки. В конце каждая пара представляет свое творение. В случае конфликтов внутри пар возможна тактичная помощь ведущего.
4. Установление правил с целью регламентирования работы на основе добровольно принятых обязательств.
Обсуждаются трудности, возникшие в предыдущих заданиях. На их основе вырабатываются правила работы группы, которые помогут в дальнейшем избегать таких ситуаций, например:
- говорить по одному (может быть, как правило «талисмана»: говорит тот, у кого в руках выбранная в качестве талисмана игрушка);
- не перебивать того, кто говорит;
- не применять физическую силу в адрес других;
- никого не оскорблять, не дразнить и т.д.
Дополнительно вводится правило «Шапки-невидимки» как санкции за нарушение остальных правил. Для этого используется сказка М. Панфиловой, адаптированная к работе в развивающей группе (в оригинале она предназначена для достижения аналогичных целей педагогом на уроке). Правила в виде пиктограмм записываются на листе ватмана, который постоянно висит на стене во время всех последующих занятий группы. При наличии идей пиктограммы могут предложить сами участники группы.
5. Рефлексия результатов занятия для ассимиляции полученного опыта. Обсуждение итогов занятия: круг «Новое и важное для меня». Выработка ритуала завершения занятий, включающего элементы рефлексии («новое и важное для меня»), его поведение. Важно внимательно следить за соблюдением принятых правил, тактично, но настойчиво пересекать попытки их нарушения.
Занятие 2.
Цель: Сплоченность группы, закрепление правил.
Оборудование: бумага, цветные карандаши, фломастеры, талисман.
Ход занятия:
1. Ритуал приветствия.
Вырабатывается ритуал приветствия, включающий элементы рефлексии и помогающий настроиться на работу.
2. Упражнение «Перечисли правила», необходимое для закрепления правил и принятия детьми ответственности за их соблюдение.
Каждый участник получает лист бумаги. Задача - пиктографически изобразить правила работы группы, принятые на прошлом занятии. По завершении каждый представляет результаты своей работы. Правила комментируются детьми по принципу объяснения их целесообразности. Некоторым детям может понадобиться помощь ведущего.
3. Игра «Рука», которая проводится для развития сплоченности группы, формирования мотивации групповой работы, развития эмпатии.
Все сидят в кругу. Необходимо по команде ведущего «три-четыре», ни с кем не договариваясь, показать определенное количество пальцев. Играет только правая рука. Задача заключается в том, чтобы все участники показали одинаковое количество пальцев. В обсуждении выясняется, что никто в группе не может «выиграть», пока группа не работает синхронно, а участники не пытаются понять и почувствовать друг друга. В случае проявления раздражения, агрессии со стороны отдельных ребят в адрес других в контексте работы группы данные особенности поведения регулируются на основе правил групповой работы, в дальнейшем служат материалом для анализа, возможно, для индивидуальной работы с ребенком.
4. Игра «Дотронься до...» для развития сплоченности через физический контакт, для внимания к окружающим.
Водящий (им становятся все участники по очереди) называет какой-то цвет, и все дотрагиваются до этого цвета друг на друге. Игру можно усложнить: если один игрок дотрагивается до второго, то второму нельзя прикасаться к первому (следовательно, он должен включить в игру кого-то третьего). Намеренное или даже случайное причинение боли другим детям в контексте групповой работы регулируется на основе правил работы группы.
5. Ритуал завершения занятия (ассимиляция опыта, выход из занятия).
Во время рефлексии напоминается цель групповой работы, для того чтобы связать опыт, полученный на занятии, со «стратегическими» целями работы.
Занятие 3.
Цель: Закрепление мотивации групповой работы, осознание личных трудностей.
Оборудование: магнитофон, кассета со спокойной инструментальной музыкой, бумага, цветные карандаши.
Ход занятия:
1. Ритуал приветствия (включение в работу).
2. Игра «броуновское движение» для формирования рабочего настроя, закрепление мотивации групповой работы, развитие групповой сплоченности.
Участники свободно перемещаются по помещению. По сигналу ведущего необходимо объединиться в группы по несколько человек. Количество человек в группе зависит от того, сколько раз ведущий хлопнул в ладоши. Если число участников не кратно количеству хлопков, группа должна решить, как сделать так, чтобы каждый раз условие игры выполнялось (например, того, кто не успел включиться в основную группу, можно спрятать в середине одной из групп). У некоторых детей могут возникнуть трудности со счетом хлопков на слух. В этом случае ведущий может параллельно с хлопками называть цифру вслух.
3. Рисунок «Мои школьные трудности», направленный
на вербализацию
личных
целей участия в группе.
Ведущий предлагает собрать «копилку трудностей первоклассника»: «Что может быть трудным в школе?» «Что может расстроить в школе?». Затем каждый получает лист бумаги, разделенный на четыре части. Необходимо представить себя художником и нарисовать иллюстрации к четырем выбранным трудностям. Законченные работы комментируются. Группа помогает каждому выступающему по принципу известной игры «Помоги Сереже»: дают советы о том, как поступить ребенку, попавшему в эту ситуацию. По завершении рисунки остаются в пространстве группы. Довольно типичная ситуация, когда дети начинают нарушать принятые правила работы группы. Ведущий должен настаивать на их соблюдении. Возможно введение игровых санкций за нарушения правил.
4. Ритуал завершения занятия (ассимиляция опыта, выход из занятия).
Занятие 4.
Цель: Вербализация содержания школьной тревожности.
Оборудование: картинка-стимул, талисман.
Ход занятия:
1. Ритуал приветствия (включение в работу).
2. Игра «Изобрази предмет» для создания рабочего настроя, обращения к школьным заботам.
Детям нужно придумать и без слов изобразить предмет, как-то связанный со школой. Остальные участники группы отгадывают, какой предмет имеется ввиду.
3. Упражнение «Сказка» для вербализации участниками собственных причин школьной тревожности в безопасной (проективной) форме.
Ребятам предлагается картинка, по которой необходимо сочинить сказку. Сказка
сочиняется по кругу - каждый говорит по одному предложению. В начале работы
ведущий поясняет, что Заяц этот очень робкий и всего на свете опасается.
Если сказку не получается закончить позитивно, эта работа может быть предложена в
индивидуальном режиме: «В сказках всегда счастливый финал. Кто может придумать счастливый финал нашей сказки?»
Дети, характеризующиеся страхом
самовыражения, при выполнении этого
упражнения нуждаются в помощи ведущего: ведущий может придумать
предложение вместе с таким ребенком или вслух громко говорить то предложение,
которое ребенок говорит шепотом,
обязательно подбадривая его при
этом.
4.Ритуал завершения занятий (ассимиляция опыта, выход из занятия).
Занятие 5.
Цель: Разрядка школьной тревожности.
Оборудование: талисман, набор сюжетных картинок.
Ход занятия.
1. Ритуал приветствия (включение в работу).
2. Игра «Иностранец в школе», позволяющая участникам включиться в работу по теме занятия, эмоционально «размяться».
Ребятам предлагается представить, что в школу приехал иностранец, который не знает ни русского языка, а никто не знает того языка, на котором говорит он. Он хочет что-нибудь узнать о нашей школе. Нужно что-нибудь рассказать ему о школе без слов, при помощи жестов. Водящий «рассказывает», остальные угадывают. Ведущий строго контролирует выполнение правил.
3. Сочинение сказок для вербализации и проработки школьной тревожности в безопасной (проективной) форме.
Участники разбиваются на пары с помощью приема «Выбор кота Базилио» (выбор вслепую: все закрывают глаза и на-ощупь находят себе партнера). Каждая пара получает набор картинок. Необходимо придумать сказку по этим картинкам, расположив их в произвольном порядке. Обязательное условие: сказка должна закончиться хорошо. По завершении работы сказка представляется остальным участникам группы. Если какая-то подгруппа не хочет или не может придумать позитивное окончание сказки, ведущий может попросить группу о помощи авторам сказки.
4. Упражнение «Насос и мяч», необходимое для снятия остаточного напряжения.
В парах один из участников «насос», другой «мяч». «Мяч» «сдут» (полностью расслаблен, голова опущена, ноги полусогнуты), По мере надувания, которое партнер сопровождает звуком «СС», мяч распрямляется, а потом опять «сдувается» со звуком «СС». Затем участники меняются ролями.
5. Ритуал завершения занятий. (Ассимиляция опыта, выход из занятия).
Занятие 6.
Цель: Проработка школьных страхов путем разыгрывания тревожащих ситуаций.
Оборудование: талисман.
Ход занятия.
1. Ритуал приветствия (включение в работу).
2. Игра «Школа кенгуру» для создания рабочей атмосферы, двигательного раскрепощения.
На время игры все превращаются в кенгуру. Водящий - кенгуру-учитель, остальные - ученики-кенгурята. Учитель говорит на кенгурином (непонятном) языке, вызывает кого-то к доске, ругает или хвалит. Задача - догадаться, что он имеет ввиду, и выполнить его требования. В роли водящего желательно побывать всем. Детям со страхом самовыражения может потребоваться поддержка со стороны ведущего (от подбадривания до выполнения задания параллельно с ребенком).
3. Разыгрывание ситуаций для проработки школьной тревожности.
По итогам прошлых занятий («копилки трудностей», «рисунков трудностей») ведущий предлагает несколько ситуаций, которые разыгрываются в виде сценок. Ведущий сам назначает маленькие группы и раздает им задания. Подготовительные выступления разыгрываются перед остальными участниками группы. Задача: сценка должна закончиться хорошо. Если внутри групп возникают конфликты, необходимо тактичное вмешательство ведущего.
4. Упражнение «Поймай комара» с целью разрядки остаточного напряжения. По помещению как будто летает комар (участники на выдохе произносят звук «зззз...») Комар то приближается, то удаляется (показывается силой голоса).
5. Ритуал завершения занятий (ассимиляция опыта, выход из занятия).
Занятие 7.
Цель: Тренировка гибкости поведения.
Оборудование: бумага, цветные карандаши, фломастеры, магнитофон, кассета со спокойной инструментальной музыкой, талисман.
Ход занятия:
1. Ритуал приветствия (включение в работу).
2. Игра «Что лежит в портфеле?» для создания рабочей атмосферы, раскрепощения участников.
Водящий бросает кому-то из ребят мяч и называет какой-то предмет. Если, по мнению ребенка, он должен лежать в портфеле, мяч нужно ловить, если нет, мяч ловить не нужно. Некоторые дети, бросая мяч, проявляют при этом очевидные признаки агрессивного поведения. Как и на предыдущих занятиях, в рамках групповой работы агрессия регулируется на основе принятых правил, но в том случае, если это уже не первые агрессивные проявления ребенка, они, очевидно, указывают на необходимость в дальнейшем обратиться к работе с данной трудностью.
3. Игра «Школа для животных», помогающая развить гибкость поведения ситуации урока.
Каждый участник рисует себя в образе какого-нибудь животного. Характер животных обсуждается. Затем моделируется ситуация урока (учителем может быть кто-то из участников-лидеров). Учитель ведет урок, а остальные ведут себя в соответствии со своей ролью (трясутся от страха, ни на что не обращают внимания и т.д.) После этого рисунки произвольно перераспределяются, учитель сменяется (по жребию), каждый демонстрирует доставшееся ему поведение.
Вербальная агрессия сразу пресекается ведущим. Если ребенок испытывает трудности в моделировании поведения, ведущий может помочь или попросить о помощи того ребенка, от которого испытывающий затруднения участник будет готов его принять.
4. Упражнение «Волны» для обучения саморегуляции.
Релаксация с визуализацией (желательно под музыку).
5. Ритуал завершения занятий (ассимиляция опыта, выход из занятия).
Занятие 8.
«Учитесь улыбаться».
Цель. Обучение приемам саморегуляции, тренировка доброжелательного поведения, умения улыбаться.
Оборудование: маленькое зеркало у каждого учащегося, плакат схематического изображения эмоций у человека, магнитофон, кассета с песней «Улыбка» (автор - В. Шаинский), картины или фотографии с изображением улыбающихся, смеющихся людей.
Ход занятия:
Звучит песня «Улыбка».
Ребята, тема занятия - «Учитесь улыбаться». Сегодня мы узнаем, почему важно уметь улыбаться, как с помощью улыбки улучшить настроение, приобрести друзей, добиться успеха в жизни, влиять на других.
Есть, ребята, книга В. Биркенбила «Как добиться успеха в жизни». В этой книге есть глава об улыбке.
Китайцы говорят: «Человек, который не умеет улыбаться, не должен открывать магазин». Что это значит?
Оказывается, 80% успеха в жизни (в том числе и в коммерческих делах) зависит от умения правильно общаться с другими людьми. Очень важно иметь улыбаться, это
помогает доброжелательно относиться к людям, добиваться их расположения.
С помощью улыбки можно улучшить и свое настроение. Американские физиологи установили, что работа лицевых мышц человека связана с мышцами, управляющими работой ряда внутренних органов. Когда человек улыбается, в кровь поступают гормоны, повышающие настроение, и вещества, противостоящие болезнетворным бактериям. В свою очередь эти гормоны закрепляют хорошее настроение. Поэтому хорошее настроение очень важно для здоровья человека.
Упражнение.
Глядя в зеркало, улыбнитесь и помассируйте мышцы улыбки. Сохраните на лице улыбку несколько секунд.
Теперь попробуйте выразить на лице разные ощущения и мысли:
«Я думаю...»;
«Я считаю...»;
«Я уверен...»;
«Мне показалось...» и др.
Улыбка человека укрепляет здоровье и весь организм.
Полезно рассматривать картины или фотографии, вызывающие положительные эмоции: изображения смеющихся или улыбающихся лиц, пейзажи, изображения животных.
Отрицательные эмоции ослабляют наш организм. Злоба, недовольство и обида разъедают наше тело и вызывают болезни. Например, постоянный страх и напряжение могут вызвать язвенную болезнь и болезни ног.
Физкультурная пауза.
Игра «Вежливость».
Учащиеся выполняют команды ведущего:
Руки вперед, руки на пояс, пожалуйста.
Присядьте.
Руки в стороны, руки к плечам, пожалуйста.
Попрыгайте.
Руки вверх поднимите, пожалуйста.
Хлопайте в ладоши, пожалуйста.
Наклонитесь.
Упражнение «Тренировка улыбки»
Возьмите зеркало. Смотрясь в него, поднимите уголки рта вверх. Сделайте красивую, добрую улыбку.
Старайтесь выполнять это упражнение несколько раз в день. Не всегда это просто, особенно, если вы раздражены, у вас плохое настроение, вначале получается гримаса, потом становится самому смешно и, наконец, наступает облегчение.
В. Биркенбил в книге «Как добиться успеха в жизни» приводит примеры воздействия на других людей. Например, длинная очередь. Все хмурые. Кто-то улыбается, и несколько человек, увидев улыбающееся лицо, улыбаются тоже.
Автор книги рекомендует улыбнуться, когда вы начинаете писать письмо, (выполнять домашнее задание), разговаривать по телефону, здороваетесь с кем-либо, знакомитесь с незнакомым человеком.
Упражнение «Разыгрывание сценок».
Во всех сценках принимают участие двое учащихся по желанию. Каждый выступает и в той, и в другой роли. После проигрывания каждой сценки надо ее обсудить.
Первая ситуация:
Вы находитесь дома с мамой. Она сегодня грустная и усталая. Вы должны постараться улучшить ее настроение.
Вторая ситуация:
Действие происходит в библиотеке. Читатель разговаривает с библиотекарем, просит дать книгу.
Третья ситуация:
В школе. Учитель и ученик. Ученик что-то не понял, обращается к учителю.
Четвертая ситуация:
Два одноклассника. Коля бежал и зацепил Ваню. Коля остановился и сказал Ване...
Выводы (вопросы для итогового обсуждения):
Можно ли улучшить свое состояние и настроение?
Как с помощью улыбки повлиять на другого человека?
У кого больше друзей?
Можно ли с помощью улыбки улучшить свою жизнь?
«Мне понравилось на занятии...», «Я узнал… «Я бы хотел...», «Я рад...», «Я почувствовал...», «Мне больше всего запомнилось на занятии...», «Я понял...», «Я думаю, мне...».
Домашнее задание:
1. Каждый день тренироваться – улыбаться перед зеркалом.
Одну минуту оставаться в таком состоянии.
2. У себя в комнате желательно повесить картину или фотографию улыбающегося (смеющегося) человека.
3. Чаще смотреть на картины с животными и пейзажами.
4. Дома, в школе чаще улыбаться – родителям, учителям, воспитателям, всем окружающим, друг другу.
5. Улыбаться, когда здороваешься.
Ритуал прощания.
Дарят друг другу улыбку, передовая мячик по кругу, говорят пожелания.
ПРОГРАММА
ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПСИХОЛОГА
С ТРЕВОЖНЫМИ ДЕТЬМИ.
Пояснительная записка.
Программа рассчитана на работу школьниками, имеющими высокий уровень личностной тревожности.
Актуальность и необходимость такой работы подтверждается психологической практикой. Поступление ребенка в школу — период, сопровождающийся эмоциональной нестабильностью, что связано с изменением социальной и внутренней позиции — возникновение внутренней позиции школьника. «В тех случаях, когда важнейшие потребности ребенка, отражающие позицию школьника, не удовлетворены, он может переживать устойчивое эмоциональное неблагополучие, выражающееся в ожидании постоянного неуспеха в школе, плохого отношения к себе со стороны педагогов и одноклассников, боязни школы, нежелания посещать ее». [1]
Тревожность вообще понимается как склонность человека к частым проявлениям тревоги, беспокойства, т.е. тревожность — это гиперсензитивность к раздражителям определенного характера. Школьная тревожность выражается в волнении, повышенном беспокойстве в учебных ситуациях, ожидании плохого отношения к себе, отрицательной оценки педагогов, сверстников.
Формирование личности по тревожному типу еще в дошкольном возрасте определяется нарушенным, деформированным представлением ребенка о себе: о своей личности, о своей роли, о своем месте и значении для других людей, а также о мнении других о себе. То есть, в первую очередь в этот процесс вовлечен образ-Я ребенка, а именно эмоциональный и когнитивный компонент образа-Я. Образ-Я формируется в условиях взаимодействия ребенка с близкими взрослыми. Именно взрослый является в этом случае фактором, опосредованно формирующим тревожность ребенка, транслирующим ему определенную информацию о нем самом. Основной источник тревожности младших школьников, как показали исследования — повышенные ожидания родителей по отношению к школьной успеваемости. [1]
Как показывают результаты исследований, дети с высокой тревожностью по успеваемости находятся как бы на двух полюсах: отличники и слабо- или неуспевающие. [1] Психологическая помощь для этих двух категорий различна. Мы предлагаем программу для хорошо успевающих детей, где тревожность сама по себе не является проблемой ни для педагогов, ни для родителей до тех пор, пока ее последствия не начнут отражаться на успеваемости или здоровье ребенка. Тревожные дети это категории — это дети, способные к рефлексии, имеющие чаще всего достаточно высокий уровень интеллекта и, как правило, социально одобряемое поведение. Таким образом, данные дети — это очень «удобные» дети: умные, спокойные, послушные. Они не вызывают нареканий. Именно поэтому они подчас остаются один на один со своими трудностями. Лишь при более глубоком рассмотрении мы можем понять характер и причины этих проблем и помочь таким детям.
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ. Снижение личностной тревожности, изживание страхов, в т.ч. страхов и тревожности, связанных со школой и ситуацией обучения.
ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ.
1. Обучение способам релаксации.
2. Снижение личностной тревожности в учебных ситуациях.
3. Коррекция страхов (через продуктивные виды деятельности, сочинительство и игру).
4. Обучение способам адекватного выбора (нормальное соотношение уровня притязаний, возможностей и самооценки).
5. Оптимизация (коррекция) детско-родительских отношений и родительских ожиданий.
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАБОТЫ.
1. Установление эмоционального контакта с ребенком; исследование интересов и ценностей, любимых видов деятельности, увлечений (1-2 занятия).
2. На этом этапе (4-5 занятий) деятельность организовывается в нескольких направлениях:
- релаксация и обучение саморелаксации и психической саморегуляции;
- изживание страхов через продуктивные виды деятельности и игру;
- снижение тревожности путем символического овладения тревожными ситуациями (сочинение историй, тематическое рисование);
- коррекция самооценки и уровня притязаний с помощью специально организованных упражнений (по мере необходимости)
- домашнее задание, рассчитанное на отработку и рефлексию полученных навыков, а также на оптимизацию детско-родительских отношений;
3. Усложнение условий реализации направлений предыдущего этапа: присутствие посторонних, видеосъемка, регламентация времени выполнения заданий и т.д. Т.о. при незначительном содержательном изменении заданий, значительное изменение условий способствует динамике состояния ребенка (4-5 занятий).
Направления работы:
1. Непосредственная работа с детьми. Работа организовывается как в форме тренинговых групп, так и индивидуально. Выбор формы работы зависит от возраста детей, (групповая работа ведется с более старшими детьми, однако это не правило и выбор формы работы с тем или иным ребенком психолог определяет самостоятельно). Выбор формы работы также во многом зависит от степени выраженности поведенческих проявлений тревожности, от интенсивности этих проявлений: дети, у которых тревожность проявляется в отказе от новой деятельности, общения с новыми людьми, сопровождается бурными эмоциональными реакциями и т.д. нуждаются на начальных этапах работы в индивидуальной коррекции.
2. Работа с родителями. Индивидуально (в форме консультаций) или в родительских группах. Опосредованно через совместное выполнение с ребенком домашнего задания и вовлечение в процесс коррекции.
3. Работа с педагогическим коллективом. Работа с педагогами строится в форме индивидуальных и тематических консультаций (рекомендации в области построения отношений учителя, воспитателя с ребенком) и осуществляется как психопрофилактическая работа. В сложных случаях возможно проведение семинара-практикума с элементами тренинга.
СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ.
1 этап. Диагностика личности и деятельности. Нахождение эмоционального контакта с ребенком.
2 этап. Научить ребенка осознавать собственное эмоциональное состояние и обучить способам саморегуляции и релаксации.
Упражнения «Термометр», техники релаксации, рисование: «Я», «Я в школе», «Мой класс», «Моя учительница» и т.д.
Рисование «Хорошее настроение», «Плохое настроение», «Чудесный день» и т.д. Ведение календаря настроений. Упражнения «Книга моих подвигов», «Я очень хороший», «Скажи мишке добрые слова» с целью укрепления «Я» ребенка.
Описание своего внутреннего состояния (беседа о страхе) и рисование «Страх во мне» с целью овладения эмоциями, рисование «Нестрашный страх», «Нарисуй страшного добрым» с целью овладения страхом, «Диалог со страхом» с той же целью; Упражнение «Придумай веселый конец».
Прием «Ступеньки» (коррекция страха в ситуации выбора).
3 этап. Обучение навыкам конструктивного поведения.
Упражнения «Правила школы», сочинение историй «Школа наоборот», «Самая страшная школа» и разыгрывание школьных ситуаций. Упражнение «Экзамен» (с последующим введением посторонних наблюдателей и видеосъемки). Психогимнастика Чистяковой. Описание личности с помощью характерных качеств. Описание качеств характера как желательных и нежелательных. Упражнение «Зато…». Рисование «Я в будущем».
Длительность программы.
Программа рассчитана на 10 занятий.
Продолжительность 1 занятия — 1 час. Частота встреч — 1-2 раза в неделю.
ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРОГРАММЫ оценивается при помощи промежуточной (после 2 этапа) и итоговой диагностики личности ребенка, анкетирования и беседы с родителями, отзывами учителя.
Приложение 1
ТЕХНИКИ РЕЛАКСАЦИИ.
Каждую технику выполняют 3 раза. Дыхание: для расслабления — закрыть глаза; короткий вдох и долгий выдох (на выдохе счет до 5-10). После расслабления счет не на выдохе, а на вдохе (от 1 до 5; от 1 до 10).
1. Любая техника начинается с кистей рук.
Представьте целый лимон. Медленно выжать из лимона сок (чувство напряжения), а потом бросить (расслабление). Затем 2-й лимон. Давить медленно и еще сильней и т.д. Три раза каждой рукой.
Очень важно чувствовать разницу между напряженной рукой и расслабленной. При возникновении неприятных чувств, в любой момент можно открыть глаза.
2. Руки и плечи.
“Пушистая ленивая кошка”. Потянуться. Вначале — вперед, вверх — высоко (напряжение в плечах), потянуться как можно выше и бросили руки вниз.
Повторить три раза. (“Ну-ка, кошечки, попробуйте потянуться еще раз”, “Попробуйте достать потолка”).
3. Шея и плечи.
“Черепаха”. Черепаха на теплом солнышке, в месте у воды (расслабление). Но тут опасность и нужно защититься: втягиваем голову; плечи — к ушам; опустить голову в плечи. Опасность прошла. Снова на солнышко. Повторить 3 раза.
Очень важно осознавать напряжение шеи.
4. Челюсть.
“Твердая жвачка”. Во рту окаменелая жвачка. Ее трудно прожевать. Нужно стараться ее раскусить (напряжение шейных мускулов). И расслабление. С каждым разом напряжение все сильнее и сильнее. Три раза.
Очень важно дать понять, что есть связь между физическим напряжением и соматическими жалобами клиентов: боль в животе, спине, головная боль (напряжение в шее, позвоночнике).
5. Лицо.
“Муха”. Муха садится на нос и нужно ее без рук согнать с носа. Три раза.
Если после релаксации человек напряжен, то нужно делать еще и еще раз, до тех пор, пока напряжение не спадет.
6. Живот.
* «Слоненок». Слоненок наступает на живот (напряжение мышц живота), а потом уходит. Нужно представить, что живот как будто каменный.
* «Забор». Представляем образ: забор с узкими щелями, усыпанный торчащими щепками и нужно протиснуться в эту щель (втянуть живот).
7. Ноги и ступни.
«Лужа». Представьте себя в грязной луже с вязким дном (растопырить пальцы ног, напрячь ступни, икры и т.д.).
Приложение 2
1. «Зато…»
Цель. Обучение способам компенсации.
Этот прием используется в тех случаях, когда тревожный ребенок попадает в ситуацию неуспеха. Поскольку известно, что ситуация неуспеха является для тревожного ребенка стрессовой и многие дети воспринимают ее как одну из наиболее тревожащих, необходимо учить детей выходить из этой ситуации социально приемлемым способом. С этой целью используются стихийно возникающие, а также специально созданные ситуации легкого неуспеха. В этих ситуациях психолог учит ребенка самостоятельно компенсировать собственные неудачи ситуациями личностного успеха («Ну и пусть я плохо нарисовал, зато я лучше всех бегаю»). Апеллируя к успехам ребенка, психолог, во-первых, поддерживает его самооценку на определенном уровне, не позволяя ей снижаться, во-вторых, учит рационально переживать неуспех, смягчая отрицательные эмоции, в-третьих, учит ребенка не бояться неуспеха, и, следовательно, не избегать его.
Естественно, что вначале психолог должен определить для себя, какая деятельность для этого ребенка является наиболее успешной. На первых этапах работы после неуспешной деятельности, мы сразу же предлагаем ребенку для выполнения ту деятельность, в которой он будет однозначно успешен, таким образом, мы даем ребенку возможность изменить ситуацию, изменить свое отношение к ней («У тебя не получился рисунок? Не переживай. Лучше слепи мне русалку, как ты умеешь»). После выполнения успешной деятельности, мы приводим ребенка к мысли, что есть такие вещи, которые он сам делает замечательно, а есть такие, в которых ему еще требуется помощь («Вот видишь, как хорошо ты умеешь лепить. Это не беда, что у тебя не получился рисунок; зато ты хорошо лепишь. Мы с тобой потренируемся, и ты научишься хорошо рисовать»). В дальнейшем, после нескольких подкреплений, ситуация «зато…» становится типичной ситуацией выхода из неуспеха.
2. Ступеньки.
Цель. Снижение тревоги в ситуации выбора.
Данный прием использовался нами в случаях, когда ребенок намеренно снижает собственные притязания в ходе выполнения заданий. Поскольку это происходит с целью оберегания собственной высокой самооценки, необходимо введение приема, с помощью которого можно будет постепенно повышать требования к ребенку, как в процессе отдельного упражнения, так и в ходе занятия в целом. Повышая требования к сложности задания, мы снижаем тревогу ребенка на каждой из «ступенек».
Например, при коллективном рисовании на тему «Сказочный остров», когда дети распределяли задания и степень участия каждого ребенка в рисунке, Оля, опасаясь, что нарисует что-нибудь не так, решила раскрашивать море вокруг острова. Оле предложили нарисовать постройки на самом острове, но она отказалась («Я не умею, у меня не получится»). Тогда мы предложили Оле прямо на море пометить пунктиром путь, который мы проделали, плывя к острову, «чтобы было как на настоящей карте» (1). Затем, на месте прибытия, Оля нарисовала импровизированный порт, где остановился корабль (2), потом сам корабль (3) и, наконец, команду корабля, вышедшую на берег (4). Таким образом, нам удалось снять Олину неуверенность, пробудить ее инициативу и принять активное участие в групповой работе. На всех «ступеньках» Оле потребовалась активная эмоциональная поддержка и косвенная помощь.
3. Психодрама. Применяя для коррекции страхов классическую психодраму, опираемся на опыт Лебединского В.В., Никольской О.С. (Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция Лебединский В.В., Никольская О.С., Баенская Е.Р., М., 1990.с. 132): вводим в игру пугающий объект и «расправлялись» с ним, стараясь все же сделать саму «расправу» как можно более социально приемлемой. Проигрывание психодрамы в течение ряда занятий приводит, как правило, к дезактуализации страха, конкретный страх постепенно теряет свою аффективную насыщенность.
Можно использовать также «отвлекающий» вариант психодрамы, как это предлагают Лебединский и Никольская: «...вводим в игру пугающий объект и ...затеваем возню с пугающим персонажем, придавая всем действиям эмоционально положительный смысл. Например: «Почему это волк так громко рычит? Наверное, у него болят зубы... Точно, так и есть, зубы больные! Надо срочно лечить», — и тут же организуем «лечение» волка...» (с. 134).
«В другом случае, согласившись с присутствием страшного персонажа, стараться его не замечать, пообещав ребенку, что “...потом с ним разберемся, а пока у нас есть более важное дело». И тут же начинаем разворачивать игровой сюжет... В итоге оказывается, что «мы так устали, что даже не хотим разговаривать с этим разбойником» (с. 134).
4. Термометр.
Цель. Оценка собственного эмоционального состояния и развитие рефлексии.
В зависимости от возраста ребенку предлагаются более или менее предметные шкалы: рисунок термометра или просто шкала с делениями от 1 до 10. На первом занятии предлагается оценить свою тревогу в различных ситуациях:
- я иду в школу
- отвечаю у доски
- перед контрольной работой
- во время контрольной работы
- учитель объявляет оценки
- публичное выступление (самодеятельность)
- выполняю домашнее задание и др.
На начальном этапе задание применяется для диагностики — построения иерархии тревожащих ситуаций. В дальнейшем дается задание отслеживать свое эмоциональное состояние каждый день в школе. Здесь задание варьируется в зависимости от наиболее и наименее тревожных ситуаций для ребенка. Ориентация идет на ситуации, вызывающие наибольшую тревогу. Именно они ежедневно оцениваются ребенком. Одновременно с оценкой ребенок должен выполнять упражнения на саморелаксацию (включая дыхательные упражнения).
5. Календарь настроений используется как вариант «Термометра».
6. Правила школы.
После сочинения историй о школе - наоборот, ребенку предлагается придумать правила этой школы. Взрослый предлагает к обсуждению стандартные школьные правила, например, «Когда учитель входит в класс — дети встают». Ребенок должен придумать и сформулировать, как это правило будет звучать в школе - наоборот. Это упражнение снижает страх перед школой, напряженность, вызванную ситуациями взаимодействия с учителем, учебной ситуацией.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.