Как разбирать слова по составу
Оценка 4.6

Как разбирать слова по составу

Оценка 4.6
pdf
11.11.2023
Как разбирать слова по составу
Как разбирать слова по составу.pdf

 Как разбирать слова по составу

 

Русский язык — непростой школьный предмет, вызывающий сложности у многих учащихся. Кроме освоения грамотного письма, детям постоянно приходится выполнять различные виды заданий. Часто, в качестве задания после диктанта или в виде самостоятельной работы, выступают различные виды разбора, в том числе и морфемный разбор или разбор по составу. К сожалению, даже в начальной школе, когда для разбора берутся достаточно простые слова, некоторые дети испытывают затруднения.

Как научить ребенка разбирать слова по составу?

Заметив затруднения у ребёнка при разборе слов по составу, в первую очередь, следует разобраться и понять почему же не получается.

Причины этого затруднения могут заключаться в следующем:

      ребёнок может плохо знать части слова: приставка, корень, суффикс и окончание;

      не знает как правильно находить ту или иную часть слова; не владеет алгоритмом разбора слов по составу.

 

Первое, что нужно сделать — это выучить части слова.

Выучить так, чтобы ребёнок не путал, не вспоминал, а четко знал, что такое корень, приставка, суффикс и окончание.

Корень

 Корень слова – это главная значимая часть слова. В корне заключено лексическое

значение слова.

 

Чтобы найти корень, надо подобрать однокоренные слова и выделить в них общую часть.

Приставка

 Приставка – это значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.  

Чтобы найти приставку в слове, надо подобрать однокоренное слово без приставки или с другой приставкой. Часть слова, которая стоит перед корнем, и будет приставкой.

Суффикс

 Суффикс – это значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для

образования новых слов.

 

Чтобы найти в слове суффикс, надо подобрать однокоренные слова без суффикса или с другими суффиксами. Часть слова, которая стоит после корня перед окончанием, и будет суффиксом.

Приставка, корень и суффикс — это значимые части слова.

Окончание

 Окончание – это изменяемая значимая часть слова, которая служит для связи слов в

предложении.

 

Окончание стоит после корня или после суффикса. Чтобы найти окончание в слове, надо изменить форму слова. Другими словами изменить слово по падежам. Надо помнить, что в русском языке много слов с нулевым окончанием. Например: стол, конь.

Основа слова

Тест «Состав слова»

1.       Как называют слова ЛЕС, ЛЕСНОЙ, ЛЕСНИК? 

а) антонимы;

б) синонимы;

в) родственные.

Ответ:

2.       Часть слова без окончания называется: 

а) основой;

б) корнем;

в) суффиксом.

Ответ:

3.       Общая часть родственных слов называется: 

а) основой;

б) корнем;

в) окончанием.

Ответ:

4.       Часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов — это: 

а) окончание;

б) суффикс;

в) приставка.

Ответ:

5.       Определи окончание в слове мечтой. 

а) -той;

б) -ой;

в) -й.

Ответ:

6.       Продолжи фразу. Основа слова — это: 

а) изменяемая часть слова;

б) общая часть родственных слов;

в) часть слова без окончания.

Ответ:

7.       Из каких частей может состоять основа слова? 

а) приставка, корень, окончание;

б) корень, суффикс, окончание;

в) приставка, корень, суффикс.

Ответ:

8.       Определи, в какой строке все слова однокоренные. 

а) гусеница, гусь, гусята, густой;

б) школа, школьный, пришкольный, школьник;

в) рисунок, рис, рисовать, рисовый.

Ответ:

9.       Дополни фразу. Приставка — это: 

а) часть слова, которая стоит перед корнем;

б) часть слова, которая стоит после корня;

в) служебная часть речи.

Ответ:

10.   Какое из данных слов имеет приставку по-? 

а) полезный;

б) подарок;

в) по дороге.

Ответ:

11.   Дополни фразу. Суффикс — это: 

а) часть слова, которая стоит перед корнем;

б) изменяемая часть слова;

в) часть слова, которая стоит после корня.

Ответ:

12.   Выбери слово с суффиксом. 

а) завод;

б) зонтик;

в) собака.

Ответ:

13.   Выбери значимые части слова. 

а) приставка, корень, окончание;

б) корень, суффикс, окончание;

в) приставка, корень, суффикс.

Ответ:

 

Схема морфемного разбора слова

1.      Определи  слово как  часть речи.

2.      У изменяемого слова найди окончание ( измени слово, чтобы верно найти окончание; не забывай, что у неизменяемых слов  нет окончания).

3.      Укажи  основу слова.

4.      Выдели корень (для этого подбери однокоренные слова);

5.      Выдели приставку.

6.      Выдели суффикс.

 

Примеры морфемного разбора слов разных частей речи:

покупка

1.   Часть речи -имя существительное

2.   окончание -А (нет покупкИ, горжусь покупкОЙ)

3.   основа — ПОКУПК- 4. корень -КУП- 5. приставка ПО-

6. суффикс — -К-

пришкольный  

1.   Часть речи -прилагательное

2.   окончание -ЫЙ (пришкольнОГО, пришкольнОМУ)

3.   основа — ПРИШКОЛЬН- 4. корень -ШКОЛЬ-

5.   приставка ПРИ-

6.   суффикс — -Н-

расцветают

1.   Часть речи -глагол

2.   окончание -ЮТ (расцветаЕТ)

3.   основа — РАСЦВЕТА- 4. корень -ЦВЕТ- 5. приставка РАС-

6. суффикс — -А-

 

Четвёртое — знание приставок и суффиксов разных частей речи.

Знание приставок и, особенно, суффиксов существительных, прилагательных и глаголов облегчает ребенку процесс разбора слова по составу.

Самые распространённые приставки русского языка:

без- (бес-), в- (во-), воз- (вос-, возо-), вз- (вс-), вы-, до-, за-, из- (ис-, изо-), на-, наи-, недо-, над- (надо-), не-, низ- (нис-, низо-), о-, об- (обо-), обез- (обес-), от- (ото-), по-, под- (подо-), пере-, пре-, пред- (предо-), при-, про-, раз- (рас-, разо-), с- (со-)

Чтобы ребёнок легко узнавал их в словах, можно потренироваться образовывать новые слова при помощи подходящих приставок. Как правило, это упражнение очень нравится детям. Например, берём глагол ШЁЛ и начинаем подбирать приставки: ушёл, пришёл, дошёл, обошёл, отошёл и т.д.

Самые распространённые суффиксы имен существительных

ан-(-ян-), —ани (-яни), —анин(-янин), —ач, —ени, —ет-,-ть-, —еств-(-ств-), —есть, —ец, — изм, —изн-, —ик(-ник), —ин, —ист, —итель(-тель), —их —иц-(-ниц-), —к-, —л-, —лк, —

льник, —льщик(-льщиц-),  —от-, —ость, ун, —чик(-чиц-, —щик) Как правило суффиксы придают слову какое-либо значение.

Например:

      ик — образует лицо, обладающее качеством (медик, старик)

      иц — лицо или животное женского пола (девица, курица, тигрица)

      ист,     щик,    ач — лицо, принадлежащее к области деятельности (парашютист, барабанщик, скрипач)

      ник — лицо, предмет, место, животное (всадник, плавник,хищник,ледник)

      ошк, ушк,  чик, юшк, юшк, еньк, ёшк—придают уменьшительно— ласкательную форму предмету.

Суффиксы прилагательных

—ал(-ел-), —ан(-ян-), —аст(-ат-), —ев(-ов), —еват(-оват-), —ен, —енн(-онн-), —енск(инск-), —ив(-лив,-чив-), —ин, —ит(-овит-), —к, —л, —н(-шн-), —тельн-, —уч(-юч,-яч-), — чат, —к(а), —ск,  —тель, —ист—

Суффиксы глаголов

—а (-я, —ка), —е, —ева (-ова, —ыва, —ива), —и, —л,  —ну, —ся, сь, —ть (-ти) Полезно помнить:

      л — образует прошедшее время (был, спал, плыл)

      ти, ть, чь — образуют неопределенную форму глагола (инфинитив) (нести, делать, беречь)

Пятое — обязательная тренировка.

Чем больше ребенок выполнит тренировочных упражнений, тем легче у него будет получаться выполнять разбор слов по составу без ошибок.

Предлагаю вам тренировочную работу по теме «Состав слова» в двух вариантах.

Данные тренировочные упражнения можно использовать для отработки данной темы, а также в качестве проверочной работы на уроке.

  1 вариант

1.Разбери слова по составу:                                                                            

Времена, перевязь, глоток,  гнёздышко, горный, подосиновик, далёкий, подарок, денёк, длинный, вздох, дочурка, свинина, дровишки, еловый, пирожок,  билет, свисали, проводила, беленький

2.   Запиши по три однокоренных слова, выдели корень:

Тропа — ………………………………………………………………………… Трус — …………………………………………………………………………..

Тепло — …………………………………………………………………………

 

3.   Возьми у каждого слова ту часть, которая записана в оглавлении таблицы, и запиши

качка, победа, выпечка, плясун, заместитель, разлиновка, завязка, раскидистый, вымостил, рыбаки, взгляд, выдумщик, сырок, сторожить, прихватка, поговорка, рассказ, повис, подбородок, желток

 

2.Запиши по три однокоренных слова, выдели корень:

Сырой — …………………………………………………………………………. Стекло — ………………………………………………………………………… Стена — …………………………………………………………………………..

3.Возьми у каждого слова ту часть, которая записана в оглавлении таблицы, и запиши новое слово.

приставка

корень

суффикс

окончание

  

конь

лето

плакучий

мягкий

  

подтянул

локоток

мясник

молодость

  

вписать

проходить

зима

мяч

  

прожить

водитель

книга

сады

  

заяц

часы

кормовой

земляной

  

срок

котёнок

мир

ножницы

  

заря

школа

лесник

радость

  

ссора

покрасить

низкий

лодка

  

стул

сиреневый

погода

карандаш

  

подъезд

поле

крыша

полк

  

  

 

Как разбирать слова по составу

Как разбирать слова по составу

Выучить так, чтобы ребёнок не путал, не вспоминал, а четко знал, что такое корень, приставка, суффикс и окончание

Выучить так, чтобы ребёнок не путал, не вспоминал, а четко знал, что такое корень, приставка, суффикс и окончание

Чтобы найти корень, надо подобрать однокоренные слова и выделить в них общую часть

Чтобы найти корень, надо подобрать однокоренные слова и выделить в них общую часть

Ответ: 1. Общая часть родственных слов называется: а) основой; б) корнем; в) окончанием

Ответ: 1. Общая часть родственных слов называется: а) основой; б) корнем; в) окончанием

Дополни фразу. Суффикс — это: а) часть слова, которая стоит перед корнем; б) изменяемая часть слова; в) часть слова, которая стоит после корня

Дополни фразу. Суффикс — это: а) часть слова, которая стоит перед корнем; б) изменяемая часть слова; в) часть слова, которая стоит после корня

Примеры морфемного разбора слов разных частей речи: покупка 1

Примеры морфемного разбора слов разных частей речи: покупка 1

Четвёртое — знание приставок и суффиксов разных частей речи

Четвёртое — знание приставок и суффиксов разных частей речи

Чем больше ребенок выполнит тренировочных упражнений, тем легче у него будет получаться выполнять разбор слов по составу без ошибок

Чем больше ребенок выполнит тренировочных упражнений, тем легче у него будет получаться выполнять разбор слов по составу без ошибок

Запиши по три однокоренных слова, выдели корень:

Запиши по три однокоренных слова, выдели корень:
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.11.2023