Как развить долговременную память
Оценка 4.9

Как развить долговременную память

Оценка 4.9
docx
16.11.2022
Как развить долговременную память
Как развить долговременную память.docx

Как развить долговременную память?

Память человека достаточно субъективна, поскольку после каждого последующего воспроизведения информации, воспоминания искажаются.

Задача родителей – развивать и тренировать долговременную память ребенка. Для этого нужно:

·         Научить свое чадо умению сравнивать объекты запоминания, находить в них сходства и отличия (для тренировок подойдут детские журналы с красочными картинками, таблицами, в которых предлагается найти либо одинаковые предметы, либо отыскать в них едва заметные отличия);https://iqclub.ru/blog/wp-content/uploads/2017/11/13.jpg

·         Практиковать пересказ ребенком любой полученной им информации – просмотренного мультфильма, прочитанного рассказа, пережитого впечатления (тренирует память, развивает речь, позволяет правильно составлять предложения);

·         Заучивать стихотворения, скороговорки, разгадывать кроссворды;

·         Постепенно переходить на запоминание прозы (здесь можно предложить одно интересное упражнение). Например, в журнале прочитать небольшой отрывок текста, вырезать этот фрагмент. Затем разрезать его на кусочки, дать ребенку одну часть и предложить по ней восстановить весь сюжет.

В процессе школьного обучения ребенку нужна и сло­весно-логическая, и образная, и слуховая, и зрительная память. Поэтому важно знать, какая память у ребенка сла­бее, чтобы развить ее. «Педагог, желающий что-нибудь прочно запечатлеть в детской памяти, - писал К.Д. Ушинский, - должен позаботиться о том, чтобы как можно больше органов чувств детей - глаз, ухо, голос, чувство мус­кульных движений и даже, если возможно, обоняние и вкус - приняли участие в акте запоминания».

При любом типе памяти нужно стремиться к развитию у детей, прежде всего, смыслового запоминания, в основе которого лежит установление смысловых, логических свя­зей внутри запоминаемого материала.

Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре- важнейшему виду детской деятельности. Она является эффективным средством формирования личности школьника, его морально- волевых качеств, в игре реализуется потребность воздействия на мир. Советский психолог В.А. Сухомлинский подчеркивал, что «игра- это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра- это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».

Примеры игр, направленных на развитие разных видов памяти: 

1. Игры на развитие зрительной памяти.

Их цель состоит в том, чтобы развить в себе способность создать мысленную картинку, зрительный образ. Ребенок получает карточки. Его предупреждают о том, что он должен внимательно рассмотреть и запомнить комбинации всех фигур. На запоминание отводится 30 секунд, затем он возвращает карточку. После ребенок должен закрыть глаза и мысленно восстановить рисунок. Затем ему необходимо воспроизвести на листе все, что запомнил. После окончания работы рисунок ребенка сравнивается с образцом, и обсуждаются ошибки. Проверяется количество нарисованных по памяти элементов, их форма, размеры и расположение относительно друг друга .

В игре «Я рисую» ребенку показывается картинка. Затем просят его нарисовать то же на чистом листе. Выигрывает тот из игроков, кто запомнил и правильно отобразил больше деталей. Начинать следует с картинок, содержащих мало действующих лиц или предметов, постепенно выбирая более сложное изображение .

2.  Игры на развитие слуховой памяти.

Игра «Эстафета слов» проводится по аналогии с известной игрой «Снежный ком». Называется одно слово, ребенок называет то слово, которое ему сказали, и добавляет одно свое слово. Следующий ребенок повторяет слова предыдущих игроков и добавляет свое третье и т.д. Для «Эстафеты слов» можно выбрать какую-нибудь тему, например: «Фрукты», «Природа», «Погода», «Спорт». Можно договориться называть слова на какую-нибудь одну букву или только одушевленные существительные и т. д.

Для игры «Что какого цвета?» потребуются картинки-раскраски, цветные карандаши и заранее составленные тексты, в которых описано, как именно необходимо раскрасить предложенную картинку. Ребенку выдается раскраска и предлагается внимательно прослушать текст, запомнить, что какого цвета, и раскрасить картинку в соответствии с описанием .

В игре «Мой любимый фрукт» участники группы представляются по кругу. Назвав себя по имени, каждый участник называет свой любимый фрукт; второй - имя предыдущего и его любимый фрукт, свое имя и свой любимый фрукт; третий - имена двух предыдущих и названия их любимых фруктов, а затем свое имя и свой любимый фрукт и т.д. Последний, таким образом, должен назвать имена и названия любимых фруктов всех членов группы. В игре «Пары слов» детям нужно запомнить вторые слова их пары. Например: Кошка - молоко; булка - масло; мальчик – машина; зима – горка; стол – пирог; зубы – щетка; река – мост.

3. Игры, способствующие развитию двигательной памяти.

Игра «Запомни последовательность». Взрослый перемещается с места на место и при этом меняет движения. Например, у стола он поднимает руки вверх, а возле дверей – упирает руки в бока и т.д. Ребенку предлагается повторять все позы в такой же последовательности.

Игра «Делай как я». Ребенка просят быстро повторить движения рук взрослого (или другого ребенка) на столе: кулак, ребро, ладони, кулак, ребро, ладони и т.д. Главное в этой игре - не сбиться!

4. Игры, способствующие развитию смысловой памяти.

В игре «Допиши пару» школьникам медленно зачитываются 10 пар слов, между которыми имеется смысловая связь. Затем, через небольшой интервал времени зачитываются только первые слова из каждой пары. Учащиеся должны вспомнить и назвать вторые слова, а затем записать те пары слов, которые запомнили. Например: шум - вода, мост - река, лес - медведь, дичь - выстрел, час – время, стол – обед, рубль – копейка, дуб – желудь, рой – пчела, гвоздь – доска.

Для игры «Путаница» потребуется любой текст, напечатанный на листе бумаги. Школьника знакомят с этим текстом. Затем напечатанный текст разрезается на отдельные отрывки или предложения, перемешивается и отдается ребенку, который должен восстановить последовательность отрывков или предложений, так чтобы получился исходный текст.

Таким образом, для направления внеурочной деятельности, игры и упражнения- самый эффективный способ развития памяти у учащихся, так как у детей они вызывают интерес и способствуют быстрому усвоению информации, организуются для того, чтобы удовлетворить потребности учащихся в содержательном досуге, их участие в общественно полезной деятельности и самоуправлении.


 

Скачано с www.znanio.ru

Как развить долговременную память?

Как развить долговременную память?

Игра- это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности»

Игра- это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности»

В игре « Допиши пару » школьникам медленно зачитываются 10 пар слов, между которыми имеется смысловая связь

В игре « Допиши пару » школьникам медленно зачитываются 10 пар слов, между которыми имеется смысловая связь
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.11.2022