Как развить долговременную память?
Память человека достаточно субъективна, поскольку после каждого последующего воспроизведения информации, воспоминания искажаются.
Задача родителей – развивать и тренировать долговременную память ребенка. Для этого нужно:
· Научить свое чадо умению сравнивать объекты запоминания, находить в них сходства и отличия (для тренировок подойдут детские журналы с красочными картинками, таблицами, в которых предлагается найти либо одинаковые предметы, либо отыскать в них едва заметные отличия);
· Практиковать пересказ ребенком любой полученной им информации – просмотренного мультфильма, прочитанного рассказа, пережитого впечатления (тренирует память, развивает речь, позволяет правильно составлять предложения);
· Заучивать стихотворения, скороговорки, разгадывать кроссворды;
· Постепенно переходить на запоминание прозы (здесь можно предложить одно интересное упражнение). Например, в журнале прочитать небольшой отрывок текста, вырезать этот фрагмент. Затем разрезать его на кусочки, дать ребенку одну часть и предложить по ней восстановить весь сюжет.
В процессе школьного обучения ребенку нужна и словесно-логическая, и образная, и слуховая, и зрительная память. Поэтому важно знать, какая память у ребенка слабее, чтобы развить ее. «Педагог, желающий что-нибудь прочно запечатлеть в детской памяти, - писал К.Д. Ушинский, - должен позаботиться о том, чтобы как можно больше органов чувств детей - глаз, ухо, голос, чувство мускульных движений и даже, если возможно, обоняние и вкус - приняли участие в акте запоминания».
При любом типе памяти нужно стремиться к развитию у детей, прежде всего, смыслового запоминания, в основе которого лежит установление смысловых, логических связей внутри запоминаемого материала.
Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре- важнейшему виду детской деятельности. Она является эффективным средством формирования личности школьника, его морально- волевых качеств, в игре реализуется потребность воздействия на мир. Советский психолог В.А. Сухомлинский подчеркивал, что «игра- это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра- это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».
Примеры игр, направленных на развитие разных видов памяти:
1. Игры на развитие зрительной памяти.
Их цель состоит в том, чтобы развить в себе способность создать мысленную картинку, зрительный образ. Ребенок получает карточки. Его предупреждают о том, что он должен внимательно рассмотреть и запомнить комбинации всех фигур. На запоминание отводится 30 секунд, затем он возвращает карточку. После ребенок должен закрыть глаза и мысленно восстановить рисунок. Затем ему необходимо воспроизвести на листе все, что запомнил. После окончания работы рисунок ребенка сравнивается с образцом, и обсуждаются ошибки. Проверяется количество нарисованных по памяти элементов, их форма, размеры и расположение относительно друг друга .
В игре «Я рисую» ребенку показывается картинка. Затем просят его нарисовать то же на чистом листе. Выигрывает тот из игроков, кто запомнил и правильно отобразил больше деталей. Начинать следует с картинок, содержащих мало действующих лиц или предметов, постепенно выбирая более сложное изображение .
2. Игры на развитие слуховой памяти.
Игра «Эстафета слов» проводится по аналогии с известной игрой «Снежный ком». Называется одно слово, ребенок называет то слово, которое ему сказали, и добавляет одно свое слово. Следующий ребенок повторяет слова предыдущих игроков и добавляет свое третье и т.д. Для «Эстафеты слов» можно выбрать какую-нибудь тему, например: «Фрукты», «Природа», «Погода», «Спорт». Можно договориться называть слова на какую-нибудь одну букву или только одушевленные существительные и т. д.
Для игры «Что какого цвета?» потребуются картинки-раскраски, цветные карандаши и заранее составленные тексты, в которых описано, как именно необходимо раскрасить предложенную картинку. Ребенку выдается раскраска и предлагается внимательно прослушать текст, запомнить, что какого цвета, и раскрасить картинку в соответствии с описанием .
В игре «Мой любимый фрукт» участники группы представляются по кругу. Назвав себя по имени, каждый участник называет свой любимый фрукт; второй - имя предыдущего и его любимый фрукт, свое имя и свой любимый фрукт; третий - имена двух предыдущих и названия их любимых фруктов, а затем свое имя и свой любимый фрукт и т.д. Последний, таким образом, должен назвать имена и названия любимых фруктов всех членов группы. В игре «Пары слов» детям нужно запомнить вторые слова их пары. Например: Кошка - молоко; булка - масло; мальчик – машина; зима – горка; стол – пирог; зубы – щетка; река – мост.
3. Игры, способствующие развитию двигательной памяти.
Игра «Запомни последовательность». Взрослый перемещается с места на место и при этом меняет движения. Например, у стола он поднимает руки вверх, а возле дверей – упирает руки в бока и т.д. Ребенку предлагается повторять все позы в такой же последовательности.
Игра «Делай как я». Ребенка просят быстро повторить движения рук взрослого (или другого ребенка) на столе: кулак, ребро, ладони, кулак, ребро, ладони и т.д. Главное в этой игре - не сбиться!
4. Игры, способствующие развитию смысловой памяти.
В игре «Допиши пару» школьникам медленно зачитываются 10 пар слов, между которыми имеется смысловая связь. Затем, через небольшой интервал времени зачитываются только первые слова из каждой пары. Учащиеся должны вспомнить и назвать вторые слова, а затем записать те пары слов, которые запомнили. Например: шум - вода, мост - река, лес - медведь, дичь - выстрел, час – время, стол – обед, рубль – копейка, дуб – желудь, рой – пчела, гвоздь – доска.
Для игры «Путаница» потребуется любой текст, напечатанный на листе бумаги. Школьника знакомят с этим текстом. Затем напечатанный текст разрезается на отдельные отрывки или предложения, перемешивается и отдается ребенку, который должен восстановить последовательность отрывков или предложений, так чтобы получился исходный текст.
Таким образом, для направления внеурочной деятельности, игры и упражнения- самый эффективный способ развития памяти у учащихся, так как у детей они вызывают интерес и способствуют быстрому усвоению информации, организуются для того, чтобы удовлетворить потребности учащихся в содержательном досуге, их участие в общественно полезной деятельности и самоуправлении.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.