Как учить речетворческой деятельности?
Оценка 4.9

Как учить речетворческой деятельности?

Оценка 4.9
docx
24.10.2022
Как учить речетворческой деятельности?
ВЫСТУПЛЕНИЕ НА КОНФЕРЕНЦИЮ (1).docx

Как учить речетворческой деятельности?

   СЛАЙД1  Изменения в системе обучения русскому языку, вызванные нацеленностью преподавания на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов, должны  реализоваться  в условиях развития речетворческой деятельности учащихся с целью совершенствования их творческих способностей и компетентностного владения родным языком.  Психологами давно установлена связь между творческим потенциалом человека и сложным взаимодействием его миром мыслей и миром чувств. Детское сознание особенное: ребенок воспринимает мир в образах. К сожалению, с годами обучающиеся утрачивают эмоциональность и образность восприятия окружающего мира, образуется, по словам психологов, «подростковая дыра» художественного развития. Что мы сегодня наблюдаем?  

СЛАЙД2  Низкий уровень сформированности у школьников речетворческой деятельности. Методисты отмечают, что в школах преобладает опыт организации деятельности обучающихся на основе готовых текстов, а не создание детьми своих текстов.

Понимаем, что эта задача актуальная, но возникает  ряд вопросов:

 Как помочь учащемуся  творчески выразить себя в слове? Как организовать процесс обучения, чтобы школьник «душою» усваивал самобытность родного языка? Для решения проблемы требуются определённые подходы, технологии, методики, приёмы. Учитель в современных условиях, с одной стороны, поставлен в ситуацию необходимости решать данную задачу, с другой стороны, он может надеяться, в основном, на себя, на свою профессиональную компетентность, а также опыт работы в данном направлении с другими учителями-предметниками, социальными партнерами.

СЛАЙД 3 Под речевой  деятельностью мы понимаем  вид деятельности, который характеризуется предметным мотивом, целенаправленностью, состоит из нескольких последовательных фаз – ориентировки, планирования, реализации речевого плана, контроля» [Педагогическое речеведение. 1998].

Как речевая деятельность связана с творчеством? Творчество – это деятельность, которая порождает нечто качественно новое, которого ранее никогда ранее не было [БСЭ 1976: 330–331] , ценного как для данного человека, так и для других людей; процесс деятельности, который способствует созданию новых субъективных ценностей [Хоруженко 1997]. 

 Выделяют следующие уровни осуществления обучаемым творческих действий: 1) творчество по образцу; 2) сотворчество; 3) самостоятельное исследование [Валеева 2011].

Несомненно, одно: словесному творчеству обучающихся следует уделить особое внимание на всех этапах обучения, а не только в старших классах.

Сразу возникает вопрос: откуда возьмется время на уроки речетворчества?

Во-первых, никто не запрещает использовать новые формы организации учебной деятельности на уроках развития речи, которые предусмотрены всеми программами по русскому языку. Во-вторых, для этого не всегда нужны отдельные уроки, необходимо  системное применение речетворческих приемов, методов в урочное и внеурочное время. Согласны с мнением И.П.Цыбулько: «Каждый урок русского языка – урок развития речи». В-третьих, работа с текстом – это основа  не только уроков русского языка и литературы, но и всех школьных предметов. В-четвертых, эффективна и совместная организация речетворческих  занятий с социальными партнерами.

В обучении речетворчеству  лежит деятельностный подход. Задача учителя состоит в том, чтобы соуправлять речетворчеством обучающихся, создавая им комфортные условия.

Из своего опыта считаем, что основными формами организации речетворческой деятельности школьников являются учебное и внеурочное занятия.

СЛАЙД 4 Учебное занятие   позволяет учителю решать  речетворческие задачи:

  • учить видеть, слышать и чувствовать текст;
  • пополнять речевую память новыми способами создания художественного образа;
  • формировать эстетический вкус;
  • развивать образное мышление, создавая условия для творчества.

Внеурочное занятие. Как создавать текст? Соотносится ли созданное с первоначальным замыслом? Решена ли речетворческая задача? Что значит «шлифовать» текст? Ответы на эти вопросы  ищем на внеурочных занятиях не только в стенах школы, но и за ее пределами.

СЛАЙД 5 Итак, учебное занятие. Формы и методы организации работы с текстом:
- урок-слово;
-урок-первые гастроли;
- редактирование текста;
- комплексная работа с текстом (решение текстовых задач);
- составление синквейнов, кластеров, интеллект- карт;
 - сочинения - миниатюры;
-коммуникативные и игровые ситуации, речевые тренинги;
- использование эпиграфов, цитат из произведений художественной литературы в контексте изучаемого предмета;
-учебные  проекты;
-языковые рефлексии и др.

Остановимся на некоторых из них.

СЛАЙД 6 Урок-слово представляет своеобразную «энциклопедию» одного слова. Например, урок- Пасха, урок-заповедь с выходом в местный Свято-Троицкий храм; урок- славянская азбука, посвященный Дню славянской письменности и культуры, организованный совместно с педагогом-библиотекарем, урок- культура славян, проведенный в местном краеведческом музее и др.СЛАЙД 7

СЛАЙД 8 Уроки-первые гастроли пробуем проводить с пятиклассниками, когда инсценируем басни, сказки. При этом создаются временные театральные труппы, руководят которыми режиссеры –пятиклассники, обучающиеся самостоятельно проводят репетиции, подбирают реквизит, создают декорации. Выступления всегда анализируются не только педагогом, обучающимися, но и представителями администрации, родителями.

Творческие задания позволяют решать проблему мотивации учения школьников. Поэтому упор делаем на развитие творческих способностей обучающихся. 
 Остановимся на некоторых видах заданий, стимулирующих речетворчество школьников.

1.Сочинение-миниатюра.

 Дети охотнее пишут именно небольшие работы. Может быть, потому что в зарисовках, этюдах ребята делают свои открытия, пусть маленькие, но открытия. К сочинению-миниатюре обучающихся нужно готовить.
 Один прием: первый шаг – учимся у мастеров художественного слова: слушаем и читаем стихотворения поэтов 19, 20 веков;

второй шаг – пишем свои этюды: «Слово о зиме», «Что за чудная картина!» и др.

Второй прием: от частного к общему

Первый шаг – создаем образ, подбирая средства выразительности; второй шаг – пишем миниатюры. 

Сочинение-вопрос: «Какое слово тебя обижает и радует?»

-Почему у каждого слова запах особый?

- Где прячется душа слова?

2.Речетворческие тренинги  направлены на развитие образного мышления и воображения, активизации ассоциативной памяти, поиска аналогий, сопоставлений.

 «Слово-магнит».

Произошло волшебство: слово превратилось в магнит. Какие слова-спутники оно притянет? (например, весна – радость, восторг, солнце). Опираясь на слова, составить текст. Данное задание – своеобразное «копание» в собственной речи, что способствует естественному речевому созиданию.
Как сделать так, чтобы ученик принял посильное участие в «исследованиях» текста? 1.Используем на занятиях следующую цепочку: создаем образ - наблюдаем над этим образом в художественном тексте. 

Возьмем  слово «дорога». Задание: создайте словесный образ дороги (учащиеся подбирают эпитеты,  метафоры, сравнения и др.). А теперь послушаем, как о дороге пишет А. С.Пушкин и другие поэты 19 века.

2.Еще один прием используем в работе с текстом. Записываем начало необычного текста – продолжение пишут обучающиеся. Например, включив волшебный фонарик, я увидел(а)…..Волшебный фонарик – это наше воображение.(пример ученика 5 класса: Включив волшебный фонарик,  я увидел, как две тучки поссорились друг с другом и одна из них  заплакала. На улице пошел проливной дождь.)

3. Интересный прием - составление рассказа-фантазии «Я чувствую, что я …». Представьте, что вы превратились в  зеркало,  цветок, слезу. Из представленных слов выберите то, в которое вы хотите перевоплотиться.

- Что вы чувствуете и ощущаете? Что вы будете делать, пребывая в новом состоянии? Постарайтесь свои мысли записать в форме небольшого рассказа или стихотворения.

 

СЛАЙД 9ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ хорошо представлена в учебно-методическом комплекте по русскому языку с 5-9 классы под редакцией А.Д.Шмелева. СЛАЙД 10,11

На учебных занятиях обучающиеся имеют возможность создавать  УЧЕБНЫЕ ПРОЕКТЫ, лучшие из которых представляют на общеорганизационном фестивале учебных проектов в секции «Слово».  

СЛАЙД 12  В завершении учебного и внеурочного  занятия используем содержательную языковую рефлексию.


1.Я сегодня…..                                                 , потому что……


Для того, чтобы завтра…

СЛАЙД13. 2.Слово о прожитом дне…

- ученические статьи на сайт МАОУ «Викуловская СОШ№2», в местные СМИ;
- «слово о…» после завершения учебного занятия, внеурочного события
.
Приведенные и аналогичные задания ненавязчиво развивают образное мышление, активизируют работу ассоциативной памяти. Это такой вид учебной деятельности, в котором в большой степени заложено личностное начало.

 Мы должны ориентироваться на максимум возможностей учеников и тем самым вызывать высокую активность. Одновременно цели должны быть  достижимыми.  Явно завышенные цели приводят к «самоотключению» обучающихся от решения познавательных задач. Поэтому наряду с заданием повышенной сложности предлагаем простые задания: найти изобразительно-выразительные средства в стихотворении.

  Таким образом, стараемся, чтобы все ученики были включены в творческий поиск.

  Речевая деятельность на учебном занятии побуждает обучающихся к самостоятельной творческой работе во внеурочное время. В нашей образовательной организации представлены следующие формы внеурочной речетворческой деятельности:

СЛАЙД14, 15:

ДТР(день талантливого ребенка)
Дидактические спектакли
Вечерний балкон
«Золотой апельсин»
Арт-кафе
Лестничные чтения
Теневой театр
«У камина»
«Построй свою историю»
Читательский дневник
Читательские конференции
Уроки нравственности
Фестиваль учебных проектов

СЛАЙД 16 Остановимся на некоторых из них. Дидактический спектакль «Друзья мои, прекрасен наш союз!», идея которого родилась на консультации по подготовке к ГИА. Рассматривая тему дружбы с девятиклассниками,  пришла   к выводу, что данное понятие у современных подростков несколько деформировано. Обучающиеся больше рассуждают о взаимовыручке, с выходом на искаженный смысл дружбы: ты – мне, а я – тебе! После этого мы обратились к фильму о Пушкине и его лицейских друзьях, почитали тексты о дружбе лицеистов, вспомнили экскурсии в Ялуторовский музей Декабристов, в Тобольск, где похоронен В.Кюхельбекер- ближайший друг поэта. Тогда и пришла совместная идея- поставить познавательный  спектакль «Друзья мои, прекрасен наш союз!» На лицейском ужине  обучающиеся  отрефлексировали личностное «приращение».  На уроке литературы в пятом классе прозвучал вопрос: «Что такое ссылка,  опальный поэт, вольность, где это село  Михайловское? Непонятно….». Проще было организовать  детей на поиск информации в интернете, приготовить сообщение. Но какой эффект сопричастности,  осмысленности жизни и творчества поэта получили бы обучающиеся? В данное время готовится новый дидактический спектакль «Зимний вечер в Михайловском» для обучающихся пятых классов, выставка детского творчества «Пушкинские россыпи».

Слайд 17 Традиционными в нашей школе стали и уроки нравственности, читательские конференции для обучающихся и родителей с настоятелем местного Свято-Троицкого храма.

СЛАЙД 18 Такую форму работы с текстом как читательский дневник мы используем не только на летних каникулах в начальной школе, но и продолжаем  их ведение в пятом классе с выходом на читательскую конференцию в конце  учебного года.

Мы  остановились лишь  на некоторых приемах, формах активизации речевой деятельности обучающихся. Но они важны не сами по себе, а в целостной системе работы по речевому развитию школьников. А результат – это художественная речетворческая личность обучающегося,  способная видеть, слышать, чувствовать слово, текст  по - особенному. Основными её качествами являются эстетическое отношение к жизни, развитое воображение, наблюдательность, чуткость к слову и оттенкам его значений. Она обладает ассоциативным мышлением, способностями рефлексирования.

СЛАЙД 19  «Воспитание чувствительности

к слову и его оттенкам – одна из предпосылок

гармоничного развития личности.

От культуры слова к эмоциональной культуре,

от эмоциональной культуры к культуре моральных

отношений - таков путь к гармонии знаний и нравственности». В.А. Сухомлинский

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Как учить речетворческой деятельности?

Как учить речетворческой деятельности?

Согласны с мнением И.П.Цыбулько: «Каждый урок русского языка – урок развития речи»

Согласны с мнением И.П.Цыбулько: «Каждый урок русского языка – урок развития речи»

Творческие задания позволяют решать проблему мотивации учения школьников

Творческие задания позволяют решать проблему мотивации учения школьников

На учебных занятиях обучающиеся имеют возможность создавать

На учебных занятиях обучающиеся имеют возможность создавать

В.Кюхельбекер- ближайший друг поэта

В.Кюхельбекер- ближайший друг поэта

Как учить речетворческой деятельности?

Как учить речетворческой деятельности?
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.10.2022