Как воспитать успешного ребенка?
Всё начинается с семьи! Семья является одним из главных социальных лифтов в жизни человека, а родители являются ключевыми фигурами на пути к успешности своего ребенка. Чтобы понять, как устроить благоприятный климат в семье, безусловно, необходимо родительское образование. Цель моего сегодняшнего выступления дать понимание того, как способствовать успеху ребенка.
Все родители хотят, чтобы их дети держались подальше от неприятностей, прилежно учились в школе и создавали что-то хорошее и полезное, став взрослыми.
К сожалению, руководства по воспитанию счастливого и успешного ребенка не существует. Но психологи смогли указать на те факторы, которые предвосхищают успех.
В психологии существует такое понятие как возрастные кризисы. Именно в эти возрастные промежутки дети наиболее уязвимы. Ведь в их жизни происходят определенная перенастройка и знание родителями о том, что характерно для каждого промежутка, поможет гармоничному успешному развитию ребенка.
Фундамент успешности закладывается родителями с момента зачатия. Так как малыш еще в утробе матери понимает, что его ждут. Переходный промежуток между младенчеством и ранним детством обычно называют кризисом первого года. Терпение и выдержка близких взрослых смягчают кризис, помогают ребенку избавиться от острых эмоциональных реакций.
К 3-м годам появляется местоимение «я». Самостоятельность и активность ребенка возрастают. Это требует от близких своевременной перестройки. Если ему разрешают делать самостоятельные вещи, то у него появляется решительность, он понимает, что делать самому – это здорово. Он знает, что его похвалят, и от этого возникает ценность себя. Иногда родители мешают этому чувству и говорят: «Ой, ты очень долго завязываешь шнурки», «Дай, я быстрее», «Ты неправильно застегиваешь куртку» и т.д. И в этом случае у крошки формируется чувство неполноценности.
Независимо от того, когда ребенок пошел в школу и пошел ли вообще, а не остался на домашнем обучении, так или иначе примерно в 6 или 7 лет он проходит через кризис социализации. Ребенок начинает активнее общаться с внешним миром и что главное приходит к осознанию своего места в мире общественных отношений. Например, семилетка знает, что его любят только хорошим: «Воспитательница обращала на меня внимание только когда я был послушный» или «Учительница любит меня только когда я тихий, смирный». «Друзья общаются, когда делюсь своими игрушками» …Он учится анализировать поступки окружающих и их причины, начинает обдумывать свои слова. Он начинает сравнивать свои успехи с достижениями других детей, мирится с утратой лидерских позиций, впервые сталкивается с конкуренцией и даже насмешками. Это удар по детской самооценке, который может стойко выдержать не каждый малыш. Родителям важно понимать, что критический период –это нормально и он не продлится долго. Если родители помогут преодолеть кризисный период, ребенок успешно преодолеет важный переломный момент, сформирует новые правильные реакции, обретет социальные навыки и роли.
Наиболее остро и родителями и детьми переживается подростковый кризис 13-14 лет. Кризис это подступает постепенно, поэтому так важно знать его первые признаки. У ребенка появляется тяга к общению с более старшими детьми, взрослению. А свое мнение начинает считать единственно правильным, порой считая себя умнее и современнее родителей. И вновь родителям приходится проявлять максимум понимания и терпения и одновременно стойкость к выходкам ребенка, умение не дать слабину, но и не передавить, иначе ребенок закроется в себе. А скрыть от родителей в таком возрасте он может очень многое.
Стоит принять, что теперь вы не будете знать о нем все. Важнее, чтобы ребенок понимал: вы рядом, вы всегда готовы его выслушать и помочь.
Вспомните себя в пубертате. Все ли вы рассказывали своим родителям?
Гораздо чаще делятся со своими друзьями, авторитетными учителями, тренерами, другими взрослыми родными. А либо вообще никому ничего не говорят. Взрослым очень трудно принять, что их дети отдаляются. Важно помнить, что это не капризы, не испорченность, а естественный процесс.
Факторы, влияющие на успешность ребенка
1. Успешность ребенка напрямую связана со взаимоотношениями между родителями. Это очень важно понять всем родителям. Ребенок сознательно или бессознательно реагирует
На все наши чувства, эмоции и поведение. Порой мы не замечаем, что говорим, не обращаем на это внимание, какой интонацией мы произносим те или иные слова, о том, что мы думаем в отношении ребенка мы на это еще меньше обращаем внимание. Родители считают, что дети маленькие, ничего не понимают, а поэтому говорить при нем можно все что угодно.
Конечно, конфликты случаются в каждой семье, но огромная разница в так называемой конструктивной ссоре, способствующей развитию отношений и деструктивной с частыми скандалами и здоровье ребенка - лучший сигнализатор для родителей, отражающий их семейный климат. Чаще в таких ситуациях дети болеют, становятся ослабленными, поведение их становится странным, если у родителей проблемы.
А что происходит, когда конфликты случаются постоянно? Ребенок постепенно, но в полной мере убедится, что в его семье нет мира и гармонии. Как его подсознание отреагирует на эту ситуацию, какие болезненные реакции выдаст в ответ. Это зона огромного риска и главная сложность состоит в том, что осознавшим свои ошибки родителям предстоит настолько же долго убеждать ребенка в обратном, говоря с ним об этом и, конечно, показывая это своими поступками.
Помните, что важным фактором, сильно влияющим на личность ребенка и его успешность, являются крепкие отношения друг с другом. Дети, которые растут в конфликтных семьях, менее успешны по сравнению со своими сверстниками из благополучных семей. Развод также играет большую роль, но это не означает, что его следует избегать любой ценой. Установлено, когда есть проблемы в семье, у родителей депрессия (особенно у матери), неуважительное, а подчас и враждебное отношение друг к другу, эмоциональная нестабильность делает ребенка несчастным. В таком случае бесконфликтная среда оказывается более важным фактором, чем полная семья: у матерей-одиночек, которые растили детей в любви и заботе, дети чаще добивались успеха. Исследования показывают, что когда разведенный отец часто видится с ребенком и сохраняет добрые отношения с их матерью, дела у детей обстоят лучше. Но когда в отношениях родителей после развода сохраняется напряжение, это негативно влияет на ребенка.
2. У родителей крепкие отношения со своими детьми и строительство этих отношений начинается с самого раннего детства. Серьезных проблем с поведением у таких детей практически не бывает, а шансы на успех многократно увеличиваются.
Родители качественно проводят время с детьми и активно заботятся об их всестороннем развитии. Но здесь важно помнить, что чрезмерная родительская опека вредна. Особенно, когда детей балуют, идут на поводу их прихотей, выполняя за ребенка то, что он вполне может и должен сделать сам. Чрезмерная удушающая забота может стать столь же вредной, как и пренебрежение. Родители, которые стремятся оградить ребенка от опасностей, не дают ему самостоятельно принимать решения и приобретать собственный жизненный опыт.
3.Мотивация
Многие родители сталкиваются с проблемой отсутствия мотивации у их детей. Они не понимают, зачем хорошо учиться, узнавать что-то новое. Родители начинают включать в воспитательный процесс различные методы поощрения, награды за хорошие оценки, поведение, помощь по хозяйству. Кажется, что такая внешняя мотивация – лучшее решение проблем! Но дети, которых стимулируют карманными деньгами и различными подарками, все равно получают двойки и устраивать драки на занятиях.
Почему такая система не работает? Внешняя мотивация ребенка может сработать только в самом начале, когда энтузиазм еще не угас. Дальше весь процесс воспринимается только с точки зрения конечного результата- награды. Поэтому вместо долгой подготовки к школьному докладу можно просто скачать готовый из интернета. А вместо подготовки к контрольной можно списать все у соседки-отличницы. Ведь такая система поощрений может породить в голове ребенка мысль, что главное – это не полученные в процессе обучения знания, а оценка, за которую похвалят родители. О таком неверном способе воспитания пишет в своей книге психолог Альфи Кон и называет такую систему «Наказание наградой»
Часто внутренняя мотивация детей на учебу отсутствует, потому что ребенок не понимает, для чего ему нужно выделять корни, знать формулы по физике или названия химических элементов, которые скорее всего не пригодятся ему в дальнейшей жизни. Поговорите с ребенком, может быть часть школьных знаний действительно не пригодится ему в будущем и не стоит зубрить то, что тратит колоссальное количество душевных сил. Сделайте упор на тех предметах, к которым у ребенка проявляются способности. Но скатываться на двойки по нелюбимым предметам тоже не стоит. Объясните, что для общего развития каждый человек должен обладать минимальной базой знаний, которая преподается в школе – грамотно владеть родной речью, уметь считать, чтобы вести семейный бюджет, знать основные события мировой и отечественной истории и так далее. Если сам ребенок не может разобраться с этими основами родители могут помочь ему.
Самое главное – помочь ребенку почувствовать интерес к предмету. Например, ваш ребенок любит животных, вы сводили его в приют для животных. После этого ребенок видит себя ветеринаром, который спасает разных зверят. Какие знания нужны ветеринару? Конечно, биология. И вот он уже просит купить ему энциклопедию, хотя раньше не понимал, зачем ему изучать этот предмет.
4.Формирование самооценки
Как же выработать правильную самооценку для будущего успеха? Нужно знать: преувеличенная, т.е. завышенная самооценка - это палка о двух концах. Если мы воспитываем ребенка по принципу «наш ребенок самый лучший, самый прекрасный» и защищаем его перед всеми учителями и воспитателями, не вникая, то рано или поздно он сталкивается с тем, что его не выбирают, а родительская похвала обесценивается.
Для того, чтобы самооценка человечка была адекватной- не заниженной и не завышенной - важно помочь ребенку прожить неудачу в детском возрасте. Неудачи в жизни ребенка были, есть и будут, пока он станет взрослым. Опыт одних только удач даже вреден, поскольку ребенок будет бояться провала, и чем дальше, тем больше. «Да, у тебя не получилось, тебя не выбрали, ты не победил, но у тебя есть то, в чем ты хорош. И мы тебя все равно любим.». И через любовь донесите ему, что ему нужно доделать или переделать или иначе себя повести в конкретной ситуации. Вот тогда человек адекватно взвесит свои умения, качества, ресурсы и ему будет проще добиться успеха.
А кроме того, адекватная самооценка поможет укрепить психологическую устойчивость ребенка.
От вас, дорогие родители, зависит, каким вырастет ваш ребенок: успешной, состоявшейся личностью или невротическим середнячком.
Любой здоровый ребенок со стандартным набором познавательных способностей, при правильном воспитании и мотивации может стать успешной личностью.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.