Как воспитывать: кнутом или пряником?

  • doc
  • 08.05.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 1.doc

Ситуация для размышления:

 

Четырехлетний Алеша баловался за столом во время обеда, несмотря на замечания взрослых. В конце концов, он подавился и начал кашлять. Его наказали – поставили в угол. После того как мальчик «отбыл наказание», отец спросил его:

- Будешь еще так делать?

- Нет, - ответил малыш.

- А ты понял, за что тебя наказали? – догадался спросить отец.

- Да, за то, что кашлял, - ответил ребенок…

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 АЗБУКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

 

Как воспитывать:

кнутом или пряником?

(маленькие подсказки для взрослых)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

С незапамятных времен используют обе эти формы наказания.

Словарь Даля  гласит, что слово «наказать» - это не только наложить санкцию, но сначала дать наказ (повеление, предписание, инструкцию).

Наказание – это всегда реакция на нарушение правила, о  котором ребенок знал.

Прежде, чем сей  воспитательный акт возмездия свершится, все же задумайтесь: ЗАЧЕМ? Именно не ЗА ЧТО, а ЗАЧЕМ. И если у вас есть хоть малейшее сомнение, наказывать или не наказывать, то лучше НЕ НАКАЗЫВАТЬ! А уж тем более не наказывайте  для профилактики, «на всякий случай».

 В любом случае придерживайтесь следующих правил  наказания  детей:

 

Ø  При любом наказании ребенок должен быть уверен, что наказание справедливо, что его по-прежнему любят, и даже будучи наказанным, он не останется без родительской любви.

Ø  При любом наказании дети не должны быть лишены удовлетворения их биологических и физиологических потребностей.

Ø  Ребенок должен быть информирован о том, за какие проступки последует наказание и в какой форме.

Ø  Наказание детей должно носить временный характер («Ты лишаешься возможности играть в компьютер ровно на 3 дня»).

Ø  При наказании детей следует избегать оскорблений и приклеивания «ярлыков». Отмечается только поведение или конкретный поступок ребенка, а не  его личность.

Ø  При наказании детей исключено припоминание прежних проступков. Вы говорите только о том, за что он наказывается именно сейчас.

 

 

 

 

Пять причин, по которым не стоит бить ребенка:

 

                                I.           Это в любом случае удар, сам по себе достойный осуждения.

                             II.           Это признание своей слабости: родитель не смог совладать с собой и это роняет его авторитет в глазах ребенка.

                          III.           Это делает насилие чем-то обычным: взрослый дает понять, что физическая сила - единственное безотказное средство решения конфликта.

                          IV.           Это унизительно: ребенок чувствует себя недостаточно любимым, он все хуже и хуже ведет себя и получает новые шлепки. Этот порочный круг побуждает и ту, и другую сторону ко все большему насилию и препятствует формированию у ребенка самоуважения.

                            V.           Это неэффективно: если ребенок и уступает, то из чувства страха, а не из-за признания своей вины. Он не извлекает из этого урока, причины конфликта не исчезают, наоборот, они провоцируют следующий кризис в отношениях.

 

Когда ни в коем случае нельзя наказывать детей:

 

§  когда ребенок болен. В этот период психика особенно уязвима, реакции не предсказуемы;

§  когда ребенок ест;

§  перед сном и после сна;

§   во время игры или работы;

§  когда вы в плохом настроении или вне себя от злости.

Согласитесь, в таких случаях мы попросту срываем на детях зло.