Как выбрать тему самообразования воспитателю
Оценка 5

Как выбрать тему самообразования воспитателю

Оценка 5
Памятки
doc
02.11.2021
Как выбрать тему самообразования воспитателю
как выбрать тему самообразования.doc

 

 

 

 

 

 

 

САМООБРАЗОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЯ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Развитие личности педагога неразрывно связано с его стремлением к самостоятельному обогащению своих знаний. Более того, сегодня самообразование - одна из важных форм системы непрерывного повышения квалификации педагогов ДОУ.

Одним из условий повышения качества работы дошкольного учреждения является дифференцированное оказание помощи педагогам на основе диагностики их профессионального уровня.

Эффективность работы в конечном итоге определяется самостоятельной работой педагога, его самообразованием. Постоянная работа педагога над совершенствованием своего развития важна в силу специфики педагогической деятельности, направленной на развитие и воспитание ребёнка. Педагогу не обойтись без серьёзных знаний педагогических и психологических основ обучения и воспитания, без всесторонней информированности и компетентности в выдвигаемых жизнью и профессиональной деятельностью вопросах. Только путём самообразования и творческих поисков педагог придёт к своему мастерству. Именно поэтому постоянное стремление к самосовершенствованию должно стать потребностью каждого педагога дошкольного учреждения.

Самообразование – это целенаправленная работа педагога по расширению и углублению своих теоретических знаний, совершенствованию имеющихся и приобретению новых профессиональных навыков и умений в свете современных требований педагогической и психологической наук.

Самообразование — это самостоятельное приобретение знаний из различных источников с учетом интересов и склонностей каждого конкретного человека. Как процесс овладения знаниями, оно тесно связано с самовоспитанием и считается его составной частью. Само­образование помогает адаптироваться в меняющейся социальной и политической среде и вписаться в контекст происходящего.

Общество постоянно предъяв­ляет требования к системе обра­зования. Меняются приоритет­ные направления, принципы, формы и методы организации дошкольного воспитания. Разра­батываются новые программы, технологии с обновленным со­держанием, вариативностью форм проведения познавательных занятий, режимных момен­тов.Наука, техника, производство развиваются и совершенствуются непрерывно. Ученые утверждают, что знания, которыми располагает человечество, удваиваются каждые 10 лет. Следовательно, знания, полученные ранее, могут устаревать. В современном мире отмечается заметное повышение социальной роли образования, которое становится главным ресурсом общества. Усиление интеллектуального потенциала, в основе которого заложен приоритет самоценности человека, способного к саморазвитию, — одна из важных задач образования.

Воспитатель обязан своевре­менно знакомиться с новация­ми, пополнять профессиональ­ный потенциал, совершенство­вать педагогическое мастер­ство, применяя на практике новые образовательные техно­логии. В течение учебного года углублённо заниматься проблемой, решение которой вызывает определённые затруднения или которая является предметом его особого интереса.Чтобы не отстать от времени, педагогу необходимо постоянно совер­шенствовать свои знания, овладевать прогрессивными педагогиче­скими технологиями воспитания и обучения.

Система непрерывного повышения квалификации педагогов ДОУ предполагает разные формы:

- обучение на курсах (один раз в пять лет);

- самообразование;

- участие в методической работе города, района, детского сада.

 

Основные направления в системе самообразования педагогов:

·                        Ознакомление с новыми нормативными документами по вопросам дошкольного воспитания;

·                        Изучение учебной и научно-методической литературы;

·                        Ознакомление с новыми достижениями педагогики, детской психологии, анатомии, физиологии;

·                        Изучение новых программ и педагогических технологий;

·                        Ознакомление с передовой практикой дошкольных учреждений;

·                        Повышение общекультурного уровня.

         Система методических мероприятий должна быть подчинена главной цели — стимулированию педагогов в профессиональном са­мосовершенствовании. Можно объединить нескольких воспитателей в работе над темой, близкой к содержанию годовой задачи ДОУ. Если детский сад готовится к инновационной или экспериментальной ра­боте, то вопросы самообразования включаются в тематику экспери­ментальной деятельности.

Руководитель — стратег развития своего учреждения. Он создает целый комплекс условий для профессионального роста каждого педа­гога, первое из которых — это мотивационное условие постепенного вхождения и приучения педагогического коллектива к постоянной работе в плане самообразования.

Ежегодно к годовому плану составляется план самообразования педагогов, который может быть представлен в форме таблицы:

 

ФИО

Тема самообразования

Форма и срок отчета

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Методические рекомендации по самообразованию:

1. Изучать специализирован­ную профессиональную литера­туру предпочтительно поэтапно по различным направлениям, т.е. выписывая, принципы дан­ной программы, методики. В тет­радь по самообразованию следу­ет записывать выходные данные изучаемой книги, указывая страницы с наиболее значимой информацией.

2. Анализируя прочитанное, нужно сравнить его с ранее изученным материалом, вы­явить сходство и различие си­стем.

3. Следует обсудить изученное с коллегами на педагогическом совещании. В ходе обсуждения могут выявиться неточности в осмыслении прочитанного, значит, следует скорректировать знания.

4.  Изученное следует внести в перспективный план на весь дошкольный период (от 3 до 7 лет).

5.  При использовании нова­ций необходимо приобрести или изготовить дидактические пособия согласно рекоменда­циям автора, продумать, отве­чают ли условия детского сада данным требованиям, а также уровню развития и потребно­стям детей данной возрастной группы и смогут ли педагоги реализовать предложения той или иной методики.

 

Несколько советов занимающимся самообразованием

ВАЖНО, чтобы знания по какому-либо вопросу, приобретаемые из одного источника, дополнялись сведениями из другого документа. Это заставляет занимающегося сравнивать, анализировать, делать выводы и формировать свое собственное мнение по данному вопросу.

ВАЖНО научиться пользоваться библиотечными каталогами. Это сократит время поиска нужной литературы, так как многие карточки содержат краткую аннотацию или перечисление основных вопросов, раскрываемых в книге. ВАЖНО уметь собирать, накапливать и хранить сведения, факты, выводы. Они пригодятся для выступления на семинарах, педагогических советах, участия в дискуссиях и т. д.

 

Тематика самообразования соответственно опыту и педагогическому стажу

Для молодых специалистов:

¾      Осознание ценностей личностно-ориентированной модели воспитания, обучения и развития;

¾      Формирование основ педагогического мастерства;

¾      Развитие умений и конструктивных способностей.

 

Для воспитателей, работающих свыше 5 лет:

¾      Овладение способами проектирования воспитательно-образовательного процесса с целью повышения его эффективности и качества в условиях вариативного образования;

¾      Формирование умения анализировать научно-методическую литературу, применение полученных знаний на практике, активизация творческих способностей.

 

Для опытных, творчески-работающих воспитателей:

¾              Развитие способностей к перепроектированию собственной деятельности в контексте тенденций развития психолого-педагогической науки и социального заказа общества;

¾              Проявление творческого потенциала педагога;

¾              Пропаганда своих достижений;

¾              Развитие исследовательской деятельности.

 

Для педагогов без специального образования:

¾              Овладение методикой работы с детьми;

¾              Адаптация к педагогической деятельности.

¾              Тематикой самообразования также может быть:

¾              одна из годовых задач ДОУ;

¾              проблема, которая вызывает у педагога затруднение;

¾              пополнение знаний по уже имеющемуся опыту;

 

Успешность педагога в профессиональном самообразовании напрямую зависит от поддержки и помощи старшего воспитателя. Методическая работа необходима воспитателю:

·                        в определении темы, целей и задач;

·                        в планировании работы по самообразованию;

·                        в ходе реализации плана;

·                        в изучении и анализе результативности своей работы.

Самообразование не должно сводиться к ведению тетрадей, написанию докладов и оформлению красочных папок и стендов. Правильно организованная работа по самообразованию должна стать стимулом как для повышения профессионального мастерства педагога, так и для развития его личности.

 

План работы по самообразованию
Воспитатель________группы №_____МБДОУ «Детский сад № ___
Тема:_________________________________________
Цель, задачи:__________________________________

Литература:

·                        _________________________________________

·                        _________________________________________

·                        _________________________________________

 

Раздел плана

Сроки

Форма работы

Практические выходы (рефераты, доклады, открытый просмотр, выставка работ и т.д.)

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы:

 

 

 

 

Темы для самообразо­вания могут подбираться с учетом индивидуального опыта и профессионально­го мастерства каждого вос­питателя. Они всегда свя­заны с прогнозируемым результатом (что мы хотим изменить) и направлены на достижение качествен­но новых результатов ра­боты. Поэтому организа­цию самообразования пе­дагогов необходимо делать гибкой, позволяющей при­общать каждого сотрудни­ка, активно включать всю работу по самообразова­нию в педагогический процесс детского сада. При этом очень важны последовательность действий и постепенность в решении задач.

Не следует спешить в навязывании тем и жестко требовать составления всевозможных планов и отчетов. В индивидуальной беседе с воспита­телем определяется, какая проблема ему интересна или в чем он испы­тывает затруднения, что нового есть в педагогической практике. Важ­но убедить педагога в актуальности (необходимости) выбранной или предложенной темы. Есть педагоги, которые самостоятельно интере­суются всеми инновациями. Им часто необходима помощь в подборе педагогической литературы по теме.

 

Начало формы

Конец формы

Как выбрать тему для самообразования

Основных критериев всего два:

1) Требование к изучению темы извне (формулируется в нормативно-правовых документах, в частности, во ФГОС ДОО);

2) Работа самого педагога (нехватка опыта и знаний для разрешения той или иной педагогической ситуации).

Таким образом, перед выбором темы необходимо ознакомиться с нормативно-правовой базой по дошкольному образованию и проанализировать собственный опыт.

Согласно ФГОС, ребенок-дошкольник развивается по следующим направлениям:

¾      социально-коммуникативное;

¾      познавательное;

¾      речевое;

¾      художественно-эстетическое;

¾      физическое.

 

Этапы работы над планом самообразования

1. Следует обосновать свой выбор, почему была выбрана именно эта тема для работы.

2. Каким образом коррелирует выбранная тема с основными задачами и целями функционирования дошкольного учреждения?

3. Какая предварительная работа велась перед тем, как начать самообразование?

4. Какие программы и методики были изучены во время работы над темой? Какие методические рекомендации были учтены и приняты на заметку?

5. Практическое применение теории. Какие формы взаимодействия с детьми были выбраны воспитателем: на занятиях, вне занятий, на совместных встречах с родителями и другое.

6. Собственные методические наработки, cделанные в ходе работы над темой.

7. Результат работы по теме согласно диагностике.

8. Каковы выводы? Какова положительная динамика развития у детей?

9. Перспективы дальнейшей работы по теме. Как можно улучшить работу? План будущих разработок.

10. Подведение итогов самообразования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Скачано с www.znanio.ru

САМООБРАЗОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЯ

САМООБРАЗОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЯ

Развитие личности педагога неразрывно связано с его стремлением к самостоятельному обогащению своих знаний

Развитие личности педагога неразрывно связано с его стремлением к самостоятельному обогащению своих знаний

Система непрерывного повышения квалификации педагогов

Система непрерывного повышения квалификации педагогов

Следует обсудить изученное с коллегами на педагогическом совещании

Следует обсудить изученное с коллегами на педагогическом совещании

Развитие исследовательской деятельности

Развитие исследовательской деятельности

При этом очень важны последовательность действий и постепенность в решении задач

При этом очень важны последовательность действий и постепенность в решении задач

Как выбрать тему самообразования воспитателю

Как выбрать тему самообразования воспитателю
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.11.2021