Руководитель структурного подразделения
ОГБУ «БРЦ ПМСС»
Межрайоный центр психолого – педагогической помощи детям
Ракитянского и Краснояружского районов
Шудрикова Юлия Валерьевна
Как защитить детскую психику от потока негативной информации?
Рекомендации психолога
В урагане происходящих событий мы рискуем забыть о чувствах самых маленьких граждан нашей страны. Как правильно объяснить детям, что сейчас происходит вокруг? Как не напугать их? О каких правилах безопасности стоит рассказать и что делать, если дети ощущают страх и тревогу?
«В детских головах сейчас информационный винегрет»
Cегодня мы находимся в трудной политической ситуации. Как на неспокойную обстановку реагируют дети?
Конечно, если не брать в расчет подростков (15-18 лет), дети не рассматривают ситуацию как политическую, но они все равно слышат обрывки разговоров взрослых, до них иногда доносятся новости из телевизора, они могут видеть встревоженные лица людей. В общем, мальчики и девочки получают частичную информацию извне и полностью оградить их от этого просто невозможно.
В детских головах сейчас информационный винегрет. Они, конечно, понимают, что что-то происходит. И это что-то связано не с учебой, не с семейными вопросами, не с их ближайшим окружением. Это нечто большее то, с чем они раньше не сталкивались.
Наши дети находятся в ситуации большой неизвестности и неопределенности. Для них непонятен сам фон происходящего. А ведь дети реагируют на этот фон, они его чувствуют. В этом фоне слишком много самых разных эмоций, исходящих от людей: ужас, эйфория, безнадежность, согласие и несогласие. В этом фоне нет единой линии. Чувства людей максимально противоречивы. Конечно, все это приводит детский ум в замешательство.
Зависит ли реакция детей на происходящие события от их возраста?
Что страшно для малышей, для самых маленьких? Шум, хаос, громкие неожиданные звуки, вспышки света. Для них важна привычная обстановка, график и наличие заботящихся взрослых, угадывающих их потребности.
Если говорить о детях дошкольного возраста, для них тревожна разлука с близкими. В этот период очень важно внимание взрослых. А если родители сами тревожны и напряжены, то обычно им не до младшеньких.
В подобной ситуации дети лишаются той ниточки, которая давала им уверенность и ощущение безопасности. Тогда они начинают требовать еще больше внимания к себе. Дошкольники будто впадают в более младший возраст и ведут себя соответствующе. Происходит так называемый регресс, когда человек спускается на более раннюю ступень развития. Появляются дефекты речи, которые были раньше или которых никогда не было, возвращаются капризы и так далее.
Дети в возрасте 4-6 лет в принципе проходят этап более близкого знакомства с эмоцией страха, их и так много что пугает: темнота, доктора, динозавры, чудовища… Поэтому такие детки могут выдавать более яркие эмоции, чем младшенькие и старшенькие.
Если мы пойдем в сторону младшего школьного возраста, тут стоит обратить внимание на кризис 7 лет. В этот период дети уже пытаются быть маленькими взрослыми. Им важно все знать, все слышать, все спрашивать, узнавать точку зрения родителей. У таких детей тревога будет повышаться в том случае, если они не будут получать четких и понятных ответов на свои вопросы. Им просто необходимы разъяснения.
Что же касается подростков, их мышление полярно. Их вселенная и так поделена на своих и чужих, на правых и неправых. Тревоги у тинейджеров могут реализовываться в необдуманных действиях: что-то выкрикивать, побежать в толпу, поучаствовать в авантюре. Им пока тяжело даются взвешенные решения, и они рискуют нарваться на неприятности. Поэтому важно, чтобы родители тут брали на себя ответственность за то, где находятся их дети и что они делают. Должна быть система определенных правил и запретов.
В общем, необходимо оградить подростков от ситуаций, в которых им пришлось бы столкнуться с неподходящими для их возраста моральными решениями. Хотя многие из них, конечно, будут стремиться к таким ситуациям.
С другой стороны, некоторые подростки могут вообще никак не реагировать на происходящее вокруг. Просто потому, что они в своем мире: сидят дома, читают, играют… И тут тоже важно их не обвинять в безразличии или бездушности. Закрыться от проблем и опасности — вполне нормальная реакция для данного возраста.
Что касается всех возрастов, если ребенок стал свидетелем ужасных событий, испуг — это естественная реакция. Это то, что мы, психологи, часто называем шоковой травмой. И лучше не оставлять такую проблему без внимания.
«Родитель для ребенка выполняет роль гаранта безопасности»
Влияет ли волнение родителей на состояние детей?
Да, конечно, состояние родителей — это самый важный источник информации, причем чем младше ребенок, тем большее значение этот источник для него имеет. Если подросток уже делает какие-то свои выводы (при этом все равно опираясь на родителя), то маленький ребенок просто считывает состояние взрослых и как бы заражается этим состоянием, испытывает те же эмоции — как положительные, так и отрицательные.
Родитель для ребенка выполняет роль гаранта безопасности. И если папа и мама чувствуют себя плохо и это транслируют, для ребенка рушится его маленький спокойный мир.
Поэтому рекомендация всем родителям: даже если у вас что-то стряслось или вы чувствуете себя подавленно, старайтесь все же показывать детям свою устойчивость.
Конечно, невозможно просто переключением некого волшебного рычага превратиться из несчастного человека в счастливого, но родитель может продемонстрировать ребенку, что ситуация под контролем. Можно даже сказать правду: «Я сейчас грустный, я волнуюсь, но я все равно всегда буду тебя защищать и помогу тебе справиться с любой ситуацией». Основной лейтмотив вашего сообщения должен быть про безопасность, про то, что в любой ситуации вы будете заботиться о своем сыне или дочери.
«Передавайте факты, но не заставляйте ребенка принимать
чью-то сторону»
Как объяснить детям, что сейчас происходит?
Объяснять нужно простыми понятными короткими фразами и не очень большого количества информации. Им обязательно нужно рассказывать факты, но следует постараться избегать заражения их своим эмоциональным состоянием. Иначе вы рискуете растревожить детей.
Это должен быть текст, в котором нет никаких родительских интенций, желаний, предпочтений и взглядов. Вы не должны пытаться сделать ребенка своим единомышленником, навязывать ему какую-то точку зрения. Просто сухая информация. При этом вы можете говорить о моральных ценностях, о том, что хорошо, когда решение любых вопросов происходит мирным путем, здорово, когда люди бережно относятся друг к другу… Но не втягивайте детей в непонятные и тяжелые для них переживания.
По каким признакам можно вовремя выявить повышенную тревожность у детей?
Первое, на что важно обратить внимание родителям, — не изменилась ли привычная жизнедеятельность ребенка: как он играет, как он кушает, как он спит, как чувствует себя его тело. Но подчеркиваю, важно оценивать этот критерий по отношению к тому, как было раньше. Если и раньше малыш частенько видел кошмары по ночам, то сейчас вряд ли он продолжает их видеть по причине обстоятельств вокруг. Но если раньше он спал хорошо, а теперь нет, то это уже звоночек.
Второе — наблюдайте за эмоциональным состоянием ребенка. Если бодрый жизнерадостный ребенок вдруг становится грустным, капризным и делает выбор в сторону одиночества, безусловно, стоит обратить на это внимание.
Иногда повышается агрессивность. Но это необязательный критерий. Через агрессию дети часто выбрасывают накопившиеся эмоции. Но если какие-то проявления становятся слишком яркими, неадекватными, частыми, тут уже стоит задуматься.
Еще один важный критерий. Если ребенок проявляет некое тревожащее вас поведение ситуативно, это, как правило, не является показателем каких-то проблем, но если эти признаки становятся постоянными, значит все же стоит разобраться в причинах.
«Повторите вместе с ребенком правила безопасности»
Как разговаривать с детьми о правилах безопасности?
Очень важно не запугивать. Говорите, как есть: «Сейчас в нашей стране тревожная обстановка. Это связано с тем, что часть людей заняла одну позицию, другая часть заняла другую позицию. Между ними могут быть конфликты, и в этих разборках детям не место, так как это небезопасно. Взрослые должны разобраться самостоятельно. Это их дела и их ответственность. Ты — ребенок, и твоя безопасность очень важна. Поэтому пока ты будешь всегда находиться с кем-то из членов семьи. Так каждому из нас будет спокойнее, потому что взрослый сможет тебя защитить или объяснить, как действовать в непонятной ситуации».
А дальше — базовые правила:
Не открывай дверь незнакомцам.
Даже если люди за дверью представляются кем-то хорошим, все равно не открывай. Ты ребенок и должен дождаться взрослых.
Не разговаривай на улице с незнакомыми людьми.
Ни в коем случае никуда не иди с незнакомыми людьми.
Правила безопасности никак не изменились. Ими не стоит пугать. Просто повторите их вместе с ребенком, закрепите в его памяти. Важно, чтобы малыш знал важные телефоны, которые ему могут пригодиться, помнил свой адрес и так далее.
«Стоит различать испуг и шоковую травму»
Как понять, что ребенок не просто испугался, а получил шоковую травму?
Конечно, важно максимально оградить ребенка от агрессивного, страшного контента. И все же если произошло что-то пугающее, ребенок действительно может получить шоковую травму. Как понять, произошло это или нет? Ребенок находится в состоянии шоковой травмы, если:
· он перевозбужден, гиперактивен;
· он совершает какие-то бессмысленные, часто нескоординированные действия;
· у него есть необоснованные вспышки гнева и ярости;
· у него истерика (плачет и не может остановиться);
· у него оцепенение (уходит в себя);
· он теряет воспоминания о каком-то куске своей жизни;
· у него нарушается сон;
· его тело проявляет странную реакцию (тремор, озноб, нервный тик, тошнота, нарушение координации, заикание, нейродермит).
Не основным, а скорее, дополнительным может быть симптом нарушенной игры, когда ребенок постоянно возвращается к одной и той же игре (суть которой часто заключается в том, что малыш проигрывает травмирующую его ситуацию). Вообще подобные игры сами по себе не являются признаком травмы. Тут родителей должно насторожить постоянство подобных игр.
Если имело место какое-то пугающее событие, как поступать?
Чего делать нельзя:
· ругать;
· кричать;
· самому выходить из себя, давая волю эмоциям.
Что нужно делать:
· самому успокоиться;
· создать в конкретном моменте и месте атмосферу безопасности (можно взять ребенка на руки, можно посадить на колени, можно вместе укрыться одеялом).
· Если ребенок очень активный и не хочет тактильного контакта, достаточно просто находиться с ним в одной комнате, при этом вы можете говорить: «Я здесь, я рядом. Ты можешь подбегать ко мне. Можешь дотрагиваться до меня. Можешь задавать вопросы». Ребенку важно присутствие родителя, который гарантирует безопасность;
· если нужно, дайте ребенку выговориться, выплакаться. Слушайте, можете при этом поглаживать ребенка, но отодвиньте воспитательный процесс на потом, пусть выльются все эмоции;
· перечислите (ФАКТИЧЕСКИ), что произошло. Для ребенка очень важно иметь последовательную картину событий. Например: «Мы с тобой шли по улице. И тут вдруг услышали хлопок. Некоторые люди побежали….»;
· помогите ребенку легализовать его эмоции. Назовите их: «Ты вздрогнул. Потом ты испугался. Уронил игрушку. Начал плакать, потому что стало страшно и грустно…». Дети часто путаются в собственных чувствах, и им нужно помочь с этим разобраться;
· не забудьте ребенку указать на то, что сейчас все хорошо: «Посмотри вокруг. Все прошло. Ты сидишь у меня на ручках. Происходит то-то и то-то…» Ребенку важно получить от родителя фактическое доказательство того, что сейчас с ним происходит и что сейчас безопасно.
Другие полезные советы в тревожной ситуации
1. Дети любят ритуалы. Хорошо, если у вас появятся какие-то традиции. Например, каждый день совместно что-то готовить (скажем, чай для всей семьи).
2. Здорово, если дети всегда имеют возможность проявить свои чувства. Если плохое настроение, чтобы отреагировать на это, можно устроить бои подушками, порвать листы бумаги, порычать, побарабанить по дивану, чтобы выяснить, кто громче стукнет. Все эти техники особенно хорошо подходят для гиперактивных детей или детей, которым нужно выразить чувство агрессии.
3. Творчество — лучшее психологическое лекарство. Подходит все: рисование (особенно руками), лепка, конструирование. В тревожной ситуации хорошо срабатывают мечты. Изобразите с ребенком вашу счастливую жизнь, представьте свой дом, который окружен добром, покажите, как добро побеждает зло.
Тревожную энергию нужно во что-то реализовать: в продукт, в деятельность, в некое творение.
4. Занимайте ребенка делами. Пусть делает что-то без помощи взрослых. Простые действия, после которых виден результат, помогают ребенку почувствовать, что есть что-то, что он может контролировать. В таких обстоятельствах это очень важно. Особенно это полезно для подростков.
5. Создавайте символы. Пусть ребенок (один или вместе с вами) изобразит эмблему семьи, дома, города. Ее можно разместить где-то в доме. Она может быть обычной или защитной, главное, чтобы ребенок знал, что принимал участие в создании этой эмблемы.
6. Помните, чем больше физической активности, тем лучше. Гормоны стресса лучше перерабатываются именно во время движения. Создавайте для ребенка такую среду.
7. В случае, когда вы понимаете, что не в состоянии справиться с ситуацией, не затягивайте и обязательно обращайтесь к психологу.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.