"Как формировать вдумчивого читателя"
Оценка 4.8

"Как формировать вдумчивого читателя"

Оценка 4.8
Лекции
doc
чтение
1 кл—4 кл
04.05.2017
"Как формировать вдумчивого читателя"
Как же сделать так, чтобы ребёнок с помощью учителя смог раскрыть для себя все богатства литературы как вида искусства, научился получать эстетическое наслаждение от встречи с мудрыми и весёлыми книгами, умел извлекать тот духовный потенциал, который заложили в них писатели – великие мыслители и гуманисты? Очевидно, что усилие педагогов и родителей должны быть направлены не только на формирование навыка чтения. Это необходимое условие формирования полноценной читательской деятельности, но работа только над навыком чтения не может обеспечить в полной мере развитие и формирование других, не менее важных качеств читателя. Всё больше и больше современных методистов приходят к мысли о том, что основное внимание необходимо сосредоточить на формировании и развитии читательских умений младшего школьника.
Как формировать вдумчивого читателя..doc
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Новоаганская  общеобразовательная средняя школа имени маршала Советского Союза Г.К. Жукова» «Как формировать  вдумчивого читателя»                                                                      Выполнила: Мурсалимова Надежда Ивановна                                                учитель начальных классов I категории. 2017 год.              «Почему многие дети неохотно и мало читают, а уроки чтения становятся для   них   скучными?»   ­   задаётся   вопросом   один   из   ведущих   современных методистов   М.И.   Оморокова   и   совершенно   точно   определяет   причины   этого печального   явления:   «…общий   спад   интереса   к   учению,   обилие   источников информации помимо чтения.  Однако главной причиной такого явления следует признать   несовершенство   обучения   чтению,   отсутствие   системы целенаправленного формирование читательской деятельности школьника».              Как же сделать так, чтобы ребёнок с помощью учителя смог раскрыть для себя   все   богатства   литературы   как   вида   искусства,   научился   получать эстетическое   наслаждение   от   встречи   с   мудрыми   и   весёлыми   книгами,   умел извлекать тот духовный потенциал, который  заложили в них писатели – великие мыслители и гуманисты?                   Очевидно, что усилие педагогов и родителей должны быть направлены не  только на формирование навыка чтения. Это необходимое условие формирования полноценной читательской деятельности, но работа только над навыком чтения  не может обеспечить в полной мере развитие и формирование других, не менее  важных качеств читателя. Всё больше и больше современных методистов  приходят к мысли о том, что основное внимание необходимо сосредоточить на  формировании и развитии читательских умений младшего школьника.               Какие умения необходимы для полноценной читательской  деятельности?                Каждая программа по литературному образованию младших школьников заканчивается перечнем тех умений, которыми они должны овладеть при работе с художественным текстом. Это и  умение   различать жанры литературы, и умение характеризовать персонажа, и умение делить текст на части, пересказывать его и т. д.                 Важнейшим читательским умением является умение воссоздавать в воображении художественные картины, изображённые писателем с помощью слова.   Без   этого   умения   читатель   не   сможет   полноценно   воспринимать литературные образы. Это связано с тем, что писатель с помощью слова, т. е. условного знака, задаёт лишь некие «вехи», ключевые детали вымышленного мира. Остальное   должен   дополнить   сам   читатель   с   помощью   работы   своего воображения.                 Не случайно С. Я. Маршак говорил о том, что талантливый писатель не сможет состояться без талантливого читателя: « Именно на них, на этих чутких, обладающих творческим воображением читателей, и рассчитывает  автор, когда напрягает все свои душевные силы в поисках верного образа, верного поворота действий,  верного   слова.   Художник   автор   берёт   на   себя   только   часть   работы. Остальное должен дополнить своим воображением художник – читатель».                                   В  связи с  этим  необходимо  подчеркнуть,  что читательская деятельность   ребёнка   не   должна   рассматриваться   как   репродуктивный, пассивный   процесс.   Деятельность   читателя   –   деятельность   со­творческая, требующая   напряжённой   работы   воображения,   как   воссоздающего,   так   и творческого. Детское воображение не так богато, как воображение взрослого. Оно   обогащается   в   процессе   развития   ребёнка,   и   здесь   литература   как   вид искусства просто незаменима.                                    Почему при восприятии художественного текста детское воображение не «работает» в полную силу?                     Укажем в качестве важнейшей причину психофизиологического характера. У некоторых детей от природы более развито левое полушарие мозга, и поэтому словесно­логическое мышление у них доминирует над образным.                   Другой причиной неполноценной работы воображения ребёнка может являться сложность, трудность самого процесса «раскодировки»   абстрактных словесных   знаков   в   образные   живые   картины.   Здесь   требуются   произвольное внимание, волевые усилия, которые не всегда развиты у маленького читателя. Поэтому немало детей и с « ленивым» воображением.                    Можно встретить детей и с «неразбуженным»  воображением: их сознание занято другими проблемами, а воображение не настроено на работу с данным художественным произведением.                   Какие методические приёмы могут активизировать воображение читателя?                  Учителю необходимо помнить о принципиальной важности следующих вопросов при проверке первичного восприятия текста: «Что ты представил?» или «Какие картины ты увидел в своём воображении, когда читал?».                                  Конечно же, огромную роль играет и работа с иллюстрациями профессиональных   художников,   их   рассматривание   и   анализ.   Эффективными будут   также   словесное   и  графическое   рисование,  особенно   на   материале   тех произведений, которые не сразу порождают зрительные образы. Это относится к лирическим стихам, текстам, насыщенным сложным психологическим анализом либо пейзажными зарисовками.                                  Кроме этого, составление диафильма, сценария мультфильма, конструирование   из   бумаги   или   пластилина   литературных   персонажей, элементов интерьера будет также способствовать «пробуждению» воображению.                  Не следует забывать о значении такого приёма, как инсценирование и отдельных эпизодов, и всего произведения. При  этой работе  дети должны будут не   раз   перечитывать   текст,   обращая   внимание   на   те   детали   художественного пространства и  времени, портретных характеристик, поведение героев, которые могли быть упущены, «не увидены» ими при первом чтении.                Необходимо также  помнить, что многие литературные произведения создают   не   только   зрительные,   но   и   звуковые,   ритмические   образы.   По возможности нужно обращать внимание начинающего читателя на то, как автор с помощью слов помогает не только «увидеть» картины художественного мира, но и «услышать» звуки природы, человеческого голоса, «вдохнуть» аромат леса или тёплого летнего вечера.                В художественной литературе можно  также встретить образы, которые вообще   нельзя   представить   зрительно.   Это   «невообразимые»   образы   чувств, переживаний, размышлений героев или автора.                 Другим читательским умением, без которого невозможна культура полноценного   восприятия   и   интерпретации   художественного   текста,   является умение   эмоционально   откликаться   на   художественные   образы   и картины.                Словесный художественный образ не только изображает мир, но и даёт эстетическую   оценку   изображённому.   Автор   выражает   своё   эмоциональное понимание   жизни,   людей,   природы.   Поэтому   без   «включения»   читательских эмоций   невозможно   полноценное   восприятие   литературного   произведения,   а затем и его изучение.                В восприятии и понимании произведения искусства особую роль играет функция эстетическая, которая состоит в том, что произведение оказывает на читателя мощное эмоциональное воздействие, доставляет интеллектуальное, а иногда   и   чувственное   наслаждение.       Без   реализации   эстетической   функции невозможно осуществление других функций слова – познавательной, оценочной, воспитательной.                 Именно в начальной школе учитель имеет уникальную возможность учить   восприятию   искусства.   И   делать   это   надо   систематически,   приучая маленького   читателя   к   мысли   о   том,  что   читать   книги   –   это   интересно,   это удовольствие.                На этапе начального обучения необходимо  как можно больше внимания уделять   развитию   этой   замечательной   детской   способности   к   переживанию радости,  печали   и  гнева,   сострадания  в  воображаемых   обстоятельствах.   Этот ключ, который открывает читателю мир искусства слова.                Чем более эмоционально читатель откликается на образные картины, на чувства   литературных   героев,   тем   ярче   и   полноценнее   он   воспринимает художественное произведение и тем сильнее последнее воздействует на него и формирует его как  человека. Читатель, способный к такому чтению, проживёт не одну, а много ярких и разнообразных жизней. Он становится богаче духовно, если в его чтении участвуют и ум, и сердце.                  Как развивать читательское умение эмоционально откликаться на художественные образы?                          Для развития этого читательского умения необходимо учитывать интересы и потребности учащихся, как читательские, так и личностные. Исходя из этого известный педагог, психолог и детский писатель В. А. Левин предлагает соблюдать следующие психолого­ педагогические условия.                  ­Ребёнок участвует в совместном чтении (как и в других занятиях искусством)   добровольно   и   получает   от   этого   эстетическую   радость, удовольствие.                  ­Выбор произведения для чтения осуществляется самостоятельно, а не по списку «обязательной» литературы, заданной для всех.                  ­Почувствовав, что произведение выбрано неудачно, не интересно ребёнку   или   не   соответствует   его   сегодняшнему   настроению,   взрослый   не упорствует, не заставляет ребёнка читать до конца, а откладывает текст.                                  Развитию умения эмоционально откликаться на художественные образы   может   мешать   неправильная   организация   урока.   Она   проявляется   в невнимании учителя к такому этапу урока чтения, как подготовка к первичному восприятию текста.                   Главная задача учителя на этом этапе – вызвать интерес к изучаемому произведению, настроить восприятие учащихся на эмоционально­ эстетический тон художественного текста.                     Какие методические приёмы будут способствовать развитию эмоционально­эстетического интереса читателя?                   Перед чтением текста не стоит направлять внимание учащихся при помощи   аналитических   заданий   (например,   «О   каком   времени   года   пойдёт речь?», «Сколько частей можно выделить в тексте?».) Учитель должен помочь учащимся обеспечить эмоциональность восприятия, интерес к чтению. Поэтому целесообразнее   перед   чтением   дать   задание,   активизирующее   восприятие читателей, например: «Прочитайте и представьте картину, которую нарисовал автор!» или «Какие чувства хотел передать нам поэт?». Приёмы способствующие активизации читательского интереса к тексту.                    ­ Обращение к жизненному опыту читателей. Например: «Вспомните, что кажется вам самым красивым зимой (осенью, весной); «Нарисуйте картину раннего утра (вечернего заката, дождливой осени, зимнего леса). Какие по цвету карандаши вы выберите? Почему?»                                      ­ Активизация работы творческого воображения   учащихся. Например:   «Пофантазируйте   о   судьбе   осенних   листьев   (хрупкой   снежинки, падающей из грозовой тучи капельки). Можете ли вы представить их настроение, чувства и мысли? Какие они по характеру? Какие приключения могут произойти с ним на пути к земле?»                    ­ Рассказ о писателе и его произведений.                    ­Рассказ о событиях, связанных с историей создания   произведения.                    ­ Викторина, кроссворд, составленные по произведениям писателя, которые уже знакомы детям.                                              ­ Выставка книг писателя.                                      ­Прослушивание музыки, созвучной настроению изучаемого литературного произведения.                       Важное   значение   в   развитии   читательского   умения   эмоционально откликаться на  прочитанное  произведение  имеет  и этап проверки   первичного восприятия текста. Неумение учителя организовать после чтения полноценный и эмоциональный обмен мнениями  о прочитанном ведёт к затуханию читательских эмоций, к обесцениванию их в глазах ребёнка.            Цель этапа проверки первичного восприятия текста – определить, какое эмоционально­эстетическое   воздействие   оказало   чтение   произведения   на читателей, что дети восприняли в тексте самостоятельно. А что прошло мимо их внимания.            Необходимым читательским умением является анализировать умение художественный   текст.   Одно   из   специфических   черт   эстетического восприятия младших школьников состоит в том, что у них нет потребности в перечитывании   и   анализе   текста.   Они   уверенны,   что   уже   после   первого знакомства   с   произведением   поняли   всё,   поскольку   и   не   подозревают   о возможности   более   глубокого   прочтения.   Но   именно   в   анализе   и   кроются возможности дальнейшего эстетического развития ребёнка. И в этом ему должен помочь   более   квалифицированный   читатель   –   учитель.   Педагог   должен пробудить   в   читателе   потребность   в   перечитывании   текста,   увлечь   его аналитической работой, показать, что дальнейшее исследование текста – это не скучно, а увлекательно, это разгадывание загадок автора.          Этой цели служит такой этап урока, как постановка учебной задачи. Очень важно, чтобы ребёнок принял задачу, предложенную учителем, а позднее сам научился   ставить   её   перед   собой.   Здесь   учителю   необходимо   опираться   на следующий   принцип:   анализ   текста   должен   отвечать   потребности   школьника разобраться   в   прочитанном.   Ребёнок   должен   «созреть»   для   исследования художественного произведения.                       Какие способы постановки учебной задачи существуют на уроке литературы?                      ­ Увлечь ребёнка интересным видом деятельности. ­ Придумать необычное название книги.                      ­ Сравнить разные иллюстрации к одному тексту.                      ­ Перечитать и найти непонятные слова и выражения.                      ­ Сопоставить авторский и фольклорный варианты.                      ­Поставить проблемный вопрос, создать проблемную ситуацию.                                  Важно, чтобы перечитывание текста носило аналитический, а не воспроизводящий характер, чтобы на вопросы учителя нельзя было ответить, не обращаясь к тексту.                                  Такой подход к художественному тексту изменяет мотивацию читательской деятельности ребёнка.                  Одним из трудных формируемых читательских умений, связанным с общим   умением   анализировать   текст,   является  умение   воспринимать изобразительно­выразительные средства языка художественной литературы ( особая ритмичность, звукопись, повторы, инверсии и т. д.).                   Главная задача учителя состоит в том, чтобы научить школьников видеть   функциональность,   содержательность   данных   средств   поэтического языка, ощущать их неповторимость и красоту. Необходимо   помочь   учащимся   раскрыть   содержательность   этих   поэтических средств, используя следующие типовые вопросы:                                  «Какие слова кажутся вам наиболее красивыми, необычными, звучными?»                   «Почему автор выбрал именно такие слова и выражения?»                   «Какую картину они позволяют нарисовать?»                   «Какие чувства, мысли хотел передать с их помощью поэт?»                                  Важным и сложным читательским умением является  умение воспринимать  и  интерпретировать  образ –  персонаж,  т.е.  эмоционально относиться   к   нему,   сопереживать,   сорадоваться   вымышленной   жизни придуманного героя.                    Для развития этого умения нужно учить школьника видеть, как, с помощью   каких   художественных   средств   автор   создаёт   образ­   характер   в произведении.   Это   будет   способствовать   эстетическому   развитию   ребёнка, становлению его как настоящего читателя.                           Назовём ещё одно важное и сложное формируемое читательское умение   –   это  умение   осваивать   идею   произведения,  понимать   авторскую концепцию жизни и человека. Постижение авторской идеи – это цель анализа художественного   текста,   и   если   она   не   достигнута,   то   сам   анализ   является неоправданным   и  немотивированным   логическим  разложением   живой  «плоти» произведения. Особенность идеи художественного произведения определяется тем, что   она   пронизана   пафосом.   Пафос   –   это   ведущий   эмоциональный   тон произведения, его эмоциональный настрой, отличающийся большой силой чувств.                                  В заключение разговора о читательских умениях, необходимо подчеркнуть,   что   их   формирование   не   должно   быть   самоцелью.   Важнейшей целью   учителя   должно   оставаться   формирование   духовной   ценности   и значимости для ребёнка самого процесса общения с книгой, которая позволяет ему открыть человека в мире и мир в человеке.                                  Если же педагог научит ребёнка воспринимать  литературное произведение как явление искусства, то тогда и урок литературы превратится в своеобразный трепетный разговор по душам понимающих друг друга людей. Поэтому   принципиальную   значимость   на   современном   уроке   литературы приобретает задушевная эмоциональная атмосфера, умение понимать не только художественный текст, но и состояние рядом сидящего товарища. Роль личности учителя, его эмоциональная открытость и заразительность также являются для методики   урока   литературы   компонентами   обязательными,   без   которых   «не заработает» никакая современная технология.

"Как формировать вдумчивого читателя"

"Как формировать вдумчивого читателя"

"Как формировать вдумчивого читателя"

"Как формировать вдумчивого читателя"

"Как формировать вдумчивого читателя"

"Как формировать вдумчивого читателя"

"Как формировать вдумчивого читателя"

"Как формировать вдумчивого читателя"

"Как формировать вдумчивого читателя"

"Как формировать вдумчивого читателя"

"Как формировать вдумчивого читателя"

"Как формировать вдумчивого читателя"

"Как формировать вдумчивого читателя"

"Как формировать вдумчивого читателя"

"Как формировать вдумчивого читателя"

"Как формировать вдумчивого читателя"

"Как формировать вдумчивого читателя"

"Как формировать вдумчивого читателя"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.05.2017