Общее стратегическое правило очень простое и вроде бы очевидное. Но именно оно почему-то часто не учитывается родителями.
Именно в начальной школе определяется интерес и позитивное отношение ребенка к обучению (или отсутствие этого интереса и, соответственно, негативное отношение к школе и обучению к ней). Дети, которые хорошо и с интересом учились в начальной школе, а потом «съехали», встречаются, к сожалению, довольно часто.
Как правильно выбрать школу?
Общее стратегическое правило очень простое и вроде бы очевидное. Но именно
оно почемуто часто не учитывается родителями.
Именно в начальной школе определяется интерес и позитивное отношение
ребенка к обучению (или отсутствие этого интереса и, соответственно,
негативное отношение к школе и обучению к ней). Дети, которые хорошо и с
интересом учились в начальной школе, а потом «съехали», встречаются, к
сожалению, довольно часто. А вот дети, которые бы в начальной школе учились
плохо и совершенно без интереса, а потом вдруг воспылали к школе горячей
любовью, автору вообще никогда не встречались (и даже рассказов о таких
детях я никогда не слышала). Следовательно, главное правило: школа должна
быть такой, чтобы ребенок в начальной школе мог учиться хорошо,
получать хорошие отметки и похвалы учителя и родителей.
Вот из этого и надо исходить в первую очередь. А все остальное — потом.
Трижды подумайте, прежде чем «запихивать» ребенка со средними
способностями в сильную школу. Он будет там уставать, нервничать, отставать
от своих более способных сверстников, комплексовать и часто болеть. Стоит ли
этого усиленная программа по математике и изучение испанского языка с
первого класса?
Наиболее разнообразные проблемы встают перед родителями детей с высоким
уровнем школьной зрелости. Ребенок способный, надо чтото делать, но что?
Главное — это не гнаться за модой. В районе «гремит» математическая школа,
ее ученики побеждают на международных олимпиадах, поступают без экзаменов
в университет. Решено — идем туда! А ваш ребенок вовсе не любит решать
задачи. В «обучалке» ему больше всего нравились занятия по музыке и
английскому языку. В свободное время он любит рассматривать картинки и
читать энциклопедию про животных…
А вот очень сильная школа с художественным уклоном. Там потрясающие кружки
народных промыслов, дети сами лепят горшки и ткут ковры, расписывают посуду
и шкатулки, вместе с аттестатом получают специальность. Скорее туда! Но ваш
ребенок с трудом рисует корявые домики и машины, похожие на грибы, и вовсе
не любит ничего делать руками. Он логик, сочиняет потрясающие истории с лихо
закрученным сюжетом и мечтает стать следователем по особо важным делам.
Начните выбор школы с индивидуальных особенностей ребенка. Ребенок явный
технарь, все собирает и разбирает, часами сидит за конструктором лего? Его не
оторвать от компьютера? Он предпочитает логические игры и очень любит
задачки на сообразительность? Имеет смысл подумать о математической школе.
Ребенок любит музыку и стихи, легко запоминает и пересказывает полюбившиеся
книги, сочиняет к ним продолжения? Обладает хорошей, литературной речью,
его любознательность лежит не в плоскости решения задач? Он задает вопросы
из области истории, географии, биологии, даже философии? Можно думать о
гуманитарной гимназии.
Далее обратите свой взор на свою семью. Если решено отдавать ребенка в
языковую школу, сразу задумайтесь над вопросом: а кто будет заниматься с ним?
Мама учила немецкий в школе и в институте, папа — вроде бы английский, но в
обычной школе и всегда имел по нему твердую «тройку». Так кто же поможет
ребенку? Ведь в языковой школе сама программа рассчитана на постоянную иквалифицированную помощь родителей. Наймете репетитора? Следующий
вопрос.
Трезво оцените благосостояние своей семьи. Вот предлагают очень престижный
платный класс с углубленным изучением ряда предметов. Очень интересно. Но
сможете ли вы платить? Вы готовы, пусть даже продав последнюю рубашку?
Для ребенка ничего не жаль! А вы подумали о том, каково будет вашему ребенку
в этом классе, где половина детей «новых русских», где с самого раннего детства
культивируются ценности, может быть, и неплохие сами по себе, но абсолютно
чуждые менталитету вашей семьи?! Вы хотите чужого человека в доме? Вы
хотите, чтобы ребенок переживал, жалел и презирал вас за то, что у вас нет
шикарной машины, за то, что вы не можете слетать отдохнуть на Гавайи?..
Может быть, поискать чтонибудь другое, менее «современное»?
И наконец, последнее. Начальная школа (именно начальная, для средней школы
ситуация меняется, потому что ребенок становится взрослее и крепче) не
должна быть очень далеко от дома, особенно недопустима долгая езда на
общественном транспорте. В этом случае ребенок уже приходит в школу
утомленным, с гипоксией и повышенным или пониженным давлением,
надышавшись парами бензина и вирусами пополам с микробами. И это
повторяется день за днем, неделя за неделей, месяц за месяцем… Никакие
достоинства выбранной школы не искупают этой ситуации.