Страх или фобия может развиться у ребенка внезапно, и тогда его, как правило, легко связать с каким-нибудь реальным эпизодом.
Например, ребенок застрял в лифте, долго кричал и звал на помощь. Его спасли, достали, утешили, но с тех пор он категорически отказывается входить в лифт, не закрывает дверь в ванную, когда моется, и перестал прятаться в кладовке, хотя раньше кладовка была его любимым местом для игр. Такие страхи легко поддаются коррекции, а кроме того, если дальше ситуация вокруг ребенка складывается благоприятно, имеют тенденцию проходить самостоятельно, без всякого вмешательства извне.
Как проявляются детские страхи?
Страх или фобия может развиться у ребенка внезапно, и тогда его, как правило,
легко связать с какимнибудь реальным эпизодом.
Например, ребенок застрял в лифте, долго кричал и звал на помощь. Его спасли,
достали, утешили, но с тех пор он категорически отказывается входить в лифт,
не закрывает дверь в ванную, когда моется, и перестал прятаться в кладовке,
хотя раньше кладовка была его любимым местом для игр. Такие страхи легко
поддаются коррекции, а кроме того, если дальше ситуация вокруг ребенка
складывается благоприятно, имеют тенденцию проходить самостоятельно, без
всякого вмешательства извне.
Иногда фобия у ребенка развивается постепенно. Сначала ребенок
отказывается спать без света и просит, чтобы ему включили ночник, потом
просит оставить открытой дверь, потом — чтобы с ним посидели перед сном, а
потом и вовсе может заснуть лишь в маминой кровати, рядом с мамой.
Иногда к первому, оставшемуся без изменения, страху присоединяются другие.
Например, ребенок всегда боялся грозы и, когда гремел гром и сверкала молния,
прятался под кровать. Но вот он увидел по телевизору фильм про войну и
заплакал, когда на экране начали рваться снаряды. Спокойно играл в комнате и
вдруг с плачем прибежал в кухню к бабушке — сосед наверху чтото ремонтирует
и сильно стучит молотком.
Когда ребенок сильно чегото боится, у него может проявляться целый комплекс
вегетососудистых и неврологических симптомов. В тех или иных сочетаниях
может незначительно повышаться температура, учащаться ритм сердцебиения,
холодеть или, наоборот, потеть ладони, ступни, краснеть лицо, дрожать руки.
Может возникать тошнота или неотложная необходимость сходить в туалет.
У некоторых детей вышеописанные симптомы могут проявляться при одном лишь
представлении о попадании в фобическую ситуацию (например, школьник
предполагает, что именно на этом уроке его вызовут отвечать к доске).
Как правило, маленький ребенок стремится всеми правдами и неправдами
избежать попадания в неприятную, страшную для него ситуацию. Иногда с этой
целью он ведет длинные, полные хитростей и недомолвок, беседы с родителями,
иногда прибегает к прямой лжи или проявляет совершенно непонятное для
окружающих взрослых упрямство.