В данной статье я постаралась собрать очень полезные советы и рекомендации для учителей, которые набрали детей первого класса. В статье описаны особенности детей шести и семи летнего возраста. Так же даны советы учителю в каком режиме работать с маленькими детьми. Очень полезная статья.
как работать с первоклашками.docx
КАК РАБОТАТЬ С ПЕРВОКЛАШКАМИ?
Особого внимания со стороны учителя требуют первые дни пребывания детей
в школе. Необходимо помнить, что такие качества отдельных детей, как
невнимательность, неусидчивость, быстрая отвлекаемость, неумение
управлять своим поведением связаны с особенностями их психики, поэтому
важно (особенно в адаптационный период) не делать детям резких замечаний,
не одергивать их, стараться фиксировать внимание на положительных
проявлениях ученика.
В процессе обучения важно учитывать индивидуальные особенности ребенка.
В начале обучения учитель должен предоставить каждому ребенку
возможность работать в присущем ему темпе. Объем работы школьников
должен увеличиваться постепенно.
Уровень развития функциональных систем и сформированности психических
процессов детей (внимание, память, мышление, уровень произвольности),
обеспечивающих успешность обучения, диктуют необходимость
предоставления детям разных по сложности учебных заданий и, что особенно
важно, разную долю участия учителя в их выполнении. Учитель должен знать,
что многие дети в этом возрасте могут выполнять задания только с помощью
взрослого, который подсказывает последовательность действий. Это не
является отрицательной характеристикой ученика, а отражает возрастные и
индивидуальные особенности уровень «школьной зрелости».
Стиль общения учителя с первоклассниками должен учитывать особенности
поведения ребенка, связанные с его умением общаться со взрослыми и
сверстниками. Среди первоклассников достаточно высок процент детей,
испытывающих разного рода трудности общения в коллективе. Сюда
относятся как гиперобщительные дети, мешающие учителю вести урок, так и
боящиеся классноурочной обстановки, стесняющиеся отвечать и
производящие поэтому впечатление ничего не знающих или не слушающих
учителя. И те, и другие требуют различных форм доброжелательно и
терпеливой работы учителя.
Тон учителя должен быть доверительным и мягким. Недопустим
авторитарный стиль общения учителя с первоклассниками. Нельзя
пренебрегать и различными формами невербального общения обнять
ребенка, взять за руку, погладить по голове, дотронуться и т.п. Это не только
успокаивает ребенка, но вселяет в него уверенность, ощущение того, что
взрослый хорошо к нему относится. Необходимо обратить особое внимание на
это положение, так как для первоклассника существенно важно доброе, позитивное отношение к нему учителя, которое не должно зависеть от
реальных успехов ребенка.
Требования к выполнению школьных норм поведения должны вводиться
постепенно и не в форме указаний, а в форме пожеланий. Со стороны учителя
недопустимы проявления раздражения, резкие замечания. Следует терпеливо
и мягко еще и еще раз повторять необходимое правило.
Для развития самостоятельности и активности детей важно положительно
оценивать каждый удавшийся шаг ребенка, попытку (даже неудачную)
самостоятельно найти ответ на вопрос. Очень полезно давать детям
творческие учебные задания: придумать чтото, догадаться, подобрать другие
примеры и пр. Пусть при этом дети спорят, рассуждают, ошибаются, вместе с
учителем находят правильное решение.
Особое внимание требуют дети с низким уровнем активности. Главная задача
учителя поощрять любое проявление инициативы, желание высказаться,
ответить на вопрос, поработать у доски. Очень важно специально подготовить
такого ребенка к ответу стоять с ним рядом, поощрять, не боясь
перехвалить, демонстрировать всему классу его успехи активность. Нельзя
спешить вызывать ребенка к доске, если учитель не уверен в правильности
ответа, лучше пусть ученик ответит ему «на ушко», чтобы не
демонстрировать классу ошибки ребенка.
В первом классе следует специально учить детей организовывать свою
деятельность: планировать свои действия, менять условия работы (например,
убрать учебник или тетрадь, сложить кассу букв, закрыть книгу и т.п.). Здесь
требуется терпеливая длительная работа, в основе которой лежит пошаговая
инструкция, подробно объясняющая что и как делать («открыли кассу букв»,
«нашли кармашек для данной буквы», «убираем ее», «закрываем кассу...»).
При организации деятельности по решению учебной задачи необходимо учить
детей планировать свои действия. Это нужно делать не только на уроках
родного языка и математики, но и на всех остальных уроках. Особенно
эффективно использовать для этого уроки художественного труда, когда
дети анализируют образец будущего изделия, выделяют последовательность
действий. Очень важно побуждать детей проговаривать вслух
последовательность действий, осуществлять самостоятельно контроль:
сравнивать свою работу с образцом, находить ошибки, устанавливать их
причины, самому вносить исправления. Причем, формулировку требования
лучше высказывать не в категорической форме, а в мягкой («Мне кажется, ты
здесь ошибся», «Проверь, пожалуйста, нет ли у тебя ошибки вот здесь» и т.п.). Необходимо обратить внимание на структуру урока в первом классе. Она
должна быть «дробной», т.е. включать несколько (желательно связанных
темой) видов деятельности. Как уже было подчеркнуто выше, недопустимо
строить весь урок на одном виде деятельности, например, все тридцать пять
минут читать, писать или решать арифметические задачи. Необходимо
чередовать разные виды деятельности на уроке.
Для первоклассников еще очень актуальны виды деятельности, которыми они
занимались в дошкольном детстве. Это прежде всего относится к игре.
Поэтому следует активно включать игру в учебный процесс, а не запрещать
игру, не исключать ее из жизни первоклассника. В первом классе игра имеет
особое значение для формирования умения учиться основной деятельности,
которой занимается теперь ребенок. Принципиально важно обратить внимание
на два вида игр ролевые и игры с правилами (дидактические, подвижные,
настольнопечатные).
Игры с правилами так же, как и учебная деятельность, обязательно дает
результат, развивает самооценку, самоконтроль и самостоятельность. На
первом году обучения (особенно в первые недели учебы) игры с правилами
должны присутствовать на каждом уроке (дидактические), заполнять
перемены и динамическую паузу (подвижные, настольнопечатные).
Как работать с первоклашками
Как работать с первоклашками
Как работать с первоклашками
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.