Как работать с приёмом «Шесть шляп мышления» на уроках.
Оценка 4.6
Презентации учебные
pptx
психологическая работа +1
8 кл—11 кл
22.05.2017
В помощь учителю разработка презентации к уроку физики по методике «Шесть шляп мышления» Эдварда де Боно. Метод 6 шляп – это психологическая ролевая игра. Цель: 1. Найти такой способ обсуждения проблемы, при котором все предложения будут услышаны, т.к. у детей обычно прав тот, кто сильнее, а у взрослых тот, кто выше рангом.
2. Помочь развить уважение к себе, веру в свою способность думать и самостоятельно решать проблемы, не поддаваясь эмоциям, предрассудкам.
Новизна и эффективность методики де Боно в подходе мыслительного процесса.Презентация к уроку физики.
Как работать с приёмом «Шесть шляп мышления» на уроке физики.pptx
Как работать с приёмом «Шесть шляп мышления» на уроках.
Как работать с
приёмом «Шесть
шляп мышления»
на уроке физики.
Подготовила педагогпсихолог
Гордиенко Ирина Николаевна.
Как работать с приёмом «Шесть шляп мышления» на уроке физики.
Как работать с приёмом «Шесть шляп мышления» на уроках.
Без нестандартного
мышления и новых
концепций движение
вперед невозможно.
Эдвард де Боно
Как работать с приёмом «Шесть шляп мышления» на уроках.
Эдвард
де Боно
Эдвард де Боно родился на Мальте в 1933 году. Номинант Нобелевской
премии 2005 года, всемирно признанный авторитет в области
творческого и концептуального мышления. На международной
конференции по мышлению в Бостоне (1992) ему была вручена награда
как человеку, который впервые разработал методы прямого обучения
мышлению в школах.
Как работать с приёмом «Шесть шляп мышления» на уроках.
Шесть Шляп Мышления
«Шесть Шляп Мышления» (Six Thinking
Hats) — один из самых популярных методов
организации мышления, разработанных
Эдвардом де Боно. Метод шести шляп
позволяет структурировать и сделать
намного более эффективной любую
умственную работу, как личную, так и
коллективную.
Как работать с приёмом «Шесть шляп мышления» на уроках.
Когда мы имеем дело с практическим мышлением, возникают три
фундаментальные трудности:
1. Эмоции. Часто мы склонны не думать вообще, а опираться в наших
действиях на чутье, эмоции и предрассудки.
2. Беспомощность. Нашей реакцией может быть чувство неадекватности: “Я
не знаю, как об этом думать. Я не знаю, что делать дальше”.
3. Путаница. Мы пытаемся удержать в своем уме все сразу, и в результате
получается мешанина.
Метод шести шляп — это простой и практичный способ преодолеть подобные
трудности посредством разделения процесса мышления на шесть различных
режимов, каждый из которых представлен шляпой своего цвета.
Как работать с приёмом «Шесть шляп мышления» на уроках.
Вот краткое изложение принципов
использования шести шляп
Как работать с приёмом «Шесть шляп мышления» на уроках.
Белая шляпа:
информация
Белая шляпа используется для
того, чтобы направить внимание
на информацию. В этом режиме
мышления нас интересуют только
факты, цифры. Мы задаемся
вопросами о том, что мы уже
знаем, какая еще информация
нам необходима и как нам ее
получить.
Как работать с приёмом «Шесть шляп мышления» на уроках.
Красная шляпа:
чувства и интуиция
В режиме красной шляпы у участников
сессии появляется возможность высказать
свои чувства и интуитивные догадки
относительно рассматриваемого вопроса,
не вдаваясь в объяснения о том, почему
это так, кто виноват и что делать.
Как работать с приёмом «Шесть шляп мышления» на уроках.
Черная шляпа: критика
Мышление в чёрной шляпе предназначено для того,
чтобы представить всё в чёрном свете. Тут нужно во всём
видеть недостатки, подвергать сомнению слова и цифры,
искать слабые места и ко всему придираться.
Черная шляпа позволяет дать волю критическим
оценками, опасениям и осторожности. Она защищает нас
от безрассудных и непродуманных действий, указывает
на возможные риски и подводные камни. Польза от
такого мышления несомненна, если, конечно, им не
злоупотреблять.
Как работать с приёмом «Шесть шляп мышления» на уроках.
Жёлтая шляпа:
логический позитив
Жёлтая шляпа требует от нас
переключить свое внимание на поиск
достоинств, преимуществ и
позитивных сторон рассматриваемой
идеи.
Как работать с приёмом «Шесть шляп мышления» на уроках.
Зелёная шляпа:
креативность
Зелёная шляпа – креативность. Творчество.
Различные идеи. Новые идеи. Предложения.
Каковы некоторые из возможных решений и
действий? Каковы альтернативы?
Находясь под зеленой шляпой, мы придумываем
новые идеи, модифицируем уже существующие,
ищем альтернативы, исследуем возможности, в
общем, даем креативности зеленый свет.
Как работать с приёмом «Шесть шляп мышления» на уроках.
Синяя шляпа:
управление процессом
Синяя шляпа отличается от других шляп тем,
что она предназначена не для работы с
содержанием задачи, а для управления самим
процессом работы.
В частности, ее используют в начале сессии
для определения того, что предстоит сделать, и в
конце, чтобы обобщить достигнутое и обозначить
новые цели.
Как работать с приёмом «Шесть шляп мышления» на уроках.
Цель групповой работы
активное включение
каждого ученика
в процесс усвоения
учебного материала
Как работать с приёмом «Шесть шляп мышления» на уроках.
Задачи групповой работы
1.Активизация познавательной
деятельности.
2.Развитие навыков самостоятельной
учебной деятельности.
3.Развитие умений успешного
общения.
4.Совершенствование межличностных
отношений в классе.
Как работать с приёмом «Шесть шляп мышления» на уроках.
Ожидаемые результаты
использования игры на уроке
•игры активизируют мыслительную деятельность
на всех стадиях изучения материала;
•игры активизируют познавательную деятельность
на всех стадиях изучения материала;
•игры расширяют кругозор, повышают учебную
мотивацию;
•с
эмоциональный контакт с учащимися
устанавливать
помощью
игры
легче
Как работать с приёмом «Шесть шляп мышления» на уроках.
Метод шести шляп в
решении задач
Тема: «Как системно
деятельностный подход помогает
развивать у детей навыки
самообразования?»
Как работать с приёмом «Шесть шляп мышления» на уроках.
Решение задачи
Белая — факты и объяснения почему
такой подход даст больше знаний детям.
Желтая — найти аргументы, в пользу
этого подхода, чем он так хорош.
Чёрная — обосновать негативное
воздействие системнодеятельностный
подхода на учащихся. Либо доказать, что
этот подход неактуален в наши дни.
Красная — рассказать об эмоциях,
чувствах и впечатлениях от
использования элементов системно
деятельностного подхода на уроках.
Зелёная — доказать, что системно
деятельностный подход актуален в наши
дни, чему он учит современных учеников.
Как работать с приёмом «Шесть шляп мышления» на уроках.
Тема «Производство,
передача и использование
электрической энергии».
Потребность
Проблемы:
1.
постоянно
увеличивается, а запасы невозобновляемых природных
ресурсов
катастрофически
уменьшаются.
2.
экологическому равновесию на планете.
Электростанции
электроэнергии
(нефть,
уголь,
газ)
в
наносят
большой
ущерб
Цель урока: опираясь на знания учащихся по данной
теме, полученные на уроках географии, истории, физики,
экологии и из средств массовой информации, учитывая
индивидуальные особенности мышления, в ходе ролевой
игры осуществить поиск решения обозначенных проблем.
Как работать с приёмом «Шесть шляп мышления» на уроках.
Способы мышления
Белая шляпа – в белой шляпе отдают предпочтение фактам, цифрам
и точной информации. Факты давно принятые нами на веру и те, что
проверены аргументами, цифрами и фактами. Белая шляпа излагает
свою позицию спокойно, уравновешенно и беспристрастно.
Красная шляпа – её интересуют не сами факты, а собственное к ним
отношение. Что они вызывают? Радость, гнев, возмущение,
раздражение, восторг, желание разорвать автора идеи в клочья? В ней
нет места объективности. Всё имеет субъективный, эмоционально
окрашенный характер. Красная шляпа говорит о своих чувствах.
Чёрная шляпа она не эмоциональная, но зато логична, четка и
обоснована. Критика, доведённая до крайности, лишённая всякого
конструктивного подхода. Чёрную шляпу не интересует, как изменить
или улучшить ситуацию, ей важно указать на недостатки.
Жёлтая шляпа – полна радости и оптимизма. Она во всём ищет и
находит позитив. При этом она не только излучает надежду и
положительный настрой, но и аргументировано доказывает свою
правоту: везде и во всём можно найти хорошее.
Зелёная шляпа – символ начала новой жизни, изменений и перемен.
Это творческий взгляд на постоянно меняющийся мир, полный новых
идей. Зелёная шляпа не выносит оценочных суждений, она находит в
проблеме новые оригинальные идеи, новые пути, демонстрирует
радость познаний и мышления, заставляет размышлять.
Роль на
уроке
Информационное
агентство: владеет цифрами
и фактами, что касаются
энергетики на протяжении
20го века.
Молодёжное объединение
не представляющее
себе жизни без
цивилизации, в том
числе, без
электрической энергии.
Группа пессимистов:
«сгущают краски» о
грядущей
«неизбежной»
экологической
катастрофе.
Группа оптимистов
моделирующих
прекрасную жизнь без
электрической энергии
Как работать с приёмом «Шесть шляп мышления» на уроках.
Øåñòü øëÿï (ïðèò÷à).mp4
Как работать с приёмом «Шесть шляп мышления» на уроках.
СПАСИБО
ЗА ВНИМАНИЕ!
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.