Как развивается мозг и психические функции ребенка дошкольника

  • Раздаточные материалы
  • doc
  • 15.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Дошкольное детство (3–7 лет) — важный период в жизни ребенка. В это время он открывает для себя мир человеческих отношений, разных видов человеческой деятельности. Формируется его собственный характер. Ребенок в этом возрасте стремится к самостоятельности, но она ему еще недоступна. Из этого противоречия рождается сюжетно-ролевая игра, занимающая огромное место в жизни ребенка-дошкольника. В ней ребенок понарошку может побыть летчиком, полицейским, доктором, то есть пережить то, что еще не может быть пережито в реальности. Несколько позже появляются игры с правилами, но довольно долго они сосуществуют с сюжетно-ролевыми играми.
Иконка файла материала Как развивается мозг и психические функции ребенка дошкольника.doc
Как развивается мозг и психические функции ребенка  дошкольника Дошкольное детство (3–7 лет) — важный период в жизни ребенка. В это время он открывает для себя мир человеческих отношений, разных видов человеческой деятельности. Формируется его собственный характер. Ребенок в этом возрасте стремится   к   самостоятельности,   но   она   ему   еще   недоступна.   Из   этого противоречия рождается сюжетно­ролевая игра, занимающая огромное место в жизни ребенка­дошкольника. В ней ребенок понарошку может побыть летчиком, полицейским, доктором, то есть пережить то, что еще не может быть пережито в реальности. Несколько позже появляются игры с правилами, но довольно долго они сосуществуют с сюжетно­ролевыми играми. Если ребенок совсем не играет в ролевые игры, родителям следует обратить на это внимание и, может быть, как­ то   стимулировать   развитие   любознательности   ребенка,   его   интереса   к предметному   миру.   Автору   кажется,   что   сейчас   наблюдается   тенденция вытеснения ролевых игр, хотя может быть, они просто заменяются виртуальной компьютерной   реальностью,   в   которой   ребенок,   опять   же,   может   побыть шофером,   летчиком   или   боевиком­убийцей   (правда,   автору   до   сих   пор   не встретилась   компьютерная   игра,   в   которой   можно   было   бы   побыть   поваром, доктором или просто мамой и папой — традиционными персонажами дошкольных девчоночьих   «ролевушек».   Интересно,   как   это   отразится   на   подрастающих девушках?). В   период   от   рождения   до   школы   особенно   интенсивно   развивается   мозг   и психические   функции   ребенка.   Ребенок   рождается   со   структурно   готовым мозгом,   но   функции   мозга   не   фиксированы   наследственно,   а   развиваются   в процессе   индивидуальной   жизни   ребенка,   в   результате   постоянного взаимодействия   организма   ребенка   с   окружающей   средой.   По   сравнению   с детенышами   большинства   животных   ребенок   обладает   небольшим   запасом врожденных   безусловных   рефлексов.   Условные   же   рефлексы   могут вырабатываться   у   новорожденного   с   самых   первых   дней   жизни   на   основе внешних раздражителей. Из этого следует, что начинать «воспитывать» ребенка можно со дня его рождения. При этом необходимо помнить, что у детей раннего возраста процессы возбуждения преобладают  над процессами торможения, и поэтому   тормозные   рефлексы   требуют   гораздо   большего   числа   повторений («Нельзя вылезать из коляски!» надо повторить большее число раз, чем «А ну­ка, беги к сестре!»). В дошкольном детстве начинается и в основном завершается долгий и сложный процесс овладения речью. Растет словарный запас, развивается грамматический строй  речи.  Именно   в   дошкольном   периоде   ребенок   активно  использует   свои способности   к   словотворчеству   («Водитель   ехал   в   кабине,   а   остальные   —   в грузове»). Восприятие   в   дошкольном   возрасте   утрачивает   свой   первоначально аффективный   характер,   оно   становится   осмысленным   и   целенаправленным, анализирующим.   В   нем   выделяются   произвольные   действия   —   наблюдение, рассматривание, поиск. Восприятие в этом возрасте тесно связано с мышлением, поэтому говорят о наглядно­образном мышлении дошкольников. Мышление в дошкольном возрасте предметно и конкретно. Основная его форма — мышление по аналогии («Я мал и палка у меня маленькая. Я вырасту, и палка моя   тоже   вырастет»).   Однако   при   благоприятно   сложившихся   условиях дошкольник может уже логически правильно рассуждать. В связи с интенсивнымразвитием   речи   усваиваются   понятия,   появляется   тенденция   к   обобщению, установлению   связей.   Последнее   очень   важно   для   дальнейшего   развития интеллекта ребенка. Дошкольное детство — возраст, наиболее благоприятный для развития памяти. Однако   память   в   этом   возрасте   имеет   ряд   специфических   особенностей.   У младших дошкольников память непроизвольная. Они не ставят перед собой цель что­то запомнить, не могут запомнить что­то по своему или чужому выбору. Лишь между четырьмя и пятью годами начинает формироваться произвольная память. Чуть   раньше   происходит   и   еще   одно   важное   событие,   связанное   с   памятью. Память   включается   в   процесс   формирования   личности,   т. е.   у   ребенка появляются воспоминания.