Дошкольное детство (3–7 лет) — важный период в жизни ребенка. В это время он открывает для себя мир человеческих отношений, разных видов человеческой деятельности. Формируется его собственный характер. Ребенок в этом возрасте стремится к самостоятельности, но она ему еще недоступна. Из этого противоречия рождается сюжетно-ролевая игра, занимающая огромное место в жизни ребенка-дошкольника. В ней ребенок понарошку может побыть летчиком, полицейским, доктором, то есть пережить то, что еще не может быть пережито в реальности. Несколько позже появляются игры с правилами, но довольно долго они сосуществуют с сюжетно-ролевыми играми.
Как развивается мозг и психические функции ребенка дошкольника
Дошкольное детство (3–7 лет) — важный период в жизни ребенка. В это время
он открывает для себя мир человеческих отношений, разных видов человеческой
деятельности. Формируется его собственный характер. Ребенок в этом возрасте
стремится к самостоятельности, но она ему еще недоступна. Из этого
противоречия рождается сюжетноролевая игра, занимающая огромное место в
жизни ребенкадошкольника. В ней ребенок понарошку может побыть летчиком,
полицейским, доктором, то есть пережить то, что еще не может быть пережито в
реальности. Несколько позже появляются игры с правилами, но довольно долго
они сосуществуют с сюжетноролевыми играми. Если ребенок совсем не играет в
ролевые игры, родителям следует обратить на это внимание и, может быть, как
то стимулировать развитие любознательности ребенка, его интереса к
предметному миру. Автору кажется, что сейчас наблюдается тенденция
вытеснения ролевых игр, хотя может быть, они просто заменяются виртуальной
компьютерной реальностью, в которой ребенок, опять же, может побыть
шофером, летчиком или боевикомубийцей (правда, автору до сих пор не
встретилась компьютерная игра, в которой можно было бы побыть поваром,
доктором или просто мамой и папой — традиционными персонажами дошкольных
девчоночьих «ролевушек». Интересно, как это отразится на подрастающих
девушках?).
В период от рождения до школы особенно интенсивно развивается мозг и
психические функции ребенка. Ребенок рождается со структурно готовым
мозгом, но функции мозга не фиксированы наследственно, а развиваются в
процессе индивидуальной жизни ребенка, в результате постоянного
взаимодействия организма ребенка с окружающей средой. По сравнению с
детенышами большинства животных ребенок обладает небольшим запасом
врожденных безусловных рефлексов. Условные же рефлексы могут
вырабатываться у новорожденного с самых первых дней жизни на основе
внешних раздражителей. Из этого следует, что начинать «воспитывать» ребенка
можно со дня его рождения. При этом необходимо помнить, что у детей раннего
возраста процессы возбуждения преобладают над процессами торможения, и
поэтому тормозные рефлексы требуют гораздо большего числа повторений
(«Нельзя вылезать из коляски!» надо повторить большее число раз, чем «А нука,
беги к сестре!»).
В дошкольном детстве начинается и в основном завершается долгий и сложный
процесс овладения речью. Растет словарный запас, развивается грамматический
строй речи. Именно в дошкольном периоде ребенок активно использует свои
способности к словотворчеству («Водитель ехал в кабине, а остальные — в
грузове»).
Восприятие в дошкольном возрасте утрачивает свой первоначально
аффективный характер, оно становится осмысленным и целенаправленным,
анализирующим. В нем выделяются произвольные действия — наблюдение,
рассматривание, поиск. Восприятие в этом возрасте тесно связано с мышлением,
поэтому говорят о нагляднообразном мышлении дошкольников.
Мышление в дошкольном возрасте предметно и конкретно. Основная его форма
— мышление по аналогии («Я мал и палка у меня маленькая. Я вырасту, и палка
моя тоже вырастет»). Однако при благоприятно сложившихся условиях
дошкольник может уже логически правильно рассуждать. В связи с интенсивнымразвитием речи усваиваются понятия, появляется тенденция к обобщению,
установлению связей. Последнее очень важно для дальнейшего развития
интеллекта ребенка.
Дошкольное детство — возраст, наиболее благоприятный для развития памяти.
Однако память в этом возрасте имеет ряд специфических особенностей. У
младших дошкольников память непроизвольная. Они не ставят перед собой цель
чтото запомнить, не могут запомнить чтото по своему или чужому выбору. Лишь
между четырьмя и пятью годами начинает формироваться произвольная память.
Чуть раньше происходит и еще одно важное событие, связанное с памятью.
Память включается в процесс формирования личности, т. е. у ребенка
появляются воспоминания.