Материал предназначен для педагогических чтений по направлению " Методика преподавания литературы в современной школе". Освещены несколько способов и возможностей для того, чтобы сделать урок интересным как для детей, так и для учителя. Как сделать любую тему сделать интересной, если подключить к ней личный опыт ученика, его мнение или предпочтения.Лекция на тему "КАК СДЕЛАТЬ УРОКИ ЛИТЕРАТУРЫ ИНТЕРЕСНЫМИ"
Осадчая Е.В._работа.doc.docx
Е.В.Осадчая
учитель русского языка и литературы
муниципального общеобразовательного учреждения
средней общеобразовательной школы №24
Россия, КомсомольскнаАмуре
КАК СДЕЛАТЬ УРОКИ ЛИТЕРАТУРЫ ИНТЕРЕСНЫМИ
"Пусть же учитель отечественного языка
даст в руки своим юным питомцам такую книгу,
чтение которой оставит в их душе следы на всю жизнь".
Ф.И.Буслаев
Современный
урок литературы – это фрагмент целостного
образовательного процесса. Нужно помнить, что на уроке, соответствующем
требованиям ФГОС, знание не передается в готовом виде, а строится самим
учащимся в процессе познавательной, исследовательской деятельности.
Современный урок нацелен на обеспечение достижения нового качества
образования: всестороннее развитие личности школьника с учетом его
возрастных особенностей, интересов и потребностей и качественное усвоение
программного материала через овладение универсальными учебными
действиями в процессе активной самостоятельной познавательной деятельности.
Современная педагогика ориентирована на то, чтобы ребенок научился учиться;
открыл в себе энергию познания, постоянного стремления к получению новых
знаний [1, c.3].
Меня всегда волновала проблема, как сделать так, чтобы всем было
интересно на уроке, чтобы все были вовлечены в учебный процесс, не осталось
ни одного равнодушного. Можно ли избежать общей тенденции рассматривать преподавание литературы как поглощение определенной суммы знаний? Как с
помощью литературы развить личность ученика, его творческое мышление,
умение критически анализировать прошлое и настоящее, делать собственные
выводы?
Литература отличается от других школьных предметов именно тем, что
литература не наука, а искусство. К чему мы можем подготовить школьника на
уроках литературы? Кратко это можно выразить в нескольких пунктах:
1. Комплексное многоуровневое решение проблем.
2. Критическое мышление.
3. Креативность в широком смысле.
4. Умение управлять людьми.
5. Взаимодействие с людьми.
6. Эмоциональный интеллект.
7. Формирование собственного мнения и принятие мышления.
8. Клиентоориентированность[2].
9. Умение вести переговоры.
10. Когнитивная гибкость.
Важно, чтобы каждый ученик овладел читательской грамотностью. А что
же такое читательская грамотность? Способность понимать, интерпретировать,
использовать, оценивать содержательную информацию, способность человека
понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься
чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и
возможности, участвовать в социальной жизни.
По каким навыкам оценивается читательская грамотность? Это
определение ключевой мысли, поиск и выбор необходимой информации, синтез
и навыки анализа, выявление и разрешение проблем, оценка качества и
достоверности информации.
Не всегда ребенок готов к изучению серьезных текстов. Как выстроить
отношения между учеником и текстом? Ученик, а не текст занимает главное
место на уроке.
План — необходимая часть урока, а структурированность — залог
хорошего результата в учебе. В то же время урок проходит намного интереснее, если учитель умеет адаптировать план под его ход. Иногда наступает момент,
когда от плана следует отойти, например, если текст, с которым вы работаете,
затронул ученика и требует обсуждения.
Учитель должен создать условия на уроке для понимания учеником
произведений. Начало урока – «ЗАЦЕПИТЬ» • постановка вопроса – СОЗДАТЬ
КОНФЛИКТ • работа на уроке – РАЗВИТЬ КОНФЛИКТ • конец урока –
ОТВЕТИТЬ НА ВОПРОС: ответ может быть окончательным или
промежуточным.
Учитель должен организовать учебный процесс так, чтобы дети
самообразовывались:
определяли ключевые мысли;
искали и выбирали необходимую информацию;
синтезировали и анализировали информацию;
выявляли проблему и пробовали разрешить ее;
оценивали качество проделанной работы.
Создание групповой работы на уроках литературы необходимо для того,
чтобы была постановка единой, но составной задачи, тим и таймменеджмент
[2], презентация результатов, элемент конкуренции.
Домашнее задание можно выстраивать по такой структуре:
в основе – новый вопрос, задача;
поиск путей решения – индивидуально или в группе;
вариативность заданий;
«сериальность» [2] – домашнее задание должно продолжать один урок
и предвосхищать следующий.
Так как большие по объему тексты учащимся непросто анализировать, то
лучше структурировать серии уроков по одному произведению таким образом:
1. Знакомство с текстом. Первые вопросы.
2. Постановка проблемы, актуальной для учащихся.
3. Разработка проблемы через героев и сюжет.
4. Разрешение проблемы (индивидуальное или групповое), подведение итогов. 5.
Рефлексия, работа с опытом прочтения, актуализация. Актуальным остается вопрос о том, как добиться от школьников если
то хотя бы чёткого
не прочтения целиком объемных произведений,
представления об основном посыле автора. Есть несколько простых способов, в
зависимости от возрастных особенностей учащихся, сделать уроки литературы
интересными для школьников [3]. Любую тему можно сделать интересной, если
подключить к ней личный опыт ученика, его мнение или предпочтения. Сколько
бы полезного материала мы не подготовили, ученик намного быстрее и лучше
его усвоит, если он будет вовлечен.
Можно создавать всевозможные литературные дайджесты и аннотации.
В эпоху дайджестов, клипов и разнообразной рекламной продукции мало кто
из подростков способен справиться с толстым романом, из которых на 90%
состоит школьная «литература». А что если зацепить учащихся броским
газетным заголовком, в котором будет затронута тема произведения?
Осовременивание классического сюжета — казалось бы, примитивный
метод, но порой вопрос: «А как, повашему, это происходило бы в наши
дни?» — начинает творить чудеса. Классическая литература хороша тем, что
Они
поднимает универсальные проблемы и архетипические сюжеты.
свойственны любому времени, а значит, легко встраиваются в современные
декорации.
Придумать альтернативный финал для романа — своего рода фанфикшн
по следам Толстого, Гоголя, Достоевского и других очень понравится
современным школьникам.
Предложить выступить в роли критика, составителя сборника или
редактора поэтического журнала.
Многие любят писать стихи.
Любые формальные упражнения
в стихосложении способны развить риторические и мыслительные способности
пишущих.
На уроках можно обсуждать творчество современных писателей.
Понятно, что изучение творчества тех, кто ещё жив и, стало быть, «не классик», не прописано в школьной программе. Но молодая аудитория, живущая в XXI
столетии, попрежнему хочет читать про себя. Возможно, поэтому большинство
продвинутых старшеклассников выбирают современную западную литературу.
Она с большим вниманием относится к запросам читателя и говорит
на понятном ему языке. О современной литературе в России многие из них
просто не знают. И если включить в школьную программу, допустим, прозу
Андрея Геласимова или поэзию Марии Галиной, никто не позволит,
то использовать их же в качестве инструмента для понимания классики очень
даже возможно [3].
У современных детей развито, так называемое, клиповое мышление. И
самый лучший вариант работы в этом направлении короткие тексты.
Произведения могут быть разные, в зависимости от программы и от
предпочтений. «Пиковая дама» Александра Пушкина, «Петербургские повести»
Николая Гоголя, «Премудрый пескарь» Михаила СалтыковаЩедрина, «О
любви» Антона Чехова, «Легкое дыхание», «Чистый понедельник» Ивана
Бунина, «Облако, озеро, башня» Владимира Набокова, «Зимняя сказка» Евгения
Бабушкина и др. [4, с.19]
Что мы можем исследовать в коротких текстах?
поступки;
характеры;
идею;
подтекст;
авторское начало;
язык.
Типы вопросов к коротким текстам:
общие вопросы;
вопросы о поступках;
вопросы о смысле текста;
вопросы о языке;
вопросы, апеллирующие к ученикам. Сегодня существует множество способов и возможностей для того, чтобы
сделать урок интересным как для детей, так и для учителя. Главное, чтобы в
этом была заинтересованность самого педагога. Уроки могут быть интересными
для учеников только в том случае, если будет интересно учителю. С помощью
новых заданий, стратегий и методов, одну и ту же тему можно каждый раз
преподавать поразному. Кроме этого, современные ученики привыкли к
быстрой смене одного вида деятельности на другой и к интерактивной форме
обучения.
Все сказанное выше можно привести к определенной формуле: интересный
урок = полное внимание ученика = быстрое и эффективное усвоение материала
= прогресс и удовольствие от изучения предмета.
Литература главный, если не единственный школьный предмет, который
целиком и полностью должен быть ориентирован, прежде всего, на
формирование души. Не игнорируя интеллектуальную сторону духовной жизни,
которая
литература остается стержневой учебной дисциплиной,
последовательна в развитии эмоционального мира ребенка. Литературные
произведения дополняют в образовательном процессе функцию не столько
объекта изучения, сколько субъекта инструмента воздействия на "тайное
тайных", на душу читателя [5].
В заключение хотелось бы привести высказывание писателя Чарльз Чу:
«Отчасти наше восприятие базируется на генах и культуре (…), но в немалой
степени наш взгляд на мир основывается на опыте, а опыт включает
прочитанные книги» [6] .
Список литературы 1. Кравцова Л.А. Традиции и инновации в преподавании русского языка и
литературы в условиях реализации ФГОС/ Л.А.Кравцова. infourok.ru,
2016.
2. Новиченков Артем. Как сделать уроки литературы захватывающими/
mel.fm›Педагогика›7204913lifehack_lit
3. Погорельская Е. 6 способов, как оживить уроки литературы/
https://t.me/thinking_reed
4. Сухих И.Н. Русская литература для всех / И.Н.Сухих. СПб.:
Издательская группа «Лениздат», 2013. 25.
5. Буслаев Ф.И. О методах и приемах обучения литературе/ Ф.И. Буслаев .О
преподавании отечественного языка.М., 1844.
6. Чарльз Чу. Чтение — средство от нищеты, смерти и других горестей/
Чарльз Чу: Журнал «Мир вокруг», 2017.10.25.
КАК СДЕЛАТЬ УРОКИ ЛИТЕРАТУРЫ ИНТЕРЕСНЫМИ
КАК СДЕЛАТЬ УРОКИ ЛИТЕРАТУРЫ ИНТЕРЕСНЫМИ
КАК СДЕЛАТЬ УРОКИ ЛИТЕРАТУРЫ ИНТЕРЕСНЫМИ
КАК СДЕЛАТЬ УРОКИ ЛИТЕРАТУРЫ ИНТЕРЕСНЫМИ
КАК СДЕЛАТЬ УРОКИ ЛИТЕРАТУРЫ ИНТЕРЕСНЫМИ
КАК СДЕЛАТЬ УРОКИ ЛИТЕРАТУРЫ ИНТЕРЕСНЫМИ
КАК СДЕЛАТЬ УРОКИ ЛИТЕРАТУРЫ ИНТЕРЕСНЫМИ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.