Разговор о взаимоотношениях воспитателей и родителей на сегодня одна из самых сложных проблем. Многие родители считают, что воспитывать их детей должны в детском саду, есть категория родителей, которые пренебрегают советами педагогов, в некоторых семьях в выходные дни дети предоставлены самим себе, а родители считают, что их задача состоит в том, чтобы ребенок был сыт, одет, а единственное его занятие дома — прогулка.
Поскольку организация индивидуальной работы с родителями вызывает наибольшие затруднения, важно установить с ними доверительный контакт, найти верный тон разговора.
Как соблюдать педагогический такт в
беседе с родителями.
Разговор о взаимоотношениях воспитателей и родителей на сегодня одна из самых
сложных проблем. Многие родители считают, что воспитывать их детей должны в детском
саду, есть категория родителей, которые пренебрегают советами педагогов, в некоторых
семьях в выходные дни дети предоставлены самим себе, а родители считают, что их задача
состоит в том, чтобы ребенок был сыт, одет, а единственное его занятие дома — прогулка.
Поскольку организация индивидуальной работы с родителями вызывает наибольшие
затруднения, важно установить с ними доверительный контакт, найти верный тон разговора.
Особое внимание следует обратить на следующие моменты:
никогда не начинайте разговор с родителями с указания на отрицательные моменты
в поведении их ребенка;
отметьте сначала положительные факты его жизни;
замечания, жалобы родителей, их сомнения, возражения выслушивайте внимательно
и терпеливо;
если есть необходимость указать на ошибки родителей, делайте это тактично;
желательно давать точные, конкретные ответы, обоснованные советы;
надо вселять в родителей веру в своего ребенка;
щадите самолюбие родителей;
не принижайте авторитет родителей, как бы ни был мал их опыт в воспитании детей.
Социальный анамнез семьи.
Работа с родителями строится на принципах преемственности семьи и дошкольного
учреждения.
В ходе изучения семей выявляются следующие данные:
1. Возраст родителей:а) до 25 лет (члены молодой семьи чаще ориентированы на решение своих личных
проблем и продвижение в карьерном росте, в то время как воспитание ребенка подчас
осуществляется стихийно);
б) старше 25 лет (у родителей в это время, как правило, уже сформирована
потребность заниматься ребенком. Интересы и потребности малыша занимают доминантное
положение в иерархии потребностей этой семьи).
2. Образование и профессия (позволяет
определить социальный статус семьи и возможный уровень материального
благополучия).
3. Состав семьи — полные, неполные семьи,
простые, сложные, измененные (говорит об участии в воспитательном
процессе бабушек, дедушек, отчимов, мачех, а также о наличии в семье
других детей).
Все это позволяет спрогнозировать стратегию взаимодействия с семьей.