Как я использую ИКТ в своей работе (из опыта работы)
Оценка 4.9

Как я использую ИКТ в своей работе (из опыта работы)

Оценка 4.9
Научные работы
doc
администрации
Взрослым
08.11.2017
Как я использую ИКТ  в своей работе (из опыта работы)
Публикация является частью публикации:
Использование ИКТ.doc
ИНСТИТУТ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ Как я использую ИКТ  в своей работе (из опыта работы) Работа выполнена в рамках курсов повышения квалификации по программе «Современные подходы к изучению астрономии в условиях реализации ФГОС CОО» Автор Ф.И.О. Акатова Галина Сергеевна  Должность преподаватель физики и астрономии Место работы  Г(О)Б ПОУ «Задонский политехнический техникум» г. Задонск 2017 г В настоящее время происходит активный процесс информатизации общества. Если   в   начале   20   века   электрификация   привела   к   значительному   росту общественного   производства   и   улучшению   бытовых   условий   жизни   людей,   то   в конце века такое же революционное значение для развития человеческого общества имеет   информатизация.  В   современном   мире   информационно­коммуникативные технологии   занимают   всё   более   значительное   место.   Процесс   обучения   в   этом смысле не должен отставать от жизни, поэтому вопрос внедрения их в структуру современного   урока   весьма   актуален.   Из   этого   вытекает   одна   из     задач   нашей педагогической   деятельности   –   формирование     способной   личности, адаптироваться в современном мире.  Сегодня   образование   переживает   процессы   модернизации.   В   соответствии   с Законом Российской Федерации “Об образовании” содержание образования должно быть ориентировано на обеспечение самоопределения личности, создания условий для   её   реализации.   Одним   из   основных   принципов   государственной   политики   в области   образования   является   “общедоступность   образования,   адаптивность системы   образования   к   уровням   и   особенностям   развития   и   подготовки обучающихся”. Федеральный   государственный   образовательный   стандарт   основного   общего образования   представляет   собой   совокупность   требований,   обязательных   при реализации   основной   образовательной   программы   основного   общего   образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию. Актуальность Сегодня   в   условиях   информатизации   образования   появляются   новые современные   инновационные   технологии,   открывающие   новые   возможности   для организации эффективного взаимодействия субъектов образовательного процесса. Актуальность использования  информационных  технологий и возможностей  сетей 2 подтверждается стратегическими направлениями развития образования в России. Одна из основных задач, сформулированных в принятой Советом безопасности РФ Стратегии развития информационного общества, заключается в повышении качества образования   на   основе   развития   и   использования   информационных   и коммуникационных   технологий.   Для   обеспечения   качественных,   устойчивых изменений в образовании необходимо системное обновление трех взаимосвязанных  образовательная   среда   (условия   получения   образования)   – элементов: педагогические кадры ­ образовательные технологии (методы, инструменты).          Использование современных образовательных инновационных технологий является   обязательным   условием   обучения   современного   студента,   его интеллектуального, творческого, нравственного развития. Основной формой, как в школе,   так   и   в   техникуме   остается   урок   (занятие),   и   очень   важно   включить возможности   ИКТ   в   деятельность   обучающихся,   преподавателей,   реализовать потенциал   современных   средств   информационных   технологий,   электронных образовательных ресурсов (ЭОР), направленный на реализацию требований ФГОС. Наш   техникум   уделяет   большое   внимание   личностно­ориентированному обучению, где центром обучения является сам обучающийся — его мотивы, цели, его неповторимый психологический склад, т. е. студент как личность. Применение информационных  и коммуникационных   технологий для   организации  личностно­ ориентированного обучения позволяет:   повысить   мотивированность   студентов   к   обучению   и   их   познавательную активность;   построить   учебный   процесс,   учитывая   личностные   особенности   каждого обучающегося, ориентируясь  на развитие их творческих способностей;   создать условия для самостоятельного управления ходом обучения;   дифференцировать   и индивидуализировать  учебный  процесс, создавая  условия для систематического контроля (рефлексии) усвоения знаний и уровня обученности каждого студента;  3  вносить   своевременные   корректирующие   воздействия   преподавателя   по   ходу учебного процесса.  Моя   педагогическая   работа   связана   с   преподаванием   физики,   одного   из наиболее   интересных,   увлекательных,   доступных   и   в   то   же   время   достаточно сложных общеобразовательных дисциплин. Физика – это фундаментальная наука, изучающая простейшие и вместе с тем наиболее общие закономерности явлений природы, свойства и строение материи, законы ее движения. Среди   всех   учебных   дисциплин   физика   –   наиболее   поддающийся компьютеризации   предмет.   Все   методические   средства   и   приемы,   используемые преподавателем   на   своих   занятиях,   это   своего   рода   музыкальный   оркестр. Дирижером   этого   оркестра,   естественно,   является   сам   педагог.   Легкий   взмах палочки   –   соло   ведет   один   музыкальный   инструмент,   снова   взмах   –   органично вплетаются   звуки   другого.   И   музыка   становится   все   более   яркой,   насыщенной, завораживающей,   понятнее   становятся   ее   аккорды,   и   увеличивается   глубина проникновения и очарования.  На сегодняшний день ИКТ именно те музыкальные инструменты в оркестре преподавателя,   игра   которых   делает   «музыку»   занятий   в   легко   принимаемой   и усвояемой для слушателей – студентов. Они настолько органично дополняют и, что немаловажно, по­новому аранжируют «старые мелодии» занятия, что ты сам для себя открываешь предмет в новом видении и цвете.  Несколько лет назад я окунулась в мир информационных технологий и открыла для   себя   и   своих   студентов   много   нового.   Увидела,   что   современные   методы обучения дают множество возможностей эффективного изучения физики, делают этот процесс более видимым, увлекательным и интересным. Опыт работы по применению ИКТ как нового средства изучения физики убедил меня,   что   главная   учебная   цель:   создание   активной   познавательной   среды, необходимой   для   диалога   преподавателя   со   студентами,   эвристической   беседы. Чтобы   через   содержание   компьютерных   учебных   материалов   организовать понимающее   (а   не   запоминающее)   обучение.   Все   должно   быть   построено   не   на 4 заучивании,   а   на   активной   самостоятельной   практической   деятельности, нестандартности решений. Применение ИКТ оживляет восприятие обучающимися материала,   прививает   интерес   к   изучению   предмета,   совершенствует   творческие способности   студентов.   Компьютерные   материалы  –   необходимая   часть   единого комплекса   средств   обучения,   который   преподаватель   может   дополнять, модернизировать, варьировать способы применения. Преимущества включения ИКТ по сравнению с традиционными многообразны. К ним,   кроме   возможности   более   наглядного   представления   материала,   что способствует развитию и образного, и логического мышления, кроме эффективной проверки   знаний   и   т.д.,   можно   отнести   и   многообразие   организационных   форм работы   обучающихся,   методических   приемов.   Но   при   всем   этом,   здесь   должен действовать и принцип необходимости и достаточности. Все пользователи (в том числе   и   дети)   должны   знать   о   вредных   аспектах   работы   на   компьютере   и   о некоторых мерах безопасности и профилактики – этому тоже надо обучать. Врачи, прежде всего, предупреждают о высокой зрительной нагрузке, поэтому на занятиях мы со студентами делаем специальную глазную гимнастику. Использование   ИКТ   на   занятиях   физики   помогает   достижению   следующих целей:  активизация интереса студента к предмету и процессу учения;  развитие   навыков   самостоятельной   работы   по   нахождению   нужной информации;  экономия   времени   при   обработке   больших   объёмов   математической информации;  снятие конфликтной ситуации в случае неуспеха студента;  экономия времени преподавателя. Я   применяю   информационных   технологии   на   занятиях   физики   в   следующих направлениях:    компьютерное моделирование;  компьютерные демонстрации; 5  лабораторно – компьютерный практикум;  решение задач в электронной таблице Excel;  компьютерное тестирование. Компьютерное моделирование. Компьютеры на уроках физики, прежде всего, позволяет выдвинуть на первый   исследовательскую   деятельность   обучающихся. план   экспериментальную, Замечательным   средством   для   организации   подобной   деятельности   являются компьютерные модели. Компьютерное моделирование позволяет создать на экране компьютера живую, запоминающуюся динамическую картину физических опытов или   явлений   и   открывает   для   преподавателя   широкие   возможности   по совершенствованию занятий.  Наибольший интерес у студентов вызывают компьютерные модели, в рамках которых  можно  управлять  поведением   объектов  на экране   компьютера, изменяя величины   числовых   параметров,   заложенных   в   основу   соответствующей математической модели.  Некоторые модели позволяют одновременно с ходом эксперимента наблюдать в динамическом режиме построение графических зависимостей от времени ряда физических величин, описывающих эксперимент. Подобные модели представляют особую   ценность,   так   как   учащиеся,   как   правило,   испытывают   значительные трудности при построении и чтении графиков.  Компьютерные   модели   легко   вписываются   в   традиционный   урок,   позволяя продемонстрировать почти «живьём» многие физические эффекты, которые обычно мучительно и долго объясняются «на пальцах». Кроме того, компьютерные модели позволяют   организовывать   новые,   нетрадиционные   виды   учебной   деятельности (презентация, слайды 18­20).  Приведу в качестве примеров два вида такой деятельности, опробованные на практике:    Урок­исследование  1.   Студентам   предлагаю самостоятельно   провести   исследование   зависимости   фототока   от   частоты по   теме   «Фотоэффект». 6 падающего   света,   используя   компьютерную   модель,   и   получить   необходимые результаты. Компьютерная программа «Физика в картинках» позволяет буквально за   считанные   минуты   провести   такое   исследование.   В   этом   случае   занятие приближается   к   идеалу,   так   как   студенты   получают   знания   в   процессе самостоятельной творческой работы, необходимые им для получения конкретного, видимого   на   экране   компьютера,   результата.   Я   в   этом   случае   являюсь   лишь помощником в творческом овладении знаниями.  2. Урок решения задач с последующей компьютерной проверкой. На практической работе по теме «Движение тел, брошенных под углом к горизонту», я предлагаю студентам   для   самостоятельного   решения   индивидуальные   задачи,   правильность решения   которых   они   могут   проверить,   поставив   затем   компьютерные   Возможность   последующей   самостоятельной   проверки   в эксперименты. компьютерном   эксперименте   полученных   результатов   усиливает   познавательный интерес,   делает   работу   обучающихся   творческой,   а   зачастую   приближает   её   по характеру   к   научному   исследованию.   В   результате   многие   студенты   начинают придумывать   свои   задачи,   решать   их,   а   затем   проверять   правильность   своих рассуждений,   используя   компьютерные   модели.   Для   эффективного   вовлечения студентов   в   учебную   деятельность   с   использованием   компьютерных   моделей готовлю   индивидуальные   раздаточные   материалы   с   заданиями   и   вопросами различного уровня сложности. Эти материалы могут содержать следующие виды заданий:  1. Ознакомительное задание. (Назначение модели, управление экспериментом, задания и вопросы по управлению моделью).  2. Компьютерные эксперименты. (Провести простые эксперименты по данной модели по предложенному плану, вопросы к ним и результаты измерений).  3. Экспериментальное задание. (Спланировать и провести ряд компьютерных экспериментов).  4. Тестовые задания. (Выбрать правильный ответ, используя модель). 5.   Исследовательское   задание.   (Провести   эксперимент,   доказывающий 7 некоторую предложенную закономерность, или опровергающий её; самостоятельно сформулировать ряд закономерностей и подтвердить их экспериментом). 6. Творческое задание. (Придумать задачу, решить её, поставить эксперимент для проверки полученных ответов).  Значительное число компьютерных моделей, охватывающих почти весь курс физики,   содержится   в   учебных   электронных   изданиях:   “Физика   в   картинках”, “Открытая   физика”,   “Живая   физика”.   Существуют   большие   возможности моделирования   физических   задач   в   среде   MicrosoftExcel.   Программной   средой компьютерного   моделирования   являются   языки   программирования. Разумеется, компьютерная лаборатория не может полностью заменить настоящую физическую,   но   этого   и   не   требуется.   Не   секрет,   что   студенты   с   огромным удовольствием   и   старанием   выполняют   практические,   экспериментальные   и лабораторные работы, где идёт непосредственное соприкосновение с приборами, механизмами.  Как   правило,   студенты   с   особым   энтузиазмом   берутся   за   решение экспериментальных задач как реальных, так и модельных (презентация, слайд 21). Несмотря на виртуальность, последние также очень полезны, так как позволяют обучающимся   увидеть   живую   связь   компьютерного   эксперимента   и   физики   изменяя изучаемых   явлений.   Студенты   могут   управлять   процессами, соответствующие   параметры   модели.   Компьютерное   моделирование   может заменить   сложные   дорогостоящие   и   опасные   опыты,   экономит   время   при подготовке   к   занятиям   и   на   самих   занятиях.  Экспериментальные   компьютерные задачи­модели,   являясь   заданиями   творческого   и   исследовательского   характера, существенно   повышают   заинтересованность   студентов   в   изучении   физики   и являются   дополнительным   мотивирующим   фактором.   Ведь   знание   физики необходимо   им   для   получения   конкретного,   видимого   на   экране   компьютера результата.   Преподаватель   в   таких  случаях   является   лишь   помощником   в творческом процессе формирования знаний. В   своей   работе   широко   использую   электронные   образовательные   ресурсы 8 Федерального   Центра   информационно­образовательных   ресурсов (http://fcior.edu.ru),   который   является   окном   доступа   к   центральному   хранилищу электронных образовательных ресурсов (ЭОР), обеспечивающего хранение 6 типов ЭОР:  1. Электронные учебные модули Открытых Мультимедиа Систем (ОМС)  2. Электронные учебные модули Виртуальных Коллективных Сред (ВКС)  3. ЭОР на локальных носителях  4. Текстографические сетевые ЭОР  5. ЭОР на базе flash­технологий  6. ЭОР на базе java­технологий Так же в Интернете можно найти множество разработок учителей. Например, на сайте «Школьный физкабинет» Гурова С.М.  (http://cm001.narod.ru) представлен материал   «Решение   задач   по   оптике   методом   компьютерного   моделирования». Модели:   поляризация   света,   поляризатор,   модель   поляризации,   распространение электромагнитных   волн,  сложение   поперечных   волн,  опыт   Юнга,  интерференция (условия максимумов и минимумов), кольца Ньютона. Особенно   хочу   отметить,   что   моделирование   различных   явлений   ни   в   коем случае не заменяет настоящих, «живых» опытов, но в сочетании с ними позволяет на более высоком уровне объяснить смысл происходящего. Студенты самостоятельно могут создавать мультимедийные модели взаимодействия тел, физических явлений и,   изменяя   параметры   взаимодействия,   наглядно   видеть   результат.   Средство интеграции текстовой информации и мультимедиа (звука, видео, анимации) делает процесс   познания   более   привлекательным   из­за   красочности   компьютерной графики,   позволяет   лучше   развивать   наглядно­образное   мышление.   Включение   в   необходимых мультимедийный   конспект   обобщающих   таблиц,   формул, иллюстраций   и   анимационных   моделей   способствует   более   интенсивной организации учебного процесса.  Компьютерные демонстрации  9 Основным   достоинством   этой   технологии   является   то,   что   она   может органично   вписаться   в   любой   урок   и   эффективно   помочь   преподавателю   и студенту.   Другим   немаловажным   обстоятельством   является   то,   что   существуют такие физические процессы или явления, которые невозможно наблюдать визуально в лабораторных условиях, например, движение спутника вокруг Земли. В данном случае компьютерные демонстрации имеют неоценимое значение, так как позволяют «сжать» временные и пространственные рамки и в то же время получать выводы и следствия, адекватные реальности. С другой стороны достоинство этой технологии заключается в том, что она не требует большого числа компьютеров.  Компьютерное тестирование  Проверка знаний, умений и навыков является, бесспорно, важным элементом любого   учебного   процесса.   В   своей   работе   использую   различные   подходы   к контролю   за   знаниями:   иногда   отвожу   ему   большую   часть   занятия,   применяя различные способы и формы проверки, в другой раз провожу фронтальный опрос или контрольную работу. В учебном процессе тестирование в той или иной форме я использую   давно.   В   традиционной   форме   тестирование   –   это   чрезвычайно трудоемкий процесс, который требует больших временных вложений.  Для систематической, глубокой проверки знаний студентов большую помощь оказывает   компьютер.   Использование   компьютеров   делает   процесс   тестирования настолько   технологичным,   что   в   ближайшем   будущем,   возможно,   он   станет основным элементом контроля уровня знаний студентов.  Он позволяет сократить затраты времени на проверку. Современные электронные учебники предоставляют мне, как преподавателю большой выбор различных видов тестовых заданий и задач для   проверки   знаний.   При   такой   форме   контроля   исключается   возможность субъективной   оценки,   так   как   отметку   выставляет   «бесстрастный»   компьютер. Немаловажным является тот факт, что студент работает в удобном для него ритме.  Предпочитаю   использовать   не   только   готовые   формы   контроля,   но   и разрабатывать их сама. Сегодня разработано достаточно много оболочек, которые преподавватель заполняет вопросами по своему желанию. Например, «Q­тест». Эта 10 программа позволяет составлять несложные тесты для промежуточного контроля знаний учащихся буквально за считанные минуты. При изучении темы «Работа и мощность   тока.   Тепловое   действие   тока»   предлагаю   тест,   разработанный   в программе «Q­тест», содержащий 10 вопросов, на каждый из которых 4 варианта ответов,   в   том   числе,   только   1   верный.   После   прохождения   теста   результаты заносятся в текстовый документ. Накопленные результаты тестирования позволяют мне   вести   мониторинг   освоения   программного   материала,   спланировать индивидуальную работу с обучающимися. Компьютерный практикум  Физика ­ наука экспериментальная. Изучение физики трудно представить без лабораторных   работ.   Данная   технология   более   трудоемка   для   преподавателя   и требует   специальной   подготовки.   Необходимо   наличие   компьютерного   класса   и деление класса на подгруппы. Так как изначально в технологии заложена активная роль   студента,   этот   вид   занятий   необычайно   эффективен   для   его   творческого развития.   Компьютер   здесь   рассматривается   как   средство   для   решения   тех   или иных задач физики. Но, применяя компьютерный практикум, я не отказываюсь и от традиционной формы проведения лабораторной работы, предпочитаю сочетать эти формы   на   практических   занятиях.   Например,   пока   одна   подгруппа   выполняет практикум   с   использованием   виртуальной   лаборатории,   другая   делает   такой   же практикум, но с использованием традиционного физического оборудования. Затем подгруппы меняются местами. Так,   при   изучении   математического   маятника,   сначала   выполняем лабораторную   работу  «Исследование   зависимости   периода   и  частоты   свободных колебаний   математического   маятника   от   его   длины»,   а   затем   проводим компьютерное исследование этой же зависимости. Разность значений, полученных при реальном и компьютерном эксперименте, позволяет говорить о погрешностях измерения не как об отвлечённых математических величинах, а как об обязательном факторе проведения реального компьютерного эксперимента. 11 Широко использую в практике  Виртуальные лабораторные работы для 10­11 классов (презентация, слайды 8­9).  При   изучении   темы   «Электродинамика»   провожу   лабораторную   работу «Расчёт электрических цепей». Достоинством данной работы является возможность получить   графики   вольт   –   амперной   характеристики   с   учетом   внутреннего сопротивления   самих   приборов.  Для   построения   графиков   студенты   используют возможности   программы   «Excel».   В   рамках   этой   же   темы   провожу   с   ними исследование влияния электрического и магнитного полей на движение заряженной частицы. Практически невозможно обойтись без компьютерного эксперимента при изучении темы «Квантовые явления», так как реальный эксперимент по данной теме провести   невозможно.   Для   проведения   виртуального   эксперимента   использую программу «Физика в картинках» (разработчик «Физикон»). Решение задач в MicrosoftExcel При   решении   расчётных   задач   я   практикую   применение   MicrosoftExcel. Программа MicrosoftExcel очень эффективна в плане экономии учебного времени (быстрота расчетов), а также удобна для графического представления физических процессов,   для   анализа   и   сравнения   полученных   графиков.   Такая   методика повышает   познавательный   интерес   обучающихся,   так   как,   даже   те   студенты, которые   не   любят   решать   задачи,   в   данном   случае   охотно   откликаются   на предложенные варианты использования Excel на уроках физики, что в конечном итоге повышает результативность обучения. Использование электронных таблиц позволяет отвлечься от рутинных расчётов, даёт возможность обрабатывать большое количество  данных, строить графики и диаграммы   для   глубокого   понимания   процесса   анализировать   суть   явлений. Например,   на   практическом   занятии   «Применение   основных   законов   механики» предлагаю   студентам,   используя   возможности   программы   Excel,   решить   такую задачу:   определить   первую   космическую   скорость   для   всех   планет   Солнечной системы,   зная   их   радиусы   и   ускорение   свободного   падения   на   них,   построить 12 графики   зависимости   и   проанализировать   их.   Затем,   используя   полученные результаты, решить следующую задачу (Рис. 1).  Рис.1. Решение задач «Движение искусственных спутников» Но,   тем   не   менее,   я   считаю,   что   компьютер   не   решает   всех   проблем,   он остается всего лишь многофункциональным техническим средством обучения. Не менее важны и современные педагогические технологии и инновации в процессе обучения, которые позволяют не просто “вложить” в каждого обучаемого некий запас знаний, но, в первую очередь, создать условия для проявления познавательной активности обучающихся. Компьютер является неотъемлемой частью при объяснении нового материала. Это и создание презентаций средствами PowerPoint, и демонстрация материалов программы   «1С   Образование.   Физика».   По   сравнению   с   традиционной   формой ведения урока использование мультимедийных презентаций высвобождает большее количество времени, которое можно употребить для объяснения нового материала, отработки умений, проверки знаний учащихся, повторения пройденного материала.  Презентация   урока   представляет   собой   его   мультимедийный   конспект,   рисунки,   основные   формулы, содержащий   краткий   текст,   чертежи, видеофрагменты,   анимации.   Обычно   такие   сценарии   подготавливаются   в   форме мультимедийных презентаций с использованием программы PowerPoint из пакета MicrosoftOffice.   При   помощи   PowerPoint   можно   строить   диаграммы   и   графики, 13 готовить слайды, проспекты, а также организовывать показы слайдов (презентация слайды 3­5). Новое   теоретическое   содержание   обучающиеся   выявляют   в   ходе организованного активного восприятия компьютерного материала: я своим словом, умело   поставленным   вопросом   направляю   восприятие   и   мысль   к   нужным теоретическим   выводам.   Экранная   форма   компьютерной   (и   ауидивизуальной) информации дает редкую возможность совместного – моего и группы наблюдения ­ и   размышления   над   фактами,   поиска   выхода   из   проблемных   учебных   ситуаций, сопереживания   драматическим   моментам   истории   науки,   позволяет   по   ходу усвоения обсудить актуальность и значимость изучаемого материала. Материалы   программы   «1С   Образование.   Физика»   использую   при   устной проверке домашнего задания. Видеофрагменты и анимации данного программного продукта   снабжены   аудиорядом,   то   есть   устным   объяснением   происходящего. Отвечающему   ученику   предлагаю   озвучить   ролик,   который   показывала   на предыдущем уроке, а затем вновь просмотреть его, но уже опять со звуком. Таким образом, ученик может сам оценить верность и полноту своего ответа. При   завершении   изучения   каждой   темы   предлагаю   обучающимся   самим составить   презентации,   которые   затем   обсуждаются   на   занятии.   Лучшие   из презентаций   я   демонстрирую   студентам,   которые   на   следующий   год   придут   на первый курс. В кабинете систематизированы созданные студентами презентации по темам. Подготовка к урокам и проведение уроков с использованием компьютера и проектора в настоящее время для меня стало обыденным делом. Но в техникуме снова появилась новинка – интерактивная доска. Чудо – техники меня покорило сразу, а потом и моих студентов. Интерактивная   доска   ­   это   абсолютно   новый,   освежающий   бриз   наших задремавших   умов   и   занятий!   Это   безграничные   возможности   для   полёта творческой  мысли,  для  разработки  к  занятиям   современных  ЦОРов,  для  поиска 14 новых, более высокоэффективных форм и методов объяснения и опроса учебного материала. Для   своих   студентов,   применяя   интерактивную   доску   на   занятиях,   я   стала дирижером великолепного оркестра инструментов, создающих уникальную музыку занятий физики!  Преподавание физики оживилось, и при помощи доски стало таковым, каким должно   быть   на   самом   деле.   Появилась   возможность   создания   модели   явлений, изменения условий протекания процессов, «прокручивание» их с оптимальной для усвоения скоростью. Занятия стали более насыщенными, увлекательными. Возросла плотность занятия с меньшим умственным и физическим напряжением студентов, что позволяет обеспечить здоровьесберегающий аспект. Я всегда в центре внимания своих студентов, смотрю на них и говорю с ними, одновременно с этим демонстрирую свои материалы и управляю компьютером, я со студентами в постоянном контакте. Благодаря использованию интерактивной доски я экономлю массу времени на занятии, массу драгоценных минут! Преимущества преподавания с использованием возможностей интерактивной доски я продемонстрирую на основе разработанного мной методического пакета по теме   “Механические   колебания”,   включающего   как   готовые,   так   и   собственные мультимедийные продукты, в частности мною создан электронные учебники по всем разделам   физики,   с   встроенными   видеофильмами,   интерактивными   моделями   и флеш­анимацией (презентация, слайд 17). Мультимедийные средства я использую на каждом этапе занятия: 1.   Этап формирования мотивации обучающихся к деятельности по освоению нового материала.  Одним из аспектов такой мотивации является природное любопытство детей. Невозможность объяснить увиденное из­за недостаточности знаний пробуждает в них азарт к обучению. 15 Функции   интерактивной   доски   позволяют   оперативно,   используя   ссылку вернуться   к   этому   видеофрагменту.   Важным   преимуществом   в   работе   с интерактивной   доской   является   значительная   экономия   времени,   которую обеспечивают   интуитивно   понятный,   дружественный   графический   интерфейс, удобство и простота навигации. 2.  Этап активного и сознательного усвоения новых знаний.  Активные   методы   обучения   в   сочетании   с   использованием   мультимедиа помогают изменить роль обучающегося, превращая его из пассивного слушателя в активного участника учебного процесса. Основным средством активизации обучения является самостоятельная работа студентов.  Например,   самостоятельно   ребята   выводят   уравнение   движения математического маятника, используя при этом инструктивный план, созданный в виде презентации в программе Microsoft Power Point и демонстрируемый в режиме Офис на интерактивной доске. Каждый   этап   вывода   формулы   появляется   с   использованием   эффекта анимации   по   клику   маркера   по   доске.   При   этом   можно   использовать   заранее подготовленные   рисунки   из   Моей   Галереи,   создавать   надписи   с   применением экранной   клавиатуры.   В   зависимости   от   уровня   подготовки   обучающихся   и особенностей   аудитории   возможны   варианты   работы   в   ходе   занятия:   вывод осуществляется   одним   или   несколькими   студентами,   клонируются   страницы   без рукописного текста для повторного вывода формулы, сохраняются слайды как с ошибочными,   так   и   с   нестандартными   выкладками   для   дальнейшей   работы презентация, слайд 23). Активизирует   познавательную   деятельность   обучающихся   и   проблемное изложение нового материала.  Например,   изучение   темы   “Механический   резонанс”   я   начинаю   с   создания проблемной ситуации посредством серии вопросов “Почему происходит явление?” презентация, слайд 24). 16 Удобство   использования   слайдов   презентации   состоит   в   следующем:   все вопросы одновременно находятся на экране, во время дискуссии можно установить общие   признаки,   а   затем   и   причины   явлений,   в   процессе   обсуждения   для акцентирования   внимания   на   “ключевых”   словах   применяем   текст   выделитель панели инструментов. После установления причины возрастания амплитуды колебаний (совпадение частот) делаем вывод, который фиксируется на пустом слайде с помощью цветных маркеров.   Причем   возможности   интерактивной   доски   позволяют   значительно повысить   эффективность   занятия:   экономия   времени   возникает   за   счет использование   готовых   информационных   объектов   (чертежей,   графиков,   схем, диаграмм).   Можно   использовать   и   звуковые   фрагменты   –   дикторский   текст, например, при формулировке определения резонанса. Возможность   вернуться   к   предыдущему   слайду   позволяет   проанализировать описанные явления и ответить на вопрос вредное или полезное действие оказывал резонанс?   И   уже   сами   ребята   могут   сформулировать   новую   проблему:   где применяется и устраняется механический резонанс в жизни человека. На этом этапе урока   я   предлагаю   ребятам   домашнее   задание:  дополнить   презентацию   своими слайдами.   Активность   обучающихся   проявляется   в   самостоятельном   поиске ресурсов,   средств   и   способов   решения   поставленной   проблемы,   в   приобретении знаний,   необходимых   для   выполнения   практической   задачи.   Активные   методы обучения не только резко улучшают запоминание материала, но и способствуют его реализации в повседневной жизни. В   результате   поисковой   работы   обучающихся   и   использования   функции Microsoft   Power   Point   “слияние   презентаций”   появляется   совместный   проект, который   обсуждается   на  уроке,   при   этом   в  реальном   времени   на   проецируемое изображение можно наносить пометки, делать чертежи и записи. 3.  Этап организации активной познавательной деятельности обучающихся при  систематизации, обобщении и закреплении учебного материала.  17 Одним   из   условий   достижения   положительных   результатов   является применение   различных   способов   закрепления   знаний,   требующих   мыслительной активности обучающихся. Использование   интерактивных   моделей   при   выполнении   практических   работ исследовательского характера. 1. Установить   зависимость   между   изменяющимися   в   процессе   колебаний параметрами (презентация, слайд 25). Эту зависимость удобно представить в виде таблицы, которую можно строить с помощью электронного маркера  прямо поверх  документа, переносить таблицу и другую важную информацию на следующую страницу. Задание   с   недостающими   или   “скрытыми”   данными:   определить   массу колеблющегося груза. Для   акцентирования   внимания   студентов   на   недостающих   данных   использую цветные маркеры. Используя   интерактивную   доску,   я   организую   и   такую   форму   активной деятельности   обучающихся   с   интерактивными   моделями:   в   качестве   домашнего задания учащиеся получают индивидуальные задачи или составляют их тексты сами (с учетом функциональных возможностей модели и диапазонов изменения числовых параметров величины). Выполненная   работа   сканируется,   а   на   занятии   правильность   решения проверяется   с   помощью   компьютерного   эксперимента.   Возможна   корректировка работы с помощью маркера в режиме Офис. В процессе подготовки к уроку можно создать   несколько   страниц   с   детскими   работами,   что   значительно   повышает производительность занятия (презентация, слайд 26). Организация выступлений обучающихся с мультимедийным сопровождением.  В основе этой работы лежит использование метода информационного ресурса, основная цель которого – закрепление и расширение теоретических знаний путем ориентации   обучающегося   в   огромном   количестве   самой   разнообразной информации. Главное достоинство этого метода – возможность для обучающегося 18 многократно обрабатывать учебную информацию в доступном для него темпе и в удобное   время.   Деятельностью   студента   при   подборке   и   систематизации мультимедиа­ресурсов, оформлении презентации руководит преподаватель. Интерактивное   устройство   дает   возможность   работать   непосредственно   у доски, без использования мыши и клавиатуры, что делает сообщение ребят более зрелищным, приучает их к публичным выступлениям. Формирование умений и навыков при выполнении тренировочных заданий  (презентация, слайды 27­31).  Все   собственные   мультимедийные   продукты   выполнены   в   программах сопровождения интерактивной доски. При   отработке   навыков   решения   задач   удобен   замечательный   инструмент доски – шторка, который используется для скрытия части доски. На закрытой части доски   можно   поместить   план   решения   задачи,   которым   должны   пользоваться студенты и открывать его по мере выполнения каждого пункта, можно спрятать уже готовое решение задачи и также открывать постепенно, чтобы обучающиеся могли сверить своё решение с моим решением и т. д. Перемещение объектов позволяет студентам составлять логические цепочки, схемы,   размещать   информацию   в   сравнительных   и   обобщающих   таблицах, диаграммах   и   многое   другое.   При   этом   используется   функция   клонирования, перетаскивания объектов; построение таблиц заданного формата осуществляется в PowerPoint, затем они переносятся на страницу Smart Board. Координатная   сетка   помогает   быстро,   с   применением   различных   цветов строить графики, для изучения функциональных зависимостей физических величин, отмечать их преобразования, а так же проводить исследования. Обучающимся могут быть предложены следующие задания: 1.   Перемещая   объекты,   заполните   таблицу   “Полная   механическая   энергия системы”. 19 2.   Заполните   таблицу,  перемещая   буквы,   соответствующие   правильным   ответам теста.   Прочитайте   термин,   обозначающий   распространение   колебаний   в пространстве. Правильный ответ спрятан за “шторкой”. Страницы конспекта, где используется перемещение объектов, изменение их размеров   я   создаю   в   интерактивном   режиме   доски.   Слайды   же   презентаций, выполненные в программе Microsoft Power Point, для этой цели можно использовать только в режиме редактирования, но при этом слайды имеют малый масштаб, что затрудняет их использование. Цвет   можно   использовать   для   акцентирования   внимания   ребят   на   чем­то важном, для обозначения связи между элементами схем, рисунков, формул, для построения нескольких графиков в одной плоскости. Например,   обучающимся   могут   быть   предложены   задания,   при   выполнении которых используются разные цвета маркеров: 1.  Постройте график колебаний цветом, соответствующим цвету задания. 2.  Заполни таблицу соответствующим цветом. 3.  Выберите правильные и неправильные утверждения и обозначьте их стрелками  соответствующего цвета. При отработке умения чтения графиков, их сортировке по общим признакам очень   удобно   пользоваться   Галереей,   где   заранее   создана   папка   с   комплектом всевозможных   графиков.   Их   легко   можно   перенести   в   любое   место   на   новой странице конспекта, изменить размеры, клонировать. Всё, что студенты делают на доске,   можно   сохранить   и   использовать   в   последующем.   Страницы   можно разместить   сбоку   экрана,   как   эскизы,   при   этом   всегда   имеется   возможность вернуться к предыдущему этапу  урока и повторить  ключевые  моменты занятия. Хорошо использовать созданный материал на занятиях повторения, подготовки к контрольной работе, практической работе, в качестве мотивации к уроку. Вставка   или   вырезка   частей   изображения   наряду   с   отменой   и   повтором действия позволяют создавать на уроке ситуацию успеха, ведь студент знает, что всегда может исправить свои ошибки. 20 4.  Этап организации контроля знаний.  Выполнение интерактивных упражнений, тестов, проверочных и контрольных работ. В своей работе я использую готовые цифровые образовательные ресурсы, такие,   как   полный   интерактивный   курс   физики   “Открытая   физика   2.6”, “Интерактивные творческие задания. Физика 7­9”, “Библиотека наглядных пособий. Физика 7­11”, компании “Новый диск”, Виртуальная школа Кирилла и Мефодия, Виртуальный музей (презентация, слайд 10­11, 15). Таким образом, на сегодняшний день, в условиях абсолютно необъяснимого (на фоне научно­технического прогресса и политехнизации образования) сокращения аудиторных часов на изучение физики, ИКТ, а в особенности интерактивная доска, позволяют   повысить   информативную   емкость   и   качество   (наглядность, интерактивность, вариативность) занятий физики.  Добавлю еще несколько общих выводов, взятых из собственных наблюдений, по применению интерактивной доски на занятиях физики:  электронные   интерактивные   доски   поддерживают   на   занятиях   атмосферу оживленного   общения   и   вызывают   дискуссии   –   это   существенно   помогает   при ознакомлении обучающихся с новым материалом;  с   помощью   интерактивной   доски   я   смогла   всецело   завладеть   вниманием студентов на занятиях и получила возможность общаться с группой, не отходя от доски, продолжая работать с материалом;  по   моим   наблюдениям,  при   использовании   интерактивной   доски   ребята   более внимательны, увлечены и заинтересованы, чем при работе на обычной доске. Они сами порой напрашиваются на проверку знаний, чтобы лишний раз поработать с доской. Все это наполняет работу на занятиях подлинным энтузиазмом. Каждый   преподаватель   мечтает,   чтобы   на   уроке   работали   все   студенты. Наверное, все ощущали огромное чувство радости, когда звенит звонок, а студенты в недоумении – почему так быстро он закончился! Это   доказательство   того,   что   студентам   было   интересно,   а   значит   и продуктивно! Ведь когда интересно – ты увлечен деятельностью на уроке, время 21 бежит очень быстро. Не зря же еще А. Эйнштейн, говоря о теории относительности, рассуждал примерно так: когда держишь в руках раскаленную сковороду, то минута кажется часом,  а  когда  время проводишь  с  любимой девушкой, то час кажется минутой. Вот так и с занятиями, если они интересны, то пролетают быстро. И как следствие   –   повышается   интерес,   как   к   процессу   обучения,   так   и   к   самому предмету. Когда студенту интересно в техникуме, он сам стремится к получению новых знаний, и преподавателю остается только правильно направлять и корректировать этот   путь.   И   тогда   не   удивляешься   превращению   обычного   троечника   в талантливого дизайнера, художника или аниматора с неординарным мышлением и индивидуальным восприятием окружающего мира. В своей работе большое внимание уделяю воспитательному аспекту занятия и считаю,  что  великим   учёным  ребёнок   может   и  не  быть,  а  вот  самостоятельным   поведение, человеком, самосовершенствоваться, реализовывать себя в окружающем мире ему научиться   способным   анализировать   свои   поступки, необходимо. Именно работа с компьютером на занятиях формирует навыки поиска необходимой   ему   в   данный   момент   времени   информации.   Источником   такой информации   может   быть   книга,   энциклопедия,   Интернет,   интерактивные компьютерные курсы. Например, недостаток в учебнике физики сведений об ученых и   их   жизнедеятельности,   особенностях   характера   раньше   приходилось компенсировать   показом   видеосюжетов,   которые   записывала   с   телевизора, собственными   рассказами,   сообщениями   ребят.   Теперь   стало   возможным использовать Интернет.  Для поиска информации на занятиях физики активно использую электронные учебники. Например, при изучении звуковых колебаний задаю студентам вопрос: «Что такое болевой порог слышимости?». Для корректного ответа на этот вопрос предлагаю   воспользоваться   ресурсами   программы   «Открытая   Физика   2.0» (разработчик ООО «Физикон»). Обучающиеся, уже знакомые с принципами поиска информации,   запускают   поисковую   систему   программы   и   находят   ответ   на 22 поставленный   вопрос.   Затем   следует   обсуждение   полученных   сведений. (презентация в приложении, слайд 6, 13­14) Одной   из   форм   творческой   работы   студентов   на   занятиях   физики   и   во внеурочное   время   является   подготовка   тематических   докладов,   рефератов, кроссвордов,   ребусов,   устных   журналов.   Здесь   опять   помогают   компьютерные технологии. При выполнении данного вида заданий студенты приобретают навыки создания таблиц, осваивают умения набора текста, вставляют рисунки и таблицы в текстовой   документ,   пользуются   различными   шрифтами,   составляют   заголовки, оформляют деловые документы, например, при подготовке к научно­практическим конференциям.   В   проектно­исследовательской   деятельности:   студенты   активно участвуют в научно­исследовательской работе по физике. Они готовят творческие работы,   научно­исследовательские   работы,   рефераты,   проекты.   Защита   работ обучающихся происходит на научно­практической конференции, где представление работы обязательно сопровождается демонстрацией мультимедийной презентации. Участие в проектно­исследовательской работе требует большой подготовительной работы   и   преподавателя,   и   студентов.   Выполнение   работ   требует   хорошего владения   компьютерной   технологией:   быстрый   поиск   информации   в   различных источниках,   в   том   числе   и   по   сайтам   в   Интернете,   подготовка   материала   для публикации или презентации, создание публикации в  Microsoft  Office  Publisher   и презентации в Microsoft Power Point (презентация, слайд 35).  Таким образом, применение информационно­коммуникационных технологий – это уже широко признанное и быстро развивающееся направление в образовании. Мой   опыт   «Использование   информационно­коммуникационных   технологий   на уроках физики» обобщён на муниципальном уровне. Неоднократно для коллег я выступала   с   сообщениями   на   заседаниях   методического   объединения.   Мною создано три сайта, на которых я размещаю свои разработки занятий и методические материалы (презентация, слайды 32­34). Много лет работая в школе, а затем в техникуме, наблюдаю общественную активность   обучающихся,   владеющих   компьютером.   Считаю,   что   этому 23 способствовали   и   мои   уроки   с   использованием   информационно   – коммуникационных технологий. Применение в преподавании  физики информационных технологий позволяет мне более успешно решать следующие задачи: развивать   образное   мышление   учащихся   благодаря   использованию   широких возможностей представления визуальной информации; развивать   творческое   мышление   путём   использования   динамичных   методов обработки и предъявления информации; осуществлять   воспитание   коллективизма   и   коммуникативности   в   процессе обмена   данными   между   учащимися   при   обсуждении   или   создании   совместных видеопроектов; воспитать познавательный интерес, опираясь на естественную тягу школьников к компьютерной технике; разрабатывать   новые   методы   обучения,   ориентированные   на   индивидуальные познавательные потребности личности. Решение этих задач становится возможным вследствие использования вместе с видеокомпьютерными   средствами   таких   методов   обработки   информации,   как математическое   моделирование,   мультимедиа,   компьютерная   графика, компьютерная обработка результатов лабораторных экспериментов. По итогам обучения за 5 лет успеваемость студентов 100%; качество знаний возросло от 75% 2013­2014 уч.г. до 88,4% 2016­2017 уч.г. (презентация, слайд 38) Прочные знания по предмету, интерес к физике позволяют студентам продолжать обучение по специальным и общепрофессиональным дисциплинам. Оценка качества подготовки   студентов   наряду   с   количественной   может   быть   и   качественной.   Я испытываю   чувство   глубокого   удовлетворения,   когда,   уходя   с   урока,   ученики говорят: «Спасибо за урок!», или «Сегодня был замечательный урок!», когда я вижу их горящие любопытством глаза, когда предмет «физику» они называют любимым предметом. 24 В   дальнейшей   деятельности   я   продолжу   работу   по   использованию информационно – коммуникационных технологий в педагогической деятельности. В залог   успешности   и использовании   таких   технологий   я   вижу   конкурентоспособности   моих   студентов,   которые   смогли   бы   обучаться   таким способом   по   индивидуальным   образовательным   траекториям.   Использование интерактивной доски на занятии поднимет процесс обучения на качественно новый уровень образования. Литература: 1. Бордовская Н.А., Реан А.А. Педагогика. Санкт­Петербург: Питер, 2000. 2. Варламов С.Д., Эминов П.А.. Сурков В.А. Использование MicrosoftOffice в школе. Учебно­методическое пособие для учителей. Физика. М: ИМА­пресс, 2003. 3. Кульневич С. В., Лакоценина Т. П. Не совсем обычный урок: Практическое пособие для учителя и классных руководителей, студентов педагогических учебных заведений, слушателей ИПК. – Ростов­на­Дону: Творческий центр «Учитель», 2001. – 176 с.  4. Информационные   технологии   в   образовании./   Материалы   научно­ практической конференции. – Саранск, 2004  5. Оспенникова Е.В. Использование ИКТ в преподавании физики в средней  общеобразовательной школе: методическое пособие/ Е.В. Оспенникова. – М.:  Бином. Лаборатория знаний, 2011. – 655 с. (http://www.lbz.ru/books/264/5107/). 6. Смирнов, А.В. Методика применения информационных технологий в  обучении физике [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб заведений /  А.В. Смирнов – М.: Издательский центр “Академия”, 2008. ­ 240. 25 7. Теория и методика обучения физике в школе. Общие вопросы [Текст]: учеб.  пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / С.Е. Каменецкий, Н.С.  Пурышева, Н.Е. Важевская [и др.]; под ред. С.Е. Каменецкого, Н.С.  Пурышевой. – М.: Академия, 2000. – 368 с. 8. Сериков В.В. Личностно­ориентированное образование: феномен, концепции,  технологии: Монография.ю – Волгоград: Перемена,2000. 9. Лукьянова М.И. Теоретико­методологические основы организации личностно­ ориентированного урока// Завуч. Управление современной школой. – 2006. ­ №2. 10.Уроки физики с применением ИТ в 7­11 классах. ­ М.: «Глобус»,2010  11. http://fiz­mat.ucoz.ru  12.http://seninvg07.narod.ru 26

Как я использую ИКТ в своей работе (из опыта работы)

Как я использую ИКТ  в своей работе (из опыта работы)

Как я использую ИКТ в своей работе (из опыта работы)

Как я использую ИКТ  в своей работе (из опыта работы)

Как я использую ИКТ в своей работе (из опыта работы)

Как я использую ИКТ  в своей работе (из опыта работы)

Как я использую ИКТ в своей работе (из опыта работы)

Как я использую ИКТ  в своей работе (из опыта работы)

Как я использую ИКТ в своей работе (из опыта работы)

Как я использую ИКТ  в своей работе (из опыта работы)

Как я использую ИКТ в своей работе (из опыта работы)

Как я использую ИКТ  в своей работе (из опыта работы)

Как я использую ИКТ в своей работе (из опыта работы)

Как я использую ИКТ  в своей работе (из опыта работы)

Как я использую ИКТ в своей работе (из опыта работы)

Как я использую ИКТ  в своей работе (из опыта работы)

Как я использую ИКТ в своей работе (из опыта работы)

Как я использую ИКТ  в своей работе (из опыта работы)

Как я использую ИКТ в своей работе (из опыта работы)

Как я использую ИКТ  в своей работе (из опыта работы)

Как я использую ИКТ в своей работе (из опыта работы)

Как я использую ИКТ  в своей работе (из опыта работы)

Как я использую ИКТ в своей работе (из опыта работы)

Как я использую ИКТ  в своей работе (из опыта работы)

Как я использую ИКТ в своей работе (из опыта работы)

Как я использую ИКТ  в своей работе (из опыта работы)

Как я использую ИКТ в своей работе (из опыта работы)

Как я использую ИКТ  в своей работе (из опыта работы)

Как я использую ИКТ в своей работе (из опыта работы)

Как я использую ИКТ  в своей работе (из опыта работы)

Как я использую ИКТ в своей работе (из опыта работы)

Как я использую ИКТ  в своей работе (из опыта работы)

Как я использую ИКТ в своей работе (из опыта работы)

Как я использую ИКТ  в своей работе (из опыта работы)

Как я использую ИКТ в своей работе (из опыта работы)

Как я использую ИКТ  в своей работе (из опыта работы)

Как я использую ИКТ в своей работе (из опыта работы)

Как я использую ИКТ  в своей работе (из опыта работы)

Как я использую ИКТ в своей работе (из опыта работы)

Как я использую ИКТ  в своей работе (из опыта работы)

Как я использую ИКТ в своей работе (из опыта работы)

Как я использую ИКТ  в своей работе (из опыта работы)

Как я использую ИКТ в своей работе (из опыта работы)

Как я использую ИКТ  в своей работе (из опыта работы)

Как я использую ИКТ в своей работе (из опыта работы)

Как я использую ИКТ  в своей работе (из опыта работы)

Как я использую ИКТ в своей работе (из опыта работы)

Как я использую ИКТ  в своей работе (из опыта работы)

Как я использую ИКТ в своей работе (из опыта работы)

Как я использую ИКТ  в своей работе (из опыта работы)

Как я использую ИКТ в своей работе (из опыта работы)

Как я использую ИКТ  в своей работе (из опыта работы)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.11.2017