Как заниматься с ребёнком-алаликом дома? (рекомендации для родителей)
Оценка 5

Как заниматься с ребёнком-алаликом дома? (рекомендации для родителей)

Оценка 5
Памятки
docx
дефектология +1
Взрослым
02.09.2017
Как заниматься с ребёнком-алаликом дома? (рекомендации для родителей)
Небольшое запоздание в развитии речи оставляет след на развитии ребенка, тормозит формирование интеллекта, искривляет характер. Нельзя забывать об осложнениях алалии (дисграфии, заикании), которые в ряде случаев могли бы быть предотвращены своевременно принятыми мерами. Все это диктует необходимость организации обучения для моторных алаликов как в детских садах, школах, так и в домашних условиях.рекомендации для родителей
статья.docx
Уважаемая редакция «Ұстаздар газеті»!       Небольшое запоздание в развитии речи оставляет след на развитии ребенка, тормозит формирование  интеллекта, искривляет характер. Нельзя забывать об осложнениях алалии (дисграфии,   заикании),   которые   в   ряде   случаев   могли   бы   быть   предотвращены своевременно принятыми мерами. Все это диктует необходимость организации обучения для моторных алаликов  как в детских садах, школах, так и в домашних условиях.  ГУ «Специальная общеобразовательная школа­интернат №3 г.Аксу» Кабулова Г.К. Как заниматься с ребёнком­алаликом дома? (рекомендации для родителей)             Алалия  – отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития. По статистике у мальчиков алалия наблюдается в 2 раза чаще, чем у девочек. При всех формах алалии   в процессе коррекции необходима опора на сохранные анализаторы: зрительный, слуховой (при моторных формах) и речедвигательный (при сенсорных). Большинство детей с моторной алалией имеют сниженную работоспособность, высокую утомляемость, речевой негативизм. Интеллектуальное развитие у детей­алаликов страдает вторично, вследствие речевой недостаточности. По мере развития речи интеллектуальные нарушения постепенно компенсируются.        В начале работы с алаликами, развивая воспринимаемую речь, нужно одновременно с ознакомлением с предметом добиваться не только его показа, но и называния, хотя бы в лепетной речи. Например, добившись понимания слов   «папа»,   «мама», целесообразно спросить ребенка: «Кто это?» или после выполнения ребенком задания «Дай мне мячик» спросить: «Что ты мне дал?»              Работу по обогащению, уточнению и активизации словаря, развитию связной речи можно   организовывать   в   повседневной   жизни.   Например,   в   процессе   формирования культурно­гигиенических   навыков.   Папа   или   мама   многократно   называют   различные действия,   которые   выполняет   ребенок,   перечисляют   предметы,   которыми   он   при   этом пользуется.   Ребенок­алалик   должен   приобрести   определенный   запас   слов.   Подбирайте простые   по   произношению,   но   часто   употребляемые   слова:   названия   игрушек,   одежды, посуды,   фруктов,   овощей   и   т.   д.   Очень   хорошо   перечислять   всё   это,   рассматривая картинки ­ иллюстрации в детских книжках.        Во время прогулки, взрослый каждый раз называет встречающиеся по пути предметы. Если ребенок отказывается повторять какое­то слово за взрослым, не надо настойчиво требовать   от   него   ответа   сию   же   минуту.   Взрослый   включает   это   слово   в   различные контексты: в процессе игр, в бытовых ситуациях (причём неоднократно!). Со временем ребенок без принуждения начнет повторять нужное слово. Каждое проявление речевой активности  следует поощрять. Надо постоянно учитывать речевые возможности ребёнка. Побуждать малыша к разговору можно, а вот принуждать – нельзя!        Когда ребенок овладеет некоторым количеством слов (20­30), в том числе и словами, обозначающими   действия   (глаголами),   можно   учить   его   пользоваться   простым предложением. Производя любое действие, взрослый сопровождает его речью. Например, уложив куклу, он говорит: "Ляля спит" (существительное + глагол). После нескольких повторов, можно попросить ребёнка повторить это предложение. Затем в предложение вводят прилагательные и другие части речи: «Маленькая Ляля спит», «Тихо, Ляля спит!». Так, постепенно, у ребенка увеличивается словарный запас, появляется фразовая речь.        Самым примечательным на этом этапе является наличие аграмматизма. В речи почти каждого   ребенка   могут   встретиться   грамматические   ошибки   в   виде   неправильных окончаний,   ошибок   в   склонении,   спряжении,   в   употреблении   единственного   и множественного числа и т.д. Обычно, подобный аграмматизм наблюдается на самых ранних этапах развития речи, а затем, по мере увеличения словаря, ребенок быстро и незаметно овладевает правильным строем речи.  Причиной аграмматизма у алаликов может служить длительное   отсутствие   речевой   практики,   нарушение   фонематического   слуха,   слабая память, а также и умственная недостаточность некоторых детей. Примером аграмматичной речи могут служить такие предложения: папа вёл Коля, кошка спит диван, платок лежит карман.  Занятия по устранению аграмматизма надо начинать с первых же шагов овладения алаликом произносимой речью. Так, например, на вопрос: «Что ты мне дал?» – надо сразу научить   ребёнка   отвечать:   «Книгу»,   ­   и   у   алалика   будет   постепенно   вырабатываться чувство языковой формы.       Устранение аграмматизма у алалика требует очень длительной и разнообразной работы. Работа по аграмматизму с алаликом продолжается в течение всего школьного обучения. Кроме   аграмматизма,   в   период   формирования   фразовой   речи   у   алаликов   очень   часто возникает   заикание,   поэтому   при   воспитании   речи   алалика,   и   особенно   при   наличии заикания, необходимо правильно организовать речевой режим: ­ Говорить с алаликом медленно, чётко, выразительно, требуя того же и от него. ­ Чаще проводить совместное произношение предложений (сопряженная речь), стишков, рассказов, рассказов по картинке, по прочитанному. ­   Давать   для   самостоятельного   повторения   за   логопедом   (отражённая   речь)   короткие предложения в два, три слова, лёгкие стихи, ответы на вопросы. ­Если   ребёнок   затрудняется   в   подыскании   произнесения   нужного   слова,   немедленно прийти ему на помощь, не дожидаясь, когда он справится с возникшим затруднением. ­ Чтение стихотворений, передачу проработанных рассказов  «проводить» под хлопки, под броски мяча и т. д. ­ Всегда вселять уверенность в успех его речи. ­   Вовлекать   в   интересующие   игры   и   занятия,   чтобы   отвлечь   ребёнка   от   удручающих переживаний по случаю неполноценности его речи. ­ Избегать страшных рассказов, волнующих картин, сцен в кино, по телевизору, на улице. ­ Постоянное наблюдение врача за общесоматическим и нервно – психическим состоянием ребёнка и принятие необходимых мер, если на то есть показания. ­ Проведение бесед с родителями о правильном речевом подходе к ребёнку и организации твёрдого режима (прогулки, сон, питание).       Тесный контакт с логопедом родители должны поддерживать весь период нахождения малыша­алалика в детском саду, школе.

Как заниматься с ребёнком-алаликом дома? (рекомендации для родителей)

Как заниматься с ребёнком-алаликом дома? (рекомендации для родителей)

Как заниматься с ребёнком-алаликом дома? (рекомендации для родителей)

Как заниматься с ребёнком-алаликом дома? (рекомендации для родителей)

Как заниматься с ребёнком-алаликом дома? (рекомендации для родителей)

Как заниматься с ребёнком-алаликом дома? (рекомендации для родителей)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.09.2017