Какие бывают растения

  • docx
  • 22.06.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Какие бывают растения.docx

 

 

 

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

Ф.И.О. Мадаева Натаван Зейнутдиновна

Тема урока: «Какие бывают растения?»

Класс: «2»

Цель урока: познакомить детей с названиями групп растений (деревья, кустарники, травы), с растениями, относящимися к той или иной группе.

Задачи урока:                                                               

Дидактические: формировать представления о многообразии растений, умение группировать их; формировать знания о важности растений для всего живого на Земле, о бережном отношении к ним;

Развивающие: развивать познавательный интерес, формировать умение делать выводы; планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее выполнения; определять наиболее эффективные способы достижения результата; оценивать себя, границы своего знания и незнания; развивать умение слушать собеседника и вести диалог, вступать в речевое общение, пользоваться учебником.

Воспитательные: воспитывать культуру общения в группах, в парах; воспитывать любовь и бережное отношение к природе; следовать установке на здоровый образ жизни и ее реализации в реальном поведении; учиться проявлять самостоятельность в разных видах деятельности; учиться выражать свое мнение.

Оборудование: презентация, кроссворд для работы в парах, таблицы для парной работы, рабочая тетрадь по окружающему миру и учебник по окружающему миру ч.1. Плешаков А.А. 2 класс.

 

 

 

 

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Этап фрагмента урока

Образовательная задача этапа урока

Методы и приемы работы

Деятельность учителя

Деятельность

обучающихся

Форма организации учебной деятельности (Ф-фронтальная, И-индивидуальная, П-парная, Г-групповая)

Дидактические средства,

интерактивное оборудование

Формы контроля, взаимоконтроля и самоконтроля

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

(П-познавательные,

Р - регулятивные,

 К - коммуникативные)

Личностные

Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

 

Выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности к выполнению нормативных требований учебной деятельности.

Методы:

Словесные

Приёмы: организационные

 

Организационный момент

Здравствуйте, ребят, меня зовут Александра Владимировна.

Прозвенел звонок и смолк-

Начинается урок.

Вы за парты тихо сели,

На меня все посмотрели.

Пожелайте успехов глазами

И вперёд за новыми знаниями!

- Пусть хорошее настроение поможет вам преодолеть трудности на уроке. Пусть урок пролетит, как одно мгновение, но оставит полезный след в ваших головах.

 

 

 

 

 

Приветствуют учителя.

Настраиваются на работу. Проверяют готовность к уроку.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ф

          Компьютер, мультимедийный проектор, презентация.

Контроль учителем Самоконтроль.

            -

     Р: формирование внутренней позиции школьника.

Проявить интерес к новому учебному материалу.

Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

 

Подготовка мышления обучающихся к осознанию ими внутренней потребности к учебным действиям.

Методы: наглядные,

словесные,

Приёмы: организационные, логические,

 

Ребята, вспомните, о чем мы говорили на прошлом уроке.

- Где в природе встречается вода?

- Какое значение имеет вода для животных, растений, человека?

- Почему загрязняется вода?

- Что каждый из вас может сделать, чтобы помочь охране воды?

 

 

Внимательно слушают учителя и отвечают на вопросы по прошлой теме.

 

 

 

 

 

Ф

 

 Компьютер, мультимедийный проектор, презентация.

Контроль учителем

повторение ранее изученного материала

П: вспомнить ранее изученный материал.

Р: умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения.

К: использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач.

Раскрывают целостный взгляд на мир, развивают навыки сотрудничества.

Выявление места и причины затруднений.

 

Организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения.

Методы:

словесные,

Приёмы: организационные, логические

 

- Я приглашаю вас отправиться в путешествие, а куда, вы узнаете, отгадав загадку.

Здесь ручей, журча, течёт,
Солнце спину не печёт,
Тень прохладу обещает,
И меня к себе влечёт.
Между ёлочек иду,
Может, здесь грибы найду.
Только спрятались маслята,
Мухоморы на виду.
Вижу белку на суку,
Слышу близкое "ку-ку".
Еж калачиком свернулся,
Отдыхает на боку.
Показался и исчез -
Я подумал: леший, бес...
Он всегда загадок полный -
Заповедный, что же?..

- Но мы отправимся в этом путешествие не просто так, а узнать много нового.

- А что именно? Вы сами догадаетесь, отгадав кроссворд. Работать будем в парах. Ответив правильно на все вопросы, вы узнаете тему сегодняшнего урока. На работу вам дается 4 минуты.

1. Очень прочен и упруг,
Строителям надёжный друг.
Дома, ступени, постаменты
Красивы станут и заметны

2. В морях и океанах обитает,
Но часто по небу летает.
А как наскучит ей летать,
На землю падает опять

3. В чем горят дрова и газ,
Фосфор, водород, алмаз?
Дышит чем любой из нас
Каждый миг и каждый час?
Без чего мертва природа?
Правильно, без ...

4. В воздухе он главный газ,
Окружает всюду нас.
Угасает жизнь растений
Без него, без удобрений.
В наших клеточках живет
Важный элемент ...

5. Без неё не побежит
Ни автобус, ни такси,
Не поднимется ракета.
Отгадайте же, что это?

6. Ну-ка, кто из вас ответит:
Не огонь, а больно жжет,
Не фонарь, а ярко светит,
И не пекарь, а печет?

7. Если встретишь на дороге,
То увязнут сильно ноги.
А сделать миску или вазу,
Она понадобится сразу.

8. Группа звезд на определенном участке неба, объединенные в разнообразные фигуры

 

 

 

 

Внимательно слушают учителя и отгадывают загадку.

 

 

 

 

 

 

 

(лес)

 

 

 

 

 

Отгадывают кроссворд в парах

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

\

 

 

 

(гранит).

 

 

 

 

 

(вода).

 

 

 

 

 

 

 

 

(кислород).

 

 

 

 

 

 

 

(азот).

 

 

(Нефть)

 

 

 

(Солнце)

 

 

 

 

 

 

(Глина)

 

 

(созвездия).

 

 

 

.

Ф

П

 

 

Компьютер, мультимедийный проектор, презентация, кроссворд

Контроль учителем взаимоконтроль.

находить пути решения возникшей проблемной ситуации на основе знаний прошлых тем.

П: определять наиболее эффективные способы достижения результата.

Р: умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения.

К: использование речевых для решения коммуникативных и познавательных задач.

Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Построение проекта выхода из затруднения

 

Постановка целей учебной деятельности и на этой основе - выбор способа и средств их реализации.

Методы: наглядные,

словесные,

Приёмы: организационные, логические.

 

- Кто скажет, о чем пойдет речь на уроке?

- Прочитайте тему урока на с. 56 учебника.

- Что вы уже знаете о растениях?

- Что ещё хотели бы узнать?

- Какие учебные задачи мы поставим перед собой?

- Сегодня мы узнаем, на какие группы можно разделить растения. Научимся выделять и сравнивать признаки этих групп. Будем учиться замечать и ценить красоту мира растений.

 

(о Растениях)

 

 

(Какие бывают растения?)

 

 

Ответы детей

Ф

 

Компьютер, мультимедийный проектор, презентация

Контроль учителем.

Определять тему и цель урока, средства достижения поставленной цели

П: овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей.

Р: способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, планировать деятельность, находить средства и способы её осуществления.

К: использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач.

Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Реализация построенного проекта

 

Построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять при решении познавательных задач.

Методы: наглядные,

словесные,

практические

Приёмы: организационные, логические

 

- Чтобы наше путешествие прошло хорошо, и мы не побеспокоили обитателей леса, вспомните, как нужно вести себя в лесу?

- Рассмотрим изображение леса. Какие растения растут в лесу?

- На какие группы можно разбить растения леса? Вам предстоит поработать в парах. Попробуем распределить растения на группы. Внимательно рассмотрите растения, найдите сходства.

Группа 1

Группа 2

Группа 3

 

 

 

 

 

 

Проверка:

- Назовем 1 группу растений:.

- Почему БЕРЕЗА, ЕЛЬ, РЯБИНА попали в одну группу? Что у них общего?

- У них есть один твердый, покрытый корой ствол. Это отличает их от остальных растений.

- Как назовем эту группу растений?

Информация о рябине.

- Все ли деревья одинаковы? Чем ель отличается от других деревьев?

Какие деревья можно выделить?

- Как их распознаем?

 

 

 

- Приведите примеры лиственных и хвойных деревьев.

Информация о ели и сосне, туе.

Вывод: КАКИЕ БЫВАЮТ ДЕРЕВЬЯ?

- Итак, одну группу растений мы выделили – деревья.

 - Назовем 2 группу растений:

 

- Почему в одну группу попали БРУСНИКА, ЧЕРНИКА, ОРЕШНИК?

- У них есть несколько тонких стеблей – стволиков. Это их отличает от других групп растений.

- Как назовем эту группу растений?

Информация о чернике и бруснике.

 - Среди кустарников тоже можно выделить лиственные и хвойные кусты.

- К лиственным относятся: малина, крыжовник, смородина и т.д. А к хвойным – можжевельник и кипарис.

Информация о можжевельнике.

 

- Назовем 3 группу растений:

 

- Чем эти растения отличаются от других?

- Какой у них стебель?

Информация о ромашке.

- Представьте лес в виде лестницы. Какие растения будут находиться на верхнем этаже?

- Какие растения располагаются на следующем этаже?

- А на самом нижнем?

Растения неслучайно так располагаются. Более низкие растения находят защиту от солнца, ветра.

Физкультминутка

Всем ребяткам быстро встать будем вместе отдыхать.

- Мы пойдём все в лес густой.

Это ель смотри, постой! (показываем дерево - тянемся вверх на носочках, руки поднимаем вверх)

Это дикая малина ( кустарник ниже - приседаем чуть , руки в стороны разводим)

Ну а это земляника ( относится к травам - садимся на корточки, наклоняем голову)

Снова видим мы сосну.

А теперь орешник.

Это белая берёзка

Ну а это вот морошка.

Тихо детям сесть на место, мы продолжим наш урок, выполним задания в срок!

 

Вспоминают правила безопасности и поведения в лесу.

 

 

 

 

 

(Ответы детей)

 

 

 

 

Смотрят на слайде название растений и в парах записывают ответы в таблицу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

БЕРЕЗА, ЕЛЬ, РЯБИНА

 

(ответы детей)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

– Деревья

 

(Рассказывает ученик)

 

(ответы детей)

 

 

 

/Лиственные, хвойные/

 

 

/Лиственные деревья имеют листы в виде пластинок, хвойные – иголки, т.е. хвоинки/

 

 

(ответы детей)

 

 

 

Прочтение текста учеником.

(Ответы детей)

 

 

 

 

БРУСНИКА, ЧЕРНИКА, ОРЕШНИК.

 

 

(ответы детей)



 

 

 

 

 

 

 

 

Кустарники.

 

 

Прочтение текста учеником.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Прочтение текста учеником.

 

ГВОЗДИКА, КОЛОКОЛЬЧИКРОМАШКА.

 

 

Ответы детей

 

 

 

 

Прочтение текста учеником.

 

 

 

 

Ответы детей

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Встают из-за парт и повторяют движения за учителем.

Ф

П

Г

 

Компьютер, мультимедийный проектор, презентация таблицы

Контроль учителем взаимоконтроль.

Понимать учебную задачу, применять полученные знания при выполнении заданий.

П: овладение способами выполнения заданий творческого и поискового характера.

Р: способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы её осуществления, ориентироваться в учебнике.

К: использование речевых средств и средств ИКТ для решения коммуникативных и познавательных задач.

Адекватно воспринимают причины своего успеха/неуспеха в учении.

Рефлексивная самооценка, умение анализировать свои действия и управлять ими.

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач.

Методы: словесный, наглядный, практический. Приёмы: организационный, логический

- Сейчас предлагаю вам открыть учебник на странице 57 и посмотреть на картинки, которые расположены внизу страницы. Прочитайте задание.

-Какие из этих растений вам знакомы?

-К какой группе растений вы отнесете растение под цифрой 1? Почему?

-К какой группе растений вы отнесете растение под цифрой 2? Почему?

-К какой группе растений вы отнесете растение под цифрой 3? Почему?

-К какой группе растений вы отнесете растение под цифрой 4? Почему?

-К какой группе растений вы отнесете растение под цифрой 5? Почему?

-К какой группе растений вы отнесете растение под цифрой 6? Почему?

 

Работают в учебнике.

Прочтение задания.

 

 

 

Отвечают по заданию.

 

 

Ф

Г

 

Учебник, стр.57, Компьютер, мультимедийный проектор, презентация

Контроль учителем взаимоконтроль.

Развивать умение слушать собеседника и вести диалог, вступать в речевое общение, пользоваться учебником.

П: умение составлять целое из его частей, понимать знаки, символы, модели; умения анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать;

Р: осуществление пошагового контроля по ходу выполнения заданий под руководством учителя.

К: использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач.

Уважение к мнению других людей, осмысление необходимости сотрудничества и взаимопомощи, выполнение правил поведения ученика на уроке.

 

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Интериоризация нового способа действия и исполнительская рефлексия достижения цели пробного учебного действия, применение нового знание в типовых заданиях.

Методы: словесный, практический, наглядный Приёмы: организационный, логический.

-Сейчас предлагаю вам творческое задание. Выполнять вы его будете самостоятельно.   Откройте тетради и схематично нарисуйте дерево, кустарник, травянистое растение. На это задание вам дает 4 минуты.

- Проверьте работу друг у друга.

 

 

 

 

 

 

Работают в рабочей тетради.

 

 

 

Проверяют рисунки у соседей по парте.

 

 Ф

 И

П

 

Рабочая тетрадь, Компьютер, мультимедийный проектор, презентация

Контроль учителем самоконтроль

взаимоконтроль.

Формировать умение определять вид растения.

 

П: Оценивать себя, границы своего знания и незнания; Развить умение работать в парах и работать с учебником.

 Р:осуществлять самоконтроль, оценивать себя , взаимокотроль, учиться высказывать своё мнение.

К: использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач. Развитие умения участвовать в различных формах работы в классе.

развитие интереса к предмету, логического мышления внимания, воображения, памяти, развитию речи; уважение к мнению других людей, осмысление необходимости сотрудничества и взаимопомощи, выполнение правил поведения ученика на уроке.

Включение в систему знаний повторение

Повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса, выявление границы применимости нового знания и научить использовать его в системе изученных ранее знаний, повторить учебное содержание, необходимое для обеспечения содержательной непрерывности, включение нового способа действий в систему знаний.

Методы: словесный, практический, наглядный. Приёмы: организационный, логический, технический.

- Откройте учебник на стр.57 и посмотрите задание под звездочкой. Давайте выполним его устно.

-Прочитайте задание и скажите, о чем в нем говорится?

-Давайте мы будем называть не только названия, но и  к какой группе относится это растение.

Работают с учебником.

Прочитывают задание и отвечают на вопрос.

 

Отвечают по заданию.

Ф

Г

 

 

Учебник, стр. 57, Компьютер, мультимедийный проектор, презентация

Контроль учителем взаимоконтроль.

Определять наиболее эффективные способы достижения результата.

П: - ориентироваться в содержании предмета; - использовать информацию для решения учебной задачи; - систематизировать, обобщать изученное. Соединять части в целое; - структурировать учебный материал, выделять в нем главное; К: - высказывать суждения по результатам сравнения; - аргументировать свое мнение. Р: - организовать выполнение заданий учителя; - делать выводы по результатам работы; - действовать по алгоритму, правилу.

Осмысление необходимости сотрудничества и взаимопомощи, выполнение правил поведения ученика на уроке.

 

Рефлексия УД на уроке

Самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия.

Методы: словесный, Приёмы: организационный.

- Молодцы! Но наше путешествие подходит к концу.

– Какую работу мы сейчас выполняли?

– Чему научились?

– Кто с ней справлялся легко?

– Кому пока было трудновато?

– Что нового узнали?

– Где пригодятся знания?

- А теперь, пусть каждый из вас оценит свою работу на уроке. Если вы довольны своей работой - похлопайте, если у вас не всё сегодня получалось, были трудности – потопайте, а если вы совсем собой не довольны, считаете, что у вас вообще ничего не получилось – поднимите правую руку.

- Даже если у вас не все получилось, не волнуйтесь, тема сложная, и скоро вы во всём разберётесь. Нужно просто еще потренироваться.

Спасибо за урок. Молодцы.

 

Подводят итоги урока вместе с учителем.

 Рассказывают, о чем узнали на уроке тяжело ли дался учебный материал.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Хлопают или топают, или поднимают руку.

 

 

 

 

 

Ф

 

 

           -

Контроль учителем самоконтроль.

Отвечать на вопросы учителя.

П:систематизировать, обобщать ,делать выводы.

Р:осуществлять самоконтроль, оценивать себя учиться высказывать своё мнение.

К: понимать обращённую речь, следовать инструкциям, отвечать на вопросы; адекватно реагировать на замечания учителя

Понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать