Выделяют задержку развития речи и нарушения развития речи. Понятно, что это разные вещи. Хотя у одного и того же ребенка может встречаться и то, и другое. С задержкой развития речи в условиях детской поликлиники работает, как правило, целая команда специалистов — психолог, участковый терапевт, невропатолог. Иногда привлекают и логопеда, но многие логопеды, к сожалению, с детьми до трех-четырех лет не работают, ограничиваясь разовыми консультациями. Прогрессивные логопеды работают с детьми начиная с рождения (если есть основания полагать, что у ребенка могут быть проблемы с речью).
Какие бывают нарушения развития речи?
Выделяют задержку развития речи и нарушения развития речи. Понятно, что это
разные вещи. Хотя у одного и того же ребенка может встречаться и то, и другое.
С задержкой развития речи в условиях детской поликлиники работает, как
правило, целая команда специалистов — психолог, участковый терапевт,
невропатолог. Иногда привлекают и логопеда, но многие логопеды, к сожалению,
с детьми до трехчетырех лет не работают, ограничиваясь разовыми
консультациями. Прогрессивные логопеды работают с детьми начиная с
рождения (если есть основания полагать, что у ребенка могут быть проблемы с
речью).
С нарушениями же развития речи работают в основном логопеды и, когда это
необходимо, невропатологи. Тем не менее, автору кажется, что родителям
полезно знать, какими эти самые нарушения бывают. Итак:
Нарушения звукопроизношения при нормальном слухе и нормальном речевом
аппарате называются дислалией. Эти нарушения проявляются в дефектном
воспроизведении звуков речи: искаженном их произнесении, заменах одних
звуков другими, смешении звуков и, реже, — их пропускании.
Ринолалия — нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленное
анатомофизиологическими дефектами речевого аппарата (например,
расщелина губы или твердого неба).
Дизартрия — нарушения произносительной стороны речи, обусловленное
недостаточностью иннервации речевого аппарата («каша во рту»). Связана с
органическим поражением центральной и периферической нервной систем.
Нарушения голоса — это отсутствие или расстройство фонации вследствие
патологических изменений голосового аппарата.
Нарушения голоса, связанные с различными заболеваниями гортани, весьма
распространены у детей. В последние десятилетие их число значительно
возросло, что связано с успехами детской реаниматологии. В ее арсенале
имеются приемы и операции, позволяющие сохранить жизнь ребенку, но
вызывающие осложнения,
влияют на
голосообразование. Основные симптомы, которыми проявляет себя дефект
голоса, — утрата силы, звучности, искажение тембра, голосовое утомление,
целый ряд субъективных ощущений: помехи, комок в горле, налипание пленок,
першение с потребностью откашляться, давление и боли. Существует
специальный комплекс педагогического воздействия, называемый фонопедией,
который направлен на постепенную активацию и координацию нервно
мышечного аппарата гортани с помощью специальных упражнений, коррекции
дыхания и личностных свойств обучающегося.
Нарушения темпа речи — брадилалия (чрезмерно замедленная речь)
и тахилалия
(ускоренная речь). Обе эти формы могут встречаться как
самостоятельно, так и в составе клиники некоторых форм психических,
неврологических и соматических заболеваний. Центральным звеном в патогенезе
тахилалии служит преобладание процессов возбуждения, а брадилалии —
процессов торможения в коре головного мозга.
Заикание — нарушение темпоритмической организации речи, обусловленное
судорожным состоянием мышц речевого аппарата. Наиболее часто заикание
первично возникает в возрасте от двух до четырех лет. Это очень
распространенное заболевание — заиканием страдает около одного процента
в свою очередь,
которые,населения. Довольно часто возникновению заикания у детей непосредственно
предшествует испуг, переживание боли или угрожающей ситуации. Но далеко не
все испуганные дети начинают заикаться. Считается, что факторами,
способствующими развитию заикания, являются:
— невропатическая отягощенность родителей;
— «нервность» самого ребенка;
— поражение головного мозга (родовые травмы, ММД и т. д.);
— физическая ослабленность;
— ускоренное развитие речи (в возрасте 3–4 лет);
— недостаточность развития моторики;
— недостаточность положительных эмоциональных контактов между взрослыми
и ребенком.
Алалия — отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического
поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем
периоде развития ребенка.
Афазия — полная или частичная утрата речи, обусловленная локальными
поражениями головного мозга. Причины афазии — нарушение мозгового
кровообращения, травмы, опухоли, инфекционные заболевания головного мозга.