Какие бывают нарушения развития речи?

  • Раздаточные материалы
  • doc
  • 15.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Выделяют задержку развития речи и нарушения развития речи. Понятно, что это разные вещи. Хотя у одного и того же ребенка может встречаться и то, и другое. С задержкой развития речи в условиях детской поликлиники работает, как правило, целая команда специалистов — психолог, участковый терапевт, невропатолог. Иногда привлекают и логопеда, но многие логопеды, к сожалению, с детьми до трех-четырех лет не работают, ограничиваясь разовыми консультациями. Прогрессивные логопеды работают с детьми начиная с рождения (если есть основания полагать, что у ребенка могут быть проблемы с речью).
Иконка файла материала Какие бывают нарушения развития речи.doc
Какие бывают нарушения развития речи? Выделяют задержку развития речи и нарушения развития речи. Понятно, что это разные вещи. Хотя у одного и того же ребенка может встречаться и то, и другое. С   задержкой   развития   речи   в   условиях   детской   поликлиники   работает,   как правило,   целая   команда   специалистов   —   психолог,   участковый   терапевт, невропатолог. Иногда привлекают и логопеда, но многие логопеды, к сожалению, с   детьми   до   трех­четырех   лет   не   работают,   ограничиваясь   разовыми консультациями.   Прогрессивные   логопеды   работают   с   детьми   начиная   с рождения (если есть основания полагать, что у ребенка могут быть проблемы с речью). С нарушениями же развития речи работают в основном логопеды и, когда это необходимо,   невропатологи.   Тем   не   менее,   автору   кажется,   что   родителям полезно знать, какими эти самые нарушения бывают. Итак: Нарушения   звукопроизношения   при   нормальном   слухе   и   нормальном   речевом аппарате   называются дислалией.   Эти   нарушения   проявляются   в   дефектном воспроизведении   звуков   речи:   искаженном   их   произнесении,   заменах   одних звуков другими, смешении звуков и, реже, — их пропускании. Ринолалия   — нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленное анатомо­физиологическими   дефектами   речевого   аппарата   (например, расщелина губы или твердого неба). Дизартрия   —   нарушения   произносительной   стороны   речи,   обусловленное недостаточностью   иннервации   речевого   аппарата   («каша   во   рту»).   Связана   с органическим поражением центральной и периферической нервной систем. Нарушения   голоса   —   это   отсутствие   или   расстройство   фонации   вследствие патологических изменений голосового аппарата. Нарушения   голоса,   связанные   с   различными   заболеваниями   гортани,   весьма распространены   у   детей.   В   последние   десятилетие   их   число   значительно возросло,   что   связано   с   успехами   детской   реаниматологии.   В   ее   арсенале имеются   приемы   и   операции,   позволяющие   сохранить   жизнь   ребенку,   но вызывающие   осложнения,   влияют   на голосообразование.   Основные   симптомы,   которыми   проявляет   себя   дефект голоса, —   утрата   силы,   звучности,   искажение   тембра,   голосовое   утомление, целый ряд субъективных ощущений: помехи, комок в горле, налипание пленок, першение   с   потребностью   откашляться,   давление   и   боли.   Существует специальный комплекс педагогического воздействия, называемый фонопедией, который   направлен   на   постепенную   активацию   и   координацию   нервно­ мышечного аппарата  гортани с помощью специальных упражнений, коррекции дыхания и личностных свойств обучающегося. Нарушения   темпа   речи   — брадилалия  (чрезмерно   замедленная   речь) и тахилалия   (ускоренная   речь).   Обе   эти   формы   могут   встречаться   как самостоятельно,   так   и   в   составе   клиники   некоторых   форм   психических, неврологических и соматических заболеваний. Центральным звеном в патогенезе тахилалии   служит   преобладание   процессов   возбуждения,   а   брадилалии   — процессов торможения в коре головного мозга. Заикание   —   нарушение   темпо­ритмической   организации   речи,   обусловленное судорожным   состоянием   мышц   речевого   аппарата.   Наиболее   часто   заикание первично   возникает   в   возрасте   от   двух   до   четырех   лет.   Это   очень распространенное заболевание — заиканием страдает около одного процента   в   свою   очередь,   которые,населения. Довольно часто возникновению заикания у детей непосредственно предшествует испуг, переживание боли или угрожающей ситуации. Но далеко не все   испуганные   дети   начинают   заикаться.   Считается,   что   факторами, способствующими развитию заикания, являются: — невропатическая отягощенность родителей; — «нервность» самого ребенка; — поражение головного мозга (родовые травмы, ММД и т. д.); — физическая ослабленность; — ускоренное развитие речи (в возрасте 3–4 лет); — недостаточность развития моторики; — недостаточность положительных эмоциональных контактов между взрослыми и ребенком. Алалия   —   отсутствие   или   недоразвитие   речи   вследствие   органического поражения  речевых зон коры головного  мозга во внутриутробном  или раннем периоде развития ребенка. Афазия   —   полная   или   частичная   утрата   речи,   обусловленная   локальными поражениями   головного   мозга.   Причины   афазии   —   нарушение   мозгового кровообращения, травмы, опухоли, инфекционные заболевания головного мозга.