В образовательном учреждении традиционная оценка выполняет три функции. Во-первых, она позволяет сравнить учебные достижения конкретного ученика с неким стандартом, идеалом. Но сегодня известно, что вопрос с самим стандартом еще не решен удовлетворительно. Поэтому учителю на практике приходиться сравнивать ученические достижения скорее с учебником, либо с требованиями того или иного вуза. Однако и учебники, и вузы сейчас столь разнообразны и непохожи друг на друга, что эталоном быть никак не могут. Вот и приходится учителю соотносить знания ученика со своей внутренней шкалой, усвоенной еще в то время, когда он сам учился в школе.
Какие существуют формы оценивания.doc
Какие существуют формы оценивания?
Система оценивания не только может, но и является фактором, реально
интегрирующим образовательное пространство. Говоря простым языком: “что и как с нас
спрашивают, то и так мы изучаем”.
Можно выстроить свою очень интересную модель школы, или очень увлекательно
проводить уроки, однако если не решить проблему оценивания ученического (да и не
только ученического) труда в этой модели, то школе придется оценивать свой “нетрафа
ретный” труд старым, трафаретным способом.
В образовательном учреждении традиционная оценка выполняет три функции. Во
первых, она позволяет сравнить учебные достижения конкретного ученика с неким
стандартом, идеалом. Но сегодня известно, что вопрос с самим стандартом еще не решен
удовлетворительно. Поэтому учителю на практике приходиться сравнивать ученические
достижения скорее с учебником, либо с требованиями того или иного вуза. Однако и
учебники, и вузы сейчас столь разнообразны и непохожи друг на друга, что эталоном быть
никак не могут. Вот и приходится учителю соотносить знания ученика со своей внутренней
шкалой, усвоенной еще в то время, когда он сам учился в школе.
Вовторых, оценка играет информационнодиагностическую роль. Она информирует
учителя, ученика и его родителей о достижениях и недоработках. Эта функция оценки
полностью сохраняется и в современной школе.
Втретьих, оценка является карательнопоощрительным инструментом учителя. И
как бы мы не старались избежать этого, большинство современных учителей этой стороной
оценки пользуются в полной мере.
Мы часто употребляем слова “оценка” и “отметка” как синонимы, не задумываясь о
том, что именно в их различении заключен смысл правильного использования системы
контроля.
Отметка — это то, что в журнале, нечто формализованное, объективное. Чаще всего
в отметке мы выражаем свое отношение к овладению учеником конкретным навыком, ли
бо освоение им небольшого кусочка конкретного знания.
А оценка — это, безусловно, явление субъективное. Оценка выражает наше
отношение ко всей личности ученика в целом. За данный параграф мы ставим отметку,
знание математики, в целом на данном этапе развития ученика, мы оцениваем. Оценка —
знания ученика, его опыт, его потенциальные возможности, его отношение к учебе и многое
другое.
Постепенное взросление ученика заставляет его все яснее и яснее
дифференцировать эти понятия. В начальной, и даже в средней школе мы часто говорим
родителям, что их ребенок вообще занимается неплохо, старается и ведет себя прилично.
Отметки при этом могут быть разные, но нам важнее предъявить ребенку и родителям
оценку. В старшей школе молодого человека уже интересует как оценка его личности в
целом, так и конкретная отметка по конкретному предмету и данному разделу.
Выявляется в старшей школе еще одна особенность оценки — ее
взаимонаправленность. Учитель оцениваем ученика, но и ученик оценивает учителя. В
старшей школе ученик уже явно предъявляет вполне определенные и обоснованные
требования к учителю (“чему вы можете меня научить?“). Вряд ли стоит эту взаимную
оценку учителя и ученика отбрасывать как мешающий фактор. Не лучше ли учитывать эту
особенность возраста в построении модели школы?
Систем оценивания ученического труда сегодня накопилось много. Но прежде, чем
перейти к рассмотрению достоинств и недостатков каждой из них, необходимо обратить
внимание на следующее. Система оценивания очень тесно связана с системой организации
1 учебного процесса в учебном заведении. Точное их соответствие — это настоящее
искусство учителя и администратора.
Безотметочная система оценивания
С одной стороны, кажется, что это самая щадящая система. Не случайно ее ввели в
первом классе начальной школы, чтобы не ввергать маленьких учеников в панику. Однако
надо помнить, что отметку отменить можно, а оценку нельзя. Мы все равно все время все
друг дуга оцениваем. Отменяя систему формальной отметки, мы, тем самым, порождаем
вал неформального оценивания. Причем, чаще всего, такое оценивание устойчивых
разумных критериев. Именно поэтому даже учителя начальной школы украдкой рисуют в
тетрадях маленьких учеников “вишенки”, “собачек” и пр.
Вместе с тем, в некоторых случаях безотметочная система вполне себя
оправдывает. В старшей школе “безотметочными” могут быть физкультура, МХК, ОБЖ и
т.д. Но только при условии готовности учеников и, главное, учителя к проведению занятий
в таких условиях. Полезны элементы такой системы и для подготовки учеников к ситуации
в вузе.
Тестирование
Сегодня это одна из самых проблематичных систем оценивания знаний.
Большинство опытных учителей согласны с тем, что тесты легче всего писать
“троечникам” и тяжелее всего “отличникам”. Последние привыкли долго думать,
сомневаться и перепроверять себя. Часто они затрудняются выбрать один правильный
ответ, видя (и иногда справедливо) резонность и других вариантов.
С другой стороны, тестирование занимает мало времени на уроке. Позволяет быстро
проверить конкретные знания всего класса. А при наличии техники даже автоматизировать
процесс проверки.
Однако замечено, что в ситуации тестирования учащиеся чаще всего интересуются
лишь итоговым баллом за весь тест, не обращая внимания на отдельные ошибки и
недостатки. Да и сам учитель вряд ли после тестирования получит информацию о глубине
освоения материала учащимися. К тому же практические навыки проверить с помощью
тестов очень сложно.
Именно поэтому тестирование должно служить лишь вспомогательной системой,
дополняя иные системы оценивания. К сожалению, тестирование выбрано в качестве
основной системы оценивания при проведении ЕГЭ. В этих условиях остается лишь
специально готовить учащихся старших классов к данной форме оценивания их
достижений.
“Общественный договор”
При данной системе оценивания учитель вместе с учениками «на старте»
договариваются о том, что и как будет оцениваться “на финише”. Важно, что ученик не
менее учителя участвует в решении важнейшего вопроса: «За что ставится отметка?».
Образовательный эталон выбирается тоже коллегиально. Понятно, что после такой
подготовки процесс отслеживания соответствия знаний ученика выбранному эталону
возлагается, во многом, на самого ученика.
На эту систему оценивания в старшей школе стоит обратить внимание хотя бы уже
потому, что такой договор негласно существует и сейчас. Просто надо его вывести в соз
нание и учеников и учителя.
Рейтинговое оценивание
2 При этой системе оценивания учащиеся выстраиваются по их рейтингу, который
включает, кроме формальных отметок, также и успехи на олимпиадах, социальную
активность ученика в школе, получение им различных сертификатов. Рейтинг регулярно
вывешивается в классном кабинете.
Ясно виден соревновательный аспект такой системы. Однако он же является и
главным препятствием, позволяя породить нездоровые моральные явления в коллективе
при его неумелом использовании.
Критериальная оценка
Пришла в школы из системы международного бакалавриата, где является
естественной в ситуации удаленности оценивающего и оцениваемого. Промежуточных
оценок здесь нет, оценивается только итоговая работа, которая проводится после
прохождения достаточно большой темы курса.
Эта система оценивания очень трудоемка. Для успешного ее использования
необходимо выделить из поля учебного предмета необходимые навыки и сгруппировать их.
Сегодня на практике выделены следующие группы критериев:
А. “Знание и понимание” — оценивается фактический материал, умение правильно
применять термины и понятия;
В. “Понимание и использование элементов знания” — оценивается умение учащихся
строить новое из элементов известного;
С. “Применение умений и навыков” — оцениваются навыки получения информации
и технические навыки (составление карт, схем, выполнение опытов, работа на компьютере
и др.);
D. “Презентация и организация информации” — оцениваются навыки представления
собственной работы (не обязательно в компьютерном виде).
Проектная деятельность
Сегодня уже все привыкли к использованию учебной проектной деятельности в
школе. В старшей школе она хороша тем, что носит интеграционный характер, как с точки
зрения учебных предметов, так и сточки зрения знаний и навыков ученика. Здесь
отмечается также повышение познавательной активности учащихся, их стремление выйти
за рамки теоретического освоения предмета в практическую деятельность.
Однако проекты до сих пор остаются “пасынками” классноурочной организации
учебного процесса. Казалось бы, оценка за проект, как за творческую работу, за умение
применить теоретические знания на практике, умение преподнести (презентовать) свой
труд должна быть несомненно выше оценки за обычный пересказ параграфа. Однако
сегодня мы еще боимся, как следует оценить проект.
Это связано, прежде всего, с неумением выстроить учебный процесс таким образом,
чтобы проект стал итогом определенного достаточно большого раздела курса. Тогда и
оценка за проект превратиться в итоговую. При такой организации учебного процесса
итоговый экзамен естественно превратиться в защиту проектов. И сдавать этот экзамен, то
есть защищать проект, будет намного полезней любой сдачи экзамена в традиционной
форме.
Эта форма оценивания пришла из политики и бизнеса (резюме для поступления на
работу). Портфолио предполагает:
Портфолио учащихся
• смещение акцента с того, что ученик не знает и не умеет, на то, что он знает и
умеет;
3 • интеграцию количественной и качественной оценки;• перенос акцента с
учительской оценки на самооценку. Все это, несомненно, положительные качества
портфолио. Однако сегодня относительно этой формы оценивания (самооценивания)
раздаются, скорее, эмоциональные возгласы, чем толковые разработки. Дело в том, что в
применении портфолио существует неопределенность, которая заключена в форме самого
портфолио. Для того чтобы превратить его в инструмент оценивания учащихся,
необходимо помещать туда лишь официальные документы (сертификаты, грамоты с
печатью, работы с подписью учителя и т.д.). Но в этом случае портфолио очень скоро
превратится в расширенное личное дело ученика. Если же позволить ученику
самостоятельно формировать свое портфолио, что отражало бы специфику его личности,
то его нельзя будет использовать в качестве инструмента оценивания.
Иными словами, при всей ощутимости перспективности этой формы оценивания,
сегодня она еще не сформирована в достаточной степени, чтобы стать единственной даже в
старшей профильной школе.
Тьюторство
Это особая система организации учебного процесса, при которой учитель готовит
лишь некоторых (сильных) учеников. А они, в свою очередь, уже занимаются с остальными.
Эта система применялась в российской школе еще в начале XIX века.
Здесь на промежуточном этапе оценивает учеников не учитель, а тьютор. Учитель
лишь корректирует оценку тьютора и осуществляет итоговый контроль. При умелой
организации профильного обучения элементы такой системы оценивания несомненно могут
войти в практику.
Система «учительконсультант»
Учебный процесс при такой системе обучения проходит вне классноурочной
системы. Ученикам для изучения отдельному предмету предоставляется помещение,
насыщенное справочной литературой, компьютерами (Internet) и определенное время.
Учитель дает ученикам задание и выступает в роли консультанта лишь в той мере, в какой
это необходимо комулибо из учеников. Такая форма организации учебного процесса легко
объединяется с проектной деятельностью, с системой оценивания с помощью
«общественного договора».
Открытая система (открытый классный журнал)
Сегодня все больше поступает предложений использовать открытую систему
оценивания учебного труда с помощью сети Internet. Предлагается классный журнал
заменить отметками, выставляемыми открыто на сайте школы. При этом связь родителей и
учащихся с учителем по электронной почте может быть постоянной и устойчивой.
Однако практически все российские учителя сегодня выступают против такой
открытой системы, аргументируя это материальной и культурной неподготовленностью
современного российского общества.
Завершая разговор о системах оценивания учащихся, хочется еще раз отметить
следующее. Формы и критерии оценивания учащихся играют роль ключевого фактора в
самоорганизации образовательного пространства. Поэтому любая система обучения,
выстроенная вами, вынуждена будет подстраиваться под вашу систему оценивания,
независимо от вашего субъективного желания
4
Какие существуют формы оценивания
Какие существуют формы оценивания
Какие существуют формы оценивания
Какие существуют формы оценивания
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.