Ёё Количество часов в неделю |
3ч |
Количество часов в год |
102ч |
Учебник |
Физика, 9 класс |
Авторы |
А. В. Перышкин, Е. М. Гутник |
Издательство |
М.:Дрофа,2016 |
Рекомендован Министерством Образования Российской Федерации |
Календарно-тематический план
№ |
Название раздела, темы урока |
Практические работы |
Результаты обучения (УУД) |
Дата по плану |
Дата по факту |
Д/З |
1. Законы взаимодействия и движения тел (33ч) |
||||||
1 |
Вводный инструктаж по ТБ. Материальная точка. Система отсчета. |
|
Выполнять требования безопасности в течение учебного процесса. Наблюдать и описывать прямолинейное и равномерное движение тележки с капельницей; определять по ленте со следами капель вид движения тележки, пройденный ею путь и промежуток времени от начала движения до остановки; обосновывать возможность замены тележки её моделью (материальной точкой) для описания движения. |
|
|
П.1, упр1 |
2 |
Перемещение. |
|
Приводить примеры, в которых координату движущегося тела в любой момент времени можно определить, зная его начальную координату и совершенное им за данный промежуток времени перемещение, и нельзя, если вместо перемещения задан пройденный путь |
|
|
П.2, упр2 |
3 |
Перемещение. Решение задач. |
|
|
|
З. №1410, 1414 |
|
4 |
Определение координаты движущегося тела |
|
Определять модули и проекции векторов на координатную ось; записывать уравнение для определения координаты движущегося тела в векторной и скалярной форме, использовать его для решения задач |
|
|
П.3, упр3 |
5 |
Перемещение при прямолинейном равномерном движении. Решение задач. |
|
Записывать формулы: для нахождения проекции и модуля вектора перемещения тела, для вычисления координаты движущегося тела в любой заданный момент времени; доказывать равенство модуля вектора перемещения пройденному пути и площади под графиком скорости; строить графики зависимости vx = vx(t) |
|
|
П.4, упр4 |
6 |
Входной контроль. Прямолинейное равноускоренное движение. Ускорение. |
Контрольная работа №1 |
|
|
|
П.5, упр5 |
7 |
Работа над ошибками. Прямолинейное равноускоренное движение. Ускорение. |
|
Объяснять физический смысл понятий: мгновенная скорость, ускорение; приводить примеры равноускоренного движения; записывать формулу для определения ускорения в векторном виде и в виде проекций на выбранную ось; применять формулы для расчета скорости тела и его ускорения в решении задач, выражать любую из входящих в формулу величин через остальные. |
|
|
З.№1454,1457 |
8 |
Скорость прямолинейного равноускоренного движения. График скорости. |
|
Записывать формулы для расчета начальной и конечной скорости тела; читать и строить графики зависимости скорости тела от времени и ускорения тела от времени; решать расчетные и качественные задачи с применением формул |
|
|
П.6, упр6 |
9 |
Скорость прямолинейного равноускоренного движения. График скорости. |
|
|
|
З.№1477,1480 |
|
10 |
Решение задач |
|
|
|
З.№1488,1490 |
|
11 |
Исследование равноускоренного движения без начальной скорости. |
Лабораторная работа № 1 |
Пользуясь секундомером, определять промежуток времени от начала равноускоренного движения шарика до его остановки; определять ускорение движения шарика и его мгновенную скорость перед ударом о цилиндр; представлять результаты измерений и вычислений в виде таблиц и графиков; по графику определять скорость в заданный момент времени; работать в группе |
|
|
Повторение |
12 |
Относительность движения. |
|
Наблюдать и описывать движение маятника в двух системах отсчета, одна из которых связана с землей, а другая с лентой, движущейся равномерно относительно земли; сравнивать траектории, пути, перемещения, скорости маятника в указанных системах отсчета; приводить примеры, поясняющие относительность движения |
|
|
П.9,упр9 |
13 |
Относительность движения. Решение задач. |
|
|
|
З. №1498, 1501 |
|
14 |
Инерциальные системы отсчета. |
|
Наблюдать проявление инерции; приводить примеры проявления инерции; решать качественные задачи на применение первого закона Ньютона |
|
|
П. 10 |
15 |
Первый закон Ньютона |
|
|
|
Упр10 |
|
16 |
Второй закон Ньютона |
|
Записывать второй закон Ньютона в виде формулы; решать расчетные и качественные задачи на применение этого закона |
|
|
П.11 |
17 |
Второй закон Ньютона |
|
|
|
З. 1518,1520,1524 |
|
18 |
Третий закон Ньютона |
|
Наблюдать, описывать и объяснять опыты, иллюстрирующие справедливость третьего закона Ньютона; записывать третий закон Ньютона в виде формулы; решать расчетные и качественные задачи на применение этого закона. |
|
|
П. 12, упр12 |
19 |
Третий закон Ньютона |
|
|
|
З.1579,1582 |
|
20 |
Свободное падение тел. |
|
Наблюдать падение одних и тех же тел в воздухе и в разреженном пространстве; делать вывод о движении тел с одинаковым ускорением при действии на них только силы тяжести. |
|
|
П. 13 |
21 |
Свободное падение тел. Решение задач. |
|
|
|
З. 1602,1608 |
|
22 |
Движение тела, брошенного вертикально вверх. Невесомость. Инструктаж по ТБ. |
|
Наблюдать опыты, свидетельствующие о состоянии невесомости тел; сделать вывод об условиях, при которых тела находятся в состоянии невесомости; измерять ускорение свободного падения; работать в группе |
|
|
П.14 |
23 |
Измерение ускорения свободного падения |
Лабораторная работа № 2 |
|
|
Стр298 |
|
24 |
Закон всемирного тяготения. |
|
Записывать закон всемирного тяготения в виде математического уравнения |
|
|
П. 15, упр15 |
25 |
Ускорение свободного падения на Земле и других планетах. |
|
Из закона всемирного тяготения выводить формулу для расчета ускорения свободного падения тела
|
|
|
П. 16,упр16 |
26 |
Ускорение свободного падения на Земле и других планетах. Решение задач. |
|
|
|
З. 1620,1622 |
|
27 |
Прямолинейное и криволинейное движение. |
|
Приводить примеры прямолинейного и криволинейного движения тел; называть условия, при которых тела движутся прямолинейно или криволинейно; вычислять модуль центростремительного ускорения по формуле v2=а ц . с/R |
|
|
П. 17,упр17 |
28 |
Движение тела по окружности с постоянной по модулю скоростью. |
|
|
|
П. 18,упр18 |
|
29 |
Решение задач. |
|
|
|
З. 1634,1636 |
|
30 |
Импульс тела. Закон сохранения импульса |
|
Давать определение импульса тела, знать его единицу; объяснять, какая система тел называется замкнутой, приводить примеры замкнутой системы; записывать закон сохранения импульса. |
|
|
П. 20,упр20 |
31 |
Реактивное движение. Ракеты. |
|
Наблюдать и объяснять полет модели ракеты |
|
|
П. 21,упр21 |
32 |
Вывод закона сохранения механической энергии. Подготовка к КР |
|
Решать расчетные и качественные задачи на применение закона сохранения энергии. |
|
|
П. 22,упр22, повторить П. 1-22 |
33 |
Законы взаимодействия и движения тел. |
Контрольная работа № 2 |
Применять знания к решению задач |
|
|
|
2. Механические колебания и волны (12 часов) |
||||||
34 |
Работа над ошибками. Колебательное движение. Свободные колебания.
|
|
Определять колебательное движение по его признакам; приводить примеры колебаний; описывать динамику свободных колебаний пружинного и математического маятников; измерять жесткость пружины. |
|
|
П. 23,упр23 |
35 |
Величины, характеризующие колебательное движение. Инструктаж по ТБ. |
|
Называть величины, характеризующие колебательное движение; записывать формулу взаимосвязи периода и частоты колебаний; проводить экспериментальное исследование зависимости периода колебаний пружинного маятника от m и k. |
|
|
П. 24,упр24 |
36 |
«Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний маятника от его длины». |
Лабораторная работа №3 |
Проводить исследования зависимости периода (частоты) колебаний маятника от длины его нити; представлять результаты измерений вычислений в виде таблиц; работать в группе. |
|
|
Стр300 |
37 |
Затухающие колебания. Вынужденные колебания. |
|
Объяснять причину затухания свободных колебаний; называть условие существования незатухающих колебаний. Строить график затухающих колебаний. |
|
|
П. 26,упр25 |
38 |
Резонанс |
|
Объяснять, в чем заключается явление резонанса; приводить примеры полезных и вредных проявлений резонанса и пути устранения последних. применять теоретические знания по физике на практике. |
|
|
П. 27,упр26 |
39 |
Распространение колебаний в среде. Волны. |
|
Различать поперечные и продольные волны; описывать механизм образования волн; называть характеризующие волны физические величины. Определять период, частоту, амплитуду и длину волны по графику. |
|
|
П. 28,упр27 |
40 |
Длина волны. Скорость распространения волн. |
|
Называть величины, характеризующие упругие волны; записывать формулы взаимосвязи между ними. Наблюдать и объяснять возникновение волн на поверхности воды. |
|
|
П. 29,упр28 |
41 |
Решение задач на определение характеристик волны. |
|
Решать расчетные и графические задачи на определение скорости распространения волны, длины волны, амплитуды. Применять теоретические знания по физике на практике. |
|
|
З. 1741, 1749 |
42 |
Источники звука. Звуковые колебания. |
|
Описывают механизм получения звуковых колебаний. Называть диапазон частот звуковых волн; приводить примеры источников звука; приводить обоснования того, что звук является продольной волной. Приводить примеры источников звука, инфра и ультразвука. |
|
|
П. 30,упр29 |
43 |
Высота, тембр и громкость звука. Звуковые волны. |
|
На основании увиденных опытов выдвигать гипотезы относительно зависимости высоты тона от частоты, а громкости — от амплитуды колебаний источника звука. Описывать возникновения звуковых волн при колебаниях камертона. |
|
|
П. 31-33 |
44 |
Решение задач. Подготовка к контрольной работе. |
|
Выдвигать гипотезы о зависимости скорости звука от свойств среды и от ее температуры; объяснять, почему в газах скорость звука возрастает с повышением температуры. Решать расчетные задачи на определение характеристик волны. |
|
|
З № 1768,1776 |
45 |
«Механические колебания и волны. Звук» |
Контрольная работа №3 |
Применять теоретические знания по физике на практике, решать физические задачи на применение полученных знаний. Владеть разнообразными способами выполнения расчетов для нахождения неизвестной величины. |
|
|
|
3. Электромагнитное поле (18 часов) |
||||||
46 |
Работа над ошибками. Магнитное поле.
|
|
Делать выводы о замкнутости магнитных линий и об ослаблении поля с удалением от проводников с током. Исследовать взаимодействие магнитного поля и электрического тока. |
|
|
П. 34 |
47 |
Направление тока и направление линий его магнитного поля.
|
|
Формулировать правило правой руки для соленоида, правило буравчика; определять направление электрического тока в проводниках и направление линий магнитного поля. |
|
|
П. 35 |
48 |
Обнаружение магнитного поля по его действию на электрический ток. Правило левой руки.
|
|
Применять правило левой руки; определять направление силы, действующей на электрический заряд, движущийся в магнитном поле; определять знак заряда и направление движения частицы. |
|
|
П. 36 |
49 |
Индукция магнитного поля. Магнитный поток.
|
|
Записывать формулу взаимосвязи модуля вектора магнитной индукции B, магнитного поля с модулем силы F, действующей на проводник длиной l и силой тока I в проводнике; описывать зависимость магнитного потока от индукции магнитного поля и от его ориентации по отношению к линиям магнитной индукции. |
|
|
П. 37-38 |
50 |
Явление электромагнитной индукции. Инструктаж по ТБ |
|
Наблюдать и описывать опыты, подтверждающие появление электрического поля при изменении магнитного поля, делать выводы. Применять полученные знания для объяснения принципов действия важнейших технических устройств. |
|
|
П. 39 |
51 |
«Изучение явления электромагнитной индукции». |
Лабораторная работа № 4 |
Проводить исследовательский эксперимент по изучению явления электромагнитной индукции; анализировать результаты эксперимента и делать выводы; работать в группе. |
|
|
Стр 303 |
52 |
Направление индукционного тока. Правило Ленца.
|
|
Наблюдать взаимодействие алюминиевых колец с магнитом; объяснять физическую суть правила Ленца и формулировать его; применять правило Ленца и правило правой руки для определения направления индукционного тока. |
|
|
П. 40 |
53 |
Явление самоиндукции.
|
|
Наблюдать и объяснять явление самоиндукции. Обнаруживать зависимости между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы. |
|
|
П. 41 |
54 |
Получение и передача переменного электрического тока. Трансформатор.
|
|
Рассказывать об устройстве и принципе действия генератора переменного тока; называть способы уменьшения потерь электроэнергии передаче ее на большие расстояния; рассказывать о назначении, устройстве и принципе действия трансформатора и его применении. |
|
|
П. 42 |
55 |
Электромагнитное поле. Электромагнитные волны. |
|
Наблюдать опыт по излучению и приему электромагнитных волн; описывать различия между вихревым электрическим и электростатическим полями. Изучать устройство и принцип действия трансформатора электрического тока. |
|
|
П. 43-44 |
56 |
Колебательный контур. Получение электромагнитных колебаний. |
|
Наблюдать свободные электромагнитные колебания в колебательном контуре; делать выводы; решать задачи на формулу Томсона. |
|
|
П. 45 |
57 |
Принципы радиосвязи и телевидения. |
|
Рассказывать о принципах радиосвязи и телевидения. применять теоретические знания по физике на практике, решать физические задачи на применение полученных знаний. |
|
|
П. 46 |
58 |
Электромагнитная природа света. |
|
Наблюдать зависимость частоты самого интенсивного излучения от температуры тела. Изучать шкалу электромагнитных волн. Называть различные диапазоны электромагнитных волн. |
|
|
П. 47 |
59 |
Преломление света. Физический смысл показателя преломления. |
|
Наблюдать разложение белого света в спектр при его прохождении сквозь призму и получение белого света путем сложения цветов с помощью линзы. Применять полученные знания для объяснения принципов действия важнейших технических устройств, решения практических задач повседневной жизни. |
|
|
П. 48 |
60 |
Дисперсия света. Цвета тел. |
|
Объяснять суть и давать определение явления дисперсии. Объяснять физический смысл показателя преломления среды. |
|
|
П. 49 |
61 |
Поглощение и испускание света атомами. Происхождение линейчатых спектров.
|
|
Объяснять излучение и поглощение света атомами и происхождение линейчатых спектров на основе постулатов Бора; работать с заданиями, приведенными в разделе «Итоги главы» |
|
|
П. 39 |
62 |
Решение задач. Подготовка к контрольной работе. |
|
Применять изученные законы к решению комбинированной задачи. Развивать математические умения, логическое мышление. Владеть разнообразными способами выполнения расчетов для нахождения неизвестной величины. |
|
|
З. 1817,1822 |
63 |
Электромагнитное поле. |
Контрольная работа №4 |
Применять изученные законы к решению комбинированных задач. Владеть разнообразными способами выполнения расчетов для нахождения неизвестной величины. |
|
|
|
4. Строение атома и атомного ядра (18 часов) |
||||||
64 |
Работа над ошибками. Радиоактивность. Модели атомов. |
|
Описывать опыты Резерфорда: по обнаружению сложного состава радиоактивного излучения.Различать модели строения атомов Томсона и Резерфорда. Описывать состав атомных ядер, пользуясь таблицей Менделеева. |
|
|
П. 52 |
65 |
Радиоактивные превращения атомных ядер. |
|
Объяснять суть законов сохранения массового числа и заряда при радиоактивных превращениях; применять эти законы при записи уравнений ядерных реакций. |
|
|
П. 53 |
66 |
Решение задач на радиоактивные превращения ядер. |
|
Применять изученные законы к решению комбинированной задачи. Развивать математические умения, логическое мышление. Корректировать знания.Владеть разнообразными способами выполнения расчетов для нахождения неизвестной величины. |
|
|
З. №1847,1852, 1857 |
67 |
Экспериментальные методы исследования частиц. |
|
Измерять мощность дозы радиационного фона дозиметром; сравнивать полученный результат с наибольшим допустимым для человека значением; работать в группе. |
|
|
П. 54 |
68 |
Открытие протона и нейтрона. |
|
Применять законы сохранения массового числа и заряда для записи уравнений ядерных реакций. Понимать различие между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладевать универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов. |
|
|
П. 55 |
69 |
Состав атомного ядра. Ядерные силы. |
|
Развивать теоретическое мышление на основе формирования умений устанавливать факты, различать причины и следствия, строить модели и выдвигать гипотезы, отыскивать и формулировать доказательства выдвинутых гипотез. |
|
|
П. 56 |
70 |
Энергия связи. Дефект масс. |
|
Объяснять физический смысл понятий: энергия связи, дефект масс. Записывать уравнения ядерных реакций. Владеть разнообразными способами выполнения расчетов для нахождения неизвестной величины. |
|
|
П. 57 |
71 |
Решение задач на определение энергии связи нуклонов. |
|
Применять изученные законы к решению комбинированной задачи. Развивать математические умения, логическое мышление. Корректировать знания. Владеть разнообразными способами выполнения расчетов для нахождения неизвестной величины. |
|
|
З. №1864, 1869 |
72 |
Деление ядер урана. Цепная реакция. Инструктаж по ТБ |
|
Описывать процесс деления ядра атома урана; объяснять физический смысл понятий: цепная реакция, критическая масса; называть условия протекания управляемой цепной реакции.
|
|
|
П. 58 |
73 |
Изучение деления ядра атома урана по фотографии треков. |
Лабораторная работа №5 |
Обрабатывать результаты измерений, представлять их с помощью таблиц, графиков и формул, обнаруживать зависимости между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы. |
|
|
Стр 307 |
74 |
Ядерный реактор. Преобразование внутренней энергии атомных ядер в электрическую энергию. Атомная энергетика |
|
Рассказывать о назначении ядерного реактора на медленных нейтронах, его устройстве и принципе действия; называть преимущества и недостатки АЭС перед другими видами электростанций. |
|
|
П. 59-60 |
75 |
Биологическое действие радиации. |
|
Называть физические величины: поглощенная доза излучения, коэффициент качества, эквивалентная доза, период полураспада. |
|
|
П. 61-62 |
76 |
Закон радиоактивного распада. |
|
Записывать закон радиоактивного распада. Объяснять физический смысл статистического закона радиоактивного распада. |
|
|
П. 63 |
77 |
Решение задач |
|
Записывать закон радиоактивного распада. Объяснять физический смысл статистического закона радиоактивного распада. |
|
|
З. 1863, 1870 |
78 |
Термоядерная реакция. |
|
Называть условия протекания термоядерной реакции, приводить примеры термоядерных реакций. Применять изученные законы к решению комбинированной задачи. |
|
|
П. 64 |
79 |
Решение задач. Подготовка к КР.
|
|
Применять изученные законы к решению комбинированной задачи. Развивать математические умения, логическое мышление. |
|
|
Стр 267-268 « Проверь себя» |
80 |
Строение атома и атомного ядра. Инструктаж по ТБ. |
Контрольная работа №5 |
Применять знания к решению задач различной сложности. Владеть разнообразными способами выполнения расчетов для нахождения неизвестной величины. |
|
|
|
81 |
Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям. |
Лабораторная работа №6 |
Объяснять характер движения заряженных частиц по готовым фотографиям треков. Обрабатывать результаты измерений, характеризовать полученную информацию, объяснять полученные результаты и делать выводы. |
|
|
Стр 309 |
5. Строение и эволюция Вселенной (7 часов) |
||||||
82 |
Состав, строение и происхождение Солнечной системы. |
|
Наблюдать слайды или фотографии небесных объектов; называть группы объектов, входящих в солнечную систему приводить примеры изменения вида звездного неба в течение суток |
|
|
П. 63 |
83 |
Большие тела Солнечной системы. |
|
Сравнивать планеты Земной группы; планеты-гиганты; анализировать фотографии или слайды планет |
|
|
П. 64 |
84 |
Малые тела Солнечной системы. |
|
Описывать фотографии малых тел Солнечной системы. Развивать теоретическое мышление на основе формирования умений устанавливать факты, различать причины и следствия, строить модели и выдвигать гипотезы, отыскивать и формулировать доказательства выдвинутых гипотез. |
|
|
П. 65 |
85 |
Строение, излучение и эволюция Солнца и звезд. |
|
Объяснять физические процессы, происходящие в недрах Солнца и звезд; называть причины образования пятен на Солнце; анализировать фотографии солнечной короны и образований в ней |
|
|
П. 66 |
86 |
Строение и эволюция Вселенной. |
|
Описывать три модели нестационарной Вселенной, предложенные Фридманом; объяснять в чем проявляется не стационарность Вселенной; записывать закон Хаббла. |
|
|
П. 67 |
87 |
Наша галактика – Млечный путь |
|
Описывать три модели нестационарной Вселенной, предложенные Фридманом; объяснять в чем проявляется не стационарность Вселенной; записывать закон Хаббла. |
|
|
доклад |
88 |
Строение и эволюция Вселенной |
Самостоятельная работа №1 |
Описывать три модели нестационарной Вселенной, предложенные Фридманом; объяснять в чем проявляется не стационарность Вселенной; записывать закон Хаббла. |
|
|
|
6. Повторение (14 часов) |
||||||
89 |
Повторение основных вопросов по кинематике. |
|
Демонстрировать презентации, участвовать в обсуждении презентаций; работать с заданиями, приведенными в разделе «Итоги главы». |
|
|
Задачи из тренировочного ОГЭ |
90 |
Решение задач по кинематике. |
|
Применять изученные законы к решению комбинированной задачи. Развивать математические умения, логическое мышление. |
|
|
Задачи из тренировочного ОГЭ |
91 |
Повторение основных вопросов по динамике. |
|
Демонстрировать презентации, участвовать в обсуждении презентаций; работать с творческими заданиями. |
|
|
Задачи из тренировочного ОГЭ |
92 |
Решение задач по динамике. |
|
Применять изученные законы к решению комбинированной задачи. Развивать математические умения, логическое мышление. Корректировать знания. |
|
|
Задачи из тренировочного ОГЭ |
93 |
Повторение законов сохранения в динамике и атомной физике. |
|
Демонстрировать презентации, участвовать в обсуждении презентаций; работать с заданиями, приведенными в разделе «Итоги главы».
|
|
|
Задачи из тренировочного ОГЭ |
94 |
Решение задач на законы сохранения. |
|
Применять изученные законы к решению комбинированной задачи. Развивать математические умения, логическое мышление. Корректировать знания. |
|
|
Задачи из тренировочного ОГЭ |
95 |
Повторение основных вопросов по теме "Механические колебания и волны". |
|
Демонстрировать презентации, участвовать в обсуждении презентаций; работать с заданиями, приведенными в разделе «Итоги главы». |
|
|
Задачи из тренировочного ОГЭ |
96 |
Повторение основных вопросов по теме "Электромагнитное поле". |
|
Демонстрировать презентации, участвовать в обсуждении презентаций; работать с заданиями, приведенными в разделе «Итоги главы». |
|
|
Задачи из тренировочного ОГЭ |
97 |
Решение задач на тему «Магнитное поле» |
|
Применять изученные законы к решению комбинированной задачи. Развивать математические умения, логическое мышление. |
|
|
Задачи из тренировочного ОГЭ |
98 |
Практикум решения задач по ядерной физике. |
|
Применять изученные законы к решению комбинированной задачи. Развивать математические умения, логическое мышление. |
|
|
Задачи из тренировочного ОГЭ |
99 |
Итоговая контрольная работа |
Контрольная работа №6 в форме ОГЭ |
Применять теоретический материал курса для решения физических задач. Демонстрировать знания по курсу физики основной школы. Решать физические задачи на применение полученных знаний. |
|
|
|
100 |
Анализ итоговой контрольной работы. |
|
Применять изученные законы к решению комбинированной задачи. Развивать математические умения, логическое мышление. Корректировать знания. |
|
|
|
101 |
Повторение. |
|
Применять изученные законы к решению комбинированной задачи. Развивать математические умения, логическое мышление. Корректировать знания |
|
|
|
102 |
Повторение. |
|
Применять изученные законы к решению комбинированной задачи. Развивать математические умения, логическое мышление. Корректировать знания |
|
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.