Календарно-тематическое планирование
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
естественно – научной направленности
«Физика в задачах и экспериментах», 9 класс
№ п/п |
Дата |
Форма занятия |
Наименование темы занятия |
Кол. час |
Форма контроля |
||
|
Раздел 1. Механические явления. Кинематика. Статика |
||||||
|
|
Теоретическое занятие, входной контроль |
Физическая задача. Классификация задач. Материальная точка. Система отсчета Перемещение |
1
1 |
Тест, тестовое задание |
||
Входная аттестация |
|||||||
|
|
Теоретическое занятие, |
Определение координаты движущегося тела |
2 |
Индивидуальные задачи |
||
Координатный метод решения задач по механике. |
|||||||
|
|
Теоретическое занятие, эксперимент |
Перемещение при прямолинейном и равномерном движении |
2 |
Эксперимент
|
||
Экспериментальная задача: «Важнее путь или перемещение?» |
|||||||
|
|
Исследовательское занятие Практикум |
Решение задач на прямолинейное равномерное движение |
2 |
Исследования, индивидуальные задачи |
||
Экспериментальные задачи по теме |
|||||||
|
|
Практикум по решению графических и экспериментальных задач |
Решение графических задач на прямолинейное равномерное движение |
2 |
Индивидуальные экспериментальные задачи |
||
Экспериментальная задача «Определение скорости равномерного движения при использовании тренажера «беговая дорожка». |
|||||||
|
|
Исследовательское занятие |
Экспериментальная задача: «Есть ли предел скорости?» |
2 |
Исследования, индивидуальные задачи |
||
Прямолинейное равноускоренное движение. Ускорение |
|||||||
|
|
Теоретическое занятие, Практикум по решению задач |
Скорость прямолинейного равноускоренного движения. График скорости |
2 |
Эксперимент
|
||
Решение графических задач на определение скорости и ускорения. |
|||||||
|
|
Эксперимент |
Экспериментальные задачи по темам «Скорость, ускорение» |
2 |
Индивидуальные экспериментальные задачи |
||
Экспериментальные задачи: «Определение скорости пузырька воздуха в стеклянной трубке с водой» |
|||||||
|
|
Теоретическое занятие, эксперимент |
Экспериментальные задачи по теме «График скорости» |
2 |
Индивидуальные экспериментальные задачи |
||
Перемещение при прямолинейном равноускоренном движении |
|||||||
|
|
Теоретическое занятие, Практикум по решению задач |
Координатный метод решения задач по механике. |
2 |
Индивидуальные задачи |
||
Решение задач на равноускоренное движение (аналитическое и графическое представление движения). |
|||||||
|
|
Теоретическое занятие, Исследовательское занятие |
Перемещение тела при прямолинейном равноускоренном движении без начальной скорости |
2 |
Исследования, индивидуальные задачи |
||
|
Экспериментальная задача: «Изучение закона движения падающего воздушного шара» |
||||||
|
|
Теоретическое занятие, Исследовательское занятие |
Экспериментальные задачи по теме «Исследование равноускоренного движения» |
2 |
Исследования, индивидуальные задачи |
||
|
|
Практикум по решению задач |
Решение задач по теме «Основы кинематики» |
2 |
Индивидуальные экспериментальные задачи |
||
Решение задач по теме «Равномерное и равноускоренное движение» |
|||||||
|
|
Практикум по решению задач |
Решение комбинированных задач по теме «Равномерное и равноускоренное движение» |
2 |
Индивидуальные задачи |
||
Решение задач повышенного уровня по теме «Равномерное и равноускоренное движение» |
|||||||
|
|
Практикум. Мини - консультация |
Решение графических задач по теме «Равномерное и равноускоренное движение» |
2 |
Индивидуальные экспериментальные задачи |
||
|
Решение задач ОГЭ по теме «Основы кинематики». Открытый банк заданий. |
||||||
|
|
Теоретическое занятие, практикум |
Решение задач ОГЭ по теме «Основы кинематики». Открытый банк заданий |
2 |
Индивидуальные задачи |
||
Относительность движения |
|||||||
|
|
Практикум |
Решение задач по теме «Относительность движения» |
2 |
Индивидуальные задачи |
||
Решение задач по теме «Относительность движения» |
|||||||
|
|
Практикум по группам |
Решение задач повышенной сложности по теме «Относительность движения» |
2 |
Индивидуальные задачи |
||
Решение задач разных типов на принцип относительности |
|||||||
|
i.
|
Контрольная работа |
Текущий контроль
|
2 |
Практические индивид. задания |
||
Раздел 2 Динамика |
|||||||
|
|
Теоретическое занятие Исследовательское занятие |
Инерциальные системы отсчета. Первый закон Ньютона |
2 |
Исследования, индивидуальные задачи
|
||
Второй закон Ньютона |
|||||||
|
|
Практикум, беседа |
Решение задач на второй закон Ньютона |
2 |
Беседа |
||
Практикум по решению задач на второй закон Ньютона |
|||||||
|
|
Теоретическое занятие. Практикум |
Практикум по решению задач на второй закон Ньютона |
2 |
Индивидуальные экспериментальные задачи |
||
Третий закон Ньютона |
|||||||
|
|
Практическое занятие.
|
Решение задач на законы Ньютона |
2 |
|
||
Решение задач на основные законы динамики: Ньютона |
|||||||
|
|
Теоретическое и практическое занятие |
Решение задач на движение материальной точки, системы точек, твердого тела под действием нескольких сил. |
2 |
Исследования, индивидуальные задачи
|
||
Решение задач на движение системы связанных тел |
|||||||
|
|
Практическое занятие. |
Решение задач на движение системы связанных тел |
2 |
Индивидуальные задачи |
||
Решение задач ОГЭ по теме «Основы динамики». Открытый банк заданий |
|||||||
|
|
Исследовательское и практикум |
Решение задач ОГЭ по теме «Основы динамики». Открытый банк заданий |
2 |
Исследования, индивидуальные задачи
|
||
Свободное падение тел |
|||||||
|
|
Практическое занятие. Эксперимент |
Решение задач на свободное падение тел |
2 |
Эксперимент |
||
Экспериментальная работа «Реконструкция опытов Галилея по определению ускорения g» |
|||||||
|
|
Практикум, самостоятельная работа |
Практикум по решению задач на свободное падение тел. |
2 |
Практикум, самостоятельная работа |
||
Практикум по решению задач на свободное падение тел. |
|||||||
|
|
Исследовательское занятие, теоретическое |
Движение тела, брошенного вертикально вверх. Невесомость |
2 |
Исследования, индивидуальные задачи |
||
Экспериментальная задача. Определение начальной скорости мяча, брошенного вертикально вверх |
|||||||
|
|
Исследовательское занятие и практическое |
Экспериментальная задача «Исследование свободного падения» |
2 |
Исследования, индивидуальные задачи |
||
Решение задач на свободное падение тел и движение тел, брошенных вертикально вверх. |
|||||||
|
|
Практическое занятие. Эксперимент |
Решение задач на свободное падение тел и движение тел, брошенных вертикально вверх. |
2 |
Исследования, индивидуальные задачи |
||
Экспериментальные задачи на движения свободно падающего тела |
|||||||
|
|
Практическое Занятие. Эксперимент |
Расчет траектории движения тел и персонажей рассказов Р.Распэ о Мюнхгаузене (Как и куда полетела вишневая косточка?) |
2 |
Исследования, эксперимент |
||
Экспериментальная задача. Определение начальной скорости мяча, скатившегося со стола |
|||||||
|
|
Теоретическое занятие, Практическое в группах |
Закон всемирного тяготения |
2 |
Индивидуальные задачи
|
||
Решение задач на закон всемирного тяготения |
|||||||
|
|
Теоретическое занятие, Исследовательское и практическое |
Ускорение свободного падения на Земле и других небесных телах |
2 |
Индивидуальные задачи
|
||
Решение задач на расчёт ускорения свободного падения на Земле и других небесных телах |
|||||||
|
|
Практическое занятие Работа в группах |
Решение задач на расчёт ускорения свободного падения на высоте над поверхностью Земли |
2 |
Практикум, самостоятельная работа |
||
Решение задач на расчёт силы упругости |
|||||||
|
|
Практическое Занятие. Эксперимент |
Решение задач на расчёт силы трения |
2 |
Индивидуальные задачи |
||
Решение графических задач с использованием сил трения и упругости, экспериментальные задачи |
|||||||
|
|
Теоретическое занятие, практическое занятие |
Решение графических задач с использованием сил трения и упругости |
2 |
Индивидуальные задачи |
||
Прямолинейное и криволинейное движение. Движение тела по окружности с постоянной по модулю скоростью. Алгоритм решения задач по теме |
|||||||
|
|
Эксперимент и практика применения |
Решение задач по кинематике на равноускоренное и равномерное движение, законы Ньютона, движение по окружности с постоянной по модулю скоростью |
2 |
Эксперимент |
||
Решение задач по кинематике на равноускоренное и равномерное движение, законы Ньютона, движение по окружности с постоянной по модулю скоростью |
|||||||
|
|
Практическое занятие в группах |
Решение задач по кинематике на равноускоренное и равномерное движение, законы Ньютона, движение по окружности с постоянной по модулю скоростью |
2 |
Эксперимент |
||
Решение задач повышенного уровня на движение тела по окружности с постоянной по модулю скоростью. |
|||||||
|
|
эксперимент |
Решение задач на расчёт скоростей цирковых аттракционов |
2 |
Эксперимент |
||
Экспериментальная задача. Вычисление физических величин, характеризующих движение секундной стрелки часов. |
|||||||
|
|
Теоретическое занятие, практическое |
Импульс тела. Закон сохранения импульса |
2 |
Индивидуальные экспериментальные задачи
|
||
Расследование ДТП с помощью закона сохранения импульса |
|||||||
|
|
Практическое Занятие. Беседа
|
Решение задач на закон сохранения импульса |
2 |
Индивидуальные экспериментальные задачи
|
||
Знакомство с примерами решения олимпиадных задач районного уровня на закон сохранения импульса. |
|||||||
|
|
Практическое Занятие. Эксперимент, теоретическое |
Реактивное движение. Ракеты. Задачи на закон сохранения импульса и реактивное движение. |
2 |
Индивидуальные экспериментальные задачи
|
||
Решение задач повышенного уровня на закон сохранения импульса и реактивное движение. |
|||||||
|
|
Теоретическое занятие, практическое задание |
Знакомство с примерами решения олимпиадных задач районного на закон сохранения импульса, реактивное движение |
2 |
Беседа |
||
Вывод закона сохранения механической энергии |
|||||||
|
|
Практическое Занятие.
|
Решение задач на закон сохранения энергии |
2 |
Индивидуальные задачи |
||
Решение задач на законы сохранения в механике |
|||||||
|
|
Практическое Занятие. |
Решение задач повышенного уровня на законы сохранения в механике |
2 |
Индивидуальные задачи Беседа |
||
Знакомство с примерами решения олимпиадных задач районного уровня на закон сохранения импульса. |
|||||||
|
|
Лекция |
Знакомство с примерами решения комбинированных задач по механике окружных олимпиад. |
2 |
- |
||
Знакомство с примерами решения олимпиадных задач на «Законы движения и взаимодействия тел» |
|||||||
|
|
Практическое Занятие. |
Графы и векторы в графиках движения: представление движения тела с помощью графиков и формул; построение и чтение графиков движения. |
2 |
Практикум |
||
|
|
Практическое Занятие.
|
Решение задач ОГЭ по теме «Основы динамики». Открытый банк заданий |
2 |
Практикум |
||
Решение задач ОГЭ по теме «Основы динамики». Открытый банк заданий |
|||||||
Раздел 3. Механические колебания и волны. Звук. |
|||||||
|
Теоретическое занятие |
Колебательное движение. Свободные колебания |
2 |
Опрос устный с тестированием |
|||
Повторение. Порядок решения задач. Величины, характеризующие колебательное движение |
|||||||
|
Практическое и экспериментальное, в группах |
Изготовление маятников различных видов, определение характеристик полученных колебательных систем |
2 |
Экспериментальные задачи |
|||
Экспериментальная работа «Исследование зависимости период колебаний пружинного маятника от его массы груза и жёсткости пружины» |
|||||||
|
Практическое занятие в группах |
Решение задач на расчёт величин, характеризующих колебательное движение |
2 |
Практикум, самостоятельная работа |
|||
Решение задач на расчёт величин, характеризующих колебательное движение |
|||||||
|
|
Практическое Занятие. Эксперимент |
Экспериментальная работа: «Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний маятника от длины его нити» |
2 |
Практикум, самостоятельная работа |
||
Решение задач на расчёт величин, характеризующих колебательное движение |
|||||||
|
Практическое Занятие. Эксперимент |
Решение экспериментальных задач на расчёт величин, характеризующих колебательное движение |
2 |
Экспериментальные задачи |
|||
Экспериментальная работа: «Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний маятника от длины его нити и от массы» |
|||||||
|
Теоретическое и практическое занятие |
Затухающие колебания. Вынужденные колебания |
2 |
Исследования |
|||
Решение качественных задач по теме: «Затухающие колебания. Вынужденные колебания» |
|||||||
|
Теоретическое и практическое занятие |
Резонанс |
2 |
Исследования |
|||
Решение качественных задач по теме: «Резонанс» |
|||||||
|
Теоретическое и практическое занятие в группах |
Распространение колебаний в среде. Волны. |
2 |
Исследования |
|||
Решение качественных задач по теме: «Распространение колебаний в среде. Волны. |
|||||||
|
Практическое занятие |
Решение задач на расчёт длины и скорости волны |
2 |
Индивидуальные задачи |
|||
|
Теоретико - практическоезанятие |
Источники звука. Звуковые колебания. |
2 |
Индивидуальные задачи |
|||
Решение качественных задач на звуковые колебания |
|||||||
|
Теоретическое и практическое занятие |
Распространение звука. Звуковые волны. |
2 |
Индивидуальные задачи |
|||
Решение задач повышенного уровня по теме «Механические колебания и волны. Звук» |
|||||||
|
|
Практическое занятие |
Решение задач ОГЭ по теме «Механические колебания. Звук». Открытый банк заданий |
2 |
Индивидуальные задачи |
||
|
|
Контрольная работа |
Рубежный контроль
|
2 |
Тесты с практическим заданием |
||
|
|
теоретическое занятие, эксперимент |
Отражение звука. Звуковой резонанс. |
2 |
Индивидуальные экспериментальные задачи |
||
Решение экспериментальных задач на колебательные системы в природе и технике |
|||||||
Раздел 4, раздел 5. Электромагнитные явления |
|||||||
|
Теоретическое занятие, беседа, практическое задания |
Характеристика решения задач раздела: общее и разное, примеры и приемы решения |
2 |
Беседа, эксперимент |
|||
Магнитное поле и его графическое изображение |
|||||||
|
|
лекция |
Действие магнитного поля. Магнитное поле Земли. |
2 |
Беседа, эксперимент |
||
|
|
Теоретическое занятие, эксперимент |
Экспериментальная работа «Изготовление магнитов» |
2 |
Беседа, эксперимент |
||
Однородное и неоднородное магнитные поля. |
|||||||
|
|
Теоретическое занятие, практическое, эксперимент |
Экспериментальная работа «Компас. Принцип работы». Практическая работа «Ориентирование с помощью компаса» |
2 |
Беседа, эксперимент |
||
Направление тока и направление линий его магнитного поля |
|||||||
|
Теоретическое занятие, практика решения задач |
Обнаружение магнитного поля по его действию на электрический ток. Правило левой руки. |
2 |
Беседа, эксперимент |
|||
Решение графических задач на применение правила левой руки. |
|||||||
|
Теоретическ. занятие, практическое |
Индукция магнитного поля. |
2 |
Беседа, эксперимент |
|||
Решение расчётных задач по теме «индукция магнитного поля» |
|||||||
|
Теоретическое занятие, практическое |
Магнитный поток |
2 |
|
Индивидуальные задачи |
||
Решение расчётных задач по теме «Магнитный поток» |
|||||||
|
Теоретическое занятие, практическая работа |
Явление электромагнитной индукции. |
2 |
Индивидуальные задачи |
|||
Решение расчётных задач по теме «Магнитный поток» |
|||||||
|
Эксперимент |
Лабораторная работа ≪Изучение явления электромагнитной индукции≫ |
2 |
|
|||
|
Теоретическое занятие, эксперимент |
Направление индукционного тока. Правило Ленца. |
2 |
Индивидуальные задачи |
|||
Задачи разных видов на описание явления электромагнитной индукции: закон электромагнитной индукции, правило Ленца, индуктивность. |
|||||||
|
|
Эксперимент, практические задания |
Задачи разных видов на описание явления электромагнитной индукции: закон электромагнитной индукции, правило Ленца, индуктивность. |
2 |
Индивидуальные задачи Экспериментальные задачи |
||
Экспериментальная задача: «Определение скорости вылета снаряда из магнитной пушки» |
|||||||
|
Лекция, |
Явление самоиндукции. |
2 |
Беседа |
|||
Получение и передача переменного электрического тока. Трансформатор |
|||||||
|
|
Практическое в группах |
Задачи на использование трансформаторов |
2 |
Индивидуальные задачи |
||
Задачи на переменный электрический ток: характеристики переменного электрического тока, электрические машины, трансформатор. |
|||||||
|
|
практическое |
Задачи на переменный электрический ток: характеристики переменного электрического тока, электрические машины, трансформатор. |
1
1 |
Контрольная работа |
||
Текущая аттестация с исследовательским заданием |
|||||||
Раздел 6. Электромагнитные колебания и волны |
|||||||
|
теоретическое занятие - лекция |
Электромагнитное поле. |
2 |
Устный опрос |
|||
Электромагнитные волны |
|||||||
|
|
теоретическое занятие Эксперимент |
Экспериментальная проверка свойств ЭМ волн |
2 |
Практикум |
||
Исследование электромагнитного излучения СВЧ-печи |
|||||||
|
теоретическое занятие |
Колебательный контур. Получение электромагнитных колебаний |
2 |
Устный опрос |
|||
Принципы радиосвязи и телевидения. |
|||||||
|
|
теоретическое занятие, Эксперимент |
Качественные, экспериментальные, занимательные задачи, задачи с техническим содержанием, комбинированные задачи по теме раздела |
2 |
Практикум |
||
Интерференция и дифракция света |
|||||||
|
|
Практическое занятие |
Задачи на описание различных свойств электромагнитных волн: скорость, отражение, преломление, интерференция, дифракция |
2 |
Практикум |
||
Задачи на описание различных свойств электромагнитных волн: скорость, отражение, преломление, интерференция, дифракция |
|||||||
|
|
практическое занятие, Эксперимент |
Задачи на описание различных свойств электромагнитных волн: скорость, отражение, преломление, интерференция, дифракция |
2 |
Практикум |
||
Экспериментальная проверка закона отражения света. |
|||||||
|
теоретическое занятие |
Электромагнитная природа света. |
2 |
Устный опрос |
|||
Преломление света. Физический смысл показателя преломления. |
|||||||
|
|
Эксперимент |
Экспериментальная задача по теме «Измерение показателя преломления воды» |
2 |
Практикум |
||
Задачи по геометрической оптике: зеркала, оптические схемы. |
|||||||
|
|
практическое занятие |
Задачи по геометрической оптике: зеркала, оптические схемы. |
2 |
Практикум |
||
Задачи по геометрической оптике: зеркала, оптические схемы. |
|||||||
|
теоретическое занятие |
Дисперсия. Цвета тел. |
2 |
Устный опрос |
|||
Типы оптических спектров. |
|||||||
|
Практическое занятие |
Задачи к результатам практической работы ≪Наблюдение сплошного и линейчатых спектров испускания≫ |
2 |
Практикум |
|||
|
|
Практическое занятие |
Задачи к результатам практической работы ≪Наблюдение сплошного и линейчатых спектров испускания≫ |
||||
|
теоретическое занятие, Эксперимент |
Поглощение и испускание света атомами. Происхождение линейчатых спектров. |
2 |
Индивидуальные задачи |
|||
Решение качественных задач по теме «Спектры» |
|||||||
|
Эксперимент |
Качественные, экспериментальные, занимательные задачи, задачи с техническим содержанием, комбинированные задачи по теме « Электромагнитное поле» |
2 |
Индивидуальные задачи |
|||
|
|
Самостоятельная работа |
Текущий контроль. Качественные, экспериментальные, занимательные задачи, задачи с техническим содержанием с исследовательским заданием, комбинированные задачи по теме « Электромагнитное поле» |
2 |
Тесты с практическим заданием |
||
Раздел 7. Квантовые явления |
|
||||||
|
теоретическое занятие, |
Радиоактивность |
2 |
Устный опрос |
|||
Модели атомов |
|||||||
Радиоактивные превращения атомных ядер. |
|||||||
|
теоретическое занятие |
Закон радиоактивного распада. |
2 |
Индивидуальные задачи |
|||
Экспериментальные методы исследования частиц. |
|||||||
|
теоретическое занятие, Эксперимент в группах |
Экспериментальная задача по теме ≪Измерение естественного радиационного фона дозиметром≫ |
2 |
Экспериментальные задачи |
|||
Открытие протона и нейтрона. |
|||||||
|
теоретическое занятие |
Состав атомного ядра. Ядерные силы. |
2 |
Устный опрос |
|||
Энергия связи. Дефект масс. |
|||||||
|
Теоретическое, практическое занятие |
Решение задач на расчёт энергии связи и дефект масс |
2 |
|
|||
Деление ядер урана. Цепная реакция. |
|||||||
|
Теоретическое занятие, Эксперимент в группах |
Экспериментальная задача по теме: ≪Изучение деления ядра атома урана по фотографии треков≫ |
2 |
Экспериментальные задачи |
|||
Ядерный реактор. Преобразование внутренней энергии атомных ядер в электрическую энергию. |
|||||||
|
теоретическое занятие, Эксперимент в группах |
Атомная энергетика |
2 |
Беседа |
|||
Биологическое действие радиации. Способы защиты от радиоактивных излучений |
|||||||
|
Теоретическое и практическое занятие |
Закон радиоактивного распада |
2 |
Индивидуальные задачи |
|||
Решение задач на закон радиоактивного распада |
|||||||
Термоядерная реакция |
|||||||
|
Практическое занятие |
Решение задач на радиоактивные превращения атомных ядер |
2 |
Тесты с практическим заданием |
|||
Итоговый контроль с включением поисковых задач |
|||||||
ИТОГО: 206 часов |
|||||||
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.