Календарно-тематическое планирование коррекционных занятий
Оценка 4.9

Календарно-тематическое планирование коррекционных занятий

Оценка 4.9
doc
12.05.2020
Календарно-тематическое планирование коррекционных занятий
Kalendarno-tematicheskoe_planirovanie_logopedicheskikh_zanyatiy_s_uchaschimisya_2_klassa.doc

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Тип программы:  модифицированная

Классы: вторые

Количество часов: 55 (пятьдесят пять часов)

  • всего – 55 часов, в неделю – 2 часа

Контрольных работ: 6 (шесть)

 

     После проведенного логопедического обследования у учащихся вторых классов были выявлены следующие нарушения письменной речи:

• смешение графически сходных букв (ш—щ, п—т, е—ё, и—у, б—д, к—н, п—р, к— р, х—ж) (девочка — «девочна»);

• ошибки обозначения гра­ниц предложения: начало предложения пишут с малень­кой буквы, в конце предложе­ния не ставят точку;

• пропуски согласных и гласных букв (дрожит — «до­жит»);

• ошибки обозначения гра­ницы слова (птичница дает корм — «птичницадает корм»);

• ошибки обозначения твер­дости-мягкости согласных (Люба — «Луба», лыжи — «лижи»);

• смешение букв, обознача­ющих согласные звуки:

— глухие — звонкие (коза — «коса»),

— аффрикаты и их компонен­ты (птички — «птицки»),

— соноры (роза — «лоса»),

— свистящие  и   шипящие (шляпа — «сляпа»);

• смешение гласных (собач­ка — «собочка», набухли — «набохли»);

• пропуски и вставки букв и слогов («пушиестая кошка»);

•  трудности в воспроизведе­нии предложения из 4—5 слов;

• ошибки при списывании;

в затруднения при нахож­дении ошибок во время про­верки письменной работы;

• в структурном построе­нии предложения;

• неумение пользоваться грамматическими связями слов в предложении;

• слитное написание пред­логов и раздельное написание приставок;

• бедный словарный запас;

• затруднения в подборе проверочных слов.

 

Цель программы: коррек­ция нарушений письменной речи.

 

Задачи программы:

               Развивать навыки звуково­го анализа и синтеза, фо­нематическую дифференци­ацию звуков, зрительную дифференциацию строчных букв, внимание, память, мышление.

·                Обогащать и активизиро­вать словарь.

               Формировать навык само­контроля, орфографическую зоркость, фразовую речь.

               Выработать умение разли­чать твердые и мягкие со­гласные.

P.S. Законом РФ «Об образовании» не определены требования к рабочей программе. Каждый педагог выбирает самостоятельную форму записей, текстового варианта рабочей программы, вносит  коррективы во все структурные элементы программы с учетом особенностей своего образовательного учреждения и особенностей учащихся конкретного класса.

(Например, определять новый порядок изучения материала, изменять количество часов, вносить изменения в содержание изучаемой темы, дополнять требования к уровню подготовки учащихся. Это позволит увидеть особенности содержания, реализуемого учителем, но не содержит информации об особенностях организации образовательного процесса)

Организация процесса обу­чения:  групповые  занятия (зачисление на логопункт осуществляется по результатам проведенной диагностики (с 02.09.2011 по 16.092011), заключения районной психолого-медико-педагогической комиссии, а также  согласия родителей учеников)

 

Концептуалъность: данная программа написана в соответ­ствии с основными принципа­ми логопедического воздей­ствия и реализует логопеди­ческие методы и приемы на всех этапах коррекции.

 

Программа опирается на сле­дующие специальные принци­пы:

·       этиопатогенетический;

·       системности учета структу­ры речевого нарушения;

·       комплексности;

·       дифференцированного под­хода;

·       поэтапности;

·       учета личностных особен­ностей;

·       использования обходного пути.

 

При обучении используют­ся практические, наглядные, словесные методы:

·       различные упражнения по развитию мышления и во­ображения;

·       игры, направленные на коррекцию внимания, па­мяти, фонематического слуха;

·       упражнения, способствую­щие формированию полноценных речевых навыков: объяснение правильно на­писанных слов, их запись;

·       восстановление пропущен­ных букв;

·       самостоятельный поиск ор­фографических ошибок;

·       запись под диктовку;

·       списывание с рукописного и печатного текстов;

·        осложненные задания логи­ческого и грамматического характера;

·        слуховой диктант со зри­тельным самоконтролем;

·        графический диктант.

 

      Си­стема коррекционного обуче­ния разделена на три этапа:

  • фонетический,
  • лексический,
  • синтаксический.

     В начале обу­чения проводятся диагности­ческое обследование, беседа с родителями и заполнение до­кументации. В конце учебного года обучения — подведе­ние итогов, направленное на выявление динамики в преодо­лении нарушений письменной речи.

     В зависимости от сложнос­ти нарушения письма варьирует­ся количе­ство учебных часов.

 

Содержание коррекционной работы на фонетическом уровне

     Учащиеся знакомятся с работой артикуляционного аппарата, со способами образования зву­ков речи, познают взаимо­связь между буквой и звуком. У них формируется понятие о букве как о графическом об­разе звука.

Большое значение отводится дифференциации букв, имею­щих кинетическое сходство м, пт, иш, цщ; бд, вд, уч, гр). Ведется рабо­та по дифференциации фонем, имеющих акустико-артикуляционное сходство (в первую оче­редь гласных первого и второго ряда). Дети знакомятся с обо­значением мягкости согласных посредством гласных второго ряда (е, ё, и, ю, я) и мягкого знака.

     Первый этап коррекционной работы завершается диф­ференциацией согласных зву­ков, формированием понятия о звонких и глухих звуках, объяснением сходства и раз­личия.

 

Содержание коррекционной работы на лексическом уровне

     Работа на втором этапе кор­рекции начинается с уточне­ния и расширения словарно­го запаса. Школьники полу­чают представления о слове, слоговом анализе и синтезе слов, усваивают роль ударения в устной речи, знакомятся со способами словообразования: суффиксальным, префиксаль­ным, суффиксально-префик­сальным, учатся подбирать родственные слова.

 

Содержание коррекционной работы на синтаксическом уровне

     Третий этап начинается с работы над предложением. У учащихся формируется навык определения количества и по­следовательности слов в пред­ложении, навык смыслового, интонационного и граммати­ческого оформления, они учатся правильно согласовы­вать различные части речи.

     На всех этапах коррекции ведется работа над формиро­ванием связной речи.

 

Итоговый контроль включа­ет следующие проверочные ра­боты: слуховые диктанты, списывание с печатного и рукописного тек­стов, грамматические задания по изучаемым темам. Результа­тивность работы определяется по итогам сравнительного ана­лиза данных первичного лого­педического обследования и со­стояния навыка письма на за­ключительном тестировании.

 

Этапы коррекционной работы

Кол-во часов

В том числе на:

Дата

теоретические

Контрольные  диктанты, контрольное списывание

1

 Фонетический 

 

22

 

21

 

1 (28)

 

 

2

 Лексический

 

21

 

18

 

3 (14,38,44)

 

 

3

Синтаксический 

 

11

 

9

 

2 (54,55)

 

 

 

Итого

54

48

6

 

Структура учебно-коррекционного  процесса

на 2011-2012 учебный год

·         С 02 сентября по 15 сентября - диагностический период;

·            16 сентября     – комплектование групп и  составление рабочих программ и годового  плана;

·         С 19 сентября по 29 октября  2011 год– учебный период;

·         С 08 ноября по 29 декабря 2011 год– учебный период;

·         С 10 января по 22 марта 2012 года– учебный период;

·         С 02 апреля по 11 мая  2012 года– учебный период.

 

Для реализации рабочей программы используется учебно-методические пособия:

 

 п/п

Автор

Название, класс

Год издательства

Издательство

1.        

Ануфриев А.Ф. , Костромина С.Н.

«Как преодолеть трудности в обучении детей.  Психодиагностические таблицы.  Психодиагностические методики.  Коррекционные упражнения»

1997

Просвещение

 

2.        

Бачина О.В.,

Вилочева М.П.

«Школьный логопункт: Организация и содержание работы»

2009

Москва  ТЦ СФЕРА

3.        

Бекшиева З.И

«Коррекция письменной речи у школьников»

2009

Ростов н/Д : Феникс

4.        

Богомолова А.И.

«Логопедическое пособие  для работы  с детьми».

1995

Издательство  «Библионалис». СПб

5.        

Визель Т.Г..

«Логопедические упражнения на каждый день»

2006

Москва В.Секачев

6.        

ВолковаЛ.С.,

ЛалаеваР.И., МастюковаЕ.М.. 

«Логопедия»

 Книга 1,2

 

1995

 

Просвещение

 

7.        

Елецкая О.Н., Горбачевская Н.Ю.

«Организация логопедической работы в школе»

2007

Москва

ТЦ Сфера

8.        

Епифанова О.В.

«Логопедия»

2004

«Учитель-АСТ». Волгоград

9.        

Ефименкова Л.Н., Мисаренко Г.Г.

«Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте»

1991

Москва

Просвещение

10.    

Жукова Н.С.

«Уроки логопеда.  Исправление нарушений речи»

2010

Москва

 ЭКСМО

11.    

Журнал

«Логопед»  № 1-5 

 

2011

Москва

12.    

Косинова  Е.

«Уроки логопеда»

2009

Москва  ЭКСМО

13.    

Крупенчук О.И., Воробьёва  Т.А..

«Исправляем нарушение:  Комплексная методика коррекции артикуляционных расстройств»

2009

СПб. Литера

14.    

Кузьмина Е.В.

«Бланковые методики в работе логопеда»

2009

Москва

ТЦ Сфера

15.    

Садовникова И.Н.

«Нарушение письменной речи и их преодоление у младших школьников»

1997

Владос

16.    

Черошникова Г.С.

«Логопедические занятия в начальной школе» 1,2 части

2001

Иркутск

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Календарно-тематическое планирование коррекционных занятий

№ заня­тия

Тема коррекционной работы

Цели урока

Дата

 

  1.  

Диагностика письменной речи

Выявить наличие специфических оши­бок в письменных работах

 

  1.  

Диагностика письменной речи

Исследовать состояние навыка чтения

 

  1.  

Работа над словом

Усваивать понятие слово как части предложения, его лексическое значение. Усваивать слова, обозначающие живые и неживые предметы

 

  1.  

Слова, обозначающие предмет

Закрепить понятие о словах, обозна­чающих предметы. Слова, отвечающие на вопросы: кто? что?

Учить графически изображать слова, обозначающие предметы

 

  1.  

Слова, обозначающие действие предмета

Учить различать слова, обозначающие действие предмета, слова, отвечающие на вопрос: что делает?

 

  1.  

Дифференциация слов, обозначающих предметы и действия предметов

Учить различать слова, обозначающие предметы и действия предметов. Составлять предложения из двух слов: предмет — действие, составление схем. Познакомить с частями речи: существи­тельное и глагол

 

  1.  

Слова, обозначающие признаки предметов

Учить различать слова, обозначающие

признаки предмета.

Учить правильно изменять слова по родам.

 

  1.  

Дифференциация слов, обозначающих предметы, действия и признаки предметов

Закрепить представления о словах, обозначающих предмет, действие и признак предмета.

Самостоятельная  работа.

 

  1.  

Работа над слоговым составом слова

Учить делить двух- и трехсложные сло­ва на слоги.

Дать представления о слогообразующей роли гласного.

Учить выделять гласные из слов.

 

 

  1.  

Работа над слоговым составом слова

Учить определять порядок слогов в слове. Выполнять анализ и синтез слов, полу­ченных путем перестановки слогов

 

 

  1. 11.

Перенос слов

Упражнять в формировании умения делить слова на слоги для переноса.

 

 

  1.  

Ударение, ударный слог

Сформировать навык определения удар­ного слога в словах. Подчеркивать роль ударения в устной речи. Научить различать значения слов

 

 

  1.  

Повторение пройденного материала. Диктант

Проводить проверочную работу.

Проводить контрольную проверку.

 

 

  1.  

Звуковой состав слова. Понятия звук, буква

Познакомить со способами образования звуков речи.  Сформировать понятие о букве, как о графическом образе звука

 

 

  1.  

Гласные первого ряда. Выделение из слогов и слов

Учить слышать и выделять гласные зву­ки первого ряда из звукового ряда, сло­га, слова

 

 

  1.  

Гласные второго ряда. Выделение их из слогов и

слов

Познакомить с образованием гласных звуков второго ряда

 

 

  1.  

Дифференциация звуков И—[я]

Учить различать звуки [а]—[я] устно и на письме в слогах и словах

Учить различать звуки [а]—[я] устно и на письме в предложениях и текстах.

 

 

  1.  

Повторение пройденного материала

Проверочная работа

 

 

  1.  

Дифференциация гласных звуков [о]—[ё]

Учить различать звуки [о]—[ё] устно и на письме в слогах и словах

Учить различать звуки [о]—[ё] устно и на письме в предложениях и текстах.

 

 

  1.  

Повторение пройденного материала

Проверочная работа

 

 

  1.  

Дифференциация звуков

[у]-[ю]

Учить различать звуки [у]—[ю] устно и на письме в слогах и словах

Учить различать звуки [у]—[ю] устно и на письме в предложениях и текстах

 

 

  1.  

Повторение пройденного материала

Проводить проверочную работу

 

 

  1.  

Дифференциация звуков [и]-[ы]

 

Учить различать звуки [и]—[ы] устно и на письме в слогах и словах

Учить различать звуки [и]—[ы] устно и на письме в предложениях и текстах.

 

 

  1.  

Повторение пройденного

материала

Проводить проверочную работу

 

 

  1.  

Дифференциация звуков [э]-[е]

Учить различать звуки [э]—[е] устно и на письме в слогах и словах

 

 

  1.  

Контрольное списывание

Проводить контрольную работу

 

 

  1.  

Дифференциация звуков [э]-[е]

Учить различать звуки [э]—[е] устно и на письме в слогах и словах

 

 

  1.  

Согласные звуки, буквы. Способы образования согласных звуков

Учить узнавать согласный звук на слух и по артикуляции.

Учить вычленять согласный звук из сло­ва

 

 

  1.  

Твердые и мягкие соглас­ные

Учить различать твердые и мягкие со­гласные

 

 

  1.  

Обозначение мягкости согласных посредством гласных звуков второго ряда ([е])

Учить слышать мягкие согласные перед гласными второго ряда

Проводить контрольные упражнения

 

 

  1.  

Обозначение мягкости согласных посредством гласных звуков второго ряда ([ё])

Учить слышать мягкие согласные перед гласными второго ряда

Проводить контрольные упражнения

 

 

  1.  

Обозначение мягкости согласных посредством гласных звуков второго ряда ([и])

Учить слышать мягкие согласные звуки перед гласными второго ряда

 

 

  1.  

Обозначение мягкости согласных посредством гласных звуков второго ряда ([и])

Проводить контрольные упражнения

 

 

  1.  

Обозначение, мягкости согласных посредством гласных звуков второго ряда ([ю])

Учить слышать мягкие согласные звуки перед гласными второго ряда

 

 

  1.  

Обозначение, мягкости согласных посредством гласных звуков второго ряда ([ю])

Проводить контрольные упражнения

 

 

  1.  

Диктант

Проводить контрольную проверку

 

 

  1.  

Обозначение мягкости согласных в конце слова с помощью мягкого знака

Учить обозначать мягкость согласных в конце слова с помощью мягкого знака

 

  1.  

Обозначение мягкости согласных в конце слова с помощью мягкого знака

Проводить самостоятельные контрольные упражнения

 

  1.  

Обозначение мягкости со­гласных в середине слова с помощью мягкого знака

Учить обозначать мягкость согласных между двумя согласными с помощью мягкого знака

 

  1.  

Обозначение мягкости со­гласных в середине слова с помощью мягкого знака

Проводить самостоятельные контрольные упражнения

 

  1.  

Повторение пройденного материала

Проводить проверочные работы

 

  1.  

Диктант

Проводить контрольную проверку

 

  1.  

Дифференциация понятий предложение, слово

Уточнить понятия предложение, слово. Формировать навык определения коли­чества и последовательности слов в предложении

 

  1.  

Прописная буква в начале предложения. Знаки пре­пинания в конце предло­жения

Учить определять границы предложения и интонационно их оформлять

 

  1.  

Имена собственные

Обучать практическому усвоению напи­сания имен собственных

 

  1.  

Предложение и его грам­матическое оформление

 

Учить согласованию глагола с именем существительным в роде и числе

Учить согласованию имени прилага­тельного с именем существительным в роде и числе

 

  1.  

Распространение предло­жения

Учить распространять предложения дополнением

 

  1.  

Распространение предло­жения

Учить распространять предложения дополнением

 

  1.  

Предлоги

Дать понятие о предлоге как самостоя­тельном слове.

Формировать навык раздельного напи­сания предлога со словом

 

  1.  

Предлоги

Проводить самостоятельные контроль­ные упражнения

 

 

  1.  

Составление предложений по опорным словам и схе­мам и описательного рас­сказа

Закреплять умение согласовывать слова в предложении

 

 

  1.  

Составление и запись предложений по серии сюжетных картинок

Обучать придумыванию части текста (начало, середина и окончание)

 

 

  1.  

Составление и запись предложений по серии сюжетных картинок

Обучать придумыванию части текста (начало, середина и окончание)

 

 

  1.  

Контрольное списывание с рукописного текста

Проводить итоговые проверочные рабо­ты.

Оценивать динамику работы с учащи­мися.

Выполнять количественный и качест­венный анализ ошибок

 

 

  1.  

Контрольный слуховой диктант

Проводить контрольную проверку

 

 

 


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Тип программы: модифицированная

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Тип программы: модифицированная

Например, определять новый порядок изучения материала, изменять количество часов, вносить изменения в содержание изучаемой темы, дополнять требования к уровню подготовки учащихся

Например, определять новый порядок изучения материала, изменять количество часов, вносить изменения в содержание изучаемой темы, дополнять требования к уровню подготовки учащихся

В начале обу­чения проводятся диагности­ческое обследование, беседа с родителями и заполнение до­кументации

В начале обу­чения проводятся диагности­ческое обследование, беседа с родителями и заполнение до­кументации

Синтаксический 11 9 2 (54,55)

Синтаксический 11 9 2 (54,55)

Ефименкова Л.Н., Мисаренко Г

Ефименкова Л.Н., Мисаренко Г

Календарно-тематическое планирование коррекционных занятий № заня­тия

Календарно-тематическое планирование коррекционных занятий № заня­тия

Звуковой состав слова. Понятия звук, буква

Звуковой состав слова. Понятия звук, буква

Учить узнавать согласный звук на слух и по артикуляции

Учить узнавать согласный звук на слух и по артикуляции

Проводить самостоятельные контрольные упражнения

Проводить самостоятельные контрольные упражнения

Контрольное списывание с рукописного текста

Контрольное списывание с рукописного текста
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.05.2020