ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Тип программы: модифицированная
Классы: вторые
Количество часов: 55 (пятьдесят пять часов)
Контрольных работ: 6 (шесть)
После проведенного логопедического обследования у учащихся вторых классов были выявлены следующие нарушения письменной речи:
• смешение графически сходных букв (ш—щ, п—т, е—ё, и—у, б—д, к—н, п—р, к— р, х—ж) (девочка — «девочна»);
• ошибки обозначения границ предложения: начало предложения пишут с маленькой буквы, в конце предложения не ставят точку;
• пропуски согласных и гласных букв (дрожит — «дожит»);
• ошибки обозначения границы слова (птичница дает корм — «птичницадает корм»);
• ошибки обозначения твердости-мягкости согласных (Люба — «Луба», лыжи — «лижи»);
• смешение букв, обозначающих согласные звуки:
— глухие — звонкие (коза — «коса»),
— аффрикаты и их компоненты (птички — «птицки»),
— соноры (роза — «лоса»),
— свистящие и шипящие (шляпа — «сляпа»);
• смешение гласных (собачка — «собочка», набухли — «набохли»);
• пропуски и вставки букв и слогов («пушиестая кошка»);
• трудности в воспроизведении предложения из 4—5 слов;
• ошибки при списывании;
в затруднения при нахождении ошибок во время проверки письменной работы;
• в структурном построении предложения;
• неумение пользоваться грамматическими связями слов в предложении;
• слитное написание предлогов и раздельное написание приставок;
• бедный словарный запас;
• затруднения в подборе проверочных слов.
Цель программы: коррекция нарушений письменной речи.
Задачи программы:
• Развивать навыки звукового анализа и синтеза, фонематическую дифференциацию звуков, зрительную дифференциацию строчных букв, внимание, память, мышление.
· Обогащать и активизировать словарь.
• Формировать навык самоконтроля, орфографическую зоркость, фразовую речь.
• Выработать умение различать твердые и мягкие согласные.
P.S. Законом РФ «Об образовании» не определены требования к рабочей программе. Каждый педагог выбирает самостоятельную форму записей, текстового варианта рабочей программы, вносит коррективы во все структурные элементы программы с учетом особенностей своего образовательного учреждения и особенностей учащихся конкретного класса.
(Например, определять новый порядок изучения материала, изменять количество часов, вносить изменения в содержание изучаемой темы, дополнять требования к уровню подготовки учащихся. Это позволит увидеть особенности содержания, реализуемого учителем, но не содержит информации об особенностях организации образовательного процесса)
Организация процесса обучения: групповые занятия (зачисление на логопункт осуществляется по результатам проведенной диагностики (с 02.09.2011 по 16.092011), заключения районной психолого-медико-педагогической комиссии, а также согласия родителей учеников)
Концептуалъность: данная программа написана в соответствии с основными принципами логопедического воздействия и реализует логопедические методы и приемы на всех этапах коррекции.
Программа опирается на следующие специальные принципы:
· этиопатогенетический;
· системности учета структуры речевого нарушения;
· комплексности;
· дифференцированного подхода;
· поэтапности;
· учета личностных особенностей;
· использования обходного пути.
При обучении используются практические, наглядные, словесные методы:
· различные упражнения по развитию мышления и воображения;
· игры, направленные на коррекцию внимания, памяти, фонематического слуха;
· упражнения, способствующие формированию полноценных речевых навыков: объяснение правильно написанных слов, их запись;
· восстановление пропущенных букв;
· самостоятельный поиск орфографических ошибок;
· запись под диктовку;
· списывание с рукописного и печатного текстов;
· осложненные задания логического и грамматического характера;
· слуховой диктант со зрительным самоконтролем;
· графический диктант.
Система коррекционного обучения разделена на три этапа:
В начале обучения проводятся диагностическое обследование, беседа с родителями и заполнение документации. В конце учебного года обучения — подведение итогов, направленное на выявление динамики в преодолении нарушений письменной речи.
В зависимости от сложности нарушения письма варьируется количество учебных часов.
Содержание коррекционной работы на фонетическом уровне
Учащиеся знакомятся с работой артикуляционного аппарата, со способами образования звуков речи, познают взаимосвязь между буквой и звуком. У них формируется понятие о букве как о графическом образе звука.
Большое значение отводится дифференциации букв, имеющих кинетическое сходство (л—м, п—т, и—ш, ц—щ; б—д, в—д, у—ч, г—р). Ведется работа по дифференциации фонем, имеющих акустико-артикуляционное сходство (в первую очередь гласных первого и второго ряда). Дети знакомятся с обозначением мягкости согласных посредством гласных второго ряда (е, ё, и, ю, я) и мягкого знака.
Первый этап коррекционной работы завершается дифференциацией согласных звуков, формированием понятия о звонких и глухих звуках, объяснением сходства и различия.
Содержание коррекционной работы на лексическом уровне
Работа на втором этапе коррекции начинается с уточнения и расширения словарного запаса. Школьники получают представления о слове, слоговом анализе и синтезе слов, усваивают роль ударения в устной речи, знакомятся со способами словообразования: суффиксальным, префиксальным, суффиксально-префиксальным, учатся подбирать родственные слова.
Содержание коррекционной работы на синтаксическом уровне
Третий этап начинается с работы над предложением. У учащихся формируется навык определения количества и последовательности слов в предложении, навык смыслового, интонационного и грамматического оформления, они учатся правильно согласовывать различные части речи.
На всех этапах коррекции ведется работа над формированием связной речи.
Итоговый контроль включает следующие проверочные работы: слуховые диктанты, списывание с печатного и рукописного текстов, грамматические задания по изучаемым темам. Результативность работы определяется по итогам сравнительного анализа данных первичного логопедического обследования и состояния навыка письма на заключительном тестировании.
№ |
Этапы коррекционной работы |
Кол-во часов |
В том числе на: |
Дата |
|
теоретические |
Контрольные диктанты, контрольное списывание |
||||
1 |
Фонетический |
22 |
21 |
1 (28) |
|
2 |
Лексический |
21 |
18 |
3 (14,38,44) |
|
3 |
Синтаксический |
11 |
9 |
2 (54,55) |
|
|
Итого |
54 |
48 |
6 |
Структура учебно-коррекционного процесса
на 2011-2012 учебный год
· С 02 сентября по 15 сентября - диагностический период;
· 16 сентября – комплектование групп и составление рабочих программ и годового плана;
· С 19 сентября по 29 октября 2011 год– учебный период;
· С 08 ноября по 29 декабря 2011 год– учебный период;
· С 10 января по 22 марта 2012 года– учебный период;
· С 02 апреля по 11 мая 2012 года– учебный период.
Для реализации рабочей программы используется учебно-методические пособия:
№ п/п |
Автор |
Название, класс |
Год издательства |
Издательство |
1. |
Ануфриев А.Ф. , Костромина С.Н. |
«Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения» |
1997 |
Просвещение
|
2. |
Бачина О.В., Вилочева М.П. |
«Школьный логопункт: Организация и содержание работы» |
2009 |
Москва ТЦ СФЕРА |
3. |
Бекшиева З.И |
«Коррекция письменной речи у школьников» |
2009 |
Ростов н/Д : Феникс |
4. |
Богомолова А.И. |
«Логопедическое пособие для работы с детьми». |
1995 |
Издательство «Библионалис». СПб |
5. |
Визель Т.Г.. |
«Логопедические упражнения на каждый день» |
2006 |
Москва В.Секачев |
6. |
ВолковаЛ.С., ЛалаеваР.И., МастюковаЕ.М.. |
«Логопедия» Книга 1,2
|
1995
|
Просвещение
|
7. |
Елецкая О.Н., Горбачевская Н.Ю. |
«Организация логопедической работы в школе» |
2007 |
Москва ТЦ Сфера |
8. |
Епифанова О.В. |
«Логопедия» |
2004 |
«Учитель-АСТ». Волгоград |
9. |
Ефименкова Л.Н., Мисаренко Г.Г. |
«Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте» |
1991 |
Москва Просвещение |
10. |
Жукова Н.С. |
«Уроки логопеда. Исправление нарушений речи» |
2010 |
Москва ЭКСМО |
11. |
Журнал |
«Логопед» № 1-5
|
2011 |
Москва |
12. |
Косинова Е. |
«Уроки логопеда» |
2009 |
Москва ЭКСМО |
13. |
Крупенчук О.И., Воробьёва Т.А.. |
«Исправляем нарушение: Комплексная методика коррекции артикуляционных расстройств» |
2009 |
СПб. Литера |
14. |
Кузьмина Е.В. |
«Бланковые методики в работе логопеда» |
2009 |
Москва ТЦ Сфера |
15. |
Садовникова И.Н. |
«Нарушение письменной речи и их преодоление у младших школьников» |
1997 |
Владос |
16. |
Черошникова Г.С. |
«Логопедические занятия в начальной школе» 1,2 части |
2001 |
Иркутск |
Календарно-тематическое планирование коррекционных занятий
№ занятия |
Тема коррекционной работы |
Цели урока |
Дата
|
|
|
Диагностика письменной речи |
Выявить наличие специфических ошибок в письменных работах |
|
|
|
Диагностика письменной речи |
Исследовать состояние навыка чтения |
|
|
|
Работа над словом |
Усваивать понятие слово как части предложения, его лексическое значение. Усваивать слова, обозначающие живые и неживые предметы |
|
|
|
Слова, обозначающие предмет |
Закрепить понятие о словах, обозначающих предметы. Слова, отвечающие на вопросы: кто? что? Учить графически изображать слова, обозначающие предметы |
|
|
|
Слова, обозначающие действие предмета |
Учить различать слова, обозначающие действие предмета, слова, отвечающие на вопрос: что делает? |
|
|
|
Дифференциация слов, обозначающих предметы и действия предметов |
Учить различать слова, обозначающие предметы и действия предметов. Составлять предложения из двух слов: предмет — действие, составление схем. Познакомить с частями речи: существительное и глагол |
|
|
|
Слова, обозначающие признаки предметов |
Учить различать слова, обозначающие признаки предмета. Учить правильно изменять слова по родам. |
|
|
|
Дифференциация слов, обозначающих предметы, действия и признаки предметов |
Закрепить представления о словах, обозначающих предмет, действие и признак предмета. Самостоятельная работа. |
|
|
|
Работа над слоговым составом слова |
Учить делить двух- и трехсложные слова на слоги. Дать представления о слогообразующей роли гласного. Учить выделять гласные из слов. |
|
|
|
Работа над слоговым составом слова |
Учить определять порядок слогов в слове. Выполнять анализ и синтез слов, полученных путем перестановки слогов |
|
|
|
Перенос слов |
Упражнять в формировании умения делить слова на слоги для переноса. |
|
|
|
Ударение, ударный слог |
Сформировать навык определения ударного слога в словах. Подчеркивать роль ударения в устной речи. Научить различать значения слов |
|
|
|
Повторение пройденного материала. Диктант |
Проводить проверочную работу. Проводить контрольную проверку. |
|
|
|
Звуковой состав слова. Понятия звук, буква |
Познакомить со способами образования звуков речи. Сформировать понятие о букве, как о графическом образе звука |
|
|
|
Гласные первого ряда. Выделение из слогов и слов |
Учить слышать и выделять гласные звуки первого ряда из звукового ряда, слога, слова |
|
|
|
Гласные второго ряда. Выделение их из слогов и слов |
Познакомить с образованием гласных звуков второго ряда |
|
|
|
Дифференциация звуков И—[я] |
Учить различать звуки [а]—[я] устно и на письме в слогах и словах Учить различать звуки [а]—[я] устно и на письме в предложениях и текстах. |
|
|
|
Повторение пройденного материала |
Проверочная работа |
|
|
|
Дифференциация гласных звуков [о]—[ё] |
Учить различать звуки [о]—[ё] устно и на письме в слогах и словах Учить различать звуки [о]—[ё] устно и на письме в предложениях и текстах. |
|
|
|
Повторение пройденного материала |
Проверочная работа |
|
|
|
Дифференциация звуков [у]-[ю] |
Учить различать звуки [у]—[ю] устно и на письме в слогах и словах Учить различать звуки [у]—[ю] устно и на письме в предложениях и текстах |
|
|
|
Повторение пройденного материала |
Проводить проверочную работу |
|
|
|
Дифференциация звуков [и]-[ы]
|
Учить различать звуки [и]—[ы] устно и на письме в слогах и словах Учить различать звуки [и]—[ы] устно и на письме в предложениях и текстах. |
|
|
|
Повторение пройденного материала |
Проводить проверочную работу |
|
|
|
Дифференциация звуков [э]-[е] |
Учить различать звуки [э]—[е] устно и на письме в слогах и словах |
|
|
|
Контрольное списывание |
Проводить контрольную работу |
|
|
|
Дифференциация звуков [э]-[е] |
Учить различать звуки [э]—[е] устно и на письме в слогах и словах |
|
|
|
Согласные звуки, буквы. Способы образования согласных звуков |
Учить узнавать согласный звук на слух и по артикуляции. Учить вычленять согласный звук из слова |
|
|
|
Твердые и мягкие согласные |
Учить различать твердые и мягкие согласные |
|
|
|
Обозначение мягкости согласных посредством гласных звуков второго ряда ([е]) |
Учить слышать мягкие согласные перед гласными второго ряда Проводить контрольные упражнения |
|
|
|
Обозначение мягкости согласных посредством гласных звуков второго ряда ([ё]) |
Учить слышать мягкие согласные перед гласными второго ряда Проводить контрольные упражнения |
|
|
|
Обозначение мягкости согласных посредством гласных звуков второго ряда ([и]) |
Учить слышать мягкие согласные звуки перед гласными второго ряда |
|
|
|
Обозначение мягкости согласных посредством гласных звуков второго ряда ([и]) |
Проводить контрольные упражнения |
|
|
|
Обозначение, мягкости согласных посредством гласных звуков второго ряда ([ю]) |
Учить слышать мягкие согласные звуки перед гласными второго ряда |
|
|
|
Обозначение, мягкости согласных посредством гласных звуков второго ряда ([ю]) |
Проводить контрольные упражнения |
|
|
|
Диктант |
Проводить контрольную проверку |
|
|
|
Обозначение мягкости согласных в конце слова с помощью мягкого знака |
Учить обозначать мягкость согласных в конце слова с помощью мягкого знака |
|
|
|
Обозначение мягкости согласных в конце слова с помощью мягкого знака |
Проводить самостоятельные контрольные упражнения |
|
|
|
Обозначение мягкости согласных в середине слова с помощью мягкого знака |
Учить обозначать мягкость согласных между двумя согласными с помощью мягкого знака |
|
|
|
Обозначение мягкости согласных в середине слова с помощью мягкого знака |
Проводить самостоятельные контрольные упражнения |
|
|
|
Повторение пройденного материала |
Проводить проверочные работы |
|
|
|
Диктант |
Проводить контрольную проверку |
|
|
|
Дифференциация понятий предложение, слово |
Уточнить понятия предложение, слово. Формировать навык определения количества и последовательности слов в предложении |
|
|
|
Прописная буква в начале предложения. Знаки препинания в конце предложения |
Учить определять границы предложения и интонационно их оформлять |
|
|
|
Имена собственные |
Обучать практическому усвоению написания имен собственных |
|
|
|
Предложение и его грамматическое оформление
|
Учить согласованию глагола с именем существительным в роде и числе Учить согласованию имени прилагательного с именем существительным в роде и числе |
|
|
|
Распространение предложения |
Учить распространять предложения дополнением |
|
|
|
Распространение предложения |
Учить распространять предложения дополнением |
|
|
|
Предлоги |
Дать понятие о предлоге как самостоятельном слове. Формировать навык раздельного написания предлога со словом |
|
|
|
Предлоги |
Проводить самостоятельные контрольные упражнения |
|
|
|
Составление предложений по опорным словам и схемам и описательного рассказа |
Закреплять умение согласовывать слова в предложении |
|
|
|
Составление и запись предложений по серии сюжетных картинок |
Обучать придумыванию части текста (начало, середина и окончание) |
|
|
|
Составление и запись предложений по серии сюжетных картинок |
Обучать придумыванию части текста (начало, середина и окончание) |
|
|
|
Контрольное списывание с рукописного текста |
Проводить итоговые проверочные работы. Оценивать динамику работы с учащимися. Выполнять количественный и качественный анализ ошибок |
|
|
|
Контрольный слуховой диктант |
Проводить контрольную проверку |
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.