Рабочая программа учебного предмета
«основы безопасности жизнедеятельности»
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
В настоящее время с учётом новых вызовов и угроз изучение ОБЖ направлено на обеспечение формирования базового уровня культуры безопасности жизнедеятельности, что способствует выработке у обучающихся умений распознавать угрозы, избегать опасности, нейтрализовывать конфликтные ситуации, решать сложные вопросы социального характера, грамотно вести себя в чрезвычайных ситуациях.
Настоящая Программа обеспечивает:
• ясное понимание обучающимися современных проблем безопасности и формирование у подрастающего поколения базового уровня культуры безопасного поведения;
• прочное усвоение обучающимися основных ключевых понятий, обеспечивающих преемственность изучения основ комплексной безопасности личности на следующем уровне образования;
• возможность выработки и закрепления у обучающихся умений и навыков, необходимых для последующей жизни;
• выработку практико-ориентированных компетенций, соответствующих потребностям современности;
• реализацию оптимального баланса межпредметных связей и их разумное взаимодополнение, способствующее формированию практических умений и навыков.
В Программе содержание учебного предмета ОБЖ структурно представлено десятью модулями (тематическими линиями), обеспечивающими непрерывность изучения предмета на уровне основного общего образования и преемственность учебного процесса на уровне среднего общего образования:
• модуль № 1 «Культура безопасности жизнедеятельности в современном обществе»;
• модуль № 2 «Безопасность в быту»;
• модуль № 3 «Безопасность на транспорте»;
• модуль № 4 «Безопасность в общественных местах»;
• модуль № 5 «Безопасность в природной среде»;
• модуль № 6 «Здоровье и как его сохранить. Основы медицинских знаний»;
• модуль № 7 «Безопасность в социуме»;
• модуль № 8 «Безопасность в информационном пространстве»;
• модуль № 9 «Основы противодействия экстремизму и терроризму»;
• модуль № 10 «Взаимодействие личности, общества и государства в обеспечении безопасности жизни и здоровья населения».
Целью изучения учебного предмета ОБЖ на уровне основного общего образования является формирование у обучающихся базового уровня культуры безопасности жизнедеятельности в соответствии с современными потребностями личности, общества и государства, что предполагает:
- способность построения модели индивидуального безопасного поведения на основе понимания необходимости ведения здорового образа жизни, причин, механизмов возникновения и возможных последствий различных опасных и чрезвычайных ситуаций, знаний и умений применять необходимые средства и приемы рационального и безопасного поведения при их про- явлении;
- сформированность активной жизненной позиции, осознанное понимание значимости личного безопасного поведения в интересах безопасности личности, общества и государства;
- знание и понимание роли государства и общества в решении задач обеспечения национальной безопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера.
Конкретное наполнение модулей может быть скорректировано и конкретизировано с учётом региональных особенностей.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
8 КЛАСС (34 Ч)
МОДУЛЬ № 1 «КУЛЬТУРА БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ» (2 ч)
цель и задачи учебного предмета ОБЖ, его ключевые понятия и значение для человека;
смысл понятий «опасность», «безопасность», «риск», «культура безопасности жизнедеятельности»;
источники и факторы опасности, их классификация; общие принципы безопасного поведения;
виды чрезвычайных ситуаций, сходство и различия опасной, экстремальной и чрезвычайной ситуаций;
уровни взаимодействия человека и окружающей среды; механизм перерастания повседневной ситуации в чрезвычайную ситуацию, правила поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях.
МОДУЛЬ № 2 «БЕЗОПАСНОСТЬ В БЫТУ» (6 ч)
основные источники опасности в быту и их классификация; защита прав потребителя, сроки годности и состав продуктов питания;
бытовые отравления и причины их возникновения, классификация ядовитых веществ и их опасности;
признаки отравления, приёмы и правила оказания первой помощи;
правила комплектования и хранения домашней аптечки; бытовые травмы и правила их предупреждения, приёмы и правила оказания первой помощи;
правила обращения с газовыми и электрическими приборами, приёмы и правила оказания первой помощи;
правила поведения в подъезде и лифте, а также при входе и выходе из них;
пожар и факторы его развития;
условия и причины возникновения пожаров, их возможные последствия, приёмы и правила оказания первой помощи;
первичные средства пожаротушения;
правила вызова экстренных служб и порядок взаимодействия с ними, ответственность за ложные сообщения;
права, обязанности и ответственность граждан в области пожарной безопасности;
ситуации криминального характера, правила поведения с малознакомыми людьми;
меры по предотвращению проникновения злоумышленников в дом, правила поведения при попытке проникновения в дом посторонних;
классификация аварийных ситуаций в коммунальных системах жизнеобеспечения;
правила подготовки к возможным авариям на коммунальных системах, порядок действий при авариях на коммунальных системах.
МОДУЛЬ № 3 «БЕЗОПАСНОСТЬ НА ТРАНСПОРТЕ» (9 ч)
правила дорожного движения и их значение, условия обеспечения безопасности участников дорожного движения;
правила дорожного движения и дорожные знаки для пешеходов;
«дорожные ловушки» и правила их предупреждения; световозвращающие элементы и правила их применения; правила дорожного движения для пассажиров;
обязанности пассажиров маршрутных транспортных средств, ремень безопасности и правила его применения;
порядок действий пассажиров при различных происшествиях в маршрутных транспортных средствах, в том числе вызванных террористическим актом;
правила поведения пассажира мотоцикла;
правила дорожного движения для водителя велосипеда и иных индивидуальных средств передвижения (электросамокаты, гироскутеры, моноколёса, сигвеи и т. п.), правила безопасного использования монотранспорта (мопедов и мотоциклов);
дорожные знаки для водителя велосипеда, сигналы велосипедиста;
правила подготовки велосипеда к пользованию;
дорожно-транспортные происшествия и причины их возникновения;
основные факторы риска возникновения дорожно-транспортных происшествий;
порядок действий очевидца дорожно-транспортного происшествия;
порядок действий при пожаре на транспорте;
особенности различных видов транспорта (подземного, железнодорожного, водного, воздушного);
обязанности и порядок действий пассажиров при различных происшествиях на отдельных видах транспорта, в том числе вызванных террористическим актом;
первая помощь и последовательность её оказания;
правила и приёмы оказания первой помощи при различных травмах в результате чрезвычайных ситуаций на транспорте.
МОДУЛЬ № 4 «БЕЗОПАСНОСТЬ В ОБЩЕСТВЕННЫХ МЕСТАХ» (5 ч)
общественные места и их характеристики, потенциальные источники опасности в общественных местах;
правила вызова экстренных служб и порядок взаимодействия с ними;
массовые мероприятия и правила подготовки к ним, оборудование мест массового пребывания людей;
порядок действий при беспорядках в местах массового пребывания людей;
порядок действий при попадании в толпу и давку;
порядок действий при обнаружении угрозы возникновения пожара;
порядок действий при эвакуации из общественных мест и зданий;
опасности криминогенного и антиобщественного характера в общественных местах, порядок действий при их возникновении;
порядок действий при обнаружении бесхозных (потенциально опасных) вещей и предметов, а также в условиях совершения террористического акта, в том числе при захвате и освобождении заложников;
порядок действий при взаимодействии с правоохранительными органами.
МОДУЛЬ № 5 «БЕЗОПАСНОСТЬ В ПРИРОДНОЙ СРЕДЕ» (10 ч)
чрезвычайные ситуации природного характера и их классификация;
правила поведения, необходимые для снижения риска встречи с дикими животными, порядок действий при встрече с ними; порядок действий при укусах диких животных, змей, пауков,
клещей и насекомых;
различия съедобных и ядовитых грибов и растений, правила поведения, необходимые для снижения риска отравления ядовитыми грибами и растениями;
автономные условия, их особенности и опасности, правила подготовки к длительному автономному существованию;
порядок действий при автономном существовании в природной среде;
правила ориентирования на местности, способы подачи сигналов бедствия;
природные пожары, их виды и опасности, факторы и причины их возникновения, порядок действий при нахождении в зоне природного пожара;
устройство гор и классификация горных пород, правила безопасного поведения в горах;
снежные лавины, их характеристики и опасности, порядок действий при попадании в лавину;
камнепады, их характеристики и опасности, порядок действий, необходимых для снижения риска попадания под камнепад;
сели, их характеристики и опасности, порядок действий при попадании в зону селя;
оползни, их характеристики и опасности, порядок действий при начале оползня;
общие правила безопасного поведения на водоёмах, правила купания в подготовленных и неподготовленных местах;
порядок действий при обнаружении тонущего человека; правила поведения при нахождении на плавсредствах; правила поведения при нахождении на льду, порядок действий при обнаружении человека в полынье;
наводнения, их характеристики и опасности, порядок действий при наводнении;
цунами, их характеристики и опасности, порядок действий при нахождении в зоне цунами;
ураганы, бури, смерчи, их характеристики и опасности, порядок действий при ураганах, бурях и смерчах;
грозы, их характеристики и опасности, порядок действий при попадании в грозу;
землетрясения и извержения вулканов, их характеристики и опасности, порядок действий при землетрясении, в том числе при попадании под завал, при нахождении в зоне извержения вулкана;
смысл понятий «экология» и «экологическая культура», значение экологии для устойчивого развития общества;
правила безопасного поведения при неблагоприятной экологической обстановке.
Контроль и проверка результатов обучения (1 ч)
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
9 КЛАСС (34 Ч)
МОДУЛЬ № 6 «ЗДОРОВЬЕ И КАК ЕГО СОХРАНИТЬ. ОСНОВЫ МЕДИЦИНСКИХ ЗНАНИЙ» (10 ч)
смысл понятий «здоровье» и «здоровый образ жизни», их содержание и значение для человека;
факторы, влияющие на здоровье человека, опасность вредных привычек;
элементы здорового образа жизни, ответственность за сохранение здоровья;
понятие «инфекционные заболевания», причины их возникновения;
механизм распространения инфекционных заболеваний, меры их профилактики и защиты от них;
порядок действий при возникновении чрезвычайных ситуаций биолого-социального происхождения (эпидемия, пандемия); мероприятия, проводимые государством по обеспечению безопасности населения при угрозе и во время чрезвычайных ситуаций биолого-социального происхождения;
понятие «неинфекционные заболевания» и их классификация, факторы риска неинфекционных заболеваний;
меры профилактики неинфекционных заболеваний и защиты от них;
диспансеризация и её задачи;
понятия «психическое здоровье» и «психологическое благополучие», современные модели психического здоровья и здоровой личности;
стресс и его влияние на человека, меры профилактики стресса, способы самоконтроля и саморегуляции эмоциональных состояний;
понятие «первая помощь» и обязанность по её оказанию, универсальный алгоритм оказания первой помощи;
назначение и состав аптечки первой помощи;
порядок действий при оказании первой помощи в различных ситуациях, приёмы психологической поддержки пострадавшего.
МОДУЛЬ № 7 «БЕЗОПАСНОСТЬ В СОЦИУМЕ» (6 ч)
общение и его значение для человека, способы организации эффективного и позитивного общения;
приёмы и правила безопасной межличностной коммуникации и комфортного взаимодействия в группе, признаки конструктивного и деструктивного общения;
понятие «конфликт» и стадии его развития, факторы и причины развития конфликта;
условия и ситуации возникновения межличностных и групповых конфликтов, безопасные и эффективные способы избегания и разрешения конфликтных ситуаций;
правила поведения для снижения риска конфликта и порядок действий при его опасных проявлениях;
способ разрешения конфликта с помощью третьей стороны (модератора);
опасные формы проявления конфликта: агрессия, домашнее насилие и буллинг;
манипуляции в ходе межличностного общения, приёмы распознавания манипуляций и способы противостояния им;
приёмы распознавания противозаконных проявлений манипуляции (мошенничество, вымогательство, подстрекательство к действиям, которые могут причинить вред жизни и здоровью, и вовлечение в преступную, асоциальную или деструктивную деятельность) и способы защиты от них;
современные молодёжные увлечения и опасности, связанные с ними, правила безопасного поведения;
правила безопасной коммуникации с незнакомыми людьми.
МОДУЛЬ № 8 «БЕЗОПАСНОСТЬ В ИНФОРМАЦИОННОМ ПРОСТРАНСТВЕ» ( 5 ч)
понятие «цифровая среда», её характеристики и примеры информационных и компьютерных угроз, положительные возможности цифровой среды;
риски и угрозы при использовании Интернета;
общие принципы безопасного поведения, необходимые для предупреждения возникновения сложных и опасных ситуаций в личном цифровом пространстве;
опасные явления цифровой среды: вредоносные программы и приложения и их разновидности;
правила кибергигиены, необходимые для предупреждения возникновения сложных и опасных ситуаций в цифровой среде; основные виды опасного и запрещённого контента в Интернете и его признаки, приёмы распознавания опасностей при
использовании Интернета; противоправные действия в Интернете;
правила цифрового поведения, необходимого для предотвращения рисков и угроз при использовании Интернета (кибербуллинга, вербовки в различные организации и группы);
деструктивные течения в Интернете, их признаки и опасности, правила безопасного использования Интернета по предотвращению рисков и угроз вовлечения в различную деструктивную деятельность.
МОДУЛЬ № 9 «ОСНОВЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЭКСТРЕМИЗМУ И ТЕРРОРИЗМУ» (7 ч)
понятия «экстремизм» и «терроризм», их содержание, причины, возможные варианты проявления и последствия;
цели и формы проявления террористических актов, их последствия, уровни террористической опасности;
основы общественно-государственной системы противодействия экстремизму и терроризму, контртеррористическая операция и её цели;
признаки вовлечения в террористическую деятельность, правила антитеррористического поведения;
признаки угроз и подготовки различных форм терактов, порядок действий при их обнаружении;
правила безопасного поведения в условиях совершения теракта;
порядок действий при совершении теракта (нападение террористов и попытка захвата заложников, попадание в заложники, огневой налёт, наезд транспортного средства, подрыв взрывного устройства).
МОДУЛЬ № 10 «ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЛИЧНОСТИ, ОБЩЕСТВА И ГОСУДАРСТВА В ОБЕСПЕЧЕНИИ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНИ И ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ» (4 ч)
классификация чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), её задачи, структура, режимы функционирования;
государственные службы обеспечения безопасности, их роль и сфера ответственности, порядок взаимодействия с ними;
общественные институты и их место в системе обеспечения безопасности жизни и здоровья населения;
права, обязанности и роль граждан Российской Федерации в области защиты населения от чрезвычайных ситуаций;
антикоррупционное поведение как элемент общественной и государственной безопасности;
информирование и оповещение населения о чрезвычайных ситуациях, система ОКСИОН;
сигнал «Внимание всем!», порядок действий населения при его получении, в том числе при авариях с выбросом химических и радиоактивных веществ;
средства индивидуальной и коллективной защиты населения, порядок пользования фильтрующим противогазом;
эвакуация населения в условиях чрезвычайных ситуаций, порядок действий населения при объявлении эвакуации.
Контроль и проверка результатов обучения (1 ч)
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты, формируемые в ходе изучения учебного предмета ОБЖ, должны отражать готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и расширение опыта деятельности на её основе.
Патриотическое воспитание:
• осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России;
• ценностное отношение к достижениям своей Родины — России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа;
• уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране;
• формирование чувства гордости за свою Родину, ответственного отношения к выполнению конституционного долга — защите Отечества.
Гражданское воспитание:
• готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей;
• активное участие в жизни семьи, организации, местного сообщества, родного края, страны;
• неприятие любых форм экстремизма, дискриминации;
• понимание роли различных социальных институтов в жизни человека;
• представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе;
• представление о способах противодействия коррупции;
• готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, активное участие в школьном самоуправлении; готовность к участию в гуманитарной деятельности (волонтёрство, помощь людям, нуждающимся в ней);
• сформированность активной жизненной позиции, умений и навыков личного участия в обеспечении мер безопасности личности, общества и государства;
• понимание и признание особой роли России в обеспечении государственной и международной безопасности, обороны страны, осмысление роли государства и общества в решении задачи защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера;
• знание и понимание роли государства в противодействии основным вызовам современности: терроризму, экстремизму, незаконному распространению наркотических средств, неприятие любых форм экстремизма, дискриминации, формирование веротерпимости, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, развитие способности к конструктивному диалогу с другими людьми.
Духовно-нравственное воспитание:
• ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать своё поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков; активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства;
• развитие ответственного отношения к ведению здорового образа жизни, исключающего употребление наркотиков, алкоголя, курения и нанесение иного вреда собственному здоровью и здоровью окружающих;
• формирование личности безопасного типа, осознанного и ответственного отношения к личной безопасности и безопасности других людей.
Эстетическое воспитание:
• формирование гармоничной личности, развитие способности воспринимать, ценить и создавать прекрасное в повседневной жизни;
• понимание взаимозависимости счастливого юношества и безопасного личного поведения в повседневной жизни.
Ценности научного познания:
• ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой; овладение основными навыками исследовательской деятельности, установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия;
• формирование современной научной картины мира, понимание причин, механизмов возникновения и последствий распространённых видов опасных и чрезвычайных ситуаций, которые могут произойти во время пребывания в различных средах (бытовые условия, дорожное движение, общественные места и социум, природа, коммуникационные связи и каналы);
• установка на осмысление опыта, наблюдений и поступков, овладение способностью оценивать и прогнозировать неблагоприятные факторы обстановки и принимать обоснованные решения в опасной (чрезвычайной) ситуации с учётом реальных условий и возможностей.
Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия:
• понимание личностного смысла изучения учебного предмета ОБЖ, его значения для безопасной и продуктивной жизнедеятельности человека, общества и государства;
• осознание ценности жизни; ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая актив- ность); осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья; соблюдение
• правил безопасности, в том числе навыков безопасного поведения в интернет-среде; способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысливая собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели;
• умение принимать себя и других, не осуждая;
• умение осознавать эмоциональное состояние себя и других, уметь управлять собственным эмоциональным состоянием;
• сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека.
Трудовое воспитание:
• установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, организации, города, края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность; интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного знания; осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого; готовность адаптироваться в профессиональной среде; уважение к труду и результатам трудовой деятельности; осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных и общественных интересов и потребностей;
• укрепление ответственного отношения к учёбе, способности применять меры и средства индивидуальной защиты, приёмы рационального и безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях;
• овладение умениями оказывать первую помощь пострадавшим при потере сознания, остановке дыхания, наружных кровотечениях, попадании инородных тел в верхние дыхательные пути, травмах различных областей тела, ожогах, отморожениях, отравлениях;
• установка на овладение знаниями и умениями предупреждения опасных и чрезвычайных ситуаций, во время пребывания в различных средах (в помещении, на улице, на природе, в общественных местах и на массовых мероприятиях, при коммуникации, при воздействии рисков культурной среды).
Экологическое воспитание:
• ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды; повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологи- ческой и социальной сред; готовность к участию в практической деятельности экологической направленности;
• освоение основ экологической культуры, методов проектирования собственной безопасной жизнедеятельности с учётом природных, техногенных и социальных рисков на территории проживания.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Метапредметные результаты, формируемые в ходе изучения учебного предмета ОБЖ, должны отражать:
1. Овладение универсальными познавательными действиями.
Базовые логические действия:
• выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (явлений);
• устанавливать существенный признак классификации, основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа;
• с учётом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях; предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;
• выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи;
• выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов; делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;
• самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев).
Базовые исследовательские действия:
• формулировать проблемные вопросы, отражающие несоот- ветствие между рассматриваемым и наиболее благоприятным состоянием объекта (явления) повседневной жизни;
• обобщать, анализировать и оценивать получаемую информа- цию, выдвигать гипотезы, аргументировать свою точку зрения, делать обоснованные выводы по результатам исследования;
• проводить (принимать участие) небольшое самостоятельное исследование заданного объекта (явления), устанавливать при-чинно-следственные связи;
• прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах.
• Работа с информацией:
• применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных из источников с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев;
• выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления;
• находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках;
• самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями;
• оценивать надёжность информации по критериям, предложенным педагогическим работником или сформулированным самостоятельно;
• эффективно запоминать и систематизировать информацию. Овладение системой универсальных познавательных действий обеспечивает сформированность когнитивных навыков обучающихся.
Овладение универсальными коммуникативными действиями.
Общение:
• уверенно высказывать свою точку зрения в устной и письменной речи, выражать эмоции в соответствии с форматом и целями общения, определять предпосылки возникновения конфликтных ситуаций и выстраивать грамотное общение для их смягчения;
• распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков и намерения других, уважительно, в корректной форме формулировать свои взгляды;
• сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;
• в ходе общения задавать вопросы и выдавать ответы по существу решаемой учебной задачи, обнаруживать различие и сходство позиций других участников диалога;
• публично представлять результаты решения учебной задачи, самостоятельно выбирать наиболее целесообразный формат выступления и готовить различные презентационные материалы.
Совместная деятельность (сотрудничество):
• понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной учебной задачи; планировать организацию совместной деятельности (распределять роли и понимать свою роль, принимать правила учебного взаимодействия, обсуждать процесс и результат совместной работы, подчиняться, выделять общую точку зрения, договариваться о результатах);
• определять свои действия и действия партнёра, которые помогали или затрудняли нахождение общего решения, оценивать качество своего вклада в общий продукт по заданным участниками группы критериям, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчёта перед группой.
Овладение системой универсальных коммуникативных действий обеспечивает сформированность социальных навыков и эмоционального интеллекта обучающихся.
Овладение универсальными учебными регулятивными действиями.
Самоорганизация:
• выявлять проблемные вопросы, требующие решения в жизненных и учебных ситуациях;
• аргументированно определять оптимальный вариант принятия решений, самостоятельно составлять алгоритм (часть алгоритма) и способ решения учебной задачи с учётом собственных возможностей и имеющихся ресурсов;
• составлять план действий, находить необходимые ресурсы для его выполнения, при необходимости корректировать предложенный алгоритм, брать ответственность за принятое решение.
Самоконтроль (рефлексия):
давать адекватную оценку ситуации, предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, и вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств; объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретённому опыту, уметь на-
ходить позитивное в произошедшей ситуации; оценивать соответствие результата цели и условиям. Эмоциональный интеллект:
управлять собственными эмоциями и не поддаваться эмоциям других, выявлять и анализировать их причины;
ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого, регулировать способ выражения эмоций.
Принятие себя и других:
• осознанно относиться к другому человеку, его мнению, признавать право на ошибку свою и чужую;
• быть открытым себе и другим, осознавать невозможность контроля всего вокруг.
Овладение системой универсальных учебных регулятивных действий обеспечивает формирование смысловых установок личности (внутренняя позиция личности) и жизненных навыков личности (управления собой, самодисциплины, устойчивого поведения).
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
• Предметные результаты по учебному предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» должны обеспечивать:
• сформированность культуры безопасности жизнедеятельности на основе освоенных знаний и умений, системного и комплексного понимания значимости безопасного поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций для личности, общества и государства;
• сформированность социально ответственного отношения к ведению здорового образа жизни, исключающего употребление наркотиков, алкоголя, курения и нанесения иного вреда собственному здоровью и здоровью окружающих;
• сформированность активной жизненной позиции, умений и навыков личного участия в обеспечении мер безопасности личности, общества и государства;
• понимание и признание особой роли России в обеспечении государственной и международной безопасности, обороны страны, в противодействии основным вызовам современности: терроризму, экстремизму, незаконному распространению наркотических средств;
• сформированность чувства гордости за свою Родину, ответственного отношения к выполнению конституционного долга — защите Отечества;
• знание и понимание роли государства и общества в решении задачи обеспечения национальной безопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального (в том числе террористического) характера;
• понимание причин, механизмов возникновения и последствий распространённых видов опасных и чрезвычайных ситуаций, которые могут произойти во время пребывания в различных средах (бытовые условия, дорожное движение, общественные места и социум, природа, коммуникационные связи и каналы);
• овладение знаниями и умениями применять меры и средства индивидуальной защиты, приёмы рационального и безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях;
• освоение основ медицинских знаний и владение умениями оказывать первую помощь пострадавшим при потере сознания, остановке дыхания, наружных кровотечениях, попадании инородных тел в верхние дыхательные пути, травмах различных областей тела, ожогах, отморожениях, отравлениях;
• умение оценивать и прогнозировать неблагоприятные факторы обстановки и принимать обоснованные решения в опасной (чрезвычайной) ситуации с учётом реальных условий и возможностей;
• освоение основ экологической культуры, методов проектирования собственной безопасной жизнедеятельности с учётом природных, техногенных и социальных рисков на территории проживания;
• овладение знаниями и умениями предупреждения опасных и чрезвычайных ситуаций во время пребывания в различных средах (бытовые условия, дорожное движение, общественные места и социум, природа, коммуникационные связи и каналы).
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПО ГОДАМ ОБУЧЕНИЯ
К концу обучения в 8 классе обучающийся научится:
МОДУЛЬ № 1 «КУЛЬТУРА БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ»:
• объяснять понятия опасной и чрезвычайной ситуации, анализировать, в чём их сходство и различия (виды чрезвычайных ситуаций, в том числе террористического характера);
• раскрывать смысл понятия культуры безопасности (как способности предвидеть, по возможности избегать, действовать в опасных ситуациях);
• приводить примеры угрозы физическому, психическому здоровью человека и/или нанесения ущерба имуществу, безопасности личности, общества, государства;
• классифицировать источники опасности и факторы опасности (природные, физические, биологические, химические, психологические, социальные источники опасности — люди, животные, вирусы и бактерии; вещества, предметы и явления), в том числе техногенного происхождения;
• раскрывать общие принципы безопасного поведения.
МОДУЛЬ № 2 «БЕЗОПАСНОСТЬ В БЫТУ»:
• объяснять особенности жизнеобеспечения жилища; классифицировать источники опасности в быту (пожароопасные предметы, электроприборы, газовое оборудование, бытовая химия, медикаменты);
• знать права, обязанности и ответственность граждан в области пожарной безопасности;
• соблюдать правила безопасного поведения, позволяющие предупредить возникновение опасных ситуаций в быту;
• распознавать ситуации криминального характера;
• знать о правилах вызова экстренных служб и ответственности за ложные сообщения;
• безопасно действовать при возникновении аварийных ситуаций техногенного происхождения в коммунальных системах жизнеобеспечения (водо- и газоснабжение, канализация, электроэнергетические и тепловые сети);
• безопасно действовать в ситуациях криминального характера; безопасно действовать при пожаре в жилых и общественных зданиях, в том числе правильно использовать первичные средства пожаротушения.
МОДУЛЬ № 3 «БЕЗОПАСНОСТЬ НА ТРАНСПОРТЕ»:
• классифицировать виды опасностей на транспорте (наземный, подземный, железнодорожный, водный, воздушный);
• соблюдать правила дорожного движения, установленные для пешехода, пассажира, водителя велосипеда и иных средств передвижения;
• предупреждать возникновение сложных и опасных ситуаций на транспорте, в том числе криминогенного характера и ситуации угрозы террористического акта;
• безопасно действовать в ситуациях, когда человек стал участником происшествия на транспорте (наземном, подземном, железнодорожном, воздушном, водном), в том числе вызванного террористическим актом.
МОДУЛЬ № 4 «БЕЗОПАСНОСТЬ В ОБЩЕСТВЕННЫХ МЕСТАХ»:
• характеризовать потенциальные источники опасности в общественных местах, в том числе техногенного происхождения; распознавать и характеризовать ситуации криминогенного и антиобщественного характера (кража, грабёж, мошенничество, хулиганство, ксенофобия);
• соблюдать правила безопасного поведения в местах массового пребывания людей (в толпе);
• знать правила информирования экстренных служб; безопасно действовать при обнаружении в общественных местах бесхозных (потенциально опасных) вещей и предметов; эвакуироваться из общественных мест и зданий;
• безопасно действовать при возникновении пожара и происшествиях в общественных местах;
• безопасно действовать в условиях совершения террористического акта, в том числе при захвате и освобождении заложников;
• безопасно действовать в ситуациях криминогенного и антиобщественного характера.
МОДУЛЬ № 5 «БЕЗОПАСНОСТЬ В ПРИРОДНОЙ СРЕДЕ»:
• раскрывать смысл понятия экологии, экологической культуры, значение экологии для устойчивого развития общества;
• помнить и выполнять правила безопасного поведения при неблагоприятной экологической обстановке;
• соблюдать правила безопасного поведения на природе; объяснять правила безопасного поведения на водоёмах в раз-
• личное время года;
• безопасно действовать в случае возникновения чрезвычайных ситуаций геологического происхождения (землетрясения, извержения вулкана), чрезвычайных ситуаций метеорологического происхождения (ураганы, бури, смерчи), гидрологического происхождения (наводнения, сели, цунами, снежные лавины), природных пожаров (лесные, торфяные, степные);
• характеризовать правила само- и взаимопомощи терпящим бедствие на воде;
• безопасно действовать при автономном существовании в природной среде, учитывая вероятность потери ориентиров (риска заблудиться), встречи с дикими животными, опасными насекомыми, клещами и змеями, ядовитыми грибами и растениями;
• знать и применять способы подачи сигнала о помощи.
К концу обучения в 9 классе обучающийся научится:
МОДУЛЬ № 6 «ЗДОРОВЬЕ И КАК ЕГО СОХРАНИТЬ. ОСНОВЫ МЕДИЦИНСКИХ ЗНАНИЙ»:
• раскрывать смысл понятий здоровья (физического и психического) и здорового образа жизни;
• характеризовать факторы, влияющие на здоровье человека;
• раскрывать понятия заболеваний, зависящих от образа жизни (физических нагрузок, режима труда и отдыха, питания, психического здоровья и психологического благополучия);
• сформировать негативное отношение к вредным привычкам (табакокурение, алкоголизм, наркомания, игровая зависимость);
• приводить примеры мер защиты от инфекционных и неинфекционных заболеваний;
• безопасно действовать в случае возникновения чрезвычайных ситуаций биолого-социального происхождения (эпидемии, пандемии);
• характеризовать основные мероприятия, проводимые в Российской Федерации по обеспечению безопасности населения при угрозе и во время чрезвычайных ситуаций биолого- социального характера;
• оказывать первую помощь и самопомощь при неотложных состояниях.
МОДУЛЬ № 7 «БЕЗОПАСНОСТЬ В СОЦИУМЕ»:
• приводить примеры межличностного и группового конфликта;
• характеризовать способы избегания и разрешения конфликтных ситуаций;
• характеризовать опасные проявления конфликтов (в том числе насилие, буллинг (травля));
• приводить примеры манипуляций (в том числе в целях вовлечения в экстремистскую, террористическую и иную деструктивную деятельность, в субкультуры и формируемые на их основе сообщества экстремистской и суицидальной направленности) и способов противостоять манипуляциям;
• соблюдать правила коммуникации с незнакомыми людьми (в том числе с подозрительными людьми, у которых могут иметься преступные намерения);
• соблюдать правила безопасного и комфортного существования со знакомыми людьми и в различных группах, в том числе в семье, классе, коллективе кружка/секции/спортивной команды, группе друзей;
• распознавать опасности и соблюдать правила безопасного поведения в практике современных молодёжных увлечений;
• безопасно действовать при опасных проявлениях конфликта и при возможных манипуляциях.
МОДУЛЬ № 8 «БЕЗОПАСНОСТЬ В ИНФОРМАЦИОННОМ ПРОСТРАНСТВЕ»:
• приводить примеры информационных и компьютерных угроз; характеризовать потенциальные риски и угрозы при использовании сети Интернет (далее — Интернет), предупреждать риски и угрозы в Интернете (в том числе вовлечения в экстремистские, террористические и иные деструктивные интернет-
• сообщества);
• владеть принципами безопасного использования Интернета; предупреждать возникновение сложных и опасных ситуаций; характеризовать и предотвращать потенциальные риски и угрозы при использовании Интернета (например: мошенничество, игромания, деструктивные сообщества в социальных сетях).
МОДУЛЬ № 9 «ОСНОВЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЭКСТРЕМИЗМУ И ТЕРРОРИЗМУ»:
• объяснять понятия экстремизма, терроризма, их причины и последствия;
• сформировать негативное отношение к экстремистской и террористической деятельности;
• объяснять организационные основы системы противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации;
• распознавать ситуации угрозы террористического акта в доме, в общественном месте;
• безопасно действовать при обнаружении в общественных местах бесхозных (или опасных) вещей и предметов;
• безопасно действовать в условиях совершения террористического акта, в том числе при захвате и освобождении заложников.
МОДУЛЬ № 10 «ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЛИЧНОСТИ, ОБЩЕСТВА И ГОСУДАРСТВА В ОБЕСПЕЧЕНИИ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНИ И ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ»:
• характеризовать роль человека, общества и государства при обеспечении безопасности жизни и здоровья населения в Российской Федерации;
• объяснять роль государственных служб Российской Федерации по защите населения при возникновении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в современных условиях;
• характеризовать основные мероприятия, проводимые в Российской Федерации, по обеспечению безопасности населения при угрозе и во время чрезвычайных ситуаций различного характера;
• объяснять правила оповещения и эвакуации населения в условиях чрезвычайных ситуаций;
• помнить и объяснять права и обязанности граждан Российской Федерации в области безопасности в условиях чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени;
• владеть правилами безопасного поведения и безопасно действовать в различных ситуациях;
• владеть способами антикоррупционного поведения с учётом возрастных обязанностей;
• информировать население и соответствующие органы о возникновении опасных ситуаций.
Тематическое планирование учебного предмета
(с учетом рабочей программы воспитания)
8 класс (34 ч)
№ п/п |
Тема |
Количество часов |
Электронные (цифровые) образовательные ресурсы |
||
МОДУЛЬ № 1 «КУЛЬТУРА БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ» (2 ч) § Установление доверительных отношений между учителем и его учениками, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности. § Побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками), принципы учебной дисциплины и самоорганизации. § Привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения. § Беседа: объяснение цели и задачи предмета ОБЖ, его ключевых понятий. § Учебный диалог: характеристика значение предмета ОБЖ для человека. § Учебный диалог: раскрытие смысла понятий «опасность», «безопасность», «риск», «культура безопасности жизнедеятельности». Классификация и характеристика источников и факторов опасности. § Работа в группе: раскрытие и обоснование общих принципов безопасного поведения. Моделирование реальных ситуаций и решение ситуационных задач. § Беседа: объяснение сходства и различия опасной, экстремальной и чрезвычайной ситуаций. § Учебный диалог: характеристика уровней взаимодействия человека и окружающей среды. § Учебный диалог: объяснение механизма перерастания повседневной ситуации в чрезвычайную ситуацию. § Учебный диалог: приведение примеров различных угроз безопасности и их характеристика. § Работа в группе: раскрытие и обоснование правил поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях.
|
|||||
1. |
Цель и задачи учебного предмета ОБЖ, его ключевые понятия и значение для человека. Смысл понятий «опасность», «безопасность», «риск», «культура безопасности жизнедеятельности»; источники и факторы опасности, их классификация; общие принципы безопасного поведения. Беседа |
1 |
|
||
2. |
Виды чрезвычайных ситуаций, сходство и различия опасной, экстремальной и чрезвычайной ситуаций; уровни взаимодействия человека и окружающей среды; механизм перерастания повседневной ситуации в чрезвычайную ситуацию, правила поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях. Работа в группе.
|
1 |
resh.edy.ru |
||
МОДУЛЬ № 2 «БЕЗОПАСНОСТЬ В БЫТУ» (6 ч) § Установление доверительных отношений между учителем и его учениками, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности. § Побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками), принципы учебной дисциплины и самоорганизации. § Привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения. § Учебный диалог: объяснение особенностей жизнеобеспечения жилища. Классификация основных источники опасности в быту. § Учебный диалог: объяснение прав потребителя, выработка навыков безопасного выбора продуктов питания. § Беседа: характеристика бытовых отравлений и причин их возникновения. Классификация ядовитых веществ и их опасностей. § Работа в группе: выработка навыков безопасных действий при сборе ртути в домашних условиях в случае, если разбился ртутный термометр. § Работа в группе: раскрытие признаков отравления, выработка навыков профилактики пищевых отравлений. § Практическая работа: объяснение правил и приёмов оказания первой помощи, выработка навыков безопасных действий при химических отравлениях, промывании желудка. § Работа в группе: моделирование реальных ситуаций и решение ситуационных задач. § Беседа: характеристика бытовых травмы и объяснение правила их предупреждения. Объяснение правила безопасного обращения с инструментами. § Учебный диалог: объяснение мер предосторожности от укусов различных животных. § Практическая работа: объяснение правила и выработка навыков оказания первой помощи при ушибах, переломах, растяжении, вывихе, сотрясении мозга, укусах животных, кровотечениях. § Беседа: объяснение правила комплектования и хранения домашней аптечки. § объяснение правил безопасного поведения и выработка навыков безопасных действий при обращении с газовыми и электрическими приборами, при опасных ситуациях в подъезде и лифте. Объяснение правил и выработка навыков и приёмов оказания первой помощи при отравлении газом и электротравме. § Учебный диалог: Характеристика пожара, его факторы и стадии развития. § Беседа: объяснение условий и причин возникновения пожаров, характеристика и их возможные последствия. § Практическая работа: вырабатывают навыки безопасных действий при пожаре дома, на балконе, в подъезде, в лифте, в общественных зданиях. § Практическая работа: выработка навыков правильного использования первичных средств пожаротушения, оказания первой помощи. Объяснение права, обязанностей и ответственности граждан в области пожарной безопасности. § Учебный диалог: объяснение правил и выработка навыков вызова экстренных служб и объяснение порядка взаимодействия с ними. § Беседа: раскрытие ответственности за ложные сообщения. § Беседа: характеристика мер по предотвращению проникновения злоумышленников в дом. § Учебный диалог: характеристика ситуаций криминогенного характера. § Беседа: объяснение правила поведения с малознакомыми людьми и выработка навыков безопасных действий при попытке проникновения в дом посторонних. § Учебный диалог: классификация аварийных ситуаций в коммунальных системах жизнеобеспечения, объяснение правил подготовки к возможным авариям в коммунальных системах жизнеобеспечения. Выработка навыков безопасных действий при авариях в коммунальных системах жизнеобеспечения.
|
|||||
3. |
Основные источники опасности в быту и их классификация. Защита прав потребителя, сроки годности и состав продуктов питания. Бытовые отравления и причины их возникновения. Классификация ядовитых веществ и их опасности. Признаки отравления, приёмы и правила оказания первой помощи. |
1 |
resh.edy.ru |
||
4. |
Бытовые травмы и правила их предупреждения. Приёмы и правила оказания первой помощи. Правила комплектования и хранения домашней аптечки. Учебный диалог. |
1 |
resh.edy.ru |
||
5. |
Правила обращения с газовыми и электрическими приборами. Правила поведения в подъезде и лифте, а также при входе и выходе из них. Приёмы и правила оказания первой помощи. Практическая работа. |
1 |
resh.edy.ru |
||
6. |
Пожар и факторы его развития. Условия и причины возникновения пожаров, их возможные последствия, приёмы и правила оказания первой помощи. Первичные средства пожаротушения. Правила вызова экстренных служб и порядок взаимодействия с ними, ответственность за ложные сообщения. Права, обязанности и ответственность граждан в области пожарной безопасности. Учебный диалог. |
1 |
resh.edy.ru |
||
7. |
Ситуации криминального характера, правила поведения с малознакомыми людьми. Меры по предотвращению проникновения злоумышленников в дом, правила поведения при попытке проникновения в дом посторонних. Учебный диалог. |
1 |
resh.edy.ru |
||
8. |
Классификация аварийных ситуаций в коммунальных системах жизнеобеспечения. Правила подготовки к возможным авариям на коммунальных системах. Порядок действий при авариях на коммунальных системах. Беседа. |
1 |
resh.edy.ru |
||
МОДУЛЬ № 3 «БЕЗОПАСНОСТЬ НА ТРАНСПОРТЕ» (9 ч)
§ Установление доверительных отношений между учителем и его учениками, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности. § Побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками), принципы учебной дисциплины и самоорганизации. § Привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения.
|
|||||
9. |
Правила дорожного движения и их значение. Условия обеспечения безопасности участников дорожного движения. Беседа. |
1 |
prosv.ru static/obzh |
||
10. |
Правила дорожного движения и дорожные знаки для пешеходов. «Дорожные ловушки» и правила их предупреждения. Световозвращающие элементы и правила их применения. Беседа. |
1 |
prosv.ru static/obzh |
||
11. |
Правила дорожного движения для пассажиров. Обязанности пассажиров маршрутных транспортных средств. Ремень безопасности и правила его применения. Порядок действий пассажиров в маршрутных транспортных средствах, в том числе вызванных террористическим актом. Правила поведения пассажира мотоцикла. Учебный диалог. |
1 |
prosv.ru static/obzh |
||
12. |
Правила дорожного движения для водителя велосипеда и иных индивидуальных средств передвижения (электро- самокаты, моноколёса, гироскутеры, сигвеи). Дорожные знаки для водителя велосипеда, сигналы велосипедиста. Правила подготовки велосипеда к пользованию. Беседа. |
1 |
prosv.ru static/obzh |
||
13. |
Дорожно-транспортные происшествия и причины их возникновения. Основные факторы риска возникновения дорожно-транспортных происшествий. Беседа. |
1 |
prosv.ru static/obzh |
||
14. |
Порядок действий очевидца дорожно- транспортного происшествия. Порядок действий при пожаре на транс- порте. Практическая работа. |
1 |
prosv.ru static/obzh |
||
15. |
Особенности различных видов транспорта (подземного, железнодорожного, водного, воздушного). Обязанности и порядок действий пассажиров при различных происшествиях на отдельных видах транспорта, в том числе вызванных террористическим актом. Практическая работа. |
1 |
prosv.ru static/obzh |
||
16. |
Первая помощь и последовательность её оказания. Беседа |
1 |
resh.edu.ru›Предметы›lesson/3330/main |
||
17. |
Приёмы и правила оказания первой помощи при различных травмах в результате чрезвычайных ситуаций на транспорте. Практическая работа. |
1 |
resh.edu.ru›Предметы›lesson/3330/main |
||
18. |
Контроль и проверка результатов обучения |
1 |
|
||
МОДУЛЬ № 4 «БЕЗОПАСНОСТЬ В ОБЩЕСТВЕННЫХ МЕСТАХ» (5 ч)
§ Установление доверительных отношений между учителем и его учениками, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности. § Побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками), принципы учебной дисциплины и самоорганизации. § Привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения. § Учебный диалог: Классификация общественных мест и их потенциальные угрозы безопасности. Характеристика потенциальных источников опасности в общественных местах. Объяснение правила вызова экстренных служб и порядок взаимодействия с ними. § Беседа: объяснение порядка составления плана действий на случай непредвиденных обстоятельств. § Практическая работа: моделирование реальных ситуаций и решение ситуационных задач. § Беседа: характеристика массовых мероприятий и объяснение правил подготовки к ним. Классифицируют и характеризуют оборудование мест массового пребывания людей. § Практическая работа: выработка навыков безопасного поведения при беспорядках в местах массового пребывания людей, при попадании в толпу и давку. § Практическая работа: выработка навыков безопасных действий при обнаружении угрозы возникновения пожара. § Практическая работа: объяснение правил и выработка навыков безопасных действий при эвакуации из общественных мест и зданий. Выработка навыков безопасных действий при обрушениях зданий и сооружений. § Беседа: характеристика опасности криминогенного и антиобщественного характера в общественных местах. § Практическая работа: выработка навыков безопасных действий в ситуациях криминогенного и антиобщественного характера, при обнаружении бесхозных (потенциально опасных) вещей и предметов, а также в условиях совершения террористического акта, в том числе при захвате и освобождении заложников. § Учебный диалог: выработка навыков действий при взаимодействии с правоохранительными органами.
|
|||||
19. |
Общественные места и их характеристики, потенциальные источники опасности в общественных местах. Правила вызова экстренных служб и порядок взаимодействия с ними. Учебный диалог. |
1 |
prosv.ru static/obzh |
||
20. |
Массовые мероприятия и правила подготовки к ним, оборудование мест массового пребывания людей. Порядок действий при беспорядках в местах массового пребывания людей. Порядок действий при попадании в толпу и давку. Практическая работа. |
1 |
prosv.ru static/obzh |
||
21. |
Порядок действий при обнаружении угрозы возникновения пожара. Порядок действий при эвакуации из общественных мест и зданий. Практическая работа. |
1 |
prosv.ru static/obzh |
||
22. |
Опасности криминогенного и антиобщественного характера в общественных местах, порядок действий при их возникновении. Беседа |
1 |
prosv.ru static/obzh |
||
23. |
Порядок действий при обнаружении бесхозных (потенциально опасных) вещей и предметов, а также в условиях совершения террористического акта, в том числе при захвате и освобождении заложников. Порядок действий при взаимодействии с правоохранительными органами. Практическая работа. |
1 |
prosv.ru static/obzh |
||
МОДУЛЬ № 5 «БЕЗОПАСНОСТЬ В ПРИРОДНОЙ СРЕДЕ» (10 ч) § Установление доверительных отношений между учителем и его учениками, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности. § Побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками), принципы учебной дисциплины и самоорганизации. § Привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения. § Беседа: классификация и характеристика чрезвычайные ситуации природного характера. § Учебный диалог: раскрытие правил поведения для снижения риска встречи с дикими животными. Выработка навыков безопасных действий при встрече с дикими животными, укусах животных, змей, пауков, клещей и насекомых. § Учебный диалог: объяснение различия между съедобными и ядовитыми грибами и растениями. Раскрытие правил поведения для снижения риска отравления ядовитыми грибами и растениями. § Практическая работа: моделирование реальных ситуаций и решение ситуационных задач. § Беседа: характеристика автономных условий, раскрытие их опасности и порядок подготовки к ним. § Практическая работа: выработка навыков безопасных действий при автономном существовании в природной среде: ориентирование на местности, в том числе работа с ком- пасом и картой, обеспечение ночлега и питания, разведение костра, подача сигналов бедствия. § Беседа: классификация и характеристика природных пожаров и их опасностей, факторы и причины возникновения пожаров. § Практическая работа: выработка навыков безопасных действий при нахождении в зоне природного пожара. § Учебный диалог: объяснение устройство гор и классификация горных пород. Характеристика снежных лавин, камнепадов, селей, оползней, их внешних признаков и опасностей. § Практическая работа: раскрывают правила безопасного поведения в горах. Выработка навыков безопасных действий при попадании в лавину, необходимых для снижения риска попадания под камнепад, при попадании в зону селя, при начале оползня. § Учебный диалог: Объяснение общих правил безопасного поведения на водоёмах. Раскрытие правила купания в подготовленных и неподготовленных местах. Характеристика правил само- и взаимопомощи терпящим бедствие на воде. § Практическая работа: вырабатывают навыки безопасных действий при обнаружении тонущего человека летом и человека в полынье. Раскрывают правила поведения при нахождении на плавсредствах и на льду. § Учебный диалог: характеристика наводнений и цунами, их внешние признаки и опасности. § Практическая работа: выработка навыков безопасных действий при наводнении и в зоне цунами. § Учебный диалог: характеристика ураганов, бурь, смерчей, гроз их внешние признаки и опасности. § Практическая работа: выработка навыков безопасных действий при ураганах, бурях, смерчах и попадании в грозу. § Беседа: характеристика землетрясения и извержения вулканов и их опасности. § Практическая работа: вырабатывают навыки безопасных действий при землетрясении, в том числе при попадании под завал и при нахождении в зоне извержения вулкана. § Беседа: раскрытие смысла понятий «экология» и «экологическая культура». объяснение значения экологии для устойчивого развития общества. § Учебный диалог: раскрытие правил безопасного поведения при неблагоприятной экологической обстановке.
|
|||||
24. |
Чрезвычайные ситуации природного характера и их классификация. Правила поведения, необходимые для снижения риска встречи с дикими животными, порядок действий при встрече с ними. Порядок действий при укусах диких животных, змей, пауков, клещей и насекомых. Различия съедобных и ядовитых грибов и растений, правила поведения, необходимые для снижения риска отравления ядовитыми грибами и растениями. Практическая работа |
1 |
prosv.ru static/obzh |
||
25. |
Автономные условия, их особенности и опасности, правила подготовки к длительному автономному существованию. Порядок действий при автономном существовании в природной среде. Правила ориентирования на местности, способы подачи сигналов бедствия. Практическая работа |
1 |
prosv.ru static/obzh |
||
26. |
Правила выбора и оборудования места стоянки при туристическом походе |
1 |
prosv.ru static/obzh |
||
27. |
Природные пожары, их виды и опасности, факторы и причины их возникновения. Порядок действий при нахождении в зоне природного пожара. |
1 |
prosv.ru static/obzh |
||
28. |
Устройство гор и классификация горных пород, правила безопасного поведения в горах. Снежные лавины, их характеристики и опасности, порядок действий при попадании в лавину. Камнепады, их характеристики и опасности, порядок действий, необходимых для снижения риска попадания под камнепад. Сели, их характеристики и опасности, порядок действий при попадании в зону селя. Оползни, их характеристики и опасности, порядок действий при начале оползня. Учебный диалог |
1 |
prosv.ru static/obzh |
||
29. |
Общие правила безопасного поведения на водоёмах, правила купания в подготовленных и неподготовленных местах. Порядок действий при обнаружении тонущего человека. Правила поведения при нахождении на плавсредствах. Правила поведения при нахождении на льду, порядок действий при обнаружении человека в полынье. |
1 |
prosv.ru static/obzh |
||
30. |
Наводнения, их характеристики и опасности, порядок действий при наводнении. Цунами, их характеристики и опасности, порядок действий при нахождении в зоне цунами. Учебный диалог |
1 |
prosv.ru static/obzh |
||
31. |
Ураганы, бури, смерчи, их характеристики и опасности. Порядок действий при ураганах, бурях и смерчах. Грозы, их характеристики и опасности. Порядок действий при попадании в грозу. Практическая работа |
1 |
prosv.ru static/obzh |
||
32. |
Землетрясения и извержения вулканов, их характеристики и опасности. Порядок действий при землетрясении, в том числе при попадании под завал. Порядок действий при нахождении в зоне извержения вулкана. Учебный диалог |
1 |
prosv.ru static/obzh |
||
33. |
Смысл понятий «экология» и «экологическая культура». Значение экологии для устойчивого развития общества. Правила безопасного поведения при неблагоприятной экологической обстановке. Беседа |
1 |
prosv.ru static/obzh |
||
34. |
Контроль и проверка результатов обучения |
1 |
|
||
Тематическое планирование учебного предмета
(с учетом рабочей программы воспитания)
9 класс (34 ч)
№ п/п |
Тема |
Количество часов |
Электронные (цифровые) образовательные ресурсы |
||
МОДУЛЬ № 6 «ЗДОРОВЬЕ И КАК ЕГО СОХРАНИТЬ. ОСНОВЫ МЕДИЦИНСКИХ ЗНАНИЙ» (10 ч) § Установление доверительных отношений между учителем и его учениками, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности. § Побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками), принципы учебной дисциплины и самоорганизации. § Привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения. § Беседа: раскрытие смысла понятий «здоровье» и «здоровый образ жизни» и их содержание, объяснение значение здоровья для человека. Характеристика факторов, влияющих на здоровье человека. § Беседа: раскрытие содержание элементов здорового образа жизни, объясняют пагубность вредных привычек. Обоснование личной ответственности за сохранение здоровья. § Практическая работа: моделирование реальных ситуаций и решение ситуационных задач. § Беседа: Раскрытие понятия «инфекционные заболевания», «неинфекционные заболевания», объяснение причины их возникновения. Характеристика механизмом распространения инфекционных заболеваний, вырабатывают навыки соблюдения мер их профилактики и защиты от них. § Учебный диалог: выработка навыков безопасных действий при возникновении чрезвычайных ситуаций биолого-социального происхождения (эпидемия, пандемия). Характеристика основных мероприятий проводимых государством по обеспечению безопасности населения при угрозе и во время чрезвычайных ситуаций биолого-социального происхождения. § Беседа: характеристика факторов риска неинфекционных заболеваний. Выработка навыков соблюдения мер профилактики неинфекционных заболеваний и защиты от них. Объяснение назначение диспансеризации и раскрытие её задач. § Беседа: раскрытие понятия «психическое здоровье» и «психологическое благополучие». Характеристика современных моделей психического здоровья и здоровой личности. § Учебный диалог: Объяснение понятия «стресс» и его влияние на человека. Выработка навыков соблюдения мер профилактики стресса, раскрывают способы самоконтроля и саморегуляции эмоциональных состояний. § Учебный диалог: раскрытие понятие «первая помощь» и её содержание. Анализ универсального алгоритма оказания первой помощи. Характеристика назначение и состав аптечки первой помощи. § Практическая работа: выработка навыков действий при оказании первой помощи в различных ситуациях. Характеризуют приёмы психологической поддержки пострадавшего. |
|||||
1. |
Смысл понятий «здоровье» и «здоровый образ жизни», их содержание и значение для человека. Факторы, влияющие на здоровье человека, опасность вредных привычек. Элементы здорового образа жизни, ответственность за сохранения здоровья. Беседа |
1 |
prosv.ru static/obzh |
||
2. |
Понятие «инфекционные заболевания», причины их возникновения. Механизм распространения инфекционных заболеваний, меры их профилактики и защиты от них. Порядок действий при возникновении чрезвычайных ситуаций биолого-социального происхождения (эпидемия, пандемия). Мероприятия, проводимые государством по обеспечению безопасности населения при угрозе и во время чрезвычайных ситуаций биолого-социального происхождения. Беседа |
1 |
https://resh.edu.ru/subject/lesson/5824/start/98883/ |
||
3. |
Понятие «неинфекционные заболевания» и их классификация, факторы риска неинфекционных заболеваний. Меры профилактики неинфекционных заболеваний и защиты от них. Диспансеризация и её задачи. Беседа |
1 |
prosv.ru static/obzh |
||
4. |
Понятия «психическое здоровье» и «психологическое благополучие», современные модели психического здоровья и здоровой личности. Стресс и его влияние на человека, меры профилактики стресса, способы само- контроля и саморегуляции эмоциональных состояний. Беседа |
1 |
prosv.ru static/obzh |
||
5. |
Понятие «первая помощь» и обязанность по её оказанию, универсальный алгоритм оказания первой помощи. Назначение и состав аптечки первой помощи. Порядок действий при оказании первой помощи в различных ситуациях, приёмы психологической поддержки пострадавшего. Практическая работа |
1 |
https://resh.edu.ru/subject/lesson/5835/start/120309/
|
||
6. |
Порядок действий оказания первой помощи при травмах опорно-двигательного аппарата |
1 |
https://resh.edu.ru/subject/lesson/4984/start/109565/ |
||
7. |
Порядок действий оказания первой помощи при ожогах, обморожении, тепловом и солнечном ударах. |
1 |
https://resh.edu.ru |
||
8. |
Правила проведения сердечно-легочной реанимации |
1 |
https://resh.edu.ru |
||
9. |
Порядок действий при проведении сердечно-легочной реанимации |
1 |
https://resh.edu.ru |
||
10. |
Правила наложения повязок и транспортировки пострадавших |
1 |
https://resh.edu.ru |
||
МОДУЛЬ № 7 «БЕЗОПАСНОСТЬ В СОЦИУМЕ» (6 ч) § Установление доверительных отношений между учителем и его учениками, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности. § Побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками), принципы учебной дисциплины и самоорганизации. § Привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения. § Беседа: характеристика общения и объяснение его значение для человека. Анализ способов организации эффективного и позитивного общения. § Беседа: раскрытие приёмов и выработка навыков соблюдения правил безопасной межличностной коммуникации и комфортного взаимодействия в группе. Раскрытие признаков конструктивного и деструктивного общения. § Практическая работа: моделирование реальных ситуаций и решение ситуационных задач. § Беседа: раскрытие понятия «конфликт» и характеристика стадий его развития, факторы и причины развития. Анализ условия и ситуации возникновения межличностных и групповых конфликтов. § Беседа: характеристика безопасных и эффективных способов избегания и разрешения конфликтных ситуаций. Выработка навыков соблюдения правил поведения для снижения риска конфликта и безопасных действий при его опасных проявлениях. § Беседа: характеристика способов разрешения конфликта с помощью третьей стороны (модератора). Анализ опасных форм проявления конфликта: агрессия, домашнее насилие и буллинг. § Беседа: характеристика манипуляции в ходе межличностного общения. Раскрытие приёмов распознавания манипуляций и анализируют способы противостояния ей. § Беседа: раскрытие приёмов распознавания противозаконных проявлений манипуляции (мошенничество, вымогательство, подстрекательство к действиям, которые могут причинить вред жизни и здоровью, и вовлечение в преступную, асоциальную или деструктивную деятельность) и анализируют способы защиты от них. § Беседа: характеристика современных молодёжных увлечений и опасности, связанные с ними, раскрывают правила безопасного поведения. Выработка навыков соблюдения правил безопасной коммуникации с незнакомыми людьми.
|
|||||
35. |
Общение и его значение для человека, способы организации эффективного и позитивного общения. Приёмы и правила безопасной межличностной коммуникации и комфортного взаимодействия в группе. Признаки конструктивного и деструктивного общения. Беседа |
1 |
https://resh.edu.ru/subject/lesson/1091/ |
||
36. |
Понятие «конфликт» и стадии его развития, факторы и причины развития конфликта. Условия и ситуации возникновения межличностных и групповых конфликтов, безопасные и эффективные способы избегания и разрешения конфликтных ситуаций. Правила поведения для снижения риска конфликта и порядок действий при его опасных проявлениях. Беседа |
1 |
https://resh.edu.ru/subject/lesson/794/ |
||
37. |
Способ разрешения конфликта с помощью третьей стороны (модератора). Опасные формы проявления конфликта: агрессия, домашнее насилие и буллинг. Беседа |
1 |
https://resh.edu.ru/subject/lesson/5842/start/84834/ |
||
38. |
Манипуляции в ходе межличностного общения, приёмы распознавания манипуляций и способы противостояния ей. Беседа |
1 |
https://resh.edu.ru |
||
39. |
Приёмы распознавания противозаконных проявлений манипуляции (мошенничество, вымогательство, подстрекательство к действиям, которые могут причинить вред жизни и здоровью, и вовлечение в преступную, асоциальную или деструктивную деятельность) и способы защиты от них. Беседа |
1 |
https://resh.edu.ru |
||
40. |
Современные молодёжные увлечения и опасности, связанные с ними, правила безопасного поведения. Правила безопасной коммуникации с незнакомыми людьми. Учебный диалог |
1 |
https://resh.edu.ru/subject/lesson/3341/start/ |
||
41. |
Контроль и проверка результатов обучения |
1 |
|
||
МОДУЛЬ № 8 «БЕЗОПАСНОСТЬ В ИНФОРМАЦИОННОМ ПРОСТРАНСТВЕ» ( 5 ч) § Установление доверительных отношений между учителем и его учениками, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности. § Побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками), принципы учебной дисциплины и самоорганизации. § Привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения. § Беседа: раскрытие понятия «цифровая среда», её характеристики и приведение примеров информационных и компьютерных угроз. § Беседа: объяснение положительных возможностей цифровой среды. § Беседа: характеристика рисков и угроз при использовании Интернета. § Беседа: анализ общих принципов безопасного поведения, необходимый для предупреждения возникновения сложных и опасных ситуаций в личном цифровом пространстве. § Практическая работа: моделирование реальных ситуаций и решение ситуационных задач. § Беседа: характеристика опасных явлений цифровой среды. Классификация и анализ вредоносных программ и приложений и их разновидностей. § Учебный диалог: выработка навыков соблюдения правил кибергигиены для предупреждения возникновения сложных и опасных ситуаций в цифровой среде. § Беседа: характеристика основных видов опасного и запрещённого контента в Интернете и характеристика его признаков. Раскрытие приёмов распознавания опасностей при использовании Интернета. Характеризуют противоправные действия в Интернете. § Учебный диалог: выработка навыков соблюдения правил цифрового поведения, необходимых для предотвращения рисков и угроз при использовании Интернета (кибербуллинга, вербовки в различные организации и группы). § Беседа: характеристика деструктивных течений в Интернете, их признаки и опасности. Выработка навыков соблюдения правил безопасного использования Интернета, необходимых для предотвращения рисков и угроз вовлечения в различную деструктивную деятельность. |
|||||
42. |
Понятие «цифровая среда», её характеристики и примеры информационных и компьютерных угроз, положительные возможности цифровой среды. Риски и угрозы при использовании Интернета. Общие принципы безопасного поведения, необходимые для предупреждения возникновения сложных и опасных ситуаций в личном цифровом пространстве. Беседа |
1 |
https://resh.edu.ru |
||
43. |
Опасные явления цифровой среды: вредоносные программы и приложения и их разновидности. Правила кибергигиены, необходимые для предупреждения возникновения сложных и опасных ситуаций в цифро- вой среде. Беседа |
1 |
https://resh.edu.ru |
||
44. |
Основные виды опасного и запрещённого контента в Интернете и его признаки, приёмы распознавания опасностей при использовании Интернета. Противоправные действия в Интернете. Правила цифрового поведения, необходимого для предотвращения рисков и угроз при использовании Интернета (кибербуллинга, вербовки в различные организации и группы). Беседа |
1 |
https://resh.edu.ru |
||
45. |
Деструктивные течения в Интернете, их признаки и опасности. Беседа |
1 |
https://resh.edu.ru |
||
46. |
Правила безопасного использования Интернета по предотвращению рисков и угроз вовлечения в различную деструктивную деятельность. Беседа |
1 |
https://resh.edu.ru |
||
МОДУЛЬ № 9 «ОСНОВЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЭКСТРЕМИЗМУ И ТЕРРОРИЗМУ» (7 ч) § Установление доверительных отношений между учителем и его учениками, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности. § Побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками), принципы учебной дисциплины и самоорганизации. § Привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения. § Беседа: объяснение понятий «экстремизм» и «терроризм», раскрытие их содержание, характеристика причин, возможные варианты проявления и их последствия. § Беседа: раскрытие целей и форм проявления террористических актов, характеристика их последствий. § Беседа: раскрытие основ общественно-государственной системы, роль личности в противодействии экстремизму и терроризму. § Беседа: объяснение уровней террористической опасности и цели контртеррористической операции. § Беседа: характеристика признаков вовлечения в террористическую деятельность. § Учебный диалог: выработка навыков соблюдения правил антитеррористического поведения и безопасных действий при обнаружении признаков вербовки. § Учебный диалог: анализ признаков угроз и подготовки различных форм терактов, объяснение признаков подозрительных предметов. Выработка навыков безопасных действий при их обнаружении. § Практическая работа: моделирование реальных ситуаций и решение ситуационных задач. § Беседа: характеристика правил безопасного поведения в условиях совершения теракта. § Практическая работа: выработка навыков безопасных действий в условиях совершения терактов (нападение террористов и попытка захвата заложников, попадание в заложники, огневой налёт, наезд транспортного средства, подрыв взрывного устройства). |
|||||
47. |
Понятия «экстремизм» и «терроризм», их содержание, причины, возможные варианты проявления и последствия. |
1 |
https://resh.edu.ru/subject/lesson/4012/start/228635/ |
||
48. |
Цели и формы проявления террористических актов, их последствия, уровни террористической опасности. Беседа |
1 |
https://resh.edu.ru/subject/lesson/4012/start/228635/ |
||
49. |
Основы общественно-государственной системы противодействия экстремизму и терроризму, контртеррористическая операция и её цели. Беседа |
1 |
https://resh.edu.ru |
||
50. |
Признаки вовлечения в террористическую деятельность, правила антитеррористического поведения. Беседа |
1 |
https://resh.edu.ru |
||
51. |
Признаки угроз и подготовки различных форм терактов, порядок действий при их обнаружении. Практическая работа |
1 |
https://resh.edu.ru/subject/lesson/3977/start/104294/ |
||
52. |
Правила безопасного поведения в условиях совершения теракта. Практическая работа |
1 |
https://resh.edu.ru/subject/lesson/3342/start/ |
||
53. |
Порядок действий при совершении теракта (нападение террористов и попытка захвата заложников, попадание в заложники, огневой налёт, наезд транспортного средства, подрыв взрывного устройства). Практическая работа |
1 |
https://resh.edu.ru/subject/lesson/3342/start/ |
||
МОДУЛЬ № 10 «ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЛИЧНОСТИ, ОБЩЕСТВА И ГОСУДАРСТВА В ОБЕСПЕЧЕНИИ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНИ И ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ» (4 ч) § Установление доверительных отношений между учителем и его учениками, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности. § Побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками), принципы учебной дисциплины и самоорганизации. § Привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения. § Беседа: раскрытие классификации чрезвычайных ситуаций по масштабам и последствиям. § Беседа: раскрытие назначение, основных задач и структур единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС). § Беседа: характеристика роли государственных служб в обеспечении безопасности жизни и здоровья населения, изучение порядка взаимодействия с ними. § Беседа: анализ места и роли общественных организаций в системе обеспечения безопасности жизни и здоровья населения. § Беседа: объяснение прав и обязанностей граждан Российской Федерации в области безопасности в условиях чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени. § Беседа: объяснение роли антикоррупционного поведения в обеспечении общественной и государственной безопасности. § Практическая работа: моделирование реальных ситуаций и решение ситуационных задач. § Беседа: раскрытие порядка информирования и оповещения населения о чрезвычайных ситуациях. § Практическая работа: выработка навыков безопасных действий при получении сигнала «Внимание всем!», в том числе при авариях с выбросом химических и радиоактивных веществ. § Практическая работа: изучение средств индивидуальной и коллективной защиты населения, выработка навыков пользования фильтрующим противогазом. § Беседа: объяснение порядка действий населения при объявлении эвакуации. |
|||||
54. |
Классификация чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Общественные институты и их место в системе обеспечения безопасности жизни и здоровья населения. Права, обязанности и роль граждан Российской Федерации в области защиты населения от чрезвычайных ситуаций. Антикоррупционное поведение как элемент общественной и государственной безопасности. |
1 |
https://resh.edu.ru/subject/lesson/4814/start/103508/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/3333/start/
|
||
55. |
Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), её задачи, структура, режимы функционирования. Государственные службы обеспечения безопасности, их роль и сфера ответственности, порядок взаимодействия с ними. |
1 |
https://resh.edu.ru/subject/lesson/5474/start/120278/ |
||
56. |
Информирование и оповещение населения о чрезвычайных ситуациях, система ОКСИОН. Сигнал «Внимание всем!», порядок действий населения при его получении, в том числе при авариях с выбросом химических и радиоактивных веществ. Эвакуация населения в условиях чрезвычайных ситуаций, порядок действий населении при объявлении эвакуации. |
1 |
https://resh.edu.ru/subject/lesson/5826/start/148494/ |
||
57. |
Средства индивидуальной и коллективной защиты населения, порядок пользования фильтрующим противогазом. |
1 |
https://resh.edu.ru |
||
58. |
Контроль и проверка результатов обучения |
1 |
|
||
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.