КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
на 2021 / 2022 учебный год
по предмету «БИОЛОГИЯ» для обучающихся 11 клАССА
уровень изучения – базовый
Учитель: САХАРОВА С.Н.
№ п\п |
Перечень разделов, тем (с учетом последовательности их изучения) |
Содержание раздела, темы (основные понятия, формируемые умения) |
Предметные результаты |
Метапредметные результаты Личностные результаты |
Сроки |
Домашнее задание |
Эволюция органического мира (22 ч) |
||||||
1. |
Первое эволюционное учение. Ж.Б.Ламарк
|
Развитие биологии в додарвиновский период. Господство в науке представлений об «изначальной целесообразности» и неизменности живой природы. |
Овладение научной терминологией, овладение умением объяснять вклад Ж.Б.Ламарка развитие теории эволюции |
М: Формирование учебно-познавательного интереса к новому материалу Л: Осознание важности изучения курса общей биологии, формирование познавательных интересов |
|
|
2. |
Возникновение и развитие теории Ч.Дарвина
|
Развитие биологии в додарвиновский период. Господство в науке представлений об «изначальной целесообразности» и неизменности живой природы. |
овладение умением объяснять вклад Ч.Дарвина развитие теории эволюции
|
М: развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение; Л: формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий |
|
|
3. |
Синтетическая теория эволюции. Доказательства эволюции
|
Доказательства эволюции. |
Овладение умением приводить доказательства родства живых организмов
|
М: задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром; строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; Л: формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий |
|
|
4. |
Вид и его критерии. Популяция- элементарная единица эволюции. |
Вид. Критерии вида. Популяция.
|
Овладение умением и навыками постановке биологических экспериментов и объяснение их результатов, умением описывать особей одного вида по морфологическому критерию
|
М: самостоятельно контролировать свое время, адекватно оценивать правильность своих действий, вносить коррективы Л: соблюдать технику безопасности, самостоятельно проводить работу, делать умозаключения развитие внимательности собранности и аккуратности |
|
|
5. |
ЛР № 1 «Изучение морфологического критерия вида» Эволюционные факторы: изоляция, дрейф генов.
|
Дрейф генов и изоляция как эволюционные факторы. |
Овладение умение объяснять эволюционные факторы
|
М: формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, Л: самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений |
|
|
6. |
Роль изменчивости в эволюционном процессе
|
Роль изменчивости в эволюционном процессе. |
Овладение умением выявлять изменчивость организмов
|
М: развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение; Л: самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений |
|
|
7. |
Л/р №2 «Изменчивость организмов»
|
|
Овладение умением и навыками постановке биологических экспериментов и объяснение их результатов
|
М: самостоятельно контролировать свое время, адекватно оценивать правильность своих действий, вносить коррективы Л: соблюдать технику безопасности, самостоятельно проводить работу, делать умозаключения развитие внимательности собранности и аккуратности |
|
|
8. |
Естественный отбор и его формы
|
Естественный отбор- направляющий фактор эволюции. Формы естественного отбора в популяциях |
Овладение умением сравнивать естественный и искусственн ый отбор
|
М: задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром; строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; Л: устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение
|
|
|
9. |
Видообразование-как результат микроэволюции
|
Видообразование.
|
Овладение умением объяснять причины эволюции
|
М: развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
Л: устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение |
|
|
10. |
Приспособленность организмов.
|
Приспособленность организмов к среде обитания как результат действия естественного отбора. Изучение приспособленности организмов к среде обитания. |
Овладение умением выявлять приспособленность организмов к среде обитания
|
М: самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений Л: устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение
|
|
|
11. |
Основные направления макроэволюции Лабораторная работа №3 «Приспособленность организмов к среде обитания»
|
Главные направления эволюционного процесса. Биологический прогресс и биологический регресс (А.Н.Северцов). Пути достижения биологического прогресса. Схемы соотношения путей прогрессивной биологической эволюции. |
Овладение умением объяснять причины эволюции
|
М: задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром; строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; Л: устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение |
|
|
12. |
Развитие представлений о возникновении жизни на Земле
|
Развитие представлений о происхождении жизни. Современные взгляды на возникновение жизни.
|
Овладение умением анализировать гипотезы возникновения жизни
|
М: овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов Л: оценивать ответы одноклассников, осуществлять расширенный поиск информации формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий |
|
|
13. |
Современные гипотезы о возникновении жизни. Гипотеза Опарина.
|
|
Овладение умением анализировать гипотезы возникновения жизни
|
М: развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение Л: оценивать ответы одноклассников, осуществлять расширенный поиск информации формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий |
|
|
14. |
Развитие жизни в архее и протерозое
|
Развитие жизни на Земле в архейскую и протерозойскую эры. Первые следы жизни на Земле. Появление всех современных типов беспозвоночных животных. Первые хордовые. Развитие водных растений.
|
Знания о возникновение жизни в архее и протерозое
|
М: задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром; строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей Л: устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение |
|
|
15. |
Развитие жизни в палеозое
|
Развитие жизни в палеозойскую эру. Эволюция Растений; появление первых сосудистых растений; папоротники, голосеменные растения. Возникновение позвоночных: рыбы, земноводные, пресмыкающиеся. Репродукции картин, отражающих фауну и флору различных эр и периодов.
|
Знания о возникновение жизни в палеозое
|
М: формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах Л: самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений |
|
|
16. |
Развитие жизни в мезозойскую и кайнозойскую эру.
|
Развитие жизни на Земле в мезозойскую эру. Появление и распространение покрытосеменных растений. Возникновение птиц и млекопитающих. Вымирание древних голосеменных и пресмыкающихся.. Схемы развития царств живой природы. Окаменелости, отпечатки растений в древних породах |
Знания о развитие жизни в мезозое и кайнозое
|
М: задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром; строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; Л: устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение |
|
|
17. |
Многообразие органического мира. Принципы систематики
|
|
Овладение умением классифицировать живые организмы
|
М: развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение; Л: мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода; |
|
|
18. |
Гипотезы происхождения человека. Доказательства происхождения человека от животных.
|
Место человека в живой природе. Систематическое положение вида Homosapiens в системе животного вида. Стадии эволюции человека: древнейший человек, древний человек, первые современные люди. Модели скелетов человека и позвоночных животных. |
Овладение умением сравнивать различные гипотезы, делать выводы
|
М: овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов Л: оценивать ответы одноклассников, осуществлять расширенный поиск информации формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий |
|
|
19. |
Эволюция человека
|
Основные этапы эволюции приматов. Первые представители рода Человек. |
Овладение умением характеризовать этапы эволюции человека
|
М: задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром; строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; Л: устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение |
|
|
20. |
Эволюция человека
|
Появление человека разумного. |
Овладение умением характеризовать этапы эволюции человека
|
М: развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение; Л: устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение |
|
|
21. |
Человеческие расы
|
Свойства человека как биосоциального существа. Движущие силы антропогенеза. Ф. Энгельс о роли труда в процессе превращения обезьяны в человека. Взаимоотношение социального и биологического в эволюции человека |
Овладение умением характеризовать расы человека
|
М: формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, Л: мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода; |
|
|
22. |
Тест по теме «Эволюция органического мира»
|
Обобщение и повторение вопросов темы «Развитие органического мира». |
|
М: овладение навыками самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий; Л: формирование ценностных отношений к результатам обучения |
|
|
Основы экологии (13 ч) |
||||||
23. |
Экология как наука. Основные среды жизни.
|
Предмет и задачи экологии. Экологические факторы среды. Интенсивность действия фактора среды; ограничивающий фактор. |
Овладение научной терминологией, способность различать понятийный смысл
|
М: формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, Л: устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение |
|
|
24 |
Экологические факторы. |
Абиотические факторы среды. Роль температуры, освещенности, влажности и других факторов в жизнедеятельности сообществ. |
Овладение научной терминологией, способность различать понятийный смысл
|
М: формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, Л: устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение |
|
|
25. |
Законы экологии. Взаимодействие популяций.
|
Взаимодействие факторов среды, пределы выносливости. Биотические факторы среды. Конкуренция, хищничество, паразитизм, комменсализм, нейтрализм |
Объяснять законы экологии
|
М: развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
Л: мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода; |
|
|
26. |
Сообщества. Поток энергии в сообществах.
|
Сообщества. Экосистемы.
|
Выделять существенные признаки экосистем
|
М: задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром; строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; Л: устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение |
|
|
27. |
Свойства сообществ. Смена сообществ.
|
Устойчивость, саморегуляция. Смена биоценозов. Причины смены биоценозов; формирование новых сообществ. |
Овладение умением объяснять причины устойчивости и смены экосистем
|
М: формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, Л: мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода; |
|
|
28. |
Искусственные экосистемы .
|
Агроценозы. |
Овладение умением сравнивать естественные и искусственные экосистемы
|
М: развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение; Л: устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение |
|
|
29. |
Применение экологических знаний в практической деятельности человека
|
Применение экологических знаний в практической деятельности человека. |
Овладение умением объяснять о значении экологических знаний в практической деятельности человека
|
М: задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром; строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; Л: сформированность познавательных интересов и интеллектуальных способностей учащихся; |
|
|
31. |
Состав и функции биосферы
|
Состав и функции биосферы. |
Характеризовать содержание учения В.И. Вернандского
|
М: развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение; Л: устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение
|
|
|
32. |
Круговорот химических элементов
|
Круговорот химических элементов. |
Овладение умением выделять существенные признаки процесса круговорота веществ
|
М: формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, Л: сформированностьпознавательных интересов и интеллектуальных способностей учащихся;
|
|
|
33. |
Итоговая контрольная работа |
|
|
М: овладение навыками самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий; |
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.